ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ.
проект по экологии на тему

Коробова Анастасия Алексеевна

Актуальность проекта заключается в том, что он направлен на формирование умений принимать экологически ответственные решения и реализовывать их на практике.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 8

с углубленным изучением отдельных предметов»

ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ

КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ

ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ.

C:\Users\www\Documents\IMG_9591+.jpg

Автор проекта

Коробова Анастасия Алексеевна                            учитель географии и биологии.

Руководитель  проекта –

Перебатова Ирина Степановна                       заместитель директора по УВР.

г. Когалым

2012


Информационная карта проекта

1.

Полное название проекта

Геоэкологическое краеведение как средство формирования экологической культуры школьников.

2.

Специализация проекта

 Экология

3.

Цель проекта

Создание системы изучения геоэкологического краеведения как средства эффективного формирования экологической культуры школьников.

4.

Автор проекта (Ф.И.О., род занятий, специальность по диплому, адрес, телефон, факс, электронная почта)

Коробова Анастасия Алексеевна, учитель географии и биологии по специальности «география».

г. Когалым ул. Янтарная 11

моб. тел. 89224069971

19n84@mail.ru

5.

Сроки реализации проекта

2010 – 2013гг.

6.

География проекта

 г. Когалым

7.

Поддерживающие организации или физические лица (при наличии)

Территориально- производственное предприятие «Когалымнефтегаз»


Краткая аннотация.

Перед современным обществом стоит серьезная проблема сохранения пригодной для жизни среды обитания. Эта проблема породила необходимость повышения уровня экологического образования каждого жителя Земли и, прежде всего, школьников.

Актуальность проекта заключается в том, что он направлен на формирование умений принимать экологически ответственные решения и реализовывать их на практике.

Среди всего спектра принципов современного образования сформулированы два взаимосвязанных: гуманистический и экологический.

Экологический принцип усиливает практическую направленность обучения, делает его более осмысленным.

Цель проекта: создание системы изучения геоэкологического краеведения как средства эффективного формирования экологической культуры школьников.

Срок реализации проекта - 3 года с 2010 по 2013 гг.

Три основных вида ресурсов, используемых в проекте:

  • кадровые;
  • материально-технические (в том числе финансовые);
  • методические.

В проекте представлены механизм реализации проекта, предполагающий взаимодействия различных субъектов образовательного и воспитательного процесса. Разработаны этапы и календарный график реализации проекта. Детально прописаны результаты – продукты и результаты – эффекты и инструментарий измерения полученных результатов.

Реализация настоящего проекта должна привести к формированию экологически культурной личности, которая обладает экологическим мышлением, то есть способна уметь правильно анализировать и устанавливать причинно-следственные связи экологических проблем и прогнозировать экологические последствия человеческой деятельности, предлагать решения возникающих проблем. Так же реализация проекта направлена на развитие ключевых компетенций учащихся, их успешную социализацию, обретение опыта коллективной деятельности.


Описание проекта и его обоснование.

Проблема взаимоотношений человека и природы не нова, но лишь во второй половине XX века антропогенный «пресс» на природную среду составил угрозу продуктивности биосферы и качеству условий жизни самого человека. В настоящее время общество осознает, что основными факторами устойчивого развития являются гарантии экологической безопасности, принимаемые мировым сообществом. Поэтому вполне закономерно, что в начале XXI века у ученых не вызывает сомнения необходимость развертывания широкомасштабного экологического образования, которое становится системообразующим фактором образования всех слоев населения.

Актуальность. Современное экологическое образование является «особой образовательной областью, призванной реализовать идеи становящегося ныне информационно-экологического общества, в котором высшей ценностью будут жизнь человека на Земле, предпосылки и условия ее сохранения, интересы и потребности не только здравствующих, но и будущих поколений». Такая интерпретация сущности экологического образования свидетельствует о том, что оно ориентировано на «увеличение адаптивной способности данного общества» и нацелено на создание механизма устойчивого развития.

Всеобщие аспекты экологического образования в настоящее время дополняются следующими характеристиками: усиливаются его региональный и компетентностный аспект, в связи, с чем экологическое образование становится практико-ориентированным, направленным на изучение и поиск оптимизации состояния окружающей среды в своем регионе, своей местности.

