«Тяжкое бремя выбора и нравственное воспитание на уроках литературы».
опыты и эксперименты

Пальчикова Елена Владимировна

Есть учебные предметы, содержание которых не поддается формализации и стандартизации. Примерами могут быть уроки русского языка и литературы.
Уроки русского языка (как и любого другого предмета) призваны решать задачи обучения, определённые государственной программой, и задачи воспитания личности подрастающего поколения в неразрывном единстве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_pedsovet.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

«Тяжкое бремя выбора и нравственное воспитание на уроках литературы».

Порой  видишь и чувствуешь, что основная масса наших учеников просто по долгу службы отсиживает положенное на уроках. И когда готовишь урок, думаешь обо всём классе, и о каждом ученике в отдельности. Каждый ученик – это личность, каждый – целый мир!.. Есть ребята яркого ума, удивительной восприимчивости, пытливости, показывающие большую результативность, есть «засекреченные» мудрецы, остроумцы, люди необычной находчивости, а есть и равнодушные, высокомерные, бездумные. Учим мы всех, всех развиваем положительно. А ведь очень хочется, чтобы на уроках литературы учащиеся горевали или смеялись, удивлялись и возмущались, хочется научить ребят понимать поведение человека, самого себя, окружающих его людей, т.е. узнавать в литературных героях себе подобных, помочь ученику разрешить собственные проблемы средствами литературы, понять, что такое хорошо и плохо, искать ответы на вопросы. А для этого нужно создать условия, при которых ученик, ребёнок займет позицию соавтора.

  Моя тема по самообразованию «Тяжкое бремя выбора и нравственное воспитание на уроках литературы». Это путь отнюдь не прямой и ровный, как может показаться на первый взгляд – это путь исканий, открытий и потерь, так другой человек, другой идеологии из другого века сидит перед тобой. Его надо заинтересовать, ведь молодое поколение привыкло, что мир вращается вокруг него

Есть учебные предметы, содержание которых не поддается формализации и стандартизации. Примерами могут быть уроки русского языка и литературы.
Уроки русского языка (как и любого другого предмета) призваны решать задачи обучения, определённые государственной программой, и задачи воспитания личности подрастающего поколения в неразрывном единстве.

Уроки русского языка преследует цель «подготовить учащихся, грамотных в широком смысле слова». Итоговым результатом этой подготовки являются экзамены. Зачастую процесс подготовки к экзаменам представляет собой упорную тренировку в «механическом» или «машинальном» решении тестов и написании сочинений. При этом процесс воспитания медленно, но верно отходит на второй план. А ведь задачи воспитательного плана заключаются в необходимости воспитать личность с активной жизненной позицией, творчески мыслящую и действующую в интересах общества.
Поэтому воспитание нравственных качеств на уроках русского языка путем использования художественного текста – это не дань моде, а жизненная необходимость. Ведь общество нуждается в людях воспитанных, думающих, со всемерно развитым мышлением, творцах, новаторах. Дидактический материал должен обращать внимание учащихся на современные достижения, на новые открытия в науке и технике, на факты жизни выдающихся людей, на процессы воспитания воли, трудолюбия, на высокие нравственные качества.
Так уникальный  текст Леонида Жуховицкого об обострившихся межнациональных отношениях становится настолько интересен подросткам, что и после своих уроков, где-то в коридоре слышишь от ребят продолжение их обсуждений. Обсуждают – значит поняли, прониклись, поставили себя на место героя. Отрадно, что дети это понимают, ведь среди их знакомых тоже есть ребята, принадлежащие к другой нации. И они принимают их такими, какие они есть. Ведь совсем не важно, что у соседа иная форма глаз, носа и другой цвет волос. Главное – душа человека.
Практика показывает, что урок, на котором грамматика изучается на содержательном текстовом материале, обеспечивающем воспитательную функцию урока, оставляет в памяти учащихся более глубокий след, а навыки правописания, сформированные на нем, бывают обычно осознаннее и стабильнее, а значит – прочнее.
К уроку «Знаки препинания в СП» в 8 классах мною был подобран материал на тему «Руки трудовые»:

Встречается сутулый человек, и думаешь:
В труде он прожил век.
А, может, стал таким не оттого:
Поклоны спину сгорбили его?
Кто в том виной: подхалимаж иль труд?
Взгляни на руки: руки не соврут. 
(М.Сазонов)

И учащиеся рассуждают и по теме, ставят знаки препинания и рассуждают и о  руках, и о лене, и а труде. Именно такие уроки запоминаются.

Тематический подбор текстов к урокам русского языка – процесс длительный, требующий постоянного поиска, но творческий.
Ни для кого не секрет, что за последние годы интерес к литературе в обществе и интерес к литературе как школьному предмету катастрофически снизился. В наше время литература, которая всегда воспринималась как источник постижения мира, которую принято было называть «учебником жизни», перестала быть нужной, читательская аудитория значительно сократилась. К величайшему сожалению, как следствие этого, приходится наблюдать процесс духовного распада общества, крушение традиционных ценностей.
Главными ценностями для многих стали прагматизм, умение сделать карьеру, способность успешно вписаться в бизнес-структуры. Для этого, с их точки зрения, классическая литература не нужна, её ценностные ориентиры всё больше расходятся с ценностями современной жизни. 
Жить так, как предлагает русская литература, конечно же, труднее, но, безусловно, достойнее…
Уникальная и неповторимая русская литература способна воскресить понятие «нравственной личности», включающей в себя многие духовные качества человека: доброту и умение сочувствовать, гуманность и отзывчивость, совестливость и справедливость, честность и порядочность, вежливость и тактичность, ответственность, трудолюбие, уважение к окружающим и их труду, соблюдение норм поведения, любознательность, - и помочь решить многие нравственные проблемы нашего времени.

