Круглый стол по теме "Обучение педагогов способам распознавания кризисных и предсуицидальных состояний обучающихся, изменения в их поведении, способам оказания психологической поддержки участников образовательного процесса"
методическая разработка на тему

Марченко Лидия Александровна

Одним из основных направлений деятельности образовательной организации в рамках профилактики суицидов обучающихся является выявление  детей группы суицидального риска.

Анализ случаев суицидов и информации по организации профилактики суицидов, предоставленной областными образовательными организациями, отделами образования районов и городов РО показывает, что работа по выявлению детей группы суицидального риска организована и проводится не во всех образовательных организациях области, в ряде учреждений проводится не систематически, а начинается только после факта совершения суицида.

Организация работы по выявлению детей группы суицидального риска позволит своевременно оказывать им психолого-педагогическую поддержку и организовывать комплексное сопровождение.

Для проведения качественного выявления детей группы суицидального риска необходимо организовать обучение педагогов, которое должно быть направлено на знакомство с процедурой выявления и овладение методом выявления  детей группы суицидального риска. Педагоги должны быть также ознакомлены с особенностями суицидов несовершеннолетних, овладеть навыками распознавания признаков суицидального поведения и оказания поддержки обучающимся в кризисном состоянии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_tekst.docx41.84 КБ
Файл suitsid.pptx225.28 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ -

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4

Х. МАЛООРЛОВСКИЙ

Круглый стол

по теме

Обучение педагогов способам распознавания кризисных и предсуицидальных состояний обучающихся, изменения в их поведении, способам оказания психологической поддержки участников образовательного процесса

Педагог-психолог: Марченко Лидия Александровна

Октябрь 2016г.


ЦЕЛЬ: обучение методам выявления  детей группы суицидального риска.

ЗАДАЧИ:

- ознакомить с особенностями суицидов несовершеннолетних;

-овладеть навыками распознавания признаков суицидального поведения ;

- вооружить знаниями по оказанию поддержки обучающимся в кризисном состоянии

Слайд 3

«Россия занимает первое место в Европе по детским суицидам – это катастрофа, причем, совершенно недопустимая, – подчеркнул заместитель губернатора Ростовской области  Игорь Гуськов. – В июне текущего года был создан областной координационный совет с целью повышения эффективности работы по профилактике суицидов среди детей, а также осуществления тесного межведомственного взаимодействия по данной проблеме».

С начала 2016 года, девять детей совершили суицид, и ещё 12 детей совершили попытки суицида —  такую печальную статистику озвучила  начальник отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних прокуратуры Ростовской области Анжелика Синельникова. Данную информацию Синельникова обнародовала на первом открытом форуме прокуратуры в Ростовской области. 

Для ликвидации этой грустной статистики на заседании координационного совета по профилактике суицидов среди несовершеннолетних приняли решение подготовить соглашение о взаимодействии и обмене информацией о случаях суицидального поведения несовершеннолетних между органами и службами, работающими с детьми.

Слайд 4

«Что такое суицид и как с ним бороться?»

Что такое суицид – это болезнь? или внешняя ситуация?

Однозначного ответа на данный вопрос дать нельзя. При самоубийстве есть комплекс причин, это и наличие болезни или кризисного состояния, психологические особенности и различные социальные факторы, не последнее место в которых занимает вопрос преподнесения информации новостей и о совершенных суицидах средствами массовой информации.

Какие причины подталкивают детей на этот шаг?

Как уже упоминалось, причин суицида множество, и нет одной причины. Это комплекс биологических, психологических и социальных причин. Суициды совершаются как в неблагополучных, так и социально благополучных семьях. По статистике преобладает суициды среди мужского населения, так же в возрасте 25-30 лет значительно повышается риск данного поведения.

Как понять, что человек готов свести счеты с жизнью?

Прежде всего – это изменение в поведении человека. Часто такие люди не видят перспектив, мрачно оценивают происходящее вокруг, находятся в плохом настроении. Часть из них обращается к близким за помощью, прямо или косвенно говорят о не желании жить, что является одним из самых главных признаков нахождении человека в состоянии кризиса.

Какая область науки и какие специалисты занимаются данной проблемой?