Выявленные характеристики экологического образования указывают, во-первых, на необходимость его регионализации и, во-вторых, на тот факт, что школьное экологическое образование перестает быть синонимом биоэкологического и должно осуществляться всеми предметами учебного цикла. В то же время в связи с высокой степенью интегрированности, комплексности географического знания, его роль в экологическом образовании должна быть более значительной.

Цель данного проекта: создание системы изучения геоэкологического краеведения как средства эффективного формирования экологической культуры школьников.

Задачи проекта:

  1. Формирование фундаментальных геоэкологических знаний, повышение мотивации к изучению предметов естественно – научного цикла (география, химия, биология).
  2. Формирование экологического мышления учащихся в процессе творческого поиска через развитие базовых способностей личности к рефлексивному мышлению, аналитическому подходу, становлению способности к самореализации.
  3. Развитие творческих способностей учащихся и выработка у них исследовательских навыков.
  4. Приобретение навыка решения познавательных, поисковых, проектных задач.
  5. Формирование нового характера взаимодействия между участниками образовательного процесса.
  6. Разработка методических рекомендации по созданию условий для успешной реализации проекта в условиях образовательного учреждения.
  7. Воспитание  интереса к осуществлению социально-значимой экологической деятельности, предоставление возможности учащимся увидеть практическое применение полученных знаний в жизни и профессиональной деятельности.

Перспективность проекта заключается в формировании такого важного психологического качества личности, как убежденность в необходимости охраны природы и бережного отношения к ней.

Стратегия проекта основывается на использование нескольких компонентов: интеллектуального, личностного, внутренней готовности субъекта воплотить свои взгляды в реальные дела.

Для реализации данного проекта используются возможности урочной и внеклассной деятельности учащихся, освоение ими навыков создания исследовательских и социальных проектов, обретение опыта совместной деятельности, формирование информационных и коммуникативных компетенций.

В ходе реализации проекта будут использоваться следующие методы: теоретический,  эмпирический,   исследовательский, в том числе метод  социологического исследования.


Механизмы реализации проекта.

Принципы и условия. Выбор содержания геоэкологического краеведения осуществлялся на основе принципов, обеспечивающих становление экологически культурной личности. Каждому из принципов соответствует определенная содержательная деятельность:

  • Комплексности (нахождение причинных связей и зависимостей между населением и хозяйственной деятельностью с одной стороны, и природной средой – с другой);
  • Территориальности (выбор территории: своя местность, муниципальный округ, эколого-географический район);
  • Выявление состояния природной среды (оценка экологической ситуации, условий и факторов, создающих определенную экологическую обстановку);
  • Проблемности (определение уровня влияния изменений природной среды на состояние здоровья и хозяйственной деятельности населения);
  • Прогностичность изменений в состоянии природной среды (оценка возможных изменений в состоянии природной среды в изменяемых условиях);
  • Междисциплинарности;
  • Гуманизации (помочь ученику осознать свою связь с землей и воспитать у него внутренний мотив к осознанной деятельности по сохранению природы Земли для настоящих и будущих поколений – соучастие, сопереживание, сотрудничество);
  • Субъективности;
  • Признание ребенка как индивидуальной личности.

 При изучении географии своего края в целях экологического образования учитывался ряд благоприятных условий:

  • свой край в значительной мере можно изучать на уровне непосредственного наблюдения окружающей местности в границах своего населенного пункта или вблизи него, т.е. на локальном уровне;
  • возможность практически действовать в наблюдаемых природных и социально-экономических условиях. Правила поведения в природе на практическом уровне, да и экологические убеждения легче выработать в реальных, а не виртуальных условиях, видя и оценивая последствия неразумного отношения к природной среде;
  • более убедителен показ практического значения географических знаний, поскольку появляется возможность выявлять и анализировать комплекс природных, социальных и экономических элементов в их взаимосвязи. В усилении показа практического значения географической науки состоит одно из принципиальных положений концепции обновления современного школьного географического образования;
  • большое разнообразие местных и потому доступных источников эколого-географической информации, что обеспечивает практику их частого использования. Помимо наблюдений на местности особенно важно и необходимо использовать экологические карты региональных атласов;
  • личная заинтересованность учащихся в изучении экологической обстановки и поэтому повышенная эмоциональность изучаемого материала, возрастание внутренних мотивов учебной деятельности.