Самое главное на уроке – вызвать эмоциональный всплеск в душах детей, не позволять «душе лениться». Для этого можно и нужно привлекать такие средства воздействия, как музыка и живопись. Всё это способствует активизации процессов образования и нравственного воспитания.
Урок не должен сводться только к  беседе и лекциям, откровенного разговора, суть которых сводиться к разъяснению смысла моральных категорий и убеждению в необходимости следовать им.
На уроках необходимо использовать методы обучения, несущие практическую направленность, потому что знакомство с этическими категориями должно происходить в их житейских переплетениях, по «учебнику жизни». Это развивает стремление к нравственному действию.
Приёмы, используемые на уроках, должны быть направлены на то, чтобы учащиеся могли повернуться к проблеме «лицом», чтобы рождался диалог не учителя и ученика, а  ученика с самим собой, помогающий развивать самосознание, самооценку, личностную позицию (концепцию), способствующие углублённому проникновению в проблему художественного произведения.

К таким приемам относятся:
1.
пятиминутки – прологи, где ученикам предлагается осмыслить афоризм или стихотворение великого человека, посвящённого проблеме, поднимаемой в изучаемом на данный момент произведении

2. приём мыслительного штурма, где учащимся предлагается поразмыслить над притчами (древнерусский нравоучительный жанр), малоизвестными, но обязательно образными, яркими фактами из жизни, литературы, публицистики, которые лучше усваиваются, «западают в душу»;

3. проецирование моральных идей на собственную жизнь учащихся с учётом их возраста (предлагается поразмыслить над моральным выбором, принять решение и обосновать свою позицию). Начиная от сказки ребенок сталкивается с проблемой нравственного выбора, куда пойти, что выбрать, как поступить. Вот и идем вместе с героем, осуждаем или поддерживаем, отвечаем на вопрос: а я бы так смог?

4.
использование нестандартных уроков (например, уроки-концерты, благодатный материал для которых дает поэзия; или уроки-диспуты, например, по произведениям А.Чехова; уроки-размышления или уроки-дискуссии по проблемам современной литературы) также способствуют повышению интереса к предмету;

5. особое внимание, конечно, нужно уделять работе над сочинениями, которое снова возвращается в программы. Сочинение как вид работы показывает и интеллект человека, и его кругозор, и степень грамотности. В сочинениях разных жанров (литературный портрет героя, сочинение-рецензия, сочинение-очерк, сочинение стихотворение, сочинение-дневник, сочинение-письмо от имени какого-либо героя) ученики могут проявить свою индивидуальность, выразить точку зрения, позицию, которая может отличаться от общепринятой.


Преподавание литературы должно строиться не только на анализе произведения с учетом всех художественных особенностей. Конечно, важно, чтобы ученики открыли мастерство писателя, научились понимать классическую литературу. Но важнее – помочь им открыть мир, научить встречать и преодолевать трудности, решать нравственные проблемы.
Художественное произведение – это своеобразный мост между автором и читателем. Понимая точку зрения писателя, раскрывая проблемное содержание текста, ученик познает себя.

6. Прием ассоциации. Так на уроках при изучении небольших пообъему произведений, дети пытаются догадаться о чем будет произведение. Современный прозаик Б.Екимов «Ночь исцеления». Перед детьми только название рассказа. И их ассоциации. Потом читается рассказ до середины, до кульминации. И ученики выступают писателями, которые придумывают свое продолжение. Здесь и развитие устноу речи ребенка и приближение к реальности
А учитель – это проводник и помощник. Значит, главное для учителя литературы – построить разговор так, чтобы ученик с радостью последовал за ним в мир литературы. Через учебный диалог учителя и ученика происходит культурное, нравственное и духовное взаимообогащение учащихся и преподавателя.

На уроке важен психологический климат , и желаемое можно достичь в воспитательной области только через эмоции. Учителю порой нет необходимости количественно проверять, насколько он достиг воспитательной цели. Если во время урока учитель видит пустые глаза учеников, значит, урок проходит зря. «Не активностью поднятых рук, а активностью глаз определяю эффективность урока» - писал Е.Н. Ильин.
Разные классы, разные дети… Мы вместе учимся, открывая для себя что-то новое. Главное – вступить в диалог, ведь именно через него происходит культурное, нравственное и духовное взаимообогащение учащихся и учителя. 

Пытаюсь зажечь в них хотя бы свечу –
Не худшая все-таки участь.
Мне кажется, я их чему-то учу,
А это они меня учат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное воспитание на уроках литературы (из опыта работы)

В общественной атмосфере сегодняшнего дня очень важны вопросы нравственного воспитания. Эта проблема, от которой зависит будущее страны. Большая роль в воспитании нравственного человека отводится русс...

Нравственное воспитание на уроках литературы

Материал содержит выступление на педчтениях по нравственному воспитанию учащихся на уроках литературы + презентация ....

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы в условиях сельского социокультурного комплекса

В данной статье сделана попытка выявить духовно-нравственный потенциал уроков литературы как ресурс духовно-нравственного возрождения сельского социума....

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы

Задача учителя - воспитывать высокую духовно-нравственную культуру личности. Как можно решить эту задачу на уроках литературы при изучении произведений школьной программы? На каких произведениях акцен...

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы...

Личность учителя и нравственное воспитание на уроках литературы

Выступление на методобъединении из опыта работы...

Статья "Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы и русского языка, 5 класс

Размышления о  возможности воспитания учащихся на уроках литературы и русского языка посредством слова. Статья сопровождается электронным приложением. Материалы из опыта работы учителя русского я...