Здоровьесберегающая организация учебного процесса
статья

Для подготовки и проведения урока, необходима профессиональная компетентность учителя в вопросах здоровьесберегающих образовательных технологий, в связи с чем, возникает необходимость в дополнительном повышении квалификации учителей любой специальности и работающих с разным контингентом обучающихся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchaya_organizatsiya.docx32.11 КБ

Предварительный просмотр:

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Чем легче учителю учить,

тем труднее ученикам учиться.

Чем труднее учителю,

тем легче ученику…….

                              Л.Н. Толстой

                                                                                       

Для подготовки и проведения урока, необходима профессиональная компетентность учителя в вопросах здоровьесберегающих образовательных технологий, в связи с чем, возникает необходимость в дополнительном повышении квалификации учителей любой специальности и работающих с разным контингентом обучающихся.

I. По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений  здоровья, с действием которых связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:

а) внешние факторы (за пределами образовательного учреждения):

- экология;  

- семья и микроклимат в ней;

- наследственность

- недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения   здоровья   детей ;

- круг общения, вредные привычки;

- питание;

б) внутренние факторы (в самом образовательном учреждении):

- стрессовая педагогическая тактика;

- несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;

- несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;

- интенсификация учебного процесса;

- функциональная неграмотность педагога в вопросах  охраны  и укрепления  здоровья;

II.Наиболее важными показателями рациональной организации учебно-воспитательного процесса, являются:

        Первое -  строгое соблюдение санитарно-гигиенических условий обучения в значительной мере предотвращает влияние неблагоприятных факторов учебного процесса на состояние здоровья детей и подростков.

         Во – вторых, для снятия зрительной нагрузки во время работы в тетради или за компьютером рекомендуется учащимся в течение всего урока, при первых симптомах усталости глаз, отводить взгляд вдаль на несколько секунд. После нескольких уроков у них формируется устойчивая привычка, которая в дальнейшем поможет сберечь остроту зрения.

         В – третьих,  структуру урока можно изменять в зависимости от вида и темы урока, этапов может быть различное количество, методов проведения может быть несколько, но приоритетным, остается выполнение таких условий: разнообразие видов деятельности, доброжелательная обстановка на уроке.

Очень интересными является проблемный метод и метод проектов. Они всегда ориентированы на самостоятельную деятельность обучающихся через организацию индивидуальной, парной, групповой форм работы. Ученик, анализируя фактический материал и оперируя им, расширяет и углубляет знания при помощи ранее усвоенной информации. А поэтапная смена деятельности данных методов не дает ребенку утомить свой организм.

         В–четвертых, контроль за позой учащихся во время занятий. С первых дней учебы в школе необходимо уделять внимание формированию правильной позы первоклассников, обучать детей самым простым приемам контроля рабочей позы во время занятий в школе и дома.

         В – пятых, проведение физкультминуток на уроках. Проведение физкультминуток (ФМ) - это эффективный способ поддержания работоспособности учащихся, поскольку во время ФМ обеспечивается отдых центральной нервной системы, а также скелетных мышц, испытывающих статическое напряжение из-за длительного сидения за партой. Для того чтобы физкультминутка оказывала универсальный профилактический эффект, она должна включать упражнения для различных групп мышц и для улучшения мозгового кровообращения. Продолжительность ФМ составляет 1,5-2 минуты, проводит их педагог, а методическую помощь в составлении комплексов упражнений оказывает преподаватель физкультуры. Комплексы упражнений, входящие в ФМ должны меняться, иначе они становятся фактором усиления монотонности. На уроках письма физкультминутки должны проводиться дважды за урок — на 15 и 25-й минуте, причем на одной из ФМ выполняются упражнения для снятия напряжения с кисти

В – шестых, это регулирование умственной нагрузки.

 Все выше перечисленные факторы и многие другие приводят к тому, что на сегодняшний день нам педагогам бесспорна необходимость здоровьесберегающих технологий и методик на своих уроках, направленных на воспитание элементарной культуры отношения к своему здоровью, формированию потребности умения и решимости творить свое здоровье.

Правило 1. Правильная организация урока

Во-первых,  это учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне.

Во-вторых, главной целью учителя, должно быть,  научить ученика учиться.  А для этого необходимо сформировать у него интерес, мотивацию к познанию, обучению.  