Для формирования экологической грамотности был определен понятийный аппарат геоэкологического краеведения, который отражает  коэволюционный характер взаимоотношений природы и человека. Приложение №1.

Участники проекта:

  • учащиеся 5-11 классов;
  • директор школы;
  • заместители директора по УВР;
  • учителя географии;
  • педагоги дополнительного образования, педагог-психолог;
  • родители учащихся;
  • социальные партнеры (Территориально производственное предприятие «Когалымнефтегаз»).

Руководитель проекта:

  • определяет формы и методы управления реализацией проекта, определяет перечень мероприятий проекта и их ресурсное обеспечение;
  • координирует реализацию мероприятий и является инициатором внедрения новых форм и методов работы;
  • проводит экспертизу хода реализации мероприятий проекта и анализирует получаемые результаты;
  • осуществляет взаимосвязь между членами функциональных творческих групп учащихся;
  • разрабатывает предложения по обеспечению наибольшей эффективности реализации продуктов проекта;
  • информирует педагогическое сообщество о ходе реализации проекта.

Функциональные творческие группы учащихся:

  • разрабатывают практико-ориентированные проекты;
  • разрабатывают социальные проекты;
  • подбирают материал для выпуска школьной экологической газеты и различных буклетов;
  • участвуют в различных экологических конкурсах, акциях, мероприятиях на школьном, муниципальном и окружном уровнях;
  • участвуют в формировании банка результатов проекта.

Заместитель директора по УВР, и педагог - психолог:

  • проводят мониторинговые мероприятия;
  • организуют мероприятия по информированию общественности о ходе реализации проекта.

Срок реализации проекта 3 года с 2010 года по 2013 год.

Можно выделить три основных вида ресурсов, используемых в проекте:

  • кадровые;
  • материально-технические (в том числе финансовые);
  • методические.

Кадровые ресурсы предполагают участие в реализации проекта ряда структур образовательного учреждения:

  1. администрация школы: директор школы Баженова Е.В.,
  2. заместитель директора по учебно–воспитательной работе Перебатова И.С.;
  3. заместитель директора по воспитательной работе Филатова М.В.;
  4. учитель географии и биологии: Коробова А.А.;
  5. педагог–психолог Пустовалова М.С.;
  6. учащиеся 5-11 классов.

Материально-технические ресурсы предусматривают:

  1. привлечение бюджетных и внебюджетных средств, полученных через привлечение спонсорских средств и возможной грантовой поддержки;
  2. использование для реализации проекта всех необходимых помещений, имеющихся в школе;
  3. использование технических средств: компьютер, цифровой фотоаппарат, мультимедийный проектор, мини – типография, видеокамера. Цифровая лаборатория «Архимед», которая включает мини-компьютер и набор датчиков для проведения различных исследований, цифровой микроскоп с фото- и видеосъемкой.

Методические ресурсы предусматривают:

  1. наличие необходимой документации («Экологическая доктрина Российской Федерации», программа развития Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 8 с углубленным изучением отдельных предметов» (2006-2011гг., 2011-2016 гг.); программа «Формула успеха» (2009-2020гг.);
  2. Проект Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", который приобрел статус официального документа после утверждения его президентом РФ Д. Медведевым 04.02.2010. Пр. № 271(2009г.).
  3. наличие специальной литературы;
  4. Педагогический проект: «Деятельность школьного экологического общества как фактор формирования экологической культуры школьников».
  5. Педагогический проект: «Геоэкологическое краеведение как средство формирования экологической культуры школьников».

Этапы реализации проекта.

Год

Приоритетные мероприятия

Прогнозируемые и полученные результаты

1этап

2010-2011

Разработка программ, обеспечивающих реализацию педагогического проекта.

