Некоторые аспекты технологии развивающего обучения воспитанников шахматной игре.
методическая разработка

       То, что шахматы развивают умственные способности, фантазию ребенка, думаю, с этим никто спорить не будет. Также с тем, что шахматы – ценнейшее и очень сильное воспитательное средство и являются идеальным материалом для развития творческого мышления, тренировки памяти.

       Шахматы формируют и совершенствуют такие черты характера, как решительность, выдержка, терпение, сосредоточенность, трудолюбие, усидчивость, способность к риску. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера.

     Занятия шахматами способствуют повышению усвоения и учебного материала в школе.  В этом актуальность и важность для всего общества развитие популярности шахмат. 

     Шахматы по своему содержанию находятся между спортом, искусством и наукой

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Некоторые аспекты технологии развивающего обучения детей шахматной игре»

                         


То, что шахматы развивают умственные способности, фантазию ребенка, думаю, с этим никто спорить не будет. Также с тем, что шахматы – ценнейшее и очень сильное воспитательное средство и являются идеальным материалом для развития творческого мышления, тренировки памяти. Шахматы формируют и совершенствуют такие черты характера, как решительность, выдержка, терпение, сосредоточенность, трудолюбие, усидчивость, способность к риску. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера. Занятия шахматами способствуют повышению усвоения и учебного материала в школе.  В этом актуальность и важность для всего общества развитие популярности шахмат.  

Шахматы по своему содержанию находятся между спортом, искусством и наукой.

   Некоторые аспекты технологии развивающего обучения воспитанников шахматной игре.

Педагогическая технология – это заранее спроектированный учебный процесс в совокупности способов и приемов, форм взаимосвязанной деятельности педагога и ребёнка, обеспечивающий эффективность функционирования педагогической системы и достижения четко поставленных педагогических целей.

Цели обучения всегда подразумевают сдвиги во внутреннем состоянии учащегося, в его интеллектуальном развитии, ценностных ориентациях и т.д. Между тем, судить о результатах обучения, то есть о достижении целей, можно лишь по внешним проявлениям – по внешне выраженной деятельности ученика, ее продуктам (ответу, решению задач и т.д.).

Общие способы и правила четкой формулировки и упорядочения педагогических целей разработаны Б.С. Блумом и широко используются при планировании обучения и оценке его результатов. На основе классификации целей обучения Б.С. Блума[1], считаю, можно сформулировать педагогические цели технологии обучения игре в шахматы детей (табл.1).

Таблица1

  Уровни учебных целей

по Б.С. Блуму.

Действия воспитанника, свидетельствующие о

 достижении  данного уровня

1.  Знание

Эта  категория обозначает  запоминание и  воспроизведение изученного материала.

  • Воспроизводит:
  • названия фигур их обозначения и ходы; шахматные термины и определения; шахматную нотацию;
  • основные  правила  игры;  правила разыгрывания дебютов.

2.  Понимание

Показателем понимания может служить преобразование материала из одной формы выражения – в другую, интерпретация материала,

предположение о дальнейшем ходе явлений, событий.

•  Объясняет: целесообразность соблюдения правил игры в дебюте; ошибочные и верные ходы.

•  Преобразует реальные шахматные позиции в графические и знаковые модели и обратно. Записывает шахматные партии и воспроизводит партии по записи.

•  Предвидит развитие шахматных  

позиций (форсированные варианты).

•  Предсказывает результат партии на основании

оценки позиции.

3.  Применение

Эта категория обозначает  умение использовать изученный материал  в  конкретных условиях  и  новых ситуациях.

•  Применяет знания – правила, тактические приемы

 и т.д. – при решении аналогичных шахматных задач:

 1) на реальных шахматах, 2) на графических моделях.

•  Решает многоходовые задачи по заданному алгоритму: 1) вербальному, 2) знаковому.  

•  Использует знания в новых ситуациях в

практической игре.

4.  Анализ

Эта категория обозначает умение разбить материал  на оставляющие  так, чтобы  ясно  выступала структура.

 Оценивает значимость фигуры в позиции.

•  Умеет вычленить в позиции существенные  

отношения между фигурами, способствующие

 решению задачи.  

•  Видит ошибки в игре соперника,

 следит за соблюдением правил игры.

5.  Синтез

Эта категория обозначает умение

комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной.

•  Предлагает план реализации преимущества.

 Умеет доводить партию до логического завершения.

•  Составляет позиции с заданной

внутренней закономерностью: 1) на реальных  

шахматах, 2) на графических моделях.

•  Дополняет искомую позицию недостающими

фигурами:

1)  на реальных шахматах, 2) на графических моделях.

•  Составляет схемы тактических приемов

6.  Оценка

Эта категория обозначает умение

оценивать значение того или иного материала

Оценивает позицию.  Оценивает возможность

 применения нового материала в практической

  игре: возможность применения тактического

 приема,  проведения  пешки,  постановки мата и др.

