Организация здоровьесберегающего режима на уроке.
статья

Гейнц Наталия Брониславовна

В статье представлены требования и рекомендации  к организации здоровьесберегающего режима к уроку в начальных классах и средних классах для сохранения и укрепления здоровья школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация здоровьесберегающего режима на уроке.

Гейнц Наталия Брониславовна,

заместитель директора

 по учебно-воспитательной работе

                                                                                                 МБОУ «СОШ №10 п. Каменский»

            По данным ВОЗ, насчитывается лишь 14–23% здоровых школьников, около 50% имеют функциональные отклонения, остальные – хронические заболевания. Результаты медицинских осмотров свидетельствуют о том, что за период обучения состояние здоровья детей и подростков значительно ухудшается. Каждый третий выпускник имеет близорукость, нарушение осанки, каждый четвертый – патологию сердечно-сосудистой системы. Но общество и   государство предъявляют образовательной системе социальный заказ на здоровую личность,  способную эффективно развиваться в постиндустриальном и информационном обществе,  адаптироваться к реальной жизни в этом сложном, динамичном мире, способную взять на себя ответственность за свои решения в условиях свободы выбора, творчески выполнять работу.   

      Основной  задачей  здоровьесберегающей  педагогики  или  школьной гигиены  (гигиена- наука,  изучающая  влияние  факторов  внешней  среды  на здоровье  человека)  является  такая  организация  режима  труда  и  отдыха школьников,  создание  таких  условий  для  работы,  которые  бы  обеспечили высокую работоспособность на протяжении всего времени учебных занятий,

позволил бы отодвинуть утомление и избежать переутомления.

     Это определяет необходимость последовательного формирования организационно-педагогических условий – здоровьесберегающего пространства, в котором все педагоги, специалисты, обучающиеся и их родители согласованно решают общие задачи, связанные с заботой о здоровье, и принимают на себя ответственность за результаты.

       В здоровьесберегающей педагогике есть  такое понятие как работоспособность. Под  работоспособностью  понимают  способность  человека  развить максимум энергии и, экономно ее расходуя, выполнять работу качественно и эффективно. Понятно, что работоспособность не всегда одинакова, у одного и того  же  человека  она  может  колебаться  в  зависимости  от  времени  года (сезонные  колебания),  в  зависимости  от  дня  недели,  от  времени  суток: различают  по  колебанию  суточной  работоспособности.

   При   выполнении   конкретной   работы   работоспособность   имеет определенные, вполне закономерные колебания. Вначале, когда человек только приступил к работе, работоспособность относительно невысока и постепенно повышается.  Этот  период  называется  фазой  врабатывания (первые 3-5 мин любого урока), т.е. привыкание к учителю и предмету.  В  это  время происходит,  во -первых,  настройка  нервных  и  гуморальных  механизмов управления   данным   видом   деятельности,   во-вторых,   постепенное формирование  необходимого  стереотипа  движений и, в-третьих, достижение требуемого  уровня  вегетативных  функций.  У  детей,  по  сравнению  со взрослыми,  фаза  врабатывания  несколько  короче,  что  объясняется  более высокой возбудимостью и функциональной подвижностью нервной системы.

    Вслед  за  фазой  врабатывания  следует  фаза  оптимальной  устойчивой работоспособности;  в  это  время  человек  работает  наиболее  продуктивно  и  качественно. Оптимально устойчивая работоспособность длится около 10-15 мин для младших школьников, 20-25 — для среднего звена, 25-30 мин — для старшеклассников. После этого на несколько минут наступает предутомление, или неустойчивая работоспособность. Если не изменить педагогическую тактику, наступит состояние утомления, при котором работоспособность школьников заметно падает, еще больше снижается интерес к происходящему в классе. Это пока еще утомление, но если не устраивать физкультминуток, оно от урока к уроку будет накапливаться, наступит переутомление, с которым невозможно справиться только педагогическими методами.

  Однако в ряде случаев, незадолго перед окончанием работы (но при условии, что   это  окончание   известно),   работоспособность   незначительно   и кратковременно повышается. Такое повышение работоспособности получило название  «конечный  порыв».  