Прохождение курсов повышения профессиональной подготовки учителя-руководителя проекта, работающего в инновационном режиме.

Изучение экологических проблем города и округа.

Проведение  анкетирования учащихся с целью поиска наиболее результативных форм работы.

Выявление принципов, приемов, форм и методов работы.

Определение задач и содержания работы на следующем этапе с учетом полученных результатов.

Разработка и освоение учителем  методологической основы проекта.

Определение путей и форм работы по реализации проекта.

2этап

2011-2012-

Составление  рабочей программы по курсу «Географии» (6-9 классы) с элементами геоэкологического краеведения.

Разработка и первичная апробация  программ элективного курса «Геоэкологическое краеведение»  программы дополнительного образования школьного экологического общества ЭКО ШОК.

Разработка программно – методического обеспечения, направленного на экологизацию образовательного процесса.

Подготовка организационных и технологических подходов к образовательному процессу, направленных на создание условий для успешной реализации проекта.

Корректировка программ, обеспечивающих эффективность процесса экологического образования.  

3этап

2012-2013

Внедрение программы элективного курса «Геоэкологическое краеведение» и программы школьного экологического общества ЭКО ШОК.

Анализ результатов инновационной деятельности.

Отслеживание результатов реализации инновационного проекта через систему наблюдений, диагностических срезов, тестирования.

Анализ результатов инновационной деятельности.

Организация работы по представлению опыта педагогическому сообществу в форме семинаров, мастер-классов, через участие в конкурсах ПНПО.

Определение задач и содержания работы  на следующий этап с учетом полученных результатов.

Формирование банка методических разработок по направлениям проекта.

Повышение мотивации к изучению предметов естественно – научного цикла.

Рост результативности участия в конкурсах экологической направленности. Совершенствование коммуникативных и учебных компетенций учащихся.

Формирование банка проектов и исследовательских работ учащихся.

Распространение

информации о реализации проекта.


Ожидаемые результаты реализации проекта.

Реализация настоящего проекта должна привести к формированию экологически культурной личности, которая обладает экологическим мышлением, то есть способна уметь правильно анализировать и устанавливать причинно-следственные связи экологических проблем и прогнозировать экологические последствия человеческой деятельности, предлагать решения возникающих проблем. Так же реализация проекта направлена на развитие ключевых компетенций учащихся, их успешную социализацию, обретение опыта коллективной деятельности.

        Результаты - продукты:

  1. Программа элективного курса «Геоэкологическое краеведение». Приложение №2.
  2. Технологическая карта реализации регионального компонента геоэкологического образования. Приложение №3.1. Рабочая программа по курсу «Географии и экология ХМАО - Югры» (8-9 классы) с элементами геоэкологического краеведения. Приложение №3.2, №3.3.
  3. Создание школьного экологического общества «ЭКОШОК» (Экологическая культурно-образовательная школьная организация когалымчан) и методических рекомендаций по его работе. Приложение №4.
  4. Создание банка исследовательских и социальных проектов учащихся.
  5. Повышение результативности участия в конференциях и конкурсах различного уровня.

Результаты - эффекты:

  1. Повышение уровня сформированности ключевых компетенций обучающихся.
  2. Сформированность исследовательских навыков, развитие творческих, коммуникативных и рефлексивных способностей.
  3. Изменение отношения детей к образовательному процессу через активное внедрение проектно-исследовательской  деятельности, повышение их мотивации к обучению.
  4. Совершенствование навыков социального взаимодействия, обретение опыта коллективного творчества.
  5. Динамика результативности участия в конференциях и конкурсах различного уровня. Приложение №5.

Календарный график.

Направления деятельности работы над проектом

Продукт деятельности

Сроки

Ответственные

2010-2011

Разработка программ, обеспечивающих реализацию педагогического проекта.

Программы по реализации проекта

Сентябрь - октябрь

Коробова А. А.

Проведение исходной диагностики. (Приложение №6.1, №6.2, №6.3).

Данные по уровню сформированности мотивации, творческой активности и др. (Приложение №7).