Данная технология обучения шахматам состоит из последовательности занятий, сгруппированных в четыре блока по предметному содержанию: основы шахматной игры, простейшие эндшпили,  игра в дебюте, тактические приемы.

 Подача учебного материала имеет три уровня сложности в зависимости от подготовленности воспитанника:

  • 1-й уровень (для тех, кто только начинает играть в шахматы): изучаются основы шахматной игры, простейшие эндшпили, основные правила игры в дебюте;
  • 2-й уровень (для тех, кто уже знает основы шахматной игры, основные правила игры в дебюте): простейшие эндшпили, игра в дебюте (на примере коротких партий), тактические приемы (в 2-3 хода по алгоритму.
  • 3-й уровень (для тех, кто уже достиг определенных результатов в игре в шахматы): простейшие эндшпили, игра в дебюте, тактические приемы (в 2-3 хода и 4-5 ходов по алгоритму).

 На каждом занятии учебная деятельность воспитанника организуется в форме: совместной работы ребёнка с педагогом, самостоятельной работы по заданию педагога, совместной работы детей в парах. Каждая новая тема изучается на реальных шахматах, основные положения фиксируются в виде диаграмм с графическим обозначением существенных отношений между фигурами в позиции и схем решения в виде алгоритмов.  Постепенно детям предлагается перейти от выполнения заданий на реальных шахматах к выполнению заданий на диаграммах

Определены следующие этапы обучения детей работе с графическими и знаковыми моделями:

На первом этапе обучения предъявляются различные способы замещения реальных шахмат – графические и знаковые модели. Воспитанники обучаются схематизировать шахматную доску и фигуры, осуществлять взаимопереходы между реальными шахматами и их графическими изображениями.  

На втором этапе воспитанники обучаются схематизировать ходы фигур: обозначать стрелкой на диаграмме направление движения фигуры, конкретный ход; использовать для фиксации хода шахматную нотацию.

На третьем этапе воспитанники обучаются схематизировать шахматные позиции, с графическим обозначением существенных отношений между фигурами и фиксацией решения первоначально графически (стрелкой на диаграмме), затем используя шахматную нотацию.

 На четвертом этапе воспитанники самостоятельно решают задачи на реальных шахматах, фиксируют решение графически и используя шахматную нотацию.  

На пятом этапе воспитанники выполняют задания и решают задачи на диаграммах, в том числе многоходовые по алгоритму. Они самостоятельно конструируют шахматные позиции в виде графической модели с заданной внутренней закономерность.

Таким образом, нельзя недооценивать значение шахмат в жизни ребёнка. Задачи, стоящие перед этой удивительной игрой, довольно широки и разнообразны:

а) образовательная - расширяет кругозор, пополняет знания, активизирует мыслительную деятельность воспитанников, учит ориентироваться на плоскости, тренирует логическое мышление и память, наблюдательность, внимание и т. п.;

б) воспитательная – вырабатывается у ребёнка настойчивость, выдержка, воля, спокойствие, уверенность в своих силах, стойкий характер;

в) творческая –  шахматы учат творчеству, поскольку в отличие от многих школьных дисциплин, в шахматах нет готовых ответов на все вопросы. Ребенок учится соотносить мыслительные процессы с практическими действиями, творчески применять полученные на занятиях знания, искать нетривиальные решения и создавать прекрасные комбинации на доске.

г) физическая – среди ребят, играющих в шахматы, часто бытует такая поговорка: «Чтобы гроссмейстером стать, надо много знать, постоянно физкультурой, спортом заниматься, ежедневно закаляться». Чтобы хорошо играть в шахматы, надо быть физически здоровыми.

д) Коррекционную — помогает гиперактивному малышу стать спокойнее, уравновешеннее, учит непоседу длительно сосредотачиваться на одном виде деятельности.

. 

Желаем удачи на пути к изучению, не побоюсь сказать, всечеловеческой любимой игры!


[1] Таксономия Блума Б.С.  применительно к познавательной сфере имеет  шесть  уровней (уровни учебных целей):  знание, понимание,  применение,  анализ,  синтез,  оценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект: технология развивающего обучения,урок биологии в режиме развивающего обучения.

Проект педагогический, раскрывающий актуализацию перехода преподования биологии на уровень развивающего, деятельностного обучения, где ученик является не обьектом, а субьектом учебного процесса, приме...

СТАТЬЯ "ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ"

Методическое сообщение об основных методах, применяющихся в педагогической технологии развивающего обучения. Статья основана на изучении методической литературы, систематизирует психолого-педагогическ...

Стратег основная образовательная программа дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности по обучению основ шахматной игры для учащихся 11 -15 лет Срок реализации 3 года

Обучение шахматам содействует  не только достижению уровня шахматной подготовки, но и формированию критичности мышления и объективности самооценки, развитию способности планировать собственные де...

«НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ВОСПИТАННИКА: ВОЗРАСТНАЯ ПЕРЕОЦЕНКА»

• Детское развитие имеет сложную организацию во времени: свой ритм, который не совпадаете ритмом времени (год в младенчестве не равен году жизни в отрочестве)....