Художественные образы в изобразительном творчестве школьников. Из опыта работы.
статья

Шалашова Галина Борисовна

В статье рассматривается моральное воспитание учеников через искусство, историю, культуру и сценические образы в театральном действии. Большую роль в этом играет участие школьников на олимпиадах и конкурсах различного уровня сложности, это наиболее важный элемент в саморазвитии, в развитии творческого мастерства, помимо этого – несомненно увеличение кругозора. Важность изучения истории человечества через призму гуманитарных наук и искусство предшественников. Искусство человечно, благодаря ему – человек становится человеком.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Художественные образы в изобразительном творчестве школьников

Из опыта работы

Шалашова Галина Борисовна

Почётный работник общего
образования Российской Федерации.

Лауреат премии президента.

СПб ГБОУ Гимназия № 114, г. Санкт-Петербург

Сейчас так много говорят о том, что дети пошли не такие, как раньше: гиперактивные, невнимательные, грубые, учиться не хотят и их невозможно ничему научить. Тут ЕГЭ, а вы со своим искусством. Да, трудно. Но всегда было нелегко. В каждом времени свои издержки. Но есть одно, что помогает справиться со всеми сложностями на педагогическом пути – это любовь к детям. Ради этих девочек и мальчиков, активных и стеснительных, умных и еще не достигших своей вершины, больших и маленьких, мы приходим в школу каждый день. И если труд учителю  в радость, он поможет ученику справиться с его трудностями. Когда школу отличает атмосфера эмоционального комфорта и педагогический процесс осознается как двудоменантный, тогда педагог и ребенок строит свои отношения на субъект-субъектной основе отдавая должное уникальной сущности друг друга. Если проблемы ученика станут болью учителя, то ни гнев и раздражение будут руководить им на уроке, а ум и доброта. А метод возможен лишь один – индивидуальный подход к каждому ребенку. Так работают у нас в гимназии.

О том, что именно красота во всех своих проявлениях спасает этот мир, рассуждают уже не первое тысячелетие. И мы твердо в это верим и следовательно, на всех предметах гуманитарного цикла готовим ученика к восприятию прекрасного. А основной задачей уроков изобразительного искусства является не только развития чувства и понимания прекрасного, но и воспитание потребности воспринимать его и отражать.                                 В. А. Сухомлинский писал, что радость труда немыслима без чувствования красоты для этого необходимо развивать воображение ребенка, которое рождает индивидуальные вариации в традиционных формах деятельности [6, 35 с.]. А бесталанных детей не бывает. Конечно, это дар, как и все в ребенке, требует развития, и пусть художниками станут далеко не все, но видеть прекрасное вокруг должен научиться каждый, а помочь ему можем мы, педагоги [7, 23 с.].

Основной художественного воспитании на уроках изобразительного искусства, я думаю, является народное искусство. Именно оно служит превосходным и лучшим учителем. «Это творчество, определяемо исторической памятью», – считает М.А. Некрасова [3, 147 с.].

Народное искусство – самое понятное для ребенка. В первую очередь это сказки, колыбельные, потешки. Потом игрушки: матрешки, свистульки, динамические богородские. Это все из детства, а у нас в гимназии свои «народные традиции» - рождественские колядки, маслиничные гуляния, посиделки в народных костюмах, роспись свистулек старшеклассниками для первоклашек на праздник последнего звонка и ДР.

На уроках изобразительного искусства в начальной школе мы «идем» от рисунка Полхов-Майданских грибов [5, 34 с.], знакомим с основными видами народной росписи до сквозного рельефа русской деревенской избы (с узорочьем). Соглашусь с М.А. Некрасовой, что нужно идти от основ к современности, особенно в средней школе – от изображения героев былин до росписи деревянных изделий в наиболее близком ребенку стиле Гжель, Хохлома, Городец и др. [4, 399 с.]. Через народное искусство образ родины проникает в душу ребенка и становится зримым в его творчестве.

В детстве самое главное – это сказка. Ведь с ее помощью школьник учится преодолевать жизненные преграды, познает этот огромный мир, готовится к взрослой жизни.

Тема сказки проходит с 1 по 6 класс. В начальной школе работа над иллюстрацией к сказке проходит легко, гармонично. Дети более эмоционально открыты и быстрее вживаются в полюбившийся образ. Начинаем со сказки колобок, затем Гуси-лебеди. После прочтения ребенку нужно представить всех героев, прочувствовать их и изобразить один из эпизодов. Со «зверюшками» им работать проще, они хорошо знакомы по детским книжкам. А вот образ колобка индивидуален. У одного в платочке, у другого в панаме и в лапоточках, средний или маленький катится по дорожке, а вот у Насти колобок на пол листа, в шапочке с козырьком и кедах, этакий турист-спортсмен. Конечно, образ животных и птиц у каждого воспринимается по-особому, необычен был гусь с Ванечкой на спине у Юли, большой на все пространство листа, добрый с красивым приоткрытым клювом.

Кому-то из ребят ближе работа в цвете, кто-то более склонен к работе в графике, а кто-то хочет приуспеть во всем. У Насти не всегда все ладилось с цветом. Работали индивидуально, говорили об особенностях цветовой гаммы акварельных красок. К Новому году у нее два зайца – они бегали к Деду Морозу за игрушками. Работа получилась очень живописной – снег, переливающийся от голубого к сиреневому, и многоцветное Новогоднее небо.

А Юля больше любит графику. В 4 классе работали над сказкой
«Конек Горбунок» П. Ершова. Ее жар-птица, выполненная гелиевой ручкой, распахнула свои узорчатые крылья и хвост на все свободное пространство. А в ее живописной работе к басне И. Крылова повар оказался такой добродушный, бестолково вопрошающий, и кот характерный, чтобы было понято, кто на кухне хозяин.

Над иллюстрацией к произведениям, с многофигурной композицией работаем поэтапно. Первоначально рисуем героев, каждого в отдельности: работаем над фигурой человека в движении, его костюмом, затем над композицией. И так от класса к классу, постепенно приходит умение и, главное, неиссякаемое желание рисовать, участвовать в конкурсах. В 4 классе в городском конкурсе рисунков «Космос и дети» Юля получила грамоту, в 5 классе – победила в районном конкурсе «Мой мир».

В работе над иллюстрацией к художественным произведениям наибольшую трудность представляет поиск костюма для героев. Какой костюм у деда Мазая Н. Некрасова? Во что одеть Ванятку из «Теплого хлеба» К. Паустовского? Рассуждаем вместе [8,34 с.]. А можно одеть, как хочется или только так, как подходит по времени создания произведения? Можно ли здесь фантазировать? Ответы разные, но в итоге приходят к тому, что у каждого героя свое время, значит и свой соответствующий костюм. Но былинного героя богатыря еще никому не приходило в голову одеть иначе, чем в кольчугу – русский народный костюм знают хорошо – это радует. Для работы над «маленьким человеком» Н. В. Гоголя Лизе пришлось отправиться в музей, «вживую» посмотреть, как выглядела шинель Башмачкина. Немало сложностей было и с поиском петербургских улочек на окраине старого города. В итоге – «Башмачкин» принес II место в конкурсе.

Большой интерес был проявлен ребятами, в свое время, когда мы начали работать над художественным образом нашей гимназии. После завершения темы «Мой герб» начали работу над созданием герба школы. Итогов совместного творