Статья "Учитель, как участник образовательного процесса в свете изменений профессионального стандарта"
статья

В статье описаны требования к должности учителя в свете последних изменений профессионального стандарта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_professionalnyy_standart_pedagoga.docx37.34 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель, как участник образовательного процесса в свете изменений профессионального стандарта.

Идея внедрения профстандарта в образование не нова. Профессиональный стандарт разрабатывался по поручению президента. В эпоху модернизации от педагогов потребовались новые умения. Содержащиеся в  Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих требования были признаны морально устаревшими. Это и стало основной причиной необходимости введения профессиональных стандартов - в 2012 году в Трудовом кодексе РФ появилось новое понятие «профстандарт».

Пилотный проект, предусматривающий пересмотр комплекса педагогических компетенций, был утвержден еще в 2013 году, но ввиду невозможности быстрой адаптации документа с учетом регионального, возрастного и материально - технического фактора его адаптация откладывалась. Вместе с тем утвержденный профессиональный стандарт педагога, нуждался в пересмотре, общественном обсуждении и внедрении в тестовом режиме, что и было реализовано на базе отдельных образовательных организаций. 

Термины профстандарта

Профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности (Статья 195-1, Федеральный закон РФ).

Стандарт - это документ, включающий совокупность требований, предъявляемых к образованию, уровню профессиональных компетенций и личностных качеств учителя или лица, претендующего на такую должность.

Стандарт - инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.

Стандарт - объективный измеритель квалификации педагога.

Стандарт - средство отбора педагогических кадров в учреждения образования.

Стандарт - основа формирования трудового договора.

Стандарт - основа должностной инструкции.

Цель применения профстандарта педагога:

  1. Определять необходимую квалификацию педагога, которая влияет на результат обучения и воспитания ребенка.
  2. Обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда.
  3. Обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиям.
  4. Содействовать вовлечению педагога в решение задачи по повышению качества образования.

Общие требования профстандарта

Прежде всего, профстандарт педагога устанавливает требования к образованию педагога или лица, желающего работать учителем или воспитателем.

При этом на работу может быть принят учитель, не имеющий практического опыта по специальности.

Не могут трудиться в роли педагогов лица:

  • лишенные права заниматься такой деятельностью по решению суда;
  • имеющие судимость (в т.ч. погашенную);
  • признанные недееспособными;
  • имеющие определенные заболевания.

Основные термины профессионального стандарта

Основные термины профессионального стандарта определены методическими рекомендациями по разработке профессионального стандарта, утвержденными Приказом Минтруда России № 170н от 29.04.2013 г.

Вид профессиональной деятельности – совокупность обобщенных трудовых функций, имеющих близкий характер, результаты и условия труда.

Обобщенная трудовая деятельность – совокупность связанных между собой трудовых функций, сложившихся в результате разделения труда в конкретном производственном процессе.

Трудовая функция – система трудовых действий в рамках обобщенной трудовой функции.

Трудовое действие – процесс взаимодействия.

Единица профессионального стандарта – структурный элемент профессионального стандарта, содержащий развернутую характеристику конкретной трудовой функции.

Квалификационный уровень – совокупность требований к компетенциям, дифференцируемым по параметрам сложности, нестандартности трудовых действий, ответственности и самостоятельности.

Квалификация – готовность работника к качественному выполнению конкретных функций в рамках трудовой деятельности – официальное признание освоения компетенций.

Компетенция – способность применять знания, умения и опыт в трудовой деятельности работника с предметом труда, при котором достигается определенная задача.

Применение профессионального стандарта

Профессиональный стандарт применяется в сфере дошкольного образования, начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Профессиональный стандарт педагога может применяться при:

  • формировании кадровой политики;
  • организации обучения и аттестации работников;
  • заключении трудовых договоров;
  • установлении системы оплаты труда;
  • разработки должностных инструкций.

Должностные обязанности отдельного работника «набираются из трудовых функций и трудовых действий», описанных в профессиональном стандарте.

Требования профессионального стандарта педагога, апробация которого последовательно осуществляется в отдельных образовательных организациях и скоро станет повсеместной, базируется на восприятии учителя как ключевой фигуры в системе образования, что обуславливает необходимость выделения комплекса новых компетенций.

Новые компетенции педагога, их 5:

  1. Работа с одарёнными обучающимися.
  2. Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования.
  3. Работа с обучающимися, имеющими проблемы в развитии.
  4. Преподавание русского языка обучающимся, для которых он не родной.
  5. Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми обучающимися, имеющими серьёзные отклонения в поведении.

