Технология ТРИЗ - как средство формирования творческих способностей учащихся
учебно-методический материал ( класс) на тему

ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач.
Несмотря на то, что технология ТРИЗ разработана ещё в Советском Союзе в 1946 году  (Генрихом Сауловичем Альтшуллером и его коллегами), цели и приёмы данной технологии, отвечают задачам  ФГОС.
Рассмотрим, несколько приёмов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Технология ТРИЗ –
как средство формирования творческих способностей учащихся»

ТРИЗ - Теория Решения Изобретательских Задач

Несмотря на то что технология ТРИЗ разработана  ещё в Советском Союзе в 1946 году (Генрихом Сауловичем Альтшуллером и его коллегами),
Цели и приемы данной технологии, отвечают задачам, поставленными
ФГОС.
Рассмотрим, несколько приёмов:

1. Приём "Да-нетка".

Учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного или исторического или исторического героя и др.) Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы учитель отвечает только словами: "да", "нет", "и да и нет"

Можно использовать  да-нетки для формирования темы урока, повторения пройденного материала.
Например: Я говорю ученикам

- Я загадала название геометрической фигуры. Она есть среди фигур на слайде.  Отгадав её, вы сможете узнать тему нашего урока. Я вам буду подсказывать, отвечая на ваши вопросы, но отвечать я могу только «да» или «нет».
(Дети задают вопросы, учитель отвечает только «да» или «нет». Так они приходят к ответу.)

2. Приём " Лови ошибку!"

Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки.

Сначала ученики заранее предупреждаются об этом. Иногда, особенно в младших классах, им можно даже подсказать "опасные места" интонацией или жестом. Учителю надо научить школьников мгновенно пресекать ошибки, можно условным знаком или пояснением, когда оно требуется.

Используя, этот приём, можно организовать групповую работу.
Ребята ищут ошибку группой, споря, совещаясь... Придя к определённому мнению, группа выбирает спикера. Спикер передаёт результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом.

3.Приём "Отсроченная отгадка"

а) В начале урока учитель даёт загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта при работе над новым материалом.

б) Загадку (удивительный факт) можно дать в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие.

4. Приём "Составление паспорта объекта".
(Используют
для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями)

Например: Создание паспорта объекта на уроке геометрии в 7 классе.

При ответе на 4 вопрос ученики вспоминают определение равнобедренного треугольника, а при ответе на 5 - его свойства.

Выполняя задание № 6, ребята вспоминают не только определение и свойства равнобедренного треугольника, но и ранее изученное свойство о сумме углов любого треугольника.

Задание: составить паспорт объекта "Параллелограмм"

Для удобства, на столах есть теоретический материал, которым можно воспользоваться.

1) Имя:

2) Фамилия:

3) Раздел расположения:

4) Особые приметы:

5) Индивидуальные особенности:

1)_______________________________

_________________________________

2)_______________________________

_________________________________

3)_______________________________

_________________________________

 6) Перед вами несколько четырехугольников, определите номер, под которым находятся параллелограммы.

 1.                                                2.

 3.                                                 4.

 5.

Ответы: 1, 2, 3, 5

5. Приём "Метод мозгового штурма"
Характеристика данного приёма:
Совместный поиск вариантов решения проблем преимущественно на основе интуиции с последующей экспертизой идей, при этом поощряются неожиданные и фантастические предложения.

Основная цель учебного мозгового штурма:

- это активная форма работы, хорошее дополнение и противовес репродуктивным формам учёбы;

- учащиеся тренируют умение кратко и чётко выражать свои мысли;

- участники штурма учатся слушать и слышать друг друга;

- учителю легко поддержать трудного ученика, обратив внимание на его идею;

- наработанные решения часто дают новые подходы к изучению темы;

- учебный мозговой штурм вызывает большой интерес учеников, на ено основе легко организовать деловую игру.

Пример:
Решим задачу для младших школьников из книги "Задачи - сказки от Кота Потряскина" автор, которой Анатолий Гин  (Он является автором книг о приемах ТРИЗ-педагогики)

Смекалка

против Змея Горыныча

Повадился Змей Горыныч

деревни разорять да людей умыкать.

Опустел край.

В одном селе так и вовсе остались только старые

да малые… Однажды зимним вечером унес Змей двоих

детей – брата и сестру – и посадил в темницу – подрастут,

мол, до весны, тогда и съем.

Но дети оказались смекалистые. Подняли они такой

крик и визг, что потерял Горыныч покой и сон,
а главное – аппетит, все семь голов

за болели… И решил Змей Горыныч обхитрить детей.

– Выпущу я вас на волю, –

сказал он, – если принесете мне живой воды, чтобы
омолодиться.
Но вот вам условие:

воду принести – без посуды!

Делать нечего – согласились дети.
Где ручей подземный с живой водой – известно.

Да как условие Змея выполнить?

Подсказка. Вы не забыли, что дело-то зимой было?

 «Ну и что! Эту задачу и летом решить можно.

РЕШАЮТ ЗАДАЧУ. (Какие решения могут предложить дети?)

Такие задачи существуют и для более старшего возраста.

ИТАК, Метод МОЗГОВОГО ШТУРМА  
- тренирует у участников штурма умение кратко и чётко выражать свои мысли;
- ребята учатся слушать и слышать друг друга;
- процесс поиска нового решения описывается в виде последовательности интеллектуальных мыслительных действий;
- учителю легко поддержать трудного ученика, обратив внимание на его идею;
- наработанные решения часто дают новые подходы к изучению темы;
- на основе мозгового штурма легко организовать деловую игру.

