Биологические игры как средство формирования экологического сознания школьников
методическая разработка (экология) по теме

Горшкова Любовь Ивановна

Огромная роль в формировании экологического мировозрения детей в школе принадлежит учителю биологии, поскольку именно на уроках биологии происходит формирование основ экологической культуры школьников. Через экологическую игру происходит процесс облагораживания человека, развития у него эстетического восприятия природы. Экологические знания учащихся формируются через биологическую игру. В приложении представлены описания некоторых игр.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Биологические игры

как средство формирования экологического

сознания школьников

Стремление к участию в природных процессах глубоко внедрилось в человеческую психику и кардинально изменило культуру людей. Но мы никогда не поймем самих себя, если не вспомним и не расскажем нашим детям о том, что человек – существо не только социальное, но и биологическое. Уничтожая окружающую природу, человечество уничтожает себя как вид. Так как человек состоит из материи, составляющей биосферу, и является частью динамического процесса, который ее поддерживает.

Огромная роль в формировании экологического мировоззрения детей в школе принадлежит учителю биологии, поскольку именно на уроках биологии происходит формирование основ экологической культуры школьников. Экологическое воспитание – это процесс, направленный на оздоровление межличностных отношений, на осознание человеком своей личной ответственности за состояние природы.

При этом важно, чтобы процесс обучения и экологического воспитания был непринужденным, основанным на общении и интересе учащихся. Этим критериям в полной мере удовлетворяет игра. Через биологическую, экологическую  игру происходит   процесс облагораживания человека, развития у него чувственного и эстетического восприятия природы; в учебной игре познаются взаимосвязи отдельных природных процессов. Выявляется место человека в этой системе.

Использование игр в биологическом, экологическом образовании крайне важно, поскольку именно игра позволяет смоделировать антропогенное воздействие на окружающую среду и получить достаточно полную картину возможных природных и социальных процессов.

В реализации игровой деятельности следует придерживаться следующих принципов:

  1. дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
  2. учебная деятельность подчиняется правилам игры;
  3. учебный материал используется в качестве средства игры;
  4. в учебную деятельность вводится элемент соревнования;
  5. успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом;
  6. в игре дети приобретают навыки делового общения, учатся слушать и слышать друг друга.

Игра способна снимать психологическое напряжение детей. Формирование знаний, умений учащихся в ходе игры происходит гораздо легче, чем во время традиционного урока. Чаще всего влияние учителя на игровом уроке незаметно для ученика. Это позволяет ребенку раскрепоститься, не сдерживать свои эмоции, быть самим собой. При таких условиях процесс мировоззрения детьми не преломляется через призму учительского «надо» и ученического «не хочу».

Конечно, игра не может и не должна заменять собой учебную деятельность, но её разумное использование в учебном процессе способствует углублению знаний, осмыслению взаимосвязей всех форм жизни, существующих на Земле. Игры формируют активную жизненную позицию учащихся, способствуют сокращению разрыва между теорией и действиями человека в реальном мире.

Предлагаемые игры в школьном курсе биологии ориентированы на повторение и закрепление пройденного материала, хотя могут быть использованы и в процессе изучения новых тем, и при контроле знаний.

Каждая игра имеет сопроводительный комментарий, облегчающий учителю выбор игры и подготовку к ней. Этот комментарий включает в себя указания на:

  1. место проведения;
  2. понятия и взаимосвязи;
  3. возраст;
  4. материалы;
  5. мотивацию;
  6. правила игры;
  7. область применения.

С помощью путешествий по клетке, а затем и по организму (игры «Путешествие по клетке» и «Путешествие по организму») у учащихся формируется знания о взаимосвязи органоидов, клеток, тканей, органов, систем органов. Дети учатся понимать, что любое целое – это цепь, где важна роль каждого звена.

Через игру «Фотосинтез» происходит осознание одного из важнейших эволюционных процессов, происходящих в биосфере. Без знаний об этом процессе невозможно понять  в дальнейшем механизм взаимоотношений типа «продуцент – консумент – редуцент».

Взаимосвязям процессов переваривания пищи, газообмена и кровообращения у животных посвящена игра «Дыхание».

Развивает эту мысль игра «Вы приехали на бал».  Основная идея игры заключается в том, что отсутствие взаимосвязей между растениями и животными приводит к нарушению процессов обмена веществ  у живых организмов.

Игра  «Гринпис и браконьеры» помогает отработать некоторые основные понятия экологии.

Главным в серии игр «Все связано со всем», посвященных охране природы и экологическим законам Б.Коммонера, является мысль о том, что человеку разумному необходимо задуматься над своим неразумным поведением.

