Формирование экологического сознания школьников при обучении английскому языку на региональном материале
статья на тему

     Современная концепция языкового об­разования предполагает личностно-ориентированный, продуктивный характер учебно-познавательной деятельности школьника, активное взаимодействие его с окружающим миром. Чтобы приблизить учебно-воспитатель­ный процесс к окружающей действитель­ности, к жизненному опыту самих учащих­ся, углубить их экологические знания на региональном уровне, способствовать со­вершенствованию речевых умений для общения в условиях межкультурной ком­муникации, формированию умений учить­ся самостоятельно, пробуждению у них чувства уважения и любви к родной при­роде, чувства ответственности за сохра­нение чистоты и целостности окружающей среды. При работе над темой об окружающей среде с использованием тематического лек­сического материала по основному учеб­нику учащиеся готовят небольшие сооб­щения по теме, которые могут быть пред­ставлены устно, письменно, наглядно (по усмотрению учителя и с учетом конкретных   условий).   Основную часть по экологическому об­разованию и воспитанию школьников при изучении английского языка на регио­нальном материале в контексте опреде­ленной нами проблемы составляет углуб­ленное самостоятельное изучение и обсу­ждение на уроке состояния дикой приро­ды Югры, роли населения округа в сохранении и защите животно­го и растительного мира. Здесь появляет­ся прекрасная возможность для реализа­ции принципов проектных технологий, обучения в сотрудничестве, разноуровне­вого обучения, профильно-направленного обучения, идей личностно-деятельностного, социокультурного, интегрированного подходов. Девиз данного проекта — «Сохраним и защитим животный и растительный мир нашего региона!»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование экологического сознания школьников

при обучении английскому языку на региональном материале

Хорошавина Н.С.

МБОУ СОШ №8 имени Сибирцева Н.А.

Современная концепция языкового образования предполагает личностно-ориентированный, продуктивный характер учебно-познавательной деятельности школьника, активное взаимодействие его с окружающим миром, «вращивание индивида в мировую культуру», создание и осознание в изучаемом языке «образа мира», подготовку учащейся молодежи к межкультурной коммуникации — к общению на изучаемом языке в условиях поликультурной и полилингвальной среды, будучи хорошо эрудированным в области родной культуры.

В действующих учебниках английского языка много внимания уделено изучению культуры Великобритании, Америки, Австралии. При этом можно с удовлетворением отметить, что в учебниках нового поколения определенное место занимает и российская культура. Но Россия, как известно, большая. Практически невозможно уместить в одном школьном учебнике многогранное богатство культур всех ее народов. И совершенно прав в этом смысле известный отечественный методист-ученый Е. И. Пассов, который считает, что «культуроведческое образование, как оно понимается и трактуется с позиции социокультурного подхода, отходит от страноведчески ограниченной монокультурной модели обогащения иноязычной практики обучаемых и переходит в поликультурную модель обогащения коммуникативной билингвальной практики обучаемых, которая строится по принципу расширяющегося круга культур и цивилизаций» [1:37].

Возьмем для примера такую тему глобального значения, как «Защита окружающей среды». Образовательно-воспитательную значимость данной темы трудно переоценить. Эта проблема сближает и объединяет людей всего мира. Рассмотрение же ее применительно к отдельным регионам, к месту непосредственного обитания людей призвано также воспитывать их в патриотическом духе.

Большая роль в экологическом образовании и воспитании учащихся принадлежит школе. Рассмотрим возможные варианты работы в этом плане при изучении английского языка на местном материале.

Чтобы приблизить учебно-воспитательный процесс к окружающей действительности, к жизненному опыту самих учащихся, углубить их экологические знания на региональном уровне, способствовать совершенствованию речевых умений для общения в условиях межкультурной коммуникации, формированию умений учиться самостоятельно, пробуждению у них чувства уважения и любви к родной природе, чувства ответственности за сохранение чистоты и целостности окружающей среды. Для данной работы в первую очередь необходима основная информация о регионе:

- Название региона, его основных центров, национальность и язык коренного населения, границы и приграничные области, названия и протяженность главных водных магистралей, основные климатические особенности, главные природные богатства, ведущие отрасли промышленности и сельского хозяйства региона, транспорт.

  • Природные памятники, заповедники, экологические проблемы местности, названия наиболее распространенных в регионе животных, дикорастущих растений, культивируемых овощей, фруктов.
  • Время возникновения первого поселения на территории региона, крупные исторические события, выдающиеся личности, жившие или посетившие местность, названия исторических мест, памятников культуры.
  • Писатели, поэты, журналисты, жизнь и творчество которых связано с регионом, их творческое сотрудничество с коллегами из стран изучаемого языка; названия и краткое содержание произведений региональной литературы; наиболее распространенные в регионе легенды, сказания; названия региональных газет и журналов.
  • Художники, жившие и творившие в данной местности, их основные произведения, названия наиболее известных в регионе театров, кинотеатров, выставок, конкурсов; народные промыслы и предметы их производства; праздники, обряды, обычаи, песни.