Каждый урок должен быть интересен. П.Я. Гальперин  пишет: «Известны случаи, когда даже маленькие дети в условиях обучения, построенного на интересе, легко выдерживают 10-12 часов ежедневных занятий без малейшего ущерба для здоровья. Губит здоровье детей тоска зеленая». Скучное обучение приводит к утомлению за значительно более короткое время.

Учитель может добиться интереса разными способами:

-  за счет формы подачи содержания учебного материала, который надо сделать более  привлекательным;

-  за счет личностных качеств учителя;

- взаимный интерес,  который подавляет утомление.

Правило 2. Использование каналов восприятия  

Особенности восприятия определяются одним из важнейших свойств индивидуальности – функциональной асимметрией мозга: распределением психических функций между полушариями. Существуют различные типы функциональной организации двух полушарий мозга в зависимости от того,  какое из них является доминирующим:

левополушарные люди – для них характерен словесно-логический стиль познавательных интересов, склонность к  абстрагированию и обобщению.

Необходимо на уроке:

ясные и четкие инструкции, изложение информации линейное: от  части к целому; неоднократное повторение, проверка выполнения задания, тишина на уроке.

правополушарные люди – у данного типа развито конкретно-образное мышление и воображение.

Необходимо на уроке: связь информации с практикой, анализ от целого к частному, задачи зрительно-пространственного анализа, творческие задания, эмоции, эксперименты,  речевой и музыкальный ритм.

равнополушарные люди - у данного типа отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий.

На основе предпочтительных  каналов восприятия информации различают:

- аудиальное восприятие;

- визуальное восприятие;

- кинестетическое восприятие.

Знание этих характеристик детей позволит педагогу излагать учебный материал на доступном для всех учащихся языке, облегчая процесс его  запоминания.

Правило 3. Учет  зоны работоспособности учащихся

Экспериментально  доказано, что биоритмологический оптимум работоспособности у школьников имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так  и в разные дни  учебной недели. Работоспособность зависит и от возрастных  особенностей детей. Характеристики работоспособности учащихся представлены на диаграммах.

Правило 4. Распределение  интенсивности  умственной деятельности.

При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются  своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности.

Эффективность усвоения знаний учащимися в течение урока такова:

5-25 минута – 80%

25-35 минута -  60-40% (слайд)

35-40 минута – 10%

Практически все исследователи сходятся  во мнении, что урок, организованный на основе  принципов здоровьесбережения, не должен  приводить к тому, чтобы учащиеся заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления.

Если правила здоровьесбережения недостаточно учитываются в организации и содержании самого процесса обучения, то возникает умственное переутомление школьников.

Утомление часто возникает в следующие периоды:

- начало учебного года и недели;

- возникает ежедневно к 3-4-му урокам;  (слайд)

- сначала проявляется слабо, а затем усиливается к концу учебного дня;

- окончание четверти, учебного года, недели.

О развитии утомляемости у школьников свидетельствуют:

  1. Шум в классе;
  2. Увеличение количества ошибок и время выполнения работы;
  3. Нетерпение, ерзанье в ожидании звонка;
  4. Изменение почерка;
  5. Потливость рук, покраснение лица;
  6. Жалобы на головную боль;
  7. Нервозность, агрессия;
  8. Ухудшение внимания;

Интенсивность умственной деятельности учащихся в ходе урока

1-й этап. Врабатывание- 5 мин.        

Относительно невелика        

Репродуктивная, переходящая в продуктивную. Повторение

2-й этап. Максимальная работоспособность        - 20-25  мин.        

Максимальное снижение на 15-й мин.        

Продуктивная, творческая, знакомство с новым материалом

3-й этап. Конечный порыв        -10-15 мин.        

Небольшое повышение работоспособности        

Репродуктивная, отработка узловых моментов пройденного.

Правило 5. Создание благоприятного психологического климата на уроке

Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой — появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.

Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.

Обучающиеся входят в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжения помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения.

          Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.

По окончании урока обучающиеся покидают класс с хорошим настроением, поскольку в течение этого времени отрицательные факторы практически отсутствовали.

Правило 6. Использование на уроках здоровьесберегающих  технологий:

Следует отметить, что все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:

  • технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;
  • технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;
  • разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.