     Следует, однако, подчеркнуть, что, если по каким -либо причинам ожидаемого окончания  работы  не  происходит,  работоспособность  падает  очень значительно.

Признаки утомления у ребенка во время занятия следующие:

Снижение   продуктивности   труда,  увеличение  числа  ошибок  и неправильных ответов, замедленное выполнение рабочих операций.

Ослабление  внутреннего  торможения,  которое  проявляется  в  виде двигательного беспокойства, отвлекаемости, рассеянности внимания.

Ухудшение  регуляции  физиологических  функций,  как  то:  нарушение сердечного ритма и координации движений.

Появляется  субъективное  чувство  усталости,  о  котором  дети  могут сказать учителю, родителям, или, в условиях слишком строгой дисциплины и боязни наказания, промолчать. Последнее крайне опасно для здоровья.

     Развитию утомления способствуют:

1)  монотонность  работы  (например,  статическая  работа,  при  которой нагрузка  падает на  одну  и  ту  же  группу  мышц,  утомительнее  динамической работы, равной ей по энергозатратам);

2)  плохие  условия  труда  (шум,  загазованность,  плохая  освещенность, низкий уровень технического оснащения и т.д.);

3)   отсутствие   мотивационной   основы   трудовой   деятельности

(подневольный  труд  тяжелее,  чем  работа,  которую  человек  выполняет  с удовольствием и сознанием своей личностной значимости в процессе труда);

4)  негативная  результативность  труда  (отсутствие  результатов  или отрицательные результаты труда способствуют развитию утомления).

   Трудность  обучения  детей,  особенно  младшего  школьного  возраста, связана в основном с тем, что у детей этого возраста процессы возбуждения резко преобладают над процессами внутреннего торможения. Именно поэтому детям трудно сосредоточиваться и сохранять внимание.

       У  детей  при  интенсивной  умственной  деятельности  довольно  быстро может  развиваться  утомление.  

     Необходимо делать паузы (физкультминутки,  психогимнастику,

релаксационные музыкальные паузы и т.д.),   не только для профилактики утомления слухового, зрительного анализатора, но и для  предупреждения  развития  заболеваний  внутренних  органов.    Переключение внимания снижает скорость развития утомления.

При письме же движения большого пальца объединяются с движениями указательного  и среднего  пальцев,  а  безымянный  палец и мизинец остаются неподвижными  и  служат лишь опорой для кисти. Такая тонкая координация деятельности мелких мышц кисти у младших школьников еще не установилась, и те отделы центральной нервной системы, которые ведают

тонкими и точными движениями,  работают с большим напряжением. То знаменитое упражнение, которое все мы делали на уроках в начальной школе –«мы писали, мы писали, наши пальчики устали», в первую очередь адресовано не к пальчикам, а к тем отделам  центральной  нервной  системы,  которые  ведают  движениями  этих пальчиков.

Максимальная    продолжительность   непрерывного письма в начальных классах не должна превышать 8-12 минут.

Весьма  трудоемким  для  детей  начальных  классов  является  и  процесс чтения.  Чтение  (точнее,  первая  его  часть -зрительное  восприятие  текста) подразумевает различение большого числа мелких объектов, что предъявляет соответствующие  требования  к  воспринимающему  аппарату  глаза,  в  первую очередь аккомодационным и глазодвигательным мышцам. Вызывают довольно быстрое утомление в тех отделах центральной нервной  системы,  которые  ведают  мышечным аппаратом глаза.  Вот  почему максимальная продолжительность непрерывного чтения в начальных классах не  должна  быть  больше  15-25  минут.  

    В  комплекс  упражнений  физкультпауз должны  быть  обязательно  включены  упражнения  для  глаз,  это  позволит отодвинуть  утомление  и,  кроме  того,  эти  упражнения  являются  хорошей профилактикой развития близорукости. Кроме того, родители должны помнить, что  хотя  ученики  начальных  классов  умеют  читать,  но  полноценный навык чтения  у  них  еще  не  сформирован,  процесс  чтения для них является весьма утомительным,  и  поэтому  желательно  читать  для  них вслух, как это обычно делают для дошкольников, еще не умеющих читать.