При работе над темой об окружающей среде с использованием тематического лексического материала по основному учебнику учащиеся готовят небольшие сообщения по теме, которые могут быть представлены устно, письменно, наглядно (по усмотрению учителя и с учетом конкретных   условий).   Примерные   формулировки заданий:

  1. Make a story of your environment and environmental problems of the place you live in.
  2. Make environmental posters to express your idea and recommendations.
  3. Draw pictures of your environment or take some photographs of the most important things in your environment. Show them to your classmates, friends, teachers, neighbours, and family members when you talk to them about the environmental problems in your habitat.
  4. Write an article for your school or local newspaper.

Для выполнения этих заданий учитель заблаговременно вывешивает в классе перечень вопросов:

  • What is an environment?
  • What does your environment look like?
  • What are the most important things in your environment?
  • Are there any environmental problems in your native city (town, village)?
  • What does your yard (school yard) look like?
  • Do any changes happen in your environment?
  • Does your environment change slowly or quickly?

        Примерное начало предполагаемых ответов (рассказов, сочинений, статей):

Everything around us makes up our environment. Air, water, land, soil, buildings, people, plants, animals, and weather are all parts of our environment. Human beings are one with nature. In other words, we are part of the earth together with everything that surrounds us. Human beings are the wisest and strongest creatures on the Earth and that's why they are responsible for everything that surrounds them. Man can't exist in unhealthy environment. It goes without saying, environment protection is the first duty of mankind. In this respect (в этом отношении), a lot of work is to be done by the people of our region.

С учетом интересов и уровня обученности учащихся обсуждение темы по предложенным вопросам можно проводить и в форме полилога.

Основную часть по экологическому образованию и воспитанию школьников при изучении английского языка на региональном материале в контексте определенной нами проблемы составляет углубленное самостоятельное изучение и обсуждение на уроке состояния дикой природы Югры, роли населения округа в сохранении и защите животного и растительного мира. Здесь появляется прекрасная возможность для реализации принципов проектных технологий, обучения в сотрудничестве, разноуровневого обучения, профильно-направленного обучения, идей личностно-деятельностного, социокультурного, интегрированного подходов.

Девиз данного проекта — «Сохраним и защитим животный и растительный мир нашего региона!»

При активном сотрудничестве с учителем биологии составляется список обязательной учебной и справочной литературы. В обязательный список литературы войдут в первую очередь учебники по биологии, соответствующие разделы учебников английского языка, краткая энциклопедия по Югре.

На основе данных, представленных в вышеуказанных первоисточниках, и личных наблюдений учащимся предлагается составить вначале список диких птиц, местом постоянного или сезонного обитания которых является территория Югры. Списки с названиями птиц набираются на компьютере и раздаются в классе до урока. Поощряется изготовление наглядных материалов. Это могут быть фотоснимки, картинки, вырезки из журналов, открытки и т.д. Обязанности учащихся по подготовке урока-проекта распределяются с учетом их интересов и возможностей. При выполнении доурочных проектных заданий учащиеся постоянно консультируются с учителями.

Вот один из вариантов проведения урока-проекта. Урок начинается с вступительного слова учителя или заранее подготовленного доклада одного из хорошо успевающих учеников.

Our common house is the planet of Earth. The Earth is inhabited not only by human beings, but by many other living beings, too.

Nowadays there are about 500,000 (half a million) species of plants and some 1,500,000 (one million and a half) species of animals on our Planet. All living beings that feel and move about are called animals. Foxes, lions, mice, fish, birds, flies are all animals. Plants and animals are an integral part of our life. We can't live without them. Human beings are part of the Earth together with wild nature.

Our native land is Yugra. Our homeland is rich in flora and fauna. To begin with, let's have a talk about the world of wild birds that can be seen and found on the territory of our region. As you know, birds are our closest friends. The world fauna is known to have some 9,000 species of birds.

According to the "Short Encyclopedia of Yugra ", 203 bird species have been registered on the territory of our region. They represent 17 orders. According to their nature and real needs, wild birds inhabit different areas (places): woodlands, grasslands (fields, meadows), water areas (lakes, rivers, ponds), bogs, etc. Some wild birds live on the territory of our region in all seasons, i.e. all year around, many others are migratory, i.e. they have to travel between our region and other countries seasonally.

Many species of birds come to our region in spring to build their nests and to rear their young. After the babies are born and grow up they leave for the south. But they return every year, at the same time and always to the same areas.

После такого вступительного слова учителя или доклада одного из учеников учащиеся выполняют следующие творческие задания. Здесь появляется возможность для дискуссии, способствующей развитию неподготовленной речи. Учащиеся не только называют отдельные виды птиц, но и группируют их по отдельным признакам. На столах учеников лежат заранее подготовленные списки названий диких птиц, обитающих на территории Югры.

Примерно в таком же режиме проводится работа о диких птицах.

