Технология формирования гражданского сознания школьников на материалах современной политической, социально-экономической ситуации в мире, стране, регионе через сетевое взаимодействие педагогических и ученических коллективов сетевых групп
статья

Александрова Лариса Юрьевна

      В данной статье представлен опыт работы Усть-Ламенской школы по гражданско-правовому воспитанию школьников через сетевое взаимодействие. Вы познакомитесь с приёмом ПОПС - формула, стенография, репортаж.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология формирования гражданского сознания сельских школьников на материалах современной политической,

 социально-экономической ситуации в мире, стране, регионе через сетевое взаимодействие педагогических и ученических коллективов сетевых групп

(Из опыта работы коллектива Усть-Ламенской школы)

Александрова Л.Ю.

Образование называют сегодня важным ресурсом, обеспечивающим переход России к правовому государству. Новые требования к отечественной системе образования следующим образом зафиксированы в Концепции модернизации образования: слайд 2 «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».

Характерной особенностью современного этапа развития российского социума является значительный рост интереса к проблемам воспитания и образования не только среди педагогов, но и широкой общественности. Стало очевидным, что решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения и уважения к историко-культурному наследию всех народов России. В связи с этим приоритетными направлениями и составными частями образовательного процесса является гражданско-правовое воспитание.

Мы рассматриваем гражданственность как сложнейшее личностное образование, основными элементами которого являются патриотические чувства, нравственная и правовая культура, выражающаяся в чувстве собственного достоинства, во внутренней дисциплинированности, уважении и доверии к другим гражданам и государству. Слайд 3.  Следует отметить, что качеств, сформированность которых определяет степень приближения личности к идеалу гражданина очень много, поэтому целесообразно классифицировать их в соответствии с тремя признаками, такими, как нравственный, правовой и социально-политический. К первому относятся: гражданское самосознание, гражданский долг, гражданская ответственность. Ко второму – правовая культура, соблюдение законов государства, личная свобода. К третьему – гражданское достоинство, гражданская активность, политическая культура.

Слайд 4. В чем же заключаются инновационные подходы в развитии гражданско-правового воспитания через сетевое взаимодействие педагогических и ученических коллективов сетевых групп?

Во-первых, важное место в жизни ученика занимает школа, которая как сложный социальный организм отражает характер проблемы, противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности.

Воспитание гражданской сознательности и политической культуры мы осуществляем практически во всех сферах (рис.1). Слайд 5

Рис. 1 Сферы формирования активной гражданской позиции сельских школьников.

Слайд 6  Правовое воспитание младших школьников проходит через привлечение сказочных героев. Например, какое право было нарушено в сказке «Колобок», «Гуси-лебеди»?  Слайд 7 Стараемся проводить доступные эвристические беседы по правилам дорожного движения, учим находить выход из типичных ситуаций: «Один дома», «Заблудился», «Потерял», «Необходимые покупки».  

Слайд 8. Для формирования гражданской сознательности и политической культуры в подростковой среде мы применяем деловые, интеллектуальные и ролевые игры («Круглые столы», «Телемосты», Слайд 9 «Пресс-конференции», «Дебаты», «Дискуссионные качели», «Открытый микрофон», «Выборы»).

Слайд 10. В старших классах практикуем правовые лектории и гражданские форумы по обсуждению острых вопросов современности. Они проходят с приглашением родительской общественности, специалистов правоохранительных органов или представителей власти. Слайд 11.  Предлагаем анализировать проблемы реализации прав и свобод человека, даем возможность учащимся выражать свои чувства и эмоциональные переживания. Слайд 12.  Контролируем, чтобы при этом ориентация на позитивные аспекты не подменяла критический подход к явлениям, происходящим в обществе, не сглаживала углы, не приукрашивала действительность или уходила от социально-экономических реалий. Слайд 13.

