Использование искусственного интеллекта на уроках русского языка и литературы
презентация к уроку по русскому языку

Давыдова Надежда Валентиновна

Роль искусственного интеллекта в обучении русскому языку Искусственный интеллект (ИИ) в обучении русскому языку используется для автоматизации и оптимизации процесса изучения языка, улучшения качества обучения и упрощения процесса проверки знаний.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование искусственного интеллекта на уроках русского языка и литературы

                                                подготовила: учитель русского языка и                                                         литературы ОБОУ "Лицей-интернат посёлка                                                  имени Маршала Жукова"

                                                Давыдова Надежда Валентиновна         

        Современный мир с каждым годом развивается всё стремительнее.

        Повсеместно внедряются технологии: на уровне государств и корпораций, а также в жизни простых людей. С течением времени IT-технологии становятся всё важнее для мира, а человечество превращается в более взаимосвязанное и взаимозависимое сообщество. Пандемия коронавирусной инфекции ускорила и без того быструю цифровизацию разных сфер жизни человека. Ещё в прошлом веке изобрели первые машины, обладающим искусственным интеллектом в зачаточном состоянии. Сегодня же ИИ используется в большинстве сфер общественной жизни, но уровень его развития всё ещё недостаточно высок. По ожиданиям учёных, искусственный интеллект обязан уметь применять полученные знания на практике для достижения самых разных целей. Он должен решать сложнейшие задачи, с которыми не может справиться человек. ИИ призван сделать жизнь людей лучше, проще и удобнее. Кроме всего этого, искусственный интеллект должен уметь находить способы решения важнейших задач без заранее вложенных в него инструкций. На самом деле, это большая проблема, так как на сегодняшний день ИИ может обрабатывать информацию лишь так, как его запрограммировали.

        Роль искусственного интеллекта в обучении русскому языку Искусственный интеллект (ИИ) в обучении русскому языку используется для автоматизации и оптимизации процесса изучения языка, улучшения качества обучения и упрощения процесса проверки знаний.

        Цели использования ИИ в обучении русскому языку могут быть разными, например:

1. Повышение эффективности обучения за счет активизации самостоятельной работы учащегося или использования новых, более продуктивных форм организации обучения.

2. Ускорение обучения путем создания особых образовательных траекторий на основе анализа и оценки уровня подготовки каждого учащегося.

3. Индивидуализация обучения за счет создания особого подхода к каждому ученику.

 4. Создание современных технологических средств обучения и развитие лингвометодики.

        Преимущества использования искусственного интеллекта в обучении русскому языку заключаются в следующем:

 1. ИИ предоставляет возможности для создания персонализированных программ обучения, где каждый ученик получает индивидуальные задания и упражнения на основе его собственного прогресса и стартового уровня подготовки.

 2. ИИ ускоряет процесс обучения, в частности получение обратно связи, за счет быстрой автоматической проверки заданий.

 3. ИИ повышает прочность усвоения материала за счет возможности многократного повторения заданий для закрепления материала. Однако очевидны и недостатки такого обучения, которые могут включать низкую гибкость и адаптивность обучения, отсутствие межличностной коммуникации и взаимодействия в процессе обучения, а также возможное ограничение диапазона умений и навыков, которые связаны с развитием языковых компетенций.

        Например, с помощью программ, созданных на основе ИИ, удобно тренировать навыки, связанные с использованием норм письменной и устной речи, однако свободная коммуникация и, в частности создание речевых произведений, требует более высокого уровня развития всех видов речевой деятельности. Виды обучения русскому языку с помощью ИИ могут включать различные формы интерактивных упражнений, игры и задачи, которые развивают навыки понимания, письма и устной речи на русском языке. Примерами таких программ обучения могут быть приложения для смартфонов и планшетов, онлайн-курсы, учебники с тестами и заданиями, а также системы искусственного интеллекта, которые автоматически идентифицируют уровень знаний ученика и предлагают подходящие задания и упражнения. Проблемы и перспективы использования искусственного интеллекта в обучении русскому языку В настоящее время искусственный интеллект становится все более популярным среди образовательных технологий во многих областях, включая обучение языку.

        Особенно часто обучающие системы на основе ИИ используются для преподавания русского языка как иностранного, а также для подготовки к государственной итоговой аттестации.

        Однако использование ИИ в качестве инструмента обучения русскому языку может столкнуться с рядом проблем, которые нужно учитывать при разработке и применении соответствующих программных средств на его основе.