Структура профессионального стандарта

Доработанный и обновленный профстандарт педагога 2019 г., утвержденный Правительством РФ, структурно практически не отличается от аналогичных документов, что обусловлено едиными нормами к нормативным актам такого образца, закрепленными приказом Минтруда РФ № 147н от 12.04.2013 г.

Документ разделен на такие структурные блоки:

В первой части - указаны общие сведения по профессии: наименование и основная цель вида профессиональной деятельности, группы занятий, отнесение к видам экономической деятельности.

Во второй части – описание трудовых функций: функциональная карта вида профессиональной деятельности с указанием уровней и подуровней квалификации.

В третьей части – описание каждой обобщенной трудовой функции: наименование профессии, код по классификатору, квалификационный уровень работника, наименование должностей работников, требуемый уровень их профессионального образования и обучения, практического опыта работы по профессии; описание трудовых действий, необходимых умений, необходимых знаний по обучению и воспитанию.

Трудовые функции педагога
Профессиональная деятельность
по обучению

Педагог должен:

  1. Иметь образование соответствующее занимаемой должности учителя, старшего учителя, ведущего учителя.
  2. Демонстрировать знание предмета и программы образования.
  3. Уметь планировать и проводить уроки.
  4. Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков: лабораторные эксперименты, полевая практика и т.д.
  5. Использование специального подхода к обучению для того, чтобы включить в образовательный процесс всех учащихся: одаренных, со специальными потребностями, с ограниченными возможностями и т.д.
  6. Уметь объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и методы контроля.
  7. Владеть ИКТ - компетенциями.

Трудовые функции педагога
Профессиональная деятельность по воспитанию

Педагог должен:

  1. Владеть методами и формами воспитательной работы, используя их как на уроке, так и во внеклассной деятельности.
  2. Владеть методами организации экскурсии, походов и экспедиций, музейной педагогики, используя их для расширения кругозора учащихся.
  3. Эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность.
  4. Эффективно управлять классами, с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно - познавательную деятельность.
  5. Устанавливать четкие правила поведения в классе в соответствии с уставом и правилами поведения в школе.
  6. Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их.
  7. Уметь строить воспитательную деятельность с учениками культурных различий и индивидуальностей.
  8. Уметь поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей, привлекать семью к решению вопросов воспитания ребенка.
  9. Уметь защищать достоинство и интересы учащихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации или неблагоприятных условиях.

Помимо перечисленных выше компетенций, профессиональный стандарт педагога с 1 января 2019 года предусматривает систему дифференцирования владения профессиональными компетенциями по трем уровням: учитель, старший учитель, ведущий учитель.

Теперь, как мы и говорили ранее, подробнее остановимся на этом вопросе.

Учитель

  1. Образование: высшее или среднее профессиональное.
  2. Опыт практической работы: нет требования к опыту.
  3. Трудовые функции: (трудовые действия, необходимые умения, знания) осуществляет подачу учебного материала в соответствии с требуемыми параметрами, строит продуктивное взаимодействие с детьми, в том числе имеющими особые образовательные потребности и причисляемыми к группе риска, сотрудничает с родителями, систематически повышает уровень квалификации.

Старший учитель

  1. Образование: высшее.
  2. Опыт практической работы: при наличии высшего образования – бакалавриата стаж педагогической работы не менее 4-х лет.

При наличии высшего образования – специалитета, высшего образования – магистратуры стаж педагогической работы не менее 2-х лет.

  1. Особые условия доступа к работе: наличие установленной (действующей) первой или высшей квалификационной категории по должности «учитель».
  1. Трудовые функции: (трудовые действия, необходимые умения, знания) разрабатывает передовые приемы работы, проектирует программы коррекционной деятельности для участников образовательного процесса. Ведёт работу по улучшению широко распространенных педагогических методик. Оказывает методическую поддержку коллегам – педагогам.

Ведущий учитель

  1. Образование: высшее.
  2. Опыт практической деятельности: при наличии высшего образования – бакалавриата стаж педагогической работы не менее 5-ти лет; при наличии высшего образования – специалитета, высшего образования – магистратуры стаж педагогической работы не менее 3-х лет.
  3. Особые условия доступа к работе: наличие установленной (действующей) высшей квалификационной категории по должности «учитель».
  4. Трудовые функции: (трудовые действия, необходимые умения, знания) координирует деятельность педагогов и узких специалистов, курирует образовательную работу по вопросам внедрения инноваций, выполняет функции наставника молодых педагогов.

