Развитие вербального интеллекта на уроках русского языка и литературы
статья

Пектубаева Алевтина Алексеевна

Главным  фактором развития интеллектуального потенциала учащихся является использование различных видов игр, а также задач в стихах и ребусах. Нацеленность обучения на помощь школьнику в его интеллектуальном развитии и саморазвитии, в становлении опыта самостоятельной познавательной деятельности и в нахождении путей самореализации осознается сегодня как задача первостепенной важности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx26.43 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ВЕРБАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И

ЛИТЕРАТУРЫ

Аннотация. Главным  фактором развития интеллектуального потенциала учащихся является использование различных видов игр, а также задач в стихах и ребусах. Нацеленность обучения на помощь школьнику в его интеллектуальном развитии и саморазвитии, в становлении опыта самостоятельной познавательной деятельности и в нахождении путей самореализации осознается сегодня как задача первостепенной важности.

Ключевые слова: вербальный интеллект; «метод ощущения»; «выборочное чтение»; тренировка внутреннего и внешнего голоса; игра со словами; скороговорки.

В современном образовании развитие вербального интеллекта учащихся  оказывается в центре внимания учителей, и целью педагогической деятельности является развитие положительной динамики самореализации обучающихся,  повышение уровня развития их исследовательского поведения,  интеллекта и креативности при изучении русского языка и литературы при помощи  исследовательских приемов, интеллектуальных игр.

Вербальный интеллект – это тот вид интеллекта, который позволяет анализировать и систематизировать полученную словесную информацию, а также воспроизводить ее в виде речевых сигналов. (4, с.584)

В течение дня в школе ребёнок общается со сверстниками, делится впечатлениями, отвечает на уроке на вопросы учителя, пересказывает тексты. Поэтому каждый урок – это не только сознательное творческое напряжение, приносящее радость открытия, но и работа ума. Такой труд вызывает интерес, познавательную активность, а, следовательно, и лучшее усвоение учебного материала. Ведь запоминается только то, что интересно, то, что добыто своим трудом. 

Бывают тексты, которые ребенок обязан прочесть по школьной программе, но не все произведения для него могут быть интересны и познавательны. Столкнувшись с этим, он пытается быстрее найти нужную ему информацию. В таком случае школьнику поможет «выборочное чтение»: поиск ключевых слов и предложений, просмотр заголовок, в которых раскрывается тема. Кроме того, понять основной смысл текста помогут картинки, схемы и таблицы.

Чтобы понять смысл прочитанного, ребенок должен читать, вдумываясь в каждое слово и не торопясь. Для этого используется «метод ощущения»: школьник читает конкретный текст, представляет пейзажи и образы героев из книги  и по своим ощущениям пересказывает произведение.  Если ребенок включает свое воображение, то он может услышать звук проливного дождя, треск горящих веток в костре, шелест листьев. Ребенок может попробовать прочитать вслух отрывок из книги и представить, какими будут голоса персонажей.  

Главным  фактором развития интеллектуального потенциала учащихся является использование различных видов игр: занимательных, дидактических, сюжетно-ролевых, а также задачи в стихах и ребусах.

На уроках русского языка и литературы наиболее продуктивными  являются  такие способы развития  вербального мышления:

  1. Тренировка внутреннего и внешнего голоса. Это один из методов совершенствования навыков устной речи обучающихся. Нужно взять одну фразу из прочитанного текста и попробовать произнести ее про себя с разным темпом, смысловыми ударениями, звонкостью. Потом представить, как она будет звучать в речи твоих товарищей, одноклассников.
  2. Не менее интересным и увлекательным упражнением является чтение текста разными голосами. Смогут ли учащиеся прочитать предложение «Сегодня замечательный день!» голосом проснувшегося медвежонка, мурлыкающего котенка или дрожащего от страха зайца?

А дальше можно прочитать это предложение голосом плачущей девочки, доброй бабушки, растерянного иностранца или грозного правителя, отдающего приказы. Получается очень весело!

  1. Чтение. Оно бывает как познавательным, так и развлекательным.

Познавательное чтение нуждается в доскональном сосредоточенном внимании. А развлекательное чтение - в максимальном использовании фантазии. Те, кто читает текст медленно, визуально охватывают небольшие фрагменты текста. А те, кто  быстрее - более значительные фрагменты странички.

  1. Игра со словами «Аббревиатура». В такой игре должны принимать участие несколько учащихся. Надо на карточке  написать по одному слову, а после выбрать себе карточку. За определенный промежуток времени, например, за одну минуту каждый должен составить хотя бы одну фразу из букв слова. Например, слово ЛИТЕРАТУРА.
  2. Скороговорки. При наличии команды на уроке можно устроить  соревнование на знание скороговорок. Сначала необходимо вспомнить простые, а затем перейти  к  сложным и запутанным.