Суицидальное поведение это достаточно многогранное явление, которое включает в себя и философский аспект, и медицинский, и психологический, и социальный, и культуральный, и религиозный аспекты. И это далеко не полный перечень затрагиваемых граней проблемы самоубийства. С давних времен философы задаются извечным вопросом – в чем смысл жизни? Единого ответа на этот вопрос нет до сих пор. Психиатры и психотерапевты напрямую работают с людьми, находящимися в кризисной ситуации или страдающими различными психическими недугами. Психологи оказывают психологическую помощь, помогают решить трудные жизненные ситуации, определиться с каким либо выбором в повседневной жизни. Социологи изучают те социальные явления, которые влияют на самоубийство. С точки зрения культуры и религии – в большинстве мировых религий имеется резко отрицательное отношение к самоубийству, так как считается, что жизнь дана свыше, и покушение на свою жизнь, это покушение на Всевышнего.

Куда можно обратиться в сложную минуту?

Есть круглосуточный телефон доверия, где Вам окажут помощь квалифицированные психологи. Обращения со стороны родителей, преподавателей и детей достаточно частые. При необходимости даются координаты частных и государственных специалистов в области психического и психологического здоровья.

Что важно сказать человеку, который находится в кризисной ситуации?

Любую проблему можно решить, обратитесь за помощью к своим близким, родным, специалистам психологам или врачам. Вам   помогут!

Считаете ли вы, что соц.сети, онлайн-игры, мультфильмы с непонятными персонажами  и сценами насилия могут довести до самоубийства детей?

Сами по себе одни мультфильмы или он-лайн игры с несвойственными нашему менталитету персонажами и сценами насилия без патологической почвы у несовершеннолетнего не приводят к суицидам, но могут негативно влиять на формирующуюся психику, особенно если доступ к телевизору и компьютеру у ребенка круглые сутки. Дефицит сна, отдыха, питания уже само по себе является мощным провоцирующим фактором кризисных состояний. На законодательном уровне приняты меры по ограничению рекламы и пропаганды сцен насилия, суицидального поведения и органы прокуратуры в течении последних лет ведут активную работу со средствами СМИ в этом направлении.

Слайд 5

Сегодня мы попробуем разобраться в том, что такое суицид и суицидальная попытка, мы попытаемся научиться распознавать признаки надвигающейся опасности, мы узнаем, что нужно делать, чтобы не испугаться и суметь помочь другу или просто знакомому отыскать способ выхода из кризиса, именно выхода, а не ухода. Ведь суицид это уход, уход от решения проблемы, от наказания и позора, унижения и отчаяния, разочарования и утраты, отвергнутости и потери самоуважения... словом, от всего того, что составляет многообразие жизни, пусть и не в самых радужных ее проявлениях.

Слайд (2)6

Ответ Пушкину.

Протоиерей Андрей Ткачев
Сверхштатный клирик храма Воскресения Словущего на Успенском вражке

Слайд 7

Павел Астахов. Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка
30 декабря 2009 года - 9 сентября 2016 года

Слайд 8

Кузнецова Анна Юрьевна – уполномоченный по правам ребенка при президенте РФ предложила ввести уголовную ответственность за склонение несоврешеннолетних к самоубийству в интернете.

Призвала внести поправки в статью 110 Уголовного кодекса РФ "Доведение до самоубийства", "распространив ее действие на современные виртуальные способы склонения несовершеннолетних к самоубийству с использованием сети Интернет и мобильной (сотовой) связи.

Слайд 9

ЦЕЛЬ: обучение методам выявления  детей группы суицидального риска.

ЗАДАЧИ:

- ознакомить с особенностями суицидов несовершеннолетних;

-овладеть навыками распознавания признаков суицидального поведения ;

- вооружить знаниями по оказанию поддержки обучающимся в кризисном состоянии

Слайд 10

Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни).

Слайд 11

Мысли о том, чтобы покончить с собой, возникают у каждого пятого подростка.
С годами суицид «молодеет»: о суициде думают, пытаются покончить с собой и кончают совсем ещё дети.

Слайд 12

Суицид имеет характерные черты:

  • предшествуют кратковременные, объективно не тяжелые конфликты в сферах близких отношений;
  • конфликт воспринимается как крайне значимый и травматический, вызывая внутренний кризис и драматизацию событий;
  • суицидальный поступок воспринимается в романтически-героическом ореоле;
  • суицидальное поведение регулируется скорее порывом;
  • средства самоубийства выбраны неумело;
  • подражательный характер.

Слайд 13

Основные мотивы суицидального поведения:

  • Переживание обиды, одиночества, отчужденности.
  • Действительная или мнимая утрата любви, ревность.
  • Переживания, связанные со смертью, разводом родителей.
  • Чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия.
  • Боязнь позора, насмешек или унижения.
  • Страх наказания, нежелание извиниться.
  • Любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность.
  • Чувство мести, злобы, протеста, угроза или вымогательство.
  • Желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации.

Слайд 14

Основные факторы риска:

  1. Факторы семейного неблагополучия
  2. Травматические факторы
  3. Психопатологические факторы, когда развитие суицидального поведения обусловлено различными психотическими проявлениями (бред, галлюцинации) или резкой декомпенсацией психопатии и т.п.
  4. Время года.

Слайд 15

Типы суицида (суицидального поведения):

  • Истинный, когда человек действительно хочет убить себя. Чаще использует повешение.
  • Аффективный, с преобладанием эмоционального момента. Обусловлен сильным аффектом и сопровождается дезорганизацией и сужением сознания. Чаще прибегают к попыткам повешения, отравления токсичными препаратами.
  • Демонстративный - самоубийство как способ привлечь внимание к своей личности, оказание давления на окружающих значимых лиц с целью изменения конфликтной ситуации в благоприятную сторону. Проявляется в виде порезов вен, отравлении лекарствами, изображении повешения.

Слайд 16 (17-19)

Признаки готовящегося самоубийства

  • Словесные

1. Часто говорят о своем душевном состоянии:

- «Я решил покончить с собой».

- «Лучше умереть»

- «Пожил и хватит»

- «Ненавижу свою жизнь!»

- «Единственный выход - умереть!»

- «Я не могу так дальше жить»

- «Больше ты меня не увидишь!»

- «Я больше не буду ни для кого проблемой»

2. Много шутят на тему самоубийства.

3. Проявляют нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

  • Поведенческие
  1. Приведение дел в порядок
  2. 2.Прощание.
  3. 3.Демонстрируют радикальные перемены.
  • Ситуационные

Человек может решиться на самоубийство, если он:

        

1.Социально изолирован;

2. Живет в нестабильном состоянии;

3. Ощущает себя жертвой насилия – физического, сексуального или эмоционального.

4. Предпринимал попытку суицида ранее.

5. Имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи.

6. Перенес тяжелую потерю.

Слайд 17

«Самоубийство – мольбаопомощи,которуюникто неуслышал»

Р.Алев

 «Таблица факторов наличия кризисной ситуации у обучающихся»

 Факторы

Особенности

Фамилии

ИДЕАЛЬНЫЕ

Открытые высказывания о желании покончить жизнь самоубийством («Я собираюсь покончить с собой», «Я не могу так жить»).

Косвенные высказывания о возможности суицидальных действий («Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придется за меня волноваться»).

СИТУАТИВ

НЫЕ

Суициды родственников, родителей.

Смерть близкого родственника.

Неизлечимые или тяжелые соматические заболевания близких родственников, самого ребенка.

Наличие в семье психических больных.

Разводящиеся родители, конфликты в семье.

Алкоголизм или наркомания родителей, асоциальная семья.

Неполная семья, семья с отчимом или мачехой.

Резкое изменение социального статуса родителей (потеря работы, разорение).

Изменение места жительства, места учебы

(в течение последнего года)

Является отверженным.

Является жертвой насилия: физического, эмоционального, сексуального (укажите какого).

ПОВЕДЕН

ЧЕСКИЕ

Резкая потеря интереса к деятельности (досуговой, учебной, домашней помощи.

Резкое изменение стиля поведения и способов общения (был таким – стал другим).

Стремление к изоляции, устойчивое сильное уединение.

Употребление подростком наркотиков.