Ноябрь - декабрь

Коробова А. А., педагог – психолог Пустовалова М. С.

Организация работы ученических функциональных творческих групп в рамках работы школьного экологического общества.

 План работы групп.

Декабрь - январь

Коробова А. А., учащиеся 6-11 классов.

Создание и оформление исследовательских и социальных проектов.

Проекты, представленные в печатной форме или в виде компьютерной презентации

Февраль - март

Учащиеся 6 -11 классов, Коробова А. А.

Подготовка к участию в городской экологической игре «Знай свой край».

Сценарий, конкурсные документы для участия в городской экологической игре «Знай свой край». (Приложение №8.1, №8.2, №8.3, №8.4).

Март – апрель

Состав команды, Коробова А. А., педагог – организатор Газеева Р. Ф.

Определение задач и содержания работы ученических функциональных творческих групп на этапе дальнейшей реализации проекта с учетом полученных результатов.

План работы творческих групп по дальнейшей деятельности школьного экологического общества.

Май

Руководители творческих групп.

Подготовка экологической акции «Эко десант».

Проведение «Эко десанта», выпуск газеты. (Приложение №9).

Май

Руководители творческих групп. Коробова А. А., педагог – организатор Смоленская С. А., представители ТПП «Когалымнефтегаз»

2011-2012

Составление  рабочей программы по курсу «География и экология ХМАО Югры» (8-9 классы) с элементами геоэкологического краеведения.

Рабочая программа по курсу «География и экология ХМАО - Югры» (Приложение №3).

Сентябрь

Коробова А. А.

Проведение промежуточной диагностики. (Приложение №6.1, №6.2, №6.3).

Промежуточный мониторинг результативности проекта. (Приложение №7).

Октябрь

Коробова А. А., педагог – психолог Пустовалова М. С.

Разработка и первичная апробация  программы элективного курса «Геоэкологическое краеведение».

Программа элективного курса «Геоэкологическое краеведение». (Приложение №2).

Ноябрь - декабрь

Коробова А. А.

Совершенствование навыков в создании и оформлении исследовательских и социальных проектов.

Различные проекты, представленные в печатной форме или в виде компьютерной презентации. (Исследовательский проект «Перспективы развития сельского хозяйства в ХМАО - Югре»).

(Приложение №10).

Ноябрь - январь

Руководители творческих групп, Коробова А. А.

 Формирования банка исследовательских и проектных работ учащихся.

Работы, представленные в печатной форме или в виде компьютерной презентации.

Февраль - май

Руководители творческих групп, Коробова А. А., родители учащихся (возможная материально – техническая поддержка).

Подготовку к участию в 7 областном экологическом форуме «Зеленая планета 2012».

Конкурсные документы для участия  в 7 областном экологическом форуме «Зеленая планета 2012».(Приложение №11).

Февраль

Руководители творческих групп, Коробова А. А., родители учащихся (возможная материально – техническая поддержка).

Подготовка к участию в городской экологической игре «Мой дом - Югра».

Сценарий, конкурсные документы для участия в городской экологической игре «Мой дом - Югра». (Приложение №12.1, №12.2, №12.3).

Март – апрель

Состав команды, Коробова А. А., педагог – организатор Газеева Р. Ф.

Определение задач и содержания работы ученических функциональных творческих групп на этапе дальнейшей реализации проекта с учетом полученных результатов.

План работы творческих групп по дальнейшей реализации проекта.

Май

Руководители творческих групп.

Подготовка экологической акции «Эко десант».

Проведение «Эко десанта»

Май

Руководители творческих групп. Коробова А. А., педагог – организатор Газеева Р. Ф., представители ТПП «Когалымнефтегаз»

2012-2013

Определение задач и содержания работы школьного экологического общества на этапе дальнейшей реализации проекта с учетом полученных результатов.

План работы школьного экологического общества.

Сентябрь

Руководители творческих групп.

Проведение промежуточной и итоговой  диагностики.

Промежуточный и итоговый мониторинг результативности проекта.

Декабрь

Май

Коробова А. А., педагог – психолог Пустовалова М. С.