1.Первая трудность заключается в том, что ИИ может быть недостаточно точным в понимании сложных лексико-семантических нюансов русского языка, таких как синонимы, антонимы, метафоры, идиомы, функционирующие в контексте и т. д. Это может привести к тому, что ИИ будет предлагать неправильные варианты перевода или смыслового понимания фразы либо текста, а также не сможет оценить выразительность, точность и богатство речевых высказываний учащегося.

 2. Следующая проблема связана с тем, что ИИ может не учитывать контекст использования слова или фразы. Например, слово «банк» может иметь различные значения в различных контекстах: Положить деньги в банк.

Использовать банк заданий по предмету. Это может привести к тому, что ИИ будет предлагать неверную интерпретацию пользовательских запросов, не сможет интерпретировать использование учащимся многозначных слов в некоторых контекстах, обусловливающих значение лексических единиц.

3. Наконец, еще одна проблема заключается в том, что ИИ не может понимать и применять правила грамматики и орфографии так же хорошо, как человек, основываясь на одновременном учете различных принципов:  фонетического, морфемного, семантического, морфологического. Некоторые нюансы правописания или употребления грамматических конструкций останутся для ИИ недоступными в силу ограниченности ресурсов и комбинаций, заложенных в основу его программы. Несмотря на эти проблемы, использование ИИ в обучении русскому языку может иметь много перспектив. Например, ИИ может быть полезным при обучении новым словам и фразам и предлагать различные варианты перевода или смыслового понимания текстов на русском языке для иностранцев. Кроме того, ИИ может предоставлять учащимся индивидуальную обратную связь по итогам прохождения каждого раздела курса, а также всей программы в целом.        

         В заключение следует отметить, что использование ИИ в обучении русскому языку может иметь как преимущества, так и недостатки. Однако с учетом проблем ИИ разработчики должны уделить особое внимание качеству и точности алгоритмов, чтобы обеспечить эффективность его использования в практике.

        Педагоги единодушно поддерживают внедрение искусственного интеллекта в образовании, но только в разумных масштабах. Русский язык – это всегда творчество, и искусственный интеллект призван разгрузить учителя, снять с его плеч бремя проверки тестов и сочинений и в то же время повысить объективность оценки. А вот с очным обучением всё сложнее – здесь машине всё ещё не угнаться за учителем.

        Учитель – это творческая личность, искусственный интеллект – бездушный механизм. На уроках важен метод ”глаза в глаза” – детям, особенно на уроках литературы, нужны эмоции учителя.

        Ещё одна точка зрения – дети пока сами не готовы к внедрению искусственного интеллекта как полноценной альтернативы педагогу.Учитель учит. Ученик учится. Если ученик способен учиться у искусственного интеллекта – почему нет? Всё зависит от того, какой результат мы хотим получить. На сегодня подавляющее большинство учеников не готовы к самостоятельному обучению без педагога. И в целом: учить и измерять результат обучения (не контролировать процесс с целью корректировки и помощи, а именно измерять результат) – это разные вещи. Страшно, что довольно скоро мы придём к тому, что некому будет обучить искусственный интеллект, и он тоже начнёт играть в телефоне.

А теперь немного практики

        Если говорить об отечественных нейросетях, то стоит обратить вниманием на нейросеть Kandinsky 2.1, модель семейства генеративных моделей от SberDevices и Sber AI, способную всего за несколько секунд создавать высококачественные изображения по их текстовому описанию на естественном языке. На уроках используем при создании иллюстративного материала к изучаемому (визуализация стихотворений русской классики, продуцирование уникальных изображений для презентаций без нарушения авторских прав). Однако тексты XX века хоть и поддаются визуальной иллюстрации нейросетью без проблем, то произведения XVIII-XIX веков, к сожалению, многое искажают. Нейросеть обрабатывает контент современного гораздо больше в объемном соотношении, нежели того, классического, ушедшего в пассивный словарный запас, а по этой причине и ее визуальные интерпретации произведений классиков «золотого» века выглядят зачастую нелепо:

(Иллюстрация лермонтовских строк нейросетью Kandinsky)

        В чем проблема? В детализации текстового запроса.

Чтобы он был качественно интерпретирован, потребуется подробно прописать каждый образ/объект из произведения, но это уже вторичный текст, созданный интерпретатором. Неудачный опыт можно применить как «образовательный потенциал», показывая, как важно иметь представление об объекте (предмете, образе) и его визуальной составляющей, а это целое направление работы на уроках литературы, на практических заданиях по изучению устаревшей лексики или фразеологизмов на уроках русского языка. Сама модель Kandinsky 2.1 позволяет выбрать масштаб изображения и его стиль от цифровой живописи до имитации «кисти» известных художников. В любом случае в качестве мотивирующего элемента урока подобная нейросеть заслуживает внимание.

(Иллюстрация блоковских строк нейросетью Kandinsky 2.1.)

