Технология диалогового взаимодействия как средство формирования УУД.
учебно-методический материал

Сидорова Оксана Владимировна

В работе рассматриваются приемы, которые обеспечивают согласование технологии диалогового взаимодействия и УУД.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Технология диалогового взаимодействия

как средство формирования УУД».

Учитель математики ГБОУ СОШ № 456 Сидорова О.В.

Работая по новым стандартам, учитель использует в своей работе различные технологии, которые позволяют сделать процесс обучения  более  качественным. Конечно, не все уроки проводятся с использованием одной технологии. Наиболее эффективно использовать комплекс технологий, но практически всегда мы используем технологии диалогового взаимодействия.

Данные технологии направлены на:

  1. Присвоение знания и приобретения опыта рационального его использования;
  2. Развитие способностей, знаний, умений и навыков субъектов деятельности, востребованных на современном рынке труда, так как эти технологии обеспечивают условия для метапредметной направленности образовательного процесса.

Именно работая в паре, группе, ученики учатся, попадая в конфликт, выходить из него, идти на компромиссы и уметь договариваться, быть внимательным, считаться с партнером.

В случае использования данных технологий учитель придерживается принципов:

1) совместно с учащимися погружается в процесс обучения;

2) не задавать вопросы, не формулировать проблемы, а создавать ситуации, требующие самостоятельного осмысления изучаемого содержания через собственное видение проблем.

Процесс обучения при использовании технологий диалогового обучения предполагает диалог, построенный при взаимодействии пар «учитель-ученик» и «ученик-ученик».

 В технологии диалогового взаимодействия  используется много приемов, находящихся в педагогической копилке учителя. Рассмотрим только те приемы, которые обеспечивают согласование технологии диалогового взаимодействия и УУД.

Название приема или стратегии

Деятельность учащихся в терминах технологии

Деятельность учащихся в терминах УУД

  1. Рассмотрим технологию через работу пары «ученик-ученик»

 Работа в парах (постоянного или сменного состава), работа в малых группах:

а) на этапе закрепления материала: когда каждый из учеников обладает тем знанием, которым должен поделиться с партнером;

б) когда оба изучают незнакомый материал;

в) в технологии рефлексивного чтения, когда каждый изучает свой текст

а) Один ученик письменно или устно, показывая образец или задавая вопросы, объясняет часть материала, которым он должен владеть на уровне глубокого понимания. В диалоге они выясняют степень осмысления партнером приобретенного знания и меняются ролями.

б) совместно работают с таблицами, чертежами, картами, ранее изученным текстом. Формулируют проблемы, ищут решение. Заканчивают эту работу записями в тетрадях.

в) Два ученика образуют пару. У каждого из них свой текст. Сначала они изучают тему одного.  По договоренности один из учеников вслух читает текст. Другой слушает, предлагает прочитать новые слова, составить предложение выражающее суть абзаца. Предложение обсуждается, ученики спорят и когда нравится обоим, то делают необходимые записи.

Ученик:

- передает партнеру информацию как ориентир для построения действий;

- учится саморегуляции;

- ставит проблему, учится аргументировать ее актуальность;

- учится основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

- учитывает разные мнения и стремится к координации разных позиций;

- учитывает разные мнения и интересы;

- осуществляет контроль, коррекцию, оценку действий партнера, умеет убеждать;

- осуществляет самоконтроль и оказывает в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

Для равноправного взаимодействия в диалоговом обучении учителю сначала необходимо организовать работу в парах постоянного состава (учителю необходимо научить ребят работать в парах). При работе в парах партнеры практически всегда объясняются устно и поэтому в классе очень шумно. Задача учителя на таких уроках – научиться работать в классе, где одновременно говорить половина класса, научиться слушать и слышать сразу все пары, управлять процессом в целом.

Например, введения нового материала может быть построено следующим образом: учитель выдает учащимся карточки, у каждой пары в ряду своя карточка. Сначала приведено подробное описания решения одного задания по новой теме, затем предлагаются несколько заданий для закрепления. Учащиеся сначала переписывают в свои тетради задание, затем обсуждают ход предложенного решения, выделяют необходимые правила, формулы и т.п., если в паре один из партнеров быстрее понял материал, то, как правило он принимает на себя роль «учителя», объясняет материал товарищу. После этого они переходят к выполнению заданий. Затем происходит обмен карточками с другими партами и работа повторяется. Так ребята в течение урока решат несколько карточек.  Большая работа предстоит здесь учителю, которому необходимо контролировать процесс приобретения учащимися нового знания. Поэтому такую работу в парах лучше, сначала  проводить на этапе закрепления, в карточках предлагаются только задания для решения.

Скорее всего, на первых уроках ученики не смогут работать самостоятельно по изучению нового материала, тогда учитель переводит класс в другой режим работы -  «учитель-ученик».

Такой подход к обучению позволяет сформировать у учащихся различные УУД.

 Регулятивные

Ученик учится:

- основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

- структурировать текст, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста;

- давать определение понятиям.

Познавательные

Ученик учится:

- саморегуляции;

- ставить проблему, аргументировать ее актуальность;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор;

- учитывать разные мнения и стремится к координации разных позиций.

Коммуникативные

Ученик учится:

- владеть диалогической формой речи;

- передавать партнеру информацию как ориентир для построения действий.

Личностные

Ученик учится:

- осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнера, уметь убеждать;

- осуществлять самоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Формирование УУД – это основное, вокруг чего строится весь процесс обучения с использованием технологий диалогового взаимодействия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология дебатов как средство формирования коммуникативных УУД на уроках истории

Глава 1. Методологические основы формирования коммуникативной компетенции у школьников.   §1. КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ КАК МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ. §2.КОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙ...

Использование приёмов технологии РКМЧП как средства формирования речевой и коммуникативной компетентности

Качественный материал, в котором даётся психолого-педагогическое обоснование использования ТРКМЧП, показана базовая модель технологии, а также представлены  её основные методы и приёмы....

Технология «Дебаты» как средство формирования УУД

В данной статье рассматривается одна из современных технологий, которая может с успехом использоваться на уроках иностранного языка. В качестве примера использования данной технологии приведен фрагмен...

Технология ТРИЗ - как средство формирования творческих способностей учащихся

ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач.Несмотря на то, что технология ТРИЗ разработана ещё в Советском Союзе в 1946 году  (Генрихом Сауловичем Альтшуллером и его коллегами), цели и приёмы д...

Веб-квест технология как дидактическое средство формирования иноязычной коммуникативной компетентности.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ WEB-КВЕТ НЕ ДОПУСТИТ ПРЕВРАЩЕНИЯ ВАШИХ УЧАЩИХСЯ В ПАССИВНЫХ СОЗЕРЦАТЕЛЕЙ! В процессе творческой работы учащиеся получают не «готовые к употреблению» знания, у...

Интерактивная игровая технология как эффективное средство формирования познавательных УДД учащихся на уроках технологии

Внимание многих педагогов-исследователей, в последнее время, обращено на изучение возможностей использования Интернет-ресурсов в современном образовательном процессе. Разумеется, усвоения основного пр...