Для  младших  школьников  большую  трудность  представляет  и

то,  что обычно  считается  отдыхом, -неподвижное  сидение  во  время  занятия.

Относительная неподвижность ребенка, требуемая дисциплиной, может быть достигнута  за  счет  длительного  статического  напряжения  позных  мышц -в первую  очередь  мышц  спины  и  шеи.  Между тем известно,  что  статическое напряжение  гораздо  утомительнее,  чем  динамическое,  т.е.  направленное  на осуществление  движения.  Кроме  того,  чем  младше  ребенок,  тем  сильнее выражена  у  него  двигательная  доминанта,  потребность  в  движении,  и длительное,  торможение  этой  доминанты  во  время  занятия  вызывает значительное  утомление  в  центральной  нервной  системе.  Вот  почему  не физиологично  требовать  от  школьников  (особенно  начальных  классов) «железной »  дисциплины,  «каменной» неподвижности,  чем иной  раз  грешат учителя не только школы, но и учреждений дополнительного образования.

   Упражнения  физкультпауз  обязательно  должны  быть направлены на активацию позных  мышц. А также включить упражнение на переминание с ноги на ногу, ребенок делает массаж подошвенной поверхности стоп, который благотворно влияет на весь организм (на подошве находится большое количество биологически активных точек).  Это  повышает  работоспособность  и,  кроме  того,  способствует профилактике плоскостопия.

Таким  образом,  видно,  что  в начальной  школе  утомление  в  первую очередь  связано  с  формированием  основных  школьных  навыков.  На последующих  этапах  обучения,  в  более  старших  классах,  когда  основные двигательные навыки, необходимые для школьных занятий, уже приобретены и упрочены,  на  первое  место  выступают  трудности,  связанные  с  интенсивной

умственной   деятельностью,   требующей   значительного   напряжения центральной  нервной  системы  и  в  первую  очередь  клеток  коры  больших полушарий.  .

Для профилактики переутомления в школе нужно соблюдать

следующие условия:

не допускать нарушения учебного процесса;

следить   за   соответствием   учебной   нагрузки

возрастным   и индивидуальным возможностям ребенка;

строго соблюдать гигиенический режим школьного комплекса;

переключать ребенка на другие виды творческой деятельности.

Начало учебного дня, недели, четверти, года должно быть облегченным, так как продуктивность труда в этот период у школьника снижена.

К  середине  дня,  недели, триместра,  четверти,  года  отмечается  так  называемый «эффект  врабатывания».  Именно  на  эти  временные  периоды  можно планировать  максимальный  объем  нагрузки,  как  по  содержанию,  так  и  по количеству.

Рациональная организация урока — важная составная часть здоровьесберегающей работы школы. От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока, в основном, зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления. Гигиенические условия влияют и на состояние учителя, его здоровье, что, в свою очередь, оказывает влияние на состояние и здоровье учащихся. 

Физиологически обоснованным считается урок продолжительностью 45 мин (хотя не все специалисты согласны с этой нормой). Исключение составляют лишь ученики 1 классов, для которых урок должен длиться 35 мин в соответствии с низкой устойчивостью их внимания. Для учащихся 2 классов рекомендуется комбинированный урок с использованием последних 10 мин для снятия утомления — чтение художественной литературы, настольные игры, разучивание комплекса физических упражнений и др. В остальных классах нужно проводить физкультминутки на втором и последующих уроках, примерно через 20 мин от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса - фазы двигательного беспокойства. Такая работа необходима для повышения умственной работоспособности детей и снятия у них мышечного статического напряжения. Сдвоенные уроки нерациональны, за исключением тех случаев, когда проводятся лабораторные, контрольные работы, уроки труда и занятия физкультурой в зимнее время при выполнении программы по лыжной подготовке. 

Оценка соблюдения гигиенических требований проводится по регламентированным позициям с использованием хронометража: 

• плотности урока (% времени, затраченного школьниками на учебную работу); 

• числа видов учебной деятельности (письма, чтения, слушания, рассказа, наглядных пособий, ответа на вопрос, решения примеров); 

• длительности каждого вида учебной деятельности (в мин); 

• частоты чередования видов учебной деятельности (среднее время смены деятельности в мин); 

• числа видов преподавания (словесного, наглядного, аудиовизуального через технические средства обучения), продолжительности выполнения самостоятельной работы; 

• места, длительности и условий применения ТСО; 

• частоты чередования видов преподавания; 

• наличия, своевременности, содержания и длительности физкультминуток. 