        На уроках русского языка интересно выстраиваются задания по работе с фразеологизмами и крылатыми выражениями (https://discord.com/channels/662267976984297473/@home Midjourney)

  • Голова не варит
  • Делить шкуру неубитого медведя
  • Картофель в мундире
  • Ясен пень

        Соотнесение понятий и его визуального отображения предлагает нам еще (https://quickdraw.withgoogle.com/?locale=ru) «Quick, Draw!» от Google, предлагая игрокам нарисовать изображение объекта или идеи и используя уже искусственный интеллект в виде нейронной сети, чтобы угадать, что представляют собой рисунки.

        Можно предложить детям ресурс (https://ru.akinator.com/")«Загадки Акинатора», способный угадывать героев литературных произведений. Популярность у детей очевидна. Программа обучается, прощает ошибки, умеет подбирать вопросы, одним словом - модель искусственного интеллекта. Ресурс можно использовать в качестве мотивационного элемента на любых уроках.

(Пример работ «Акинатора»)

        Говоря об искусственном интеллекте, следует обратить внимание на инструмент (https://www.myheritage.com/deep-nostalgia?lang=RU) «Deep Nostalgia» от «MyHeritage». Это технология создания видео с анимацией лиц на фотографиях и просмотра реалистичного видеоролика - превосходный ресурс для уроков. Мы можем «оживить» портреты классиков литературы и любых других известных личностей.

        Искусственный интеллект способен стать помощником учителя - без самого педагога даже великий и могучий искусственный интеллект перестает быть таковым, работая только вместе с учителем.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Искусственный интеллект на уроках русского языка и литературы

Слайд 2

отечественные нейросети нейросеть Kandinsky 2.1, модель семейства генеративных моделей от SberDevices и Sber AI, способную всего за несколько секунд создавать высококачественные изображения по их текстовому описанию на естественном языке.

Слайд 3

- Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся Россия Про день Бородина! - Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри - не вы! Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля… Не будь на то господня воля, Не отдали б Москвы!

Слайд 4

- Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся Россия Про день Бородина! - Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри - не вы! Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля… Не будь на то господня воля, Не отдали б Москвы!

Слайд 5

Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет. Живи еще хоть четверть века — Всё будет так. Исхода нет. Умрёшь — начнёшь опять сначала И повторится всё, как встарь: Ночь, ледяная рябь канала, Аптека, улица, фонарь.

Слайд 6

На уроках русского языка интересно выстраиваются задания по работе с фразеологизмами и крылатыми выражениями Голова не варит Делить шкуру неубитого медведя Картофель в мундире Ясен пень

Слайд 7

@gpt3_unlim_chatbot

Слайд 8

Ресурс ( https://ru.akinator.com/ ") «Загадки Акинатора», способный угадывать героев литературных произведений. Популярность у детей очевидна. Программа обучается, прощает ошибки, умеет подбирать вопросы, одним словом - модель искусственного интеллекта. Ресурс можно использовать в качестве мотивационного элемента на любых уроках.

Слайд 9

Популярность у детей очевидна. Программа обучается, прощает ошибки, умеет подбирать вопросы, одним словом - модель искусственного интеллекта. Ресурс можно использовать в качестве мотивационного элемента на любых уроках.

Слайд 10

(https://www.myheritage.com/deep-nostalgia?lang=RU) «Deep Nostalgia» от «MyHeritage». Это технология создания видео с анимацией лиц на фотографиях и просмотра реалистичного видеоролика - превосходный ресурс для уроков. Мы можем «оживить» портреты классиков литературы и любых других известных личностей.

Слайд 11

Искусственный интеллект способен стать помощником учителя - без самого педагога даже великий и могучий искусственный интеллект перестает быть таковым, работая только вместе с учителем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода проекта на уроках русского языка и литературы

Презентация представляет некоторые этапы исследовательской работы на уроках русского языка и литературы....

Статья "Использование метода проектов на уроках русского языка и литературы"

Обобщение опыта по теме :"Использование метода проектов..."...

Использование метода проектов на уроках русского языка и литературы в средней школе.

Использование метода проектов на уроках русского языка и...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы

Укрепление здоровья наших учеников в учебом процессе школы...

Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы.

Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В о...

Использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы.

Применение информационно-коммуникационных технологии делает урок более информативным, содержательным, ярким, по-настоящему современным.  Урок в современной школе. Основные преимущества ИКТ....

Развитие вербального интеллекта на уроках русского языка и литературы

Главным  фактором развития интеллектуального потенциала учащихся является использование различных видов игр, а также задач в стихах и ребусах. Нацеленность обучения на помощь школьнику в его инте...