ИТОГ:
Приемы ТРИЗ

УЧЕНИКУ:

- помогают находить варианты решения проблемного вопроса;
- генерировать идеи, сюжеты сказок…;
- регулярная тренировка творческого мышления;
- на изобретательских задачах из разных областей человеческой деятельности вырабатывается та самая способность применять знания в реальных ситуаци
ях.

УЧИТЕЛЮ:

- знание ТРИЗ вооружает мышление учителя набором инструментов по решению проблем;

- развивает творческие способности учителя, гибкость и системность мышления; воспитывает готовность к восприятию нового;

- обеспечивает профессиональный рост.

Итак,
Цели и приемы данной технологии, отвечают задачам, поставленными ФГОС.

Приёмы  технологии ТРИЗ  можно применять и на математике,  и на литературе, и на физике, на окружающем мире, и на уроке русского язык. ПРОБУЙТЕ.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Технология ТРИЗ – как средство формирования творческих способностей учащихся» Учитель математики: Гордеева С.Н . МБОУ СОШ № 45 г. Сургут

Слайд 2

«Знание только тогда становится знанием, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью » Л. Н. Толстой

Слайд 3

«Обучение, построенное на усвоении конкретных фактов, изжило себя в принципе, ибо факты быстро устаревают, а их объем стремится к бесконечности». А.И.Гин

Слайд 4

ТРИЗ - Теория Решения Изобретательских З адач

Слайд 5

ТРИЗ- теория решения изобретательских задач, разработана в СССР в 1946 году Генрихом Сауловичем Альтшуллером и его коллегами.

Слайд 6

Приведу фрагменты уроков с использованием приемов ТРИЗ Использование да-нетки для формирования темы урока, повторения пройденного материала. - Я загадала название геометрической фигуры. Она есть среди фигур на слайде. Отгадав её, вы сможете узнать тему нашего урока. Я вам буду подсказывать, отвечая на ваши вопросы, но отвечать я могу только «да» или «нет».

Слайд 8

Создайте «паспорт» для обобщения по любой теме

Слайд 9

Создать паспорт объекта

Слайд 10

Создать паспорт объекта 1) Имя: 2) Фамилия: 3) Раздел расположения: 4) Особые приметы: 5) Индивидуальные особенности: 1._______________________________ _________________________________ 2._______________________________ _________________________________ 3._______________________________ _________________________________

Слайд 11

Перед вами несколько четырехугольников, определите номера, под которым находятся параллелограммы. 2. 4. 5.

Слайд 12

Метод мозгового штурма Смекалка против Змея Горыныча Повадился Змей Горыныч деревни разорять да людей умыкать. Опустел край. В одном селе так и вовсе остались только старые да малые… Однажды зимним вечером унес Змей двоих детей – брата и сестру – и посадил в темницу – подрастут, мол, до весны, тогда и съем. Но дети оказались смекалистые. Подняли они такой крик и визг, что потерял Горыныч покой и сон, а главное – аппетит, все семь голов за б олели… И решил Змей Горыныч обхитрить детей. – Выпущу я вас на волю, – сказал он, – если принесете мне живой воды, чтобы омолодиться. Но вот вам условие: воду принести – без посуды! Делать нечего – согласились дети. Где ручей подземный с живой водой – известно. Да как условие Змея выполнить?

Слайд 13

Итак, подведем итог Составим паспорт технологии ТРИЗ Название технологии Технология решения изобретательских задач Автор Генрих Саулович Альтшуллер Родина СССР, с 1946 года Приемы технологии ТРИЗ «Метод маленьких человечков», мозговой штурм , «системный лифт», создай паспорт , метод « Да-нетка », сочинение загадок, модель «Составление плана/ раскадровка , механизм решения изобретательных задач и др. Что дает ученику помогает находить варианты решения проблемного вопроса, генерировать идеи, сюжеты сказок…; регулярная тренировка творческого мышления; на изобретательских задачах из разных областей человеческой деятельности и вырабатывается та самая способность применять знания в реальных ситуациях. Что дает учителю знание ТРИЗ вооружает мышление учителя набором инструментов по решению проблем; развивает творческие способности учителя, гибкость и системность мышления; воспитывает готовность к восприятию нового; обеспечивает профессиональный рост.

Слайд 14

Спасибо за сотрудничество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление "Формирование творческих способностей учащихся средствами ИКТ"

Выступление на республиканском семинаре «Формирование творческих способностей обучающихся средствами ИКТ»...

«Технология ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) – одно из средств формирования творческих способностей учащихся»

Параллельно с рассказом представляю презентацию,опираясь на  примеры уроко физики 7,8,9 классы (конспекты уроков прилагаются)...

Обобщение передового педагогического опыта по теме: Проектная деятельность как средство формирования творческих способностей учащихся на уроках технологии

Уровень опыта по степени новизны- приобретение практических навыков, применяя метод творческого проекта, интерактивные и эвристические методы при формировании творческой личности....

Эвристические методы поиска творческого решения задач как средство развития творческих способностей учащихся на уроках технологии

Данная работа раскрывает возможности применения эвристических методов решения творческих задач, поиска новых решений.Это рациональные или логические методы решения изобретательских задач. Метод морфол...