Изменение аппетита, сна, ритма жизни.

Символическое прощание ребенка с ближайшим окружением (отказ от личных вещей, приведение их в порядок и т.п.)

Стремление к рискованным действиям

Резкое несоблюдение правил личной гигиены.

Частые случаи травматизма, самоповреждение, членовредительство.

Таблица факторов риска развития кризисных состояний

и наличия суицидальных знаков у обучающихся _____ класса

Факторы

Ф.И.О. ребенка

Факторы социальной ситуации

1.

Изменение места учебы в течение учебного года или смена двух или более школ за весь период обучения

2.

Недавняя перемена места жительства

3.

Стойкое отвержение сверстниками

4.

Разрыв отношений с близким другом, парнем / девушкой

5.

Неприятности с законом, унижение, физическое или сексуальное насилие

6.

Негативная стигматизация со стороны окружающих (позорные клички, прозвища)

7.

Чувство стыда, связанное с нежелательной беременностью, раскрытием факта мастурбации или гомосексуальных контактов

8.

Неудачные попытки стать лидером или удержать позицию лидера

Факторы семейной ситуации

1.

Резкое снижение социального или материального статуса родителей

2.

Тяжелое заболевание близких родственников или самого ребенка

3.

Распад семейного очага (развод, измены, сожительство)

4.

Хронические конфликты между супругами, враждебность между членами семьи

5.

Неполная семья

6.

Высокий уровень требований и санкций в отношении ребенка наряду с отсутствием эмоциональной поддержки со стороны родителей

7.

Алкоголизм или наркомания родителей, асоциальная семья

8.

Недавняя смерть близкого родственника

9.

Наличие в семье психически больных

10.

Суициды родственников

Суицидальные знаки

1.

Стремление к изоляции, уединению, подавленность

2.

Возбуждение, гиперактивность, нетерпеливость, озлобленность

3.

Потеря интереса к увлечениям, спорту, развлечениям

4

Нерегулярный прием пищи - потеря аппетита и веса, или обжорство

5.

Нарушение режима сна - бессонница, часто с ранним пробуждением или, наоборот, подъем позже обычного

6.

Резкое изменение в соблюдении правил личной гигиены

7.

Резкое изменение стиля поведения и способов общения

8.

Стремление к рискованным действиям

9.

Частые случаи травматизма

10.

Употребление наркотиков, алкоголя

11.

Интерес к литературе, музыке, связанной с темой смерти

12.

Изображение темы смерти в собственной творческой продукции

13.

Прямые или косвенные высказывания о возможности суицидальных действий (жизнь надоела, скорее бы все закончилось, вам без меня будет лучше и т.п.)

14.

Символическое прощание обучающегося с ближайшим окружением (отказ от личных вещей, приведение дел в порядок и т.п.)

15.

Смена аватара или ник - имени в социальных сетях интернета

16

Интерес, проявляющийся косвенно или прямо к возможным средствам самоубийства (отравляющие вещества, возможности приобретения оружия и т. п.).

17.

Суицидальные попытки в прошлом

Классный руководитель __________________________________  (фамилия)

Дата__________подпись__________________________________

По моему мнению, суицид несовершеннолетних - это…

По моему мнению, суицид несовершеннолетних - это…

По моему мнению, суицид несовершеннолетних - это…


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Суицид несовершеннолетних МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4 Х.МАЛООРЛОВСКИЙ 2016 Г.

Слайд 2

Не напрасно, не случайно Жизнь от Бога нам дана… митрополит Московского и Коломенского Филарета

Слайд 3

Обсуждаемая проблема «Россия занимает первое место в Европе по детским суицидам – это катастрофа, причем, совершенно недопустимая, – подчеркнул заместитель губернатора Ростовской области Игорь Гуськов. В июне текущего года был создан областной координационный совет с целью повышения эффективности работы по профилактике суицидов среди детей, а также осуществления тесного межведомственного взаимодействия по данной проблеме».

Слайд 4

«Что такое суицид и как с ним бороться?»

Слайд 5

Что говорят эксперты ?