Для закрепления, например, раздела «Причастие» в 7 классе, иногда  на уроках русского языка и литературы применяем  игру «Слабое звено». К доске выходят пять учеников, каждому из них задаются по три вопроса. В финале игры должны остаться два ученика,  которые будут соревноваться за первое место. Можно играть и всем классом. Вопросы должны быть интересные, разнообразные, по теме раздела и неожиданные. Такая игра снимает напряжение, утомляемость.

Следующая игра «Поставь букву». Учащимся предлагаются  слова, в которых они должны определить гласную а или о, и или е. Такой вид работы позволяет закреплять правописание  безударной гласной в корне слова, а также правописание других корней с чередованием (раст – рос, лаг – лож, кас – кос, зар – зор, мер-мир, пер-пир и т.д.) и правописание суффиксов в именах прилагательных, окончаний глаголов и имен существительных.  Эта игра может даваться в начале урока как разминка и проводиться только устно, когда дети тут же дают ответы, а может проводиться как небольшая проверочная работа, когда дети по номерам выписывают буквы, соответствующие определенным словам. 

Важным, на наш взгляд, упражнением  на развитие вербального интеллекта и вариативности мышления является игра «Полминутки», помогающая школьникам закрепить пройденный материал.

В течение тридцати секунд учащимся необходимо вспомнить и записать как можно больше ключевых слов и понятий на определённую заданную тему.

Например, после изучения раздела «Имя прилагательное» в 6 классе ученики чаще всего запоминают и воспроизводят в своей памяти следующие слова и словосочетания: «разряд», «степень сравнения», «полная и краткая форма», «определение и сказуемое» и т.д. Таким образом, дети учатся умению обобщать и выделять главное по пройденной теме, а именно: морфологические признаки имени прилагательного и его синтаксическую роль.

Следующим упражнением на формирование у учащихся различных вербальных навыков и умений является игра «Цепочка», напоминающая всем известную игру в города. Учащимся дается задание: составить за определённое время цепочку из слов по выбранной тематике. Последняя буква предыдущего слова является началом следующего. Например, на уроке литературы по творчеству А.С.Пушкина можно составить следующий ассоциативный ряд:  Москва – Арзамас – Сказки - Иван Белкин - Наталья Гончарова - Арап Петра Великого – Онегин - Надежда Ганнибал – Лирика – Анджело – Осень - Нулин и т.д. Эта игра поможет обобщить полученные знания, понять логику развития мысли.

На уроке русского языка во время практических занятий детьми 6 класса был составлен следующий ряд, состоящий  из терминов и ключевых слов: синтаксис – суффикс – слово – омоним – морфема – антоним - множественное число – орфография – язык - культура речи - именительный падеж - жаргонизм и т.д.

Как показывает практика, для этого задания отводится больше времени, так как не всем учащимся удается извлечь из памяти нужную информацию за столь короткий срок.

Эти игры и упражнения, проводимые на уроках русского языка и литературы, не только увлекают, заставляют задуматься, но и развивают самостоятельность, инициативу и волю ребенка, приучают считаться с интересами товарищей. У ребят создается бодрое рабочее настроение, которое снимает утомляемость и поддерживает внимание.

Нацеленность обучения на помощь школьнику в его интеллектуальном развитии и саморазвитии, в становлении опыта самостоятельной  познавательной деятельности и в нахождении путей самореализации в сфере этой деятельности осознается сегодня как задача первостепенной важности.

Литература

1. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения.- М., 1986. С.23-32.

2.Баев П.М. Играем на уроках русского языка// Русский язык.1989. № 4. С.3-6.

3.Волина В.В. Учимся играя//Русский язык. 1994  № 6. С.7-9.

4.Крылов А.А. Психология. – М., 2002. С. 584

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы

Презентация создана для проведения мастер-класса на школьной методической конференции...

отчет по теме самообразования "Развитие связной речи на уроках русского языка и литературы"

отчет по теме "Развитие связной речи на уроках русского языка и литературы"...

Методические рекомендации " Дидактический материал: "Активные методы обучения как один из путей развития способностей учащихся на уроках русского языка и литературы

Задания творческого характера могут быть использованы для подготовки к олимриадам, интеллектуальным марафонам, во внеклассной деятельности....

Выступление на семинаре Районного методического объединения учителей русского языка и литературы.Мастер-класс "Приемы технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы"

«Приёмы технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы» Цели мастер-класса: • Продемонстрировать некоторые методические приемы личностно- ориентированной техноло...

Статья «Развитие связной речи на уроках русского языка и литературы у детей с задержкой психического развития»

В статье говорится об особых образоватльных потребностях детей с ЗПР, об особенностях работы с такими детьми...

Использование искусственного интеллекта на уроках русского языка и литературы

Роль искусственного интеллекта в обучении русскому языку Искусственный интеллект (ИИ) в обучении русскому языку используется для автоматизации и оптимизации процесса изучения языка, улучшения качества...