Во-вторых, рассмотрение вопросов развития образования в XXI веке с учетом национально-регионального компонента позволило акцентировать внимание учащихся на Слайд 14особенностях структурных экономических изменений в регионе, тенденциях развития рынка труда в условиях Тюменской области, изменениях в социальной структуре общества. Слайд 15. В 9 – 11-х классах организована работа со средствами массовой информации. На протяжении многих лет мы анализировали различные статьи из газет «Голышмановский вестник», «Тюменская область сегодня», «Аргументы и факты», но с ухудшением финансового благополучия сельской семьи, многие перестали выписывать газеты и журналы. Учащиеся оказались в неравных позициях по изучению современности. Тогда в 2006 году коллегиально решили прослушивать информационные программы «Вести» и «Время» по TV, а с 2010 года стали использовать информацию сайтов:  Слайд 16.

htpps://www.1tv.ru

htpps://russia.tv

htpps://golvestnik.ru

https://tumentoday.ru/

http://www.onlinegazeta.info/tumen/oblast_segodnia_tumen_gazeta.htm

Технология организации деятельности по изучению информационных телепередач и сайтов включает этапы: слайд 17

  1. прослушивание или прочтение информации;
  2.  оформление в стенографию;
  3.  обсуждение;
  4. принятие решения.

Все записи оформляются в тетради по стенографии, исходя из следующих требований: указывается дата (день, месяц и год) записи; другим цветом выделяется государство, о котором идет речь; указывается полное название государства и его столица, а также место события; записываются наиболее важные события, связанные с экономическими, международными, юридическими и политическими правоотношениями; учащиеся получают право записать и интересную информацию; необходимо иметь 50% информации за месяц.

Один раз в две недели организуется мини дискуссия по событиям за этот промежуток времени. Ребята получают право высказать свою точку зрения по любому событию, исходя из законов диспута. Весьма результативна технология ПОПС-формулы. Слайд 18 Ее суть заключается в следующем.

Старшеклассник высказывает.

П-позицию (объясняя, в чем заключена его точка зрения, начинает фразу со слов: «Я считаю..»).

О-обоснование (не просто объясняет свою позицию, но и доказывает, начиная фразу: «Потому что...»).

П-пример (при разъяснении сути своей позиции пользуется конкретными примерами, используя в речи обороты типа: «Я могу подтвердить это тем, что…»).

С-следствие (делает вывод в результате обсуждения определенной проблемы, например, говорит: «В этой связи..»).

Таким образом, выступление занимает примерно 1-2 минуты и может состоять из двух или четырех предложений. Слайд 19

Определенную популярность в правовом образовании имеет так называемая методика «мозгового штурма», используемая в том случае, когда нужно предложить как можно больше вариантов разрешения проблемы. Материал стенографии используется для подготовки устного сообщения по событиям современности региона, России и мира в целом. Например, при изучении темы «XXI век. Право и война», «Внутренняя и внешняя политика России за последнее десятилетие». Слайд 20 Стенографические данные учащиеся используют на других предметах, при написании сочинений по обществознанию и истории. Злободневные вопросы, интересную информацию обсуждаем через сообщество «КЛИО» - htpps://vk.com/

Слайд 21. В-третьих, с целью гражданско-правового воспитания во внеурочной сфере широко привлекается краеведческая деятельность. Действует программа социального воспитания сельских школьников «Берегиня». Она основана на принципах добровольности и открытости. Участники работают по различным проблемам: «Летопись родного края», «Родословие», «Великая отечественная война», «Современные проблемы села, района, региона и пути их решения». Особое место занимают поисковые группы. Учащиеся собирают информацию. Особенность устного источника состоит в том, что он содержит двойную информацию: фактологическую и оценочную. В отношении фактологической достоверности устных источников между учёными идет спор, так как устные рассказы отражают социальную реальность лишь в том виде, как она преломилась в сознании очевидцев событий. Необходимо учитывать возможное искажение фактов. Вместе с тем полученные методом опроса факты могут стать отправной точкой нового, неизвестного. Часто в устных источниках интерес представляют не сами факты, а их оценки, представления о них.