В отличие от первых двух должностей (учитель, старший учитель) к ведущему учителю предъявляются дополнительные требования.

Необходимые знания:

  • последние достижения в научно-предметной области и направления ее развития;
  • инновационные методики обучения;
  • лучшие практики в создании партнерских отношений с родителями (законными представителями) обучающихся и др.

Необходимые умения:

  • разрабатывать планы профессионального развития педагогов;
  • выявлять и описывать инновационные методики и технологии, лучшие практики профессиональной деятельности педагогов и др.

Трудовые действия:

  • формировать образцы лучшей практики планирования занятий;
  • формировать и применять образцов лучшей практики создания инклюзивной и мотивирующей образовательной среды;
  • формировать образцы профессионального сотрудничества с коллегами;
  • разрабатывать индивидуальные учебные планы для обучающихся с особыми образовательными потребностями и др.

На основании профессионального стандарта определяется характеристика современного педагога. Внедрение профессионального стандарта кардинально изменяет сам подход к определению педагога, его функций, обязанностей и возможностей к самореализации.

Характеристики современного педагога:

  • мобилен и прогрессивен;
  • способен находить нестандартные решения различных задач;
  • имеет глубокие знания по профильному предмету;
  • хорошо ориентируется в смежных дисциплинах и успешно интегрирует эти знания для изучения своей дисциплины;
  • активно внедряет в систему обучения IT - технологии;
  • эффективно взаимодействует с другими специалистами (психологами, дефектологами и прочими);
  • обязан быть терпимым и толерантным, умеет работать с разными детьми и находить к каждому ребенку индивидуальный подход.

Это могут быть дети с ограниченными возможностями, одаренные дети или дети - мигранты, у которых могут возникать трудности с восприятием и пониманием русского языка.

На стиль его работы и процесс обучения и воспитания никак не должны влиять:

  • религиозные направления;
  • политические убеждения;
  • разнообразие культур.

Этика для педагога – очень важный момент его профессиональной деятельности.

Педагог находится в постоянном контакте с коллегами, учениками, родителями. Поэтому важно понимать основные аспекты психологии поведения и общения.

Профессиональный стандарт определяет педагога, как вежливого, уважительного и корректного сотрудника. Педагог поддерживает культуру образовательного учреждения. Педагог никогда не злоупотребляет своим авторитетом.

Профессиональный стандарт педагога РФ призван стать официальным документом, который регламентирует различные аспекты трудовой деятельности, в том числе, прием на работу и карьерный рост.

Использование профессионального стандарта педагога позволит вывести качество образования на новый уровень, привести его в соответствие с требованиями времени.

Педагогов он мотивирует к поиску наиболее эффективных методов работы, к стремлению повышать квалификацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое родительское собрание "ФГОС НОО: изменения в деятельности участников образовательного процесса «Педагогическое сопровождение развития успешности младших школьников"

Материал для заместителей директоров, курирующих начальную школу. Важно увидеть изменения в связи с введением ФГОС НОО и довести до понимания родителей...

Развитие профессиональной компетентности участников образовательного процесса как ведущее условие обеспечения качества образования (тезисы к региональной НПК)

Развитие профессиональной компетентности участников образовательного процесса как ведущее условие обеспечения качества образования (тезисы к региональной НПК)Качество образования рассматривается как к...

ФГОС: изменения в деятельности участников образовательного процесса.

В статье дана характеристика изменений в деятельности учителя при введенни ФГОС ворого поколения....

Профессиональная компетентность учителя: главный ресурс качества образовательного процесса при переходе на новые стандарты

Сегодня  школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько вооружить умением учи...

Круглый стол по теме "Обучение педагогов способам распознавания кризисных и предсуицидальных состояний обучающихся, изменения в их поведении, способам оказания психологической поддержки участников образовательного процесса"

Одним из основных направлений деятельности образовательной организации в рамках профилактики суицидов обучающихся является выявление  детей группы суицидального риска.Анализ случаев суицидов и ин...

Статья "Роль учителя в образовательном процессе в свете изменений профессионального стандарта"

Профессиональный стандарт применяется в сфере дошкольного образования, начального общего, основного общего и среднего общего образования.Профессиональный стандарт педагога может применяться при:формир...