Дополнением к этой серии служит игра «Ответственность за Землю». Она помогает детям задуматься о своей личной ответственности за судьбу планеты. Каждому человеку предлагается ответить на вопросы: в чем я виноват перед своей Землей и что я могу для неё сделать?

В игре «по тропинкам биогеоценозов» учащиеся должны сами смоделировать природное сообщество, проследить взаимосвязи живых организмов в нем, выявить причины некоторых изменений и составить прогнозы дальнейшего развития биогеоценоза.

Через игру «Наше дерево» школьники учатся пониманию роли одного дерева в жизни огромного множества живых организмов. К сведению, на одной березе живет примерно 700 – 800 тысяч насекомых. Под корой сосны, на одном её квадратном метре, насчитывается до 40 тысяч жуков и личинок.

Всех шестиклассников по способу усвоения материала можно разделить на четыре группы.  

  1. Наблюдая и слушая – 37%
  2. На практике – 31%
  3. Общаясь с другими – 17%
  4. Посредством интеллектуального понимания – 15%

Практика показывает, что игра наиболее подходит для второй и третьей групп учащихся. Эти дети стремятся поддерживать контакты с другими людьми, им важен обмен опытом, мнениями. Такие школьники очень восприимчивы, легко адаптируются, не любят лекционные уроки и другие пассивные формы деятельности. Они всегда готовы к игре.

Для учащихся первой группы игра – это возможность общения друг с другом, преодоления сомнений и неуверенности в себе. Это терпеливые и объективные дети.

Ученики четвертой группы последовательны и логичны, они умеют анализировать свои и чужие действия, чаще ориентируются на предметы и символы, а не на людей. Правилам игры следуют четко, так как для них важна система.

Какими бы склонностями ни обладали  учащиеся, какой бы жизненный путь ни выбрали они в будущем, всем им понадобятся основы экологических знаний, формирование которых возможно через биологические игры.

Известный французский путешественник и ученый Жак Ив Кусто сказал: «Раньше природа устрашала человека, а теперь человек устрашает природу».

Сегодня надо перестать устрашать друг друга. Пришло время мирного объединения. Одним из таких способов является детская игра.

Приложение №1

Игра «Путешествие по клетке»

(настольная игра)

Место проведения: кабинет.

Область применения: изучение разделов «Цитология» в 6,9,10 – ых классах.

Понятия и взаимосвязи: органоиды растительной клетки, их строение и функции.

Возраст: 10 – 16 лет

Материалы: игровое поле, 3 фишки разного цвета, по 17 жетонов каждого цвета, кубик.

Мотивация: жизнедеятельность организма зависит от нормального строения и функционирования клеток, его составляющих.

Правила игры:

Участвуют 4 человека, один из которых – «банкир».

«Банкир» следит за соблюдением правил игры, держит жетоны в своем «банке» (по 17 штук каждого цвета)  и выдает их. Он имеет решающий голос при возникновении спорной ситуации между игроками.

Каждый игрок перед стартом получает из «банка» по 5 жетонов. Игроки имеют право двигаться в любую сторону на столько пунктов, насколько укажет брошенный кубик.

Если игрок дает правильный ответ на вопрос, то он получает из  «банка» дополнительный жетон, которым закрывает место на поле, где написан вопрос.

Если игрок не дает правильный ответ, то он отдает 1 жетон в «банк».

Если у игрока заканчиваются все жетоны, то он выбывает из игры и считается проигравшим.

Если клетка уже закрыта жетоном, то игрок, оказавшийся на ней, пропускает ход.

Задача каждого игрока – закрыть своими жетонами как можно больше пунктов.

Победителем считается тот, кто закроет большее количество пунктов своими жетонами.

  Приложение №2

Игра «Фотосинтез»

(настольно – настенная игра)

Место проведения: кабинет.

Область применения: изучение разделов «Жизнедеятельность организмов», «Организм и среда» 6-й класс (А.А. Плешаков, Н.И. Сонин), разделов «Побег», «Растения и окружающая среда» 6-й класс; «Природные сообщества» 8-й класс.

Понятия и взаимосвязи: воздушное и почвенное питание растений, фотосинтез, преобразование солнечной энергии.

Возраст: 10 – 14 лет

Материалы: игровое поле, жетоны двух цветов (по 11 штук).

Мотивация: существование живого на Земле практически невозможно без фотосинтеза.

Правила игры:

В игре участвуют две команды по 2 человека на первом этапе и по 2 человека  - на втором этапе.

1 этап. Движение осуществляется по стрелке, на одну клетку вперед, по очереди.

Если команда дает правильный ответ, то она закрывает место на поле, где написан соответствующий вопрос, своим жетоном.

Если команда не может ответить, то право ответа получает соперник.