Слайд 22.  В ходе работы сетевой лаборатории «КЛИО» по истории и обществознанию мы учились составлять вопросы, вести диалог, брать интервью, соблюдая этические и правовые нормы. Так был создан сборник «Строки, опалённые войной» - результат экспедиционной работы под девизом «Очевидцы войны – грядущим поколениям».  Выпущены альбомы: Слайд 23. «Выпускники – герои Советского Союза»; «Земляки – воины-интернационалисты», серия «Учителя-фронтовики»: том 1 - «Пурро Петр Иванович», том 2 - «Бельский Алексей Ильич».

Все накопленные материалы (результаты анкет и опросов, использованные средства массовой информации и стенографии новостей) хранятся в архиве школьного музея по тематическим папкам.

В-четвёртых, участие в РДШ и ученическое самоуправление расширяют возможности гражданского и личностного самоопределения, личный опыт демократических отношений. Они уместны при планировании добровольческой работы, при поддержании порядка в школе, организации досуга и трудовых дел, распределении вырученных средств, разрешении социальных конфликтов. Мы воспитываем активных граждан в том случае, если в начале жизни они почувствуют, что свободны в организации своего бытия. Школа, создавая свой уклад, олицетворяющий правое общество, дает возможность ученикам прожить школьные годы в правовой безопасности и уважении достоинства.

Наши ребята активно участвовали и продолжают принимать участие в районной программе социальных проектов «Гражданская инициатива», «Культурная мозаика», областной – «Символы региона». Слайд 24. Темы проектов продиктованы, с одной стороны, самой жизнью, а с другой, интересами подростков. Неплохие работы были у Феоктистова Александра «Скалолазание», Рудак Виктории «Экология села», Александровой Марии «Эхо пионерских костров», Егоровой Юлии «Страна Юнкория», Александровой Александры «Слободская площадь», Жуковой Зои «Весёлая переменка»,  Гребёнкина Александра «Во имя спорта на земле», Александровой Ларисы «Турквест – Музей под открытым небом», Горбань Елены «Аллея Славы», Бойко Екатерины «Форпост 1003», Воронковой Виктории к 75-летию нашего региона «Семь чудес Тюменской области». Учащиеся сумели выявить проблемы школы, села, района и региона, определить пути решения через общественную практику, общаясь с представителями власти. Слайд 25

Опыт формирования гражданского сознания и политической культуры в нашей школе выходит за пределы учебно-воспитательного процесса. Организация активного отдыха детей и молодежи дает такие возможности: социально-значимая Слайд 26 деятельность, работа в бригаде при сельской администрации, реализация программы школьного музея «Шаг в XXI век». Слайд 27 -28

Таким образом, альтернативные технологии вышеизложенного воспитания способствуют формированию правовой активности и школьников, и педагогов, и родителей, которые приобретают умения и навыки гражданской позиции через сетевое взаимодействие. Слайд 29


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологического сознания школьников при обучении английскому языку на региональном материале

Современная концепция языкового об­разования предполагает личностно-ориентированный, продуктивный характер учебно-познавательной деятельности школьника, активное взаимодей...

Биологические игры как средство формирования экологического сознания школьников

Огромная роль в формировании экологического мировозрения детей в школе принадлежит учителю биологии, поскольку именно на уроках биологии происходит формирование основ экологической культуры школьников...

Участие педагогического и ученического коллектива в реализации системного подхода в развитии уклада общеобразовательной школы.

Доклад на научно-практической конференции "Формирование воспитательной среды и уклада образовательного учреждения"....

Профессиональная социализация молодых – выпускников педагогических вузов – на основе сетевого взаимодействия.

Ситуация 2012 года показывала острую необходимость создания системы профессиональной социализации молодых специалистов, ее апробирования и постепенного внедрения в практику работы педагогических вузов...

Педагогический опыт "Формирование гражданской идентичности школьников методом проектной деятельности на уроках изобразительного искусства в 5 классе"

Данный материал содержит описание педагогического опыта формирования гражданской идентичности школьников методом проектной деятельности на уроках изо в 5 классе по программе Б.М.Неменского...

Проблемы формирования патриотизма у школьников в условиях современного мира

На сегодняшний день существует огромное количество проблем, которые требуют обсуждения. Однако,  по-моему мнению, одна из самых актуальных проблем – это проблема формирования патриотизма.Па...