Подготовка и разработка проектов для участия в научно - исследовательской конференции «Шаг в будущее».

Исследовательский проект для участия в  НИК.

Январь - февраль

Руководители творческих групп, Коробова А.А.

Внедрение программы элективного курса «Геоэкологическое краеведение» и программы работы школьного экологического общества ЭКО ШОК.

Программы курсов.

В течение года

 Коробова А. А.

Подготовку к участию в областном экологическом форуме «Зеленая планета».

Конкурсные документы для участия  в областном экологическом форуме «Зеленая планета».

Февраль

Руководители творческих групп, Коробова А. А., родители учащихся (возможная материально – техническая поддержка).

Подготовка к участию в городской экологической игре «Мой дом - Югра».

Сценарий, конкурсные документы для участия в городской экологической игре «Мой дом - Югра».

Март – апрель

Состав команды, Коробова А. А., педагог – организаторГазеева Р. Ф.

Определение задач и содержания работы  на следующий этап с учетом полученных результатов.

План работы  по дальнейшей реализации проекта.

Май

Коробова А.А.

Оценка достижения намеченных результатов.

Показателями эффективности выступают:

  • Повышение уровня качества экологического образования учащихся:

а) по данным мониторинга обученности;

б) по данным мониторинга сформированности ключевых компетенций на основе  следующих видов диагностики:

  • уровня творческой активности учащихся Джонсона; Приложение № 6.1.
  • готовности к межличностному  взаимодействию  В.Смекала, М.Кучера; Приложение № 6.2.
  • уровня мотивации к изучению школьных предметов; Приложение № 6.3.
  • Результативность участия учащихся в конкурсах, акциях, конференциях различного уровня.

Данный проект способствует решению проблемы повышения уровня экологического образования школьников, но не разрешит ее полностью, так как в условиях современной экологической ситуации важна экологизация дошкольного и школьного образования и воспитания подрастающего поколения. Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности – взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни.


Список используемой литературы.

  1. Войтович Б.Г., Сухоруков В.Д. Экологическое мышление – основа экологического образования // География в школе. – 2003. - № 3 – С. 45 – 51.
  2. Винокурова Н.Ф., Камерилова Г.С. и др. Природопользование: Проб. Учебник для 10 – 11 классов. М.: Просвещение, 1995.
  3. Годзевич Б.Л. Концепция системно-экологического природопользования // Вестник СГУ, 1988, выпуск 19.
  4. Глобальные экологические перспективы-2000 (Доклад ЮНЕП о состоянии окружающей среды в конце тысячелетия). – М., 1999.Горшков С.П. Концептуальные основы геоэкологии. – Смоленск, 1998.
  5. Исаченко А.Г. Экологическая география в связи с проблемой интеграции географических наук. РГО: новые идеи и пути. СПб., 1995.
  6. Кочуров Б.И. Геоэкология: экодиагностика и эколого-хозяйственный баланс территории. – Смоленск, 1999.
  7. Литвинова Т.И. Формирование экологической культуры на уроках географии // География в школе. – 2003. - № 3 - С. 51 – 54.
  8. Лобжанидзе А.А. География России: эколого-экономические аспекты. М., 1996.
  9. Лосев К.С. Экологические проблемы и перспективы устойчивого развития России в ХХ в. – М., 2001.
  10.  Максаковский В.П. Концепция обновления географического образования в российской школе // География в школе, 1998. № 2.
  11.  Махов С.И. Методика формирования экологических умений при изучении курса «География России» // География в школе, 1998. № 3.
  12.  Ржевский Б.Н., Максимова Н.И. Особенности разработки и реализации  эколого-краеведческих программ // География в школе. – 1999. - № 3. – С. 55 – 58.
  13. Самкова В. А. Экологический практикум «Город, в котором я живу»/ Биология в школе: журнал.-2001.-N,S, 7.
  14. Финаров Д.П. Основные направления совершенствования эколого-краеведческой работы // Педагогические проблемы краеведения и туризма в школе и вузе. – СПб.: Образование, 1994.
  15.  www.admhmao.ru
  16.  www.ecology.3dn.ru

Приложения.

