Проектная деятельность на уроках технологии
статья

Ерофеева Лариса Геннадьевна

Проект – это особая часть школьной воспитательной среды, которая дает учащимся возможность применить свои знания на деле, помогает сориентироваться в мире профессий, формирует технологическую культуру и творческое отношение к труду, чувство гордости за свои умелые руки и умную голову.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_na_urokah_tehnologii.docx16.69 КБ

Предварительный просмотр:

«Проектная деятельность на уроках технологии»

Китайская мудрость гласит:

«Я слышу – я забываю,

я вижу – я запоминаю,

я делаю – я усваиваю.»

Проект - это комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определённой цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей, это самостоятельная творчески завершенная работа, соответствующая возрастным возможностям учащихся, во время выполнения которой они продолжают пополнять свои знания и умения.

Проект – это особая часть школьной воспитательной среды, которая дает учащимся возможность применить свои знания на деле, помогает сориентироваться в мире профессий, формирует технологическую культуру и творческое отношение к труду, чувство гордости за свои умелые руки и умную голову. В процессе выполнения проекта учащиеся не только изготовляют различные изделия, но и проводят своеобразные исследования. Это поисково-исследовательское начало прямо связано с внедрением в технологическую подготовку школьников метода проектов.

Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов.

Задачи проектной деятельности в школе:

  • Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
  • Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
  • Умение анализировать (креативность и критическое мышление);
  • Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
  • Формирование позитивного отношения к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

Проектная деятельность реализуется через все направления внеурочной и урочной деятельности. Проектная деятельность призвана способствовать развитию универсальных учебных действий (УУД)

При подборе объектов проектной деятельности учитываю основные требования:

  • подготовленность учащихся к данному виду деятельности;
  • интерес школьников к проблеме;
  • практическая направленность и значимость проекта;
  • творческая постановка задачи;
  • практическая осуществимость проекта.

Проекты могут быть индивидуальными, парными, групповыми или коллективными. Могут проводиться на уроке или во внеурочное время.

     Применяемая мной в учебном процессе проектная деятельность, интегрирует содержание всех разделов образовательной области «Технология», показывает их взаимосвязь и дает возможность учащимся понять роль каждого «блока». Главная задача состоит в том, чтобы создать для учащихся предпосылки для успешного творчества, организовать проектную деятельность и поэтапную проработку выбранной темы.

Вместе с тем обращается внимание на региональный компонент, связанный с экологической обстановкой в регионе, с творчеством народных умельцев. Обучающимся с низкой мотивацией к учебе, я предлагаю выполнение проекта с меньшим объемом работ. В этом случае основное внимание уделяется изготовлению изделия, а поисково-исследовательский и конструкторский этапы сведены до минимума. Ученикам из малообеспеченных семей предлагаются темы, связанные с обновлением и ремонтом одежды или изготовлением изделия с наименьшими материальными затратами.

    При работе над проектом используются знания и умения по ряду других учебных дисциплин. Специфика моего предмета такова, что ученики должны обладать  знаниями по таким дисциплинам как изобразительное искусство, черчение, математика, химия, физика, биология и др., так как касаемся этих предметов при изучении разделов программы.

Межпредметные связи играют важную роль в образовательной области «Технология» и, особенно, при выполнении творческого проекта.

Тему проекта ученик может выбрать сам, без чьей-либо подсказки, или определить ее с помощью родителей, или воспользоваться темой, предложенной учителем.

Используемая литература

Технология. 5-11 классы: проектная деятельность учащихся/ авт.-сост. Л.Н.Морозова, Н.Г.Кравченко.-Волгоград: Учитель, 2008.

 Технология. 7-11 классы: практико-ориентированные проекты/ авт.-сост. В.П.Боровых.- Волгоград: Учитель, 2009.

Технология. 5-9 классы. Организация проектной деятельности/ авт.-сост. О.А.Нессонова и др.-     Волгоград: Учитель, 2009.

Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя/ Под ред. И.А.Сасовой.- М.: Вентана-Графф, 2003.

Технология. 5 класс: Сборник проектов: Пособие для учителя/ м.и.Гуревич, М.Б.Павлова/ Под ред. И.А.Сасовой.

Метод проектов в технологическом образовании школьников: 6 класс: Пособие для учителя/ Под ред. И.А.Сасовой.- М.: Вентана-Графф, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология проектной деятельности. Интегрированный урок технологии и изобразительного искусства."Декоративно-прикладное творчество. Декупаж."

Формирование экологического сознания и экологической культуры через создание творческих работ, в которых используется вторичное сырье в рамках изучения раздела декоративно-прикладное творчество и худо...

Проект по технологии «Мой портфель проектов» Совершенствование системы управления развитием УУД через организацию проектной деятельности на уроках «Технологии»

Проблемный анализ Глава 1. Учебный проект как элемент портфеля проектов       1.1  Что такое учебный проект, проектная деятельность?...

«Использование технологий тьюторского сопровождения в проектной деятельности на уроках технологии»

Результаты диагностики уроков технологии выявили одну из проблем образования, недостаточный уровень заинтересованности учащихся и отсутствие мотивации к получению знаний, поэтому, чтобы побудить личну...

семинар по технологии "Развитие творческих способностей обучающихся через проектную деятельность на уроках технологии"

quot;Развитие творческих способностей обучающихся через проектную деятельность на уроках технологии"...

Из опыта работы учителя технологии “Проектная деятельность на уроках технологии”

Проектная деятельность на уроках технологии, казалось бы всё уже известно... Новый подход с использованием взаимного обучения, несколько меняет представление о работе над учебным проектом...

Из опыта работы учителя технологии “Проектная деятельность на уроках технологии”

Проектная деятельность на уроках технологии, казалось бы всё уже известно... Новый подход с использованием взаимного обучения, несколько меняет представление о работе над учебным проектом...

Технологии достижения личностных результатов учащихся через проектную деятельность на уроках технологии.

Время, в которое мы живем, выдвинуло перед школой задачу воспитаниясвободной , творческой. образованной. культурной и активной личности. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно большиц...