Оценивание правильности ответа осуществляется взаимно. Спорная ситуация разрешается с помощью учителя.

Если ни одна команда не может дать ответ, то вопрос остается открытым.

В конце 1 этапа игры подсчитывается количество жетонов каждого цвета на поле и количество открытых вопросов. Результат записывается в лист отчета и заверяется подписью соперника.

Ответы на вопросы, оставшиеся открытыми, выясняются с помощью учебника и обсуждаются с соперником.

2 этап. В нем участвуют 2 ученика. У каждого из них жетоны своего цвета.

Правила игры такие же, как и на первом этапе.

Вопросы, оставшиеся открытыми, записываются в тетрадь и становятся дополнительным домашним заданием.

  Приложение №3

Игра «Всё связано со всем»

(настольно – настенная игра)

Место проведения: кабинет.

Область применения: уроки и внеклассные мероприятия. Посвященные охране природы, влиянию человека на природные сообщества, 5 – 11 классы

Понятия и взаимосвязи: охрана природы, экологические законы Б.Коммонера.

Возраст: 10 – 17 лет

Материалы: игровое поле, фишки, кубик

Мотивация: в природе всё взаимосвязано, человеку следует задуматься над своим поведением.

Правила игры:

В игре участвует несколько человек.

Задача играющих – внимательно читать и выполнять рекомендации, записанные в клетках.

Победителем считается тот, кто первым дойдет до финиша.

После игры учитель организует дискуссию о тех фактах, которые дети узнали из игры. Учитель выясняет, приходилось ли учащимся возвращаться назад, была ли у них возможность двигаться вперед. Он просит детей объяснить свои действия.

  Приложение №4

Игра «Гринпис и браконьеры»

(настольно – настенная игра)

Место проведения: кабинет.

Область применения: изучение разделов «Организм и среда» 6-й класс, «Природные сообщества» 8-й класс, «Основы экологии» 11-е классы.

Понятия и взаимосвязи: сообщества, продуценты, консументы, редуценты, экология, экологические факторы. Виды взаимосвязей между живыми организмами

Возраст: 10 – 17 лет

Материалы: игровое поле, фишки, кубик

Мотивация: подготовка к сдаче ЕГЭ

Правила игры:

В игре участвуют 2 человека (2 команды): первый – представитель Гринпис; второй – браконьер.

Задача Гринпис – поймать (догнать) браконьера.

Задача браконьера – убежать от Гринпис (прийти на ж/д вокзал).

Двигаться можно в любую сторону. Гринпис не может заходить на Рынок, а браконьер – в офис Гринпис. Браконьер может прийти на ж/д вокзал только после того, как побывает на Рынке.

На поле есть клетки – укрытия, в которых соперники недосягаемы друг для друга. Находиться в них можно только в течение одного хода и при условии правильного ответа на поставленный вопрос.

Если браконьер закончил игру (дошел до ж/д вокзала), то он считается победителем.

Если Гринпис догнал (поймал) браконьера, то победителем считается он, и игра прекращается

Если в игре участвуют несколько игроков, то игра продолжается дальше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологического сознания школьников при обучении английскому языку на региональном материале

Современная концепция языкового об­разования предполагает личностно-ориентированный, продуктивный характер учебно-познавательной деятельности школьника, активное взаимодей...

Экологизация курса немецкого языка как средство формирования экологической культуры школьников

Выступление на межрегиональной научно-практической конференции "Актуальные вопросы экологического и биологического образования"...

Уважаемые коллеги, разрешите представить вам свой опыт по теме «Научно-исследовательская работа на уроках биологии и во внеурочной деятельности как средство формирования экологической культуры школьников».

В современной российской школе большая часть знаний преподносится в готовом виде и не требует дополнительных поисковых усилий и основной трудностью для учащихся является самостоятельный поиск и...

Экологические проекты на уроках технологии как средство формирования экологической культуры школьников

Обобщение опыта учителя технологии :экологическое и трудовое воспитание в школе связаны неразрывно,т.к. теоретические и практические знания, полученные  на уроках технологии,находят свое применен...

ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ.

Актуальность проекта заключается в том, что он направлен на формирование умений принимать экологически ответственные решения и реализовывать их на практике....

ЛИТЕРАТУРА, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ

Если вы думаете на год вперед – сейте зерна,Если вы думаете на десять лет вперед – сажайте деревья,Если вы думаете на сто лет вперед – воспитывайте человека.Неизвестный китайский поэ...

экологические проекты на уроках технологии как средство формирования экологической культуры школьников

В своей статье автор делится опытом организации проектной деятельности по экологии на уроках технологии в 5-7 классах общеобразовательной школы. Кроме этого автор приводит примеры реализованных проект...