Unfortunately, 59 bird species out of 203 are considered to be rare and disappearing ones. They are endangered, that's why they are included into the Red Book of Yugra. They may become extinct if people don't help them to survive. Like people, all living things, birds included, need space, light, water, food, and shelter.

Here are the names of some birds included into the Red Book of our region. Have a look at the lists lying on your desks. Let's read their names out aloud in two languages for us to remember.

Bird Quiz

  1. Name the rare bird species which are under threat in our region.
  2. Make and tell a story about your favourite wild bird included into the Red. Book of Yugra.
  3. Draw pictures of your favourite wild birds and ask your classmates to guess what bird you have drawn.
  4. Make a poster or a wall newspaper to attract attention to birds protection.
  5. Give Russian equivalents of the following set expressions (устойчивые словосочетания) and proverbs:
  • like water off a duck's back (как с гуся вода);
  • All one's geese are swans (он/она все преувеличивает, приукрашивает);
  • the goose that lays the golden eggs (курица, несущая золотые яйца; источник обогащения);
  • One swallow does not make summer (Одна ласточка весны не делает);
  • (as) happy as a lark (рад радешенек; очень счастливый; на седьмом небе; безмерно счастлив);
  • to get up with the lark (вставать с петухами; вставать спозаранку, чуть свет);
  • to sing like a lark (распевать весело, звонко, от полноты счастья);
  • Nightingales will not sing in a cage (He нужна соловью золотая клетка, а нужна зеленая ветка; «Соловей в клетке не поет»);
  • (as) graceful as a swan (изящный как лебедь);
  • a cuckoo in the nest (кукушка в (чужом) гнезде, нежеланный гость);
  • a jackdaw in peacock's feathers (ворона в павлиньих перьях);
  • (as) hungry as a hawk/ a wolf (голодный как волк);
  • Hawks will not pick hawk's eyes out (Ворон ворону глаз не клюет);
  • (as) blind as an owl (слепая курица, подслеповатый);
  • (as) crazy as a loon/ a coot (совсем спятивший, рехнувшийся, не в своем уме);
  • (as) bald as a coot (голый как коленка; совершенно лысый).
  1. Say what people must not do if they want to help birds to survive. (Not to disturb them; not to frighten them; not to hurt them; not to catch them; not to touch their nests and eggs; not to break their nests; not to pollute air, water and soil; not to overuse pesticides; not to go poaching (не заниматься браконьерством).

Практика показывает, что выход на региональные проблемы в обучении иностранному языку позволяет школьникам глубже понять и усвоить отдельные языковые явления и лингвострановедческие реалии.

Описанные в статье направления работы с региональным материалом подтверждают необходимость дальнейшего изучения и разработки регионального компонента содержания обучения, который позволит не только обновить и углубить содержание обучения иностранному языку в целом, но и подготовить учащихся к практической деятельности в своем регионе.

Примечание:

  1. Современные направления в методике обучения иностранным языкам: Учебное пособие (под ред. Е.И.Пассова). Воронеж, НОУ «Интерлингва», 2002.-50 с.
  2. Коряковцева Н.Ф. Автономия учащегося по овладению иностранным языком, как образовательная цель // ИЯШ, 2001, №1, с. 9-14.
  3. Стрельникова О.Г., Стрельников Е.Г. Краснокнижные виды Югры. – Тюмень: Из-во Ю.Мандрики, 2001, - 25 с.
  4. Сысоев П.В.Концепция языкового поликультурного образования: Монография.-М:Еврошкола, 2003.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Биологические игры как средство формирования экологического сознания школьников

Огромная роль в формировании экологического мировозрения детей в школе принадлежит учителю биологии, поскольку именно на уроках биологии происходит формирование основ экологической культуры школьников...

конспект открытого урока "Весенние праздники в России и Англии" на региональном семинаре "Формирование патриотического сознания в процессе обучения иностранным языкам"

Конспекты двух открытых уроков: один из них я давала при защите первой квалификационной категории, второй - на региональном семинаре "Формирование патриотического сознания в процессе обучения иностран...

статья "Экологическое воспитание школьников на уроках английского языка"

Статья посвящена актуальной проблеме загрязнения окружающей среды и экологическому воспитанию обучающихся....

Экологическое воспитание школьников на уроках английского языка и в международных проектах

В статье представлен опыт работы в международных проектах и программах....

Использование разных видов наглядности для формирования коммуникативной компетенции школьников на уроках английского языка на средней ступени обучения

Цель данной работы – выявить зависимость успешного формирования коммуникативной компетенции от методически грамотного использования разных видов наглядности на уроках английского языка на средне...

Проблемы экологического воспитания школьников на уроках английского языка

Экологическое воспитание является составной частью современного воспитания подрастающего поколения. Его можно осуществлять на основе межпредметного подхода, т. е. усилиями всего коллектива педагогов ш...

Формирование экологической культуры учащихся на уроках английского языка

В презентации предоставлен материал о формировании экологической культуры учащихся на уроках английского языка....