  1. Приложение №1. Экологический глоссарий.
  2. Приложение №2. Программа элективного курса «Геоэкологическое краеведение».
  3. Приложение №3.1. Состав и структура регионального компонента геоэкологического образования.
  4. Приложение №3.2. Рабочая программа по курсу «Географии и экология ХМАО - Югры» (8 класс)
  5. Приложение №3.3.  Рабочая программа по курсу «Географии и экология ХМАО - Югры» (9 класс).
  6. Приложение №4. Методические рекомендации по работе школьного экологического общества.
  7. Приложение №5. Динамика результативности обученности, участия в конференциях и конкурсах различного уровня.
  8. Приложение №6.1. Методика диагностики уровня творческой активности учащихся Джонсона.
  9. Приложение №6.2. Методика диагностики готовности к межличностному взаимодействию В.Смекала, М.Кучера
  10. Приложение №6.3. Методика диагностики уровня мотивации к изучению школьных предметов.
  11. Приложение №7.  Мониторинг результатов проведенных диагностик.
  12. Приложение №8.1.  Копия диплома 2-ой степени за лучший социально - значимый проект «Рецепт чистой планеты» в рамках городской экологической игры «Знай свой край».
  13. Приложение №8.2.  Копия диплома  участника финала игры городской экологической игры «Знай свой край».
  14. Приложение №8.3.  Копия диплома 1-ой степени за лучшую работу заочного фотоконкурса «Зеленая планета глазами детей» в рамках городской экологической игры «Знай свой край».
  15. Приложение №8.4.  Копия диплома за участие в VI городской краеведческой конференции «Знать, любить, беречь».
  16. Приложение №9. Фотоотчет экологический десант 2010 – 2011уч.г.
  17. Приложение№10.  Исследовательский проект «Перспективы развития сельского хозяйства ХМАО - Югры».
  18. Приложение №11.  Копии грамоты и сертификатов участников в VI областном экологическом форуме «Зеленая планета 2012».
  19. Приложение №12.1.  Копия диплома 2 степени победителя заочного конкурса городской экологической игры «Мой дом - Югра».
  20. Приложение №12.2.  Копия диплома 2 степени победителя финала игры городской экологической игры «Мой дом - Югра».
  21. Приложение №12.2.  Копия диплома  2 степени победителя финала игры городской экологической игры «Мой дом - Югра».
  22. Приложение №12.3. Копия диплома участника заочного конкурса финала городской экологической игры «Мой дом - Югра» в номинации «Самый оригинальный пейзаж».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие исследовательской культуры школьников средствами географии родного края

Краеведение представляет собой такой вид научной деятельности, заниматься которым могут как известные ученые, так и школьники, заинтересовавшиеся историей, культурой или географией родного края,...

Мультимедиа проекты - средство воспитание информационной культуры школьников

Мультимедиа проекты  - средство формирования информационной культуры школьниковДегтярева  Л.В.г. Тюмень, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная ш...

Хоровая деятельность как средство формирования культуры школьников.

Юный возраст отличается яркой эмоциональной памятью, особенным ощущением единства с окружающим миром. Это самое благодатное время для закладки основ экологического мировоззрения, это время созидательн...

Методический материал с презентацией по теме "Краеведение на уроках литературы и во внеурочной деятельности как средство патриотического воспитания школьников"

Обобщён опыт работы по использованию краеведческого материала на уроках литературы, во внеурочной деятельности. Названы основные формы, методы работы....

Музыкальное краеведение, как средство духовно-нравственной и музыкально-эстетической культуры учащихся

Статья посвящена важности внедрения в школьную программу музыкального краеведения, которое формирует в современных учащихся ряд личностных качеств, являющихся основой для воспитания духовно-нравственн...

Духовно-нравственный потенциал уроков « Истории православной культуры земли Смоленской» и « Основ духовно-нравственной культуры народов России» как средство раскрытия способностей школьников

Тема одаренности детей,  их поддержка является в педагогике особенно важной в последнее время. Одаренные дети-это наше будущее, и от них мы ожидаем больших достижений....