Отслеживается момент снижения учебной активности школьников как показатель наступления их утомления — он определяется в ходе хронометража по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений детей в процессе учебной работы. 

Кроме того, определяются и фиксируются психологический климат на уроке, наличие эмоциональных разрядок, соблюдение учащимися правильной позы, ее соответствие виду работы в течение урока. 

При составлении графика каникул необходимо помнить, что  при частом чередовании режимов труд — отдых повышаются требования к адаптационным возможностям школьников — необходимость каждый раз проходить период врабатывания, занимающий у некоторых детей до трех недель. 

 

Таблица 5 

Гигиенические критерии рациональной организации урока 

 

п/п 

Факторы урока 

Уровни гигиенической рациональности урока 

 

 

Рациональный 

Недостаточно рациональный 

Нерациональный 

1 

Плотность урока 

Не менее 60% и не более 75-80% 

85-90% 

Более 90% 

2 

Число видов учебной деятельности 

4-7 

2-3 

1-2 

3 

Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности 

Не более 10 мин 

11-15 мин 

Более 15 мин 

4 

Частота чередования различных видов учебной деятельности 

Смена не позже чем через 7-10 мин 

Смена через 11-15 мин 

Смена через 15-20 мин 

5 

Число видов преподавания 

Не менее 3 

2 

1 

6 

Чередование видов преподавания 

Не позже чем через 10-15 мин 

Через 15-20 мин 

Не чередуются 

7 

Наличие эмоциональных разрядок(число) 

2-3 

1 

Нет 

8 

Место и длительность применения ТСО 

В соотвегствии с гигиеническими нормами 

С частичным соблюдением гигиенических норм 

В произвольной форме 

9 

Чередование позы 

Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учашихся 

Имеются случаи несоответствия позы виду работы. Учитель иногда конгролирует посадку учашихся 

Частые несоответствия позы виду работы. Поза не контролируется учителем 

10 

Физкультминутки 

Две за урок, состоящие из 3 легких упражнений, по 3-5 повторений каждого 

1 физкультминутка за урок, с недостаточной продолжительностью 

Отсутствуют 

11 

Психологический климат 

Преобладают 

положительные 

эмоции 

Имеются случаи отрицательных эмоций. Урок, эмоционально индифферентный 

Преобладают отрицательные эмоции 

12 

Момент наступления утомления учащихся по снижению учебной активности 

Не ранее чем через 40 мин 

Не ранее чем через 35-37 мин 

Менее чем через 30 мин 

 

https://zaharov46.ru/library/publications/3-pedagogika-zdorovya.html

https://docviewer.yandex.ru/

ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация двигательного режима детей с ДЦП.

Статья содержит методические рекомендации педагогам и родителям по организации двигательного режима детей с ДЦП....

Организация здоровьесберегающей среды на уроках иностранного языка

Понятие здоровьесбережение относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья учащихс...

Методическая статья "Организация работы учащихся на уроках химии в режиме здоровьесберегающих технологий"

В данной методической статье представлен опыт работы об организации активной познавательной деятельности учащихся на уроках химии....

Организация здоровьесберегающей деятельности на уроке

Динамические паузы, кинезиологические упражнения и валеологические вставки на уроках как некоторые приёмы здоровьесберегающих технологий....

Организация домашнего режима заикающегося ребенка.

Правильно организованный домашний режим — это бла­гоприятный фон, на котором лечение заикания даст наи­больший эффект....

Работа дошкольной организации в режиме эксперимента

В статье рассказывается о разработке и реализации модели работы ДО по полиязычному обучению и поликультурному воспитанию детей.  Презентацию к статье можно скачать по ссылке https://cloud.ma...

Основы организации двигательного режима

ull;ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ - одно из необходимых условий поддержания нормального функционального состояния человека, естественная биологическая потребность человека. Нормальная жизнедеятельность пр...