Таким образом, здоровьесберегающие технологии – это образовательные технологии, соответствующие основным критериям:

- почему и для чего? – однозначное и строгое определение целей обучения;

- что? – отбор и структура содержания;

- как? – оптимальная организация учебного процесса;

- с помощью чего? – методы, приемы и средства обучения;

- кто? – реальный уровень квалификации учителя;

- так ли это? – объективные методы оценки результатов обучения.

Использование на уроках здоровьесберегающих   технологий – залог успешности учебно-воспитательного процесса. От каждого из нас, учителей, зависит состояние здоровья и душевного состояния  обучающихся.

Критерии здоровьесбережения на уроке, их краткая характеристика и уровни гигиенической рациональности урока представлены в таблице.

Правило 7. Организация и проведения двигательных перемен.

Необходимо для увеличения работоспособности и подавления утомляемости включать в урок физкультминутки, определять их место, содержание и длительность (лучше на 20-ой и 35-ой минутах урока , длительностью - 1 мин., состоящие из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого).Такой активный отдых призван решать целый ряд задач: предупреждение раннего умственного утомления и восстановление умственной работоспособности активизацией мозгового кровообращения и переключением внимания; устранение застойных явлений в кровообращении и дыхательной системе упражнениями в глубоком дыхании и в ритмичных чередованиях сокращений и расслаблений мышц, обеспечивающих аккомодацию глаза; устранение неблагоприятных последствий длительного растяжения и расслабления мышц спины, отвечающих за осанку и другое.

Основные современные требования к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий :

 - рациональная плотность урока (время, затраченное школьниками на учебную работу) должна составлять не менее 60 % и не более 75-80 %;

 - в содержательной части урока должны быть включены вопросы, связанные со здоровьем учащихся, способствующие формированию у обучающихся ценностей здорового образа жизни и потребностей в нем;

 - количество видов учебной деятельности (опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и т.д.) должно быть 4-7, а их смена осуществляться через 7-10 мин.;

 - в урок необходимо включать виды деятельности, способствующие развитию памяти, логического и критического мышления;

 - в течение урока должно быть использовано не менее 2-х технологий преподавания (при выборе технологий необходимо учитывать и то: способствуют ли они активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся);

 - обучение должно производиться с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися (аудиовизуальный, кинестетический и т.д.);

 - должен осуществляться контроль научности изучаемого материала;

 - необходимо формировать внешнюю и внутреннюю мотивацию деятельности учащихся;

 - необходимо осуществлять индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;

 - на уроке нужно создавать благоприятный психологический климат и обязательно ситуации успеха и эмоциональные разрядки, т.к. результат любого труда, а особенно умственного, зависит от настроения, от психологического климата – в недоброжелательной обстановке утомление наступает быстрее;

 - нужно включать в урок технологические приемы и методы, способствующие самопознанию, самооценке учащихся;

 - необходимо для увеличения работоспособности и подавления утомляемости включать в урок физкультминутки, определять их место, содержание и длительность (лучше на 20-ой и 35-ой минутах урока , длительностью - 1 мин., состоящие из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого).

 - необходимо производить целенаправленную рефлексию в течение всего урока и в итоговой его части.

Знание учителем основ здоровьесберегающей направленности в образовательном процессе позволит не только качественно  обучать детей, но и сохранить их здоровье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет "Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса".

Цель педсовета: совершенствование работы школы по сохранению и укреплению здоровья участников учебно-воспитательного процесса.Задачи:анализ деятельности коллектива школы по развитию здорового образа ж...

Педагогический совет "Здоровьесберегающая организация учебного процесса"

Работа данного педсовета направлена на оценку педагогической деятельности школы по формированию здорового образа жизни учащихся, сохранению и укреплению их здоровья....

Психофизиологические основы здоровьесберегающей организации учебного процесса

Психофизиологические основы здоровьесберегающей организации учебного процесса...

Разработка педагогичесого совета "Здоровьесберегающая организация учебного процесса"

Педагогически совет по теме "Здоровьесберегающая организация учебного процесса" включает в себя теоретический материал, презентацию и анкеты для педагогов по использованию здоровьесберегающей орг...

Здоровьесберегающая организация учебного процесса.

Факторы, влияющие на здоровье школьников.  Учебно-организационные факторы, влияющие на здоровье школьников и зависящие в большей степени от администрации....

Здоровьесберегающая организация учебного процесса в начальных классах.

Цель инновационных процессов в соответствии новыми Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования заключается не только в повышении качества образования, но и...