Слайд 6

Протоиерей Андрей Ткачев Сверхштатный клирик храма Воскресения Словущего на Успенском вражке

Слайд 7

Павел Астахов Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка 30 декабря 2009 года - 9 сентября 2016 года

Слайд 8

Кузнецова А.Ю. Уполномоченный при президенте России по правам ребенка Предложила ввести уголовную ответственность за склонение несоврешеннолетних к самоубийству в интернете.

Слайд 9

ЦЕЛЬ: обучение методам выявления детей группы суицидального риска. ЗАДАЧИ: - ознакомить с особенностями суицидов несовершеннолетних; -овладеть навыками распознавания признаков суицидального поведения ; - вооружить знаниями по оказанию поддержки обучающимся в кризисном состоянии

Слайд 10

Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни).

Слайд 11

М ысли о том, чтобы покончить с собой, возникают у каждого пятого подростка. С годами суицид «молодеет»: о суициде думают, пытаются покончить с собой и кончают совсем ещё дети.

Слайд 12

Суицид имеет характерные черты: предшествуют конфликты; суицидальный поступок воспринимается в романтически-героическом ореоле; суицидальное поведение регулируется скорее порывом; средства самоубийства выбраны неумело; подражательный характер.

Слайд 13

Основные мотивы суицидального поведения: Переживание обиды, одиночества. Действительная или мнимая утрата. Переживания. Чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия. Боязнь позора, насмешек или унижения. Страх наказания. Любовные неудачи. Чувство мести, злобы, протеста. Желание привлечь к себе внимание.

Слайд 14

Основные факторы риска: Факторы семейного неблагополучия Травматические факторы Психопатологические факторы Время года

Слайд 15

Типы суицида ( суицидального поведения): Истинный. Аффективный. Демонстративный.

Слайд 16

Признаки готовящегося самоубийства Словесные Поведенческие Ситуационные

Слайд 17

Словесные признаки 1. Часто говорят о своем душевном состоянии: 2. Много шутят на тему самоубийства. 3. Проявляют нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

Слайд 18

Поведенческие признаки 1. Приведение дел в порядок 2.Прощание . 3.Демонстрируют радикальные перемены . .

Слайд 19

Ситуационные признаки Человек может решиться на самоубийство, если он: 1. Социально изолирован; 2. Живет в нестабильном состоянии; 3. Ощущает себя жертвой насилия; 4. Предпринимал попытку суицида ранее . 5. Имеет склонность к самоубийству; 6. Перенес тяжелую потерю.

Слайд 20

По моему мнению, суицид несовершеннолетних - это…

Слайд 21

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Песочная терапия как метод психологической помощи участникам образовательного процесса

Данная публикация составлена на основе краткого обзора литературы по использованию работы с песком в психолого-педагогической практике, а также отражает личный опыт автора по применению этой уникально...

Формы и методы психологического просвещения участников образовательного процесса в специальной (коррекционной) школе VIII вида (из опыта работы)

В данной статье рассматривается психологическое сопровождение учащихся, педагогов и родителей СКШ 8 вида...

"Создание условий для укрепления и сбережения психологического здоровья участников образовательного процесса"

Психологическое здоровье, как составная часть здоровья, - важнейшее условие для сохранения высокой учебной мотивации учащихся, способствует становлению...

Семинар-практикум для педагогов "Психологическое сопровождение участников образовательного процесса в период подготовки к ОГЭ, ЕГЭ»

Цель – создание условий для повышения основных профессиональных компетенций педагогов по вопросам психологического сопровождения предэкзаменационного периода.Задачи: - способствовать осозна...

Психологическое сопровождение участников образовательного процесса в период подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ»

Данный материал содержит выступление на тему "Психологическое сопровождение участников образовательного процесса в период подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ»", а так же презентацию по данной проблеме. Кр...

Сертификат участника Всероссийского вебинара «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО РЕЖИМА»

Сертификат участника Всероссийского вебинара «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССАВ ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО РЕЖИМА»...

Семинар - практикум для педагогов "Психологическое сопровождение участников образовательного процесса в период подготовки к ГИА"

Психологическая подготовка обучающихся к прохождению ГИА является одним из приоритетных направлений работы психолога, от которой, порой, зависит больше половины результата...