ОПИСАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА в формате конкурса ПНПО
методическая разработка

Стружкина Ольга Николаевна

Тема «Формирование ключевых компетенций обучающихся посредством игровых технологий на уроках географии».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pnpo.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

ОПИСАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

 в формате конкурса ПНПО

 учителя географии

 Стружкиной Ольги Николаевны.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА

Приоритетного национального проекта «ОБРАЗОВАНИЕ»

I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Ф.И.О. автора опыта, адрес электронной почты

struzhckinaolya@yandex.ru

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес сайта

mouoosh-turdaki@mail.ru

Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала

Стаж работы в должности

Стружкина Ольга

Николаевна

 

Муниципальное образовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Старые Турдаки

442303

пензенская область Городищенский район с.Старые Турдаки ул.Полевая д.3А

Учитель географии, классный руководитель

2 года

II. САМОЭКСПЕРТИЗА ОПЫТА

Тип опыта (сектор применения, масштаб изменений, предмет изменений)

Сектор применения - основная и старшая школа; масштаб изменений – локальный; предмет изменений – применение инновационных форм и методов в организации образовательного и воспитательного процессов, направленных на формирование ключевых компетенций обучающихся.

Характеристики ценности опыта (новизна для потребителя, актуальность, эффективность, перспективность)

           Новизна моего инновационного педагогического опыта - как учителя географии, заключается в способности научить учащихся: самостоятельному добыванию информации из любых источников и правильному   использованию её в учебной, познавательной и социальной практике; методике учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками; построению индивидуальной образовательной траектории. Потенциальная полезность опыта выражается в передаче учащимся способов целеполагания, действия, контроля, оценки своей учебной деятельности, вовлечение их в исследовательскую деятельность.

       Актуальность  опыта.

     Игровые технологии на уроках географии призваны формировать  не просто умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряжённые с практической деятельностью, учат  мыслить самостоятельно, ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей науки.  Они способствуют формированию у современного школьника  готовности к саморазвитию, самообразованию, социализации.Учащиеся уверенней чувствуют себя на уроках, становятся активнее, учатся грамотно задавать вопросы, у них расширяется кругозор, становятся более коммуникативными. Учащиеся  в процессе игры осознают смысл и результат своих усилий, что позволяет им чувствовать себя значимыми и самодостаточными.

 Эффективность опыта заключается в формировании ключевых компетенций обучающихся средствами образовательно-воспитательного процесса. Практическая значимость проблемы в том,что использование игровых технологий отвечает современным требованиям,стоящим перед школой, при подготовке конкурентноспособных граждан.

Перспективность представляемого опыта заключается в том, что в его основе лежит формирование модели выпускника, гражданина, конструктивного, мобильного, интеллектуального.

Характеристики опыта, определяющие трудоемкость его освоения

Освоение опыта не требует особых материально-технических и организационно-методических затрат.

III. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА

1. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

«Формирование ключевых компетенций обучающихся посредством игровых технологий на уроках географии».

2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

Сегодня в большинстве учебных дисциплин от обучающихся в обязательном порядке требуется владение умениями анализировать материал, алгоритмизировать свою деятельность или деятельность некоего исполнителя. Методистами и учителями школ нередко отмечается, что отдельные учебные дисциплины воспринимаются учащимися обособленно, а умения, развиваемые на одном уроке, минимально используются на другом. В основу современного содержания общего образования  положены «ключевые компетенции». В системе образования понятие компетентности рассматривается как включающее в себя знания и умения;  оно связано с выполнением сложных практических задач, которое требует не только наличия определённых знаний и умений, но также определённых стратегий и рутинных процедур, необходимых для применения этих знаний и умений, соответствующих эмоций и отношений, а также управления всей этой системой. Получается именно от сформированности ключевых компетенций у человека зависит его успех в обществе.

3.Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

Сущность ИПО заключается в создании системы использования элементов игры по всем темам по обобщению и получению новых знаний. Задания направлены на развитие ключевых компетенций обучающихся: организационной,учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, общекультурной,личностной. Одним из важнейших средств формирования ключевых компетенций обучающихся считаю использование ИКТ и ЭОР, что позволяет реализовать на занятиях визуализацию знаний, практические работы с использованием обучающих программ. Использование презентаций на уроках географии и во внеклассной деятельности позволяет решать проблему наглядности, даёт возможность создавать и использовать разнообразные карты, рисунки, портреты путешественников, видеофрагменты, схемы и диаграммы. Позволяет частично заменить записи на доске, учебные тексты, рабочую тетрадь.

4.Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

 Целенаправленная организация учебных и внеклассных занятий с учётом и признанием уникальности и индивидуальности подростков, поиск наиболее эффективных путей, обеспечивающих их  субъектности, что порою очень затруднительно, т. к. в классных коллективах обучаются дети разных типологий личности, что является одной из  причин поведенческих различий у них. У учащихся могут возникнуть трудности, если они имеют завышенную или заниженную самооценку. Педагогический риск будет заключаться в том, что  задание может оказаться или слишком простым или слишком трудным, что не будет способствовать развитию учащихся.

Для учителя трудоемкость состоит в том, что нужно разработать систему упражнений для каждого класса по всем темам обобщения и частично по темам получения новых знаний.

5.Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

У обучающихся появляются новые компетенции,приобретаютя новые ценности. С целью достижения высокого уровня профессионализма, владения качествами педагогической эрудиции систематически  повышаю квалификацию по внедрению современных образовательных технологий в образовательный процесс – необходимое условие реализации данного опыта.  Ориентирую педагогическую  практику  на формирование базовых  ключевых компетенций обучающихся  через их активную деятельность. Использую новые подходы, делающие процесс обучения и воспитания более эффективным и демократичным: деятельностный, дифференцированный, компетентностный, личностно ориентированный, личностно развивающий, исследовательский, проблемный, развивающий. Продумываю планирование разнообразных форм учебных и внеклассных занятий, внеурочной деятельности: семинаров, практикумов, презентаций, конференций, диспутов, защиты проектов, «круглых столов», брейн – рингов. Стараюсь выстраивать взаимодействие с учащимися на уровне равноправного сотрудничества в ходе образовательного процесса. Учебный процесс оснащён всем необходимым современным оборудованием. Имею страницу в социальной сети работников образования, доступном для коллег, родителей, учащихся, общественности.

6.Результат изменений

    -результат обученности по предмету составляет 100%;

-положительная динамика качества знаний по предмету;

-повышение мотивации учащихся к изучению географии;

-участие учащихся в конкурсах, олимпиадах муниципального, регионального, международного уровней;

-улучшение качества творческих работ учащихся.

7.Публикации  о представленном инновационном педагогическом опыте

IV. Краткое описание педагогического опыта.

   

        В условиях принятия Федерального Государственного Образовательного Стандарта к современному образованию предъявляются новые требования, связанные с умением выпускников средней школы ориентироваться в потоке информации; творчески решать возникающие проблемы; применять на практике полученные знания, умения и навыки. На сегодняшний день наиболее  востребованы такие качества личности как социальная мобильность, инициативность, умение легко и пластично реагировать на изменяющиеся условия и находить адекватные способы самоопределения, самореализации.

       География - предмет, при освоении которого ведущей является познавательная деятельность. Основные виды учебных действий ученика - умение составлять характеристику, объяснять, сравнивать, систематизировать, выявлять зависимость, анализировать. В преподавании географии, наиболее важны ключевые компетенции - необходимые для получения новых знаний и адаптации имеющихся знаний к новым требованиям и мобильные компетенции –  такие как социальные, коммуникативные, информационные, которые необходимы для эффективной трудовой деятельности в рамках различных профессий.

      Необходимо заметить, что формирование всех вышеперечисленных компетенций эффективно происходит на уроках – играх.

      Как показывает практика, в большинстве случаев передача готовых знаний не всегда побуждает человека к готовности и способности выявлять, анализировать и определять самостоятельно пути их разрешения. Требуется совершенно иной подход к организации обучения, изменяющий в целом систему взаимоотношений и взаимодействий между учителем и обучающимися. Учитель перестает быть для обучающихся лишь источником знаний, становится консультантом по руководству познавательной деятельности обучающихся, направляемой на разрешение проблем. Ученик теперь уже активный участник учебного процесса. Ученики сами формируют цель, выявляют проблемы, анализируют информацию, вырабатывают критерии и возможные пути решения проблем. Ученик превращается в главную фигуру всего учебно-воспитательного процесса, что и делает обучение по-настоящему личностно-ориентированным.

        Для ребенка игра – увлекательное  прежде всего занятие. Этим-то она и привлекает учителей. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказывается порой  более важным, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность и благотворно сказывается на результатах обучения.

              Игра обеспечивает эмоциональное воздействие на учащихся, активизирует резервные возможности личности. Она облегчает овладение знаниями, навыками и умениями, способствует их актуализации. Учебная игра-упражнение помогает активизировать, закрепить, проконтролировать и скорректировать знания, навыки и умения, создает учебную и педагогическую наглядность в изучении конкретного материала. Она создает условия для активной мыслительной деятельности ее участников. Игра-задание, содержащая учебную задачу, стимулирует интеллектуальную деятельность обучаемых, учит прогнозировать, исследовать и проверять правильность принятых решений или гипотез. Она является своего рода индикатором успеха учащихся в овладении учебной дисциплиной, представляя собой одну из форм и средств отчета, контроля и самоконтроля учащихся. Учебная игра воспитывает культуру общения и формирует умение работать в коллективе и с коллективом. Все это определяет функции учебной игры как средства психологического, социально-психологического и педагогического воздействия на личность.

               Коммуникативная природа игры также предоставляет возможности для развития коммуникативных навыков. Необходимость комментировать свои и чужие действия, взаимодействовать в пределах группы, возражать, соглашаться, высказывать свое мнение служит базой для развития речевых умений и стратегий общения, что необходимо для инициации и поддержания межкультурного диалога. Учебная игра воспитывает культуру общения и формирует умение работать в коллективе и с коллективом.

         Поскольку игра, представляет из себя, «цепочку» проблемных ситуаций познавательного, практического, коммуникативного характера, она является психологическим эквивалентом творческой деятельности, а, следовательно, формирует индивидуальный опыт такой деятельности. Существенно так же, то, что игра является средством развития умений и навыков коллективной мыслительной деятельности (умений продуктивно сотрудничать, аргументировать и отстаивать в дискуссии свою точку зрения и опровергать другие). Одновременно с этим она способствует развитию функций самоорганизации и самоуправления, снимает напряженность, позволяет проверить себя в различных ситуациях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание педагогического опыта

Описание педагогического опыта по теме самообразования: "Практическая направленность на уроках географии как средство реализации компетентностного подхода в обучении учащихся "...

Описание педагогического опыта учителя физкультуры Рассолова А.В.

Здесь описывается моя методичская тема, представлен опыт работы по данной теме и результаты...

Описание педагогического опыта

Описание педагогического опыта...

Описание педагогического опыта «Социально-педагогические технологии по защите прав детства»

Описание педагогического опыта «Социально-педагогические технологии по защите прав детства»...

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА «ПЕДАГОГ ГОДА – 2021». Описание педагогического опыта по теме «Учитель блогер»

Пояснительная записка к методическому семинару по теме: «Учитель – блогер».   Подготовил: учитель обществознания высшей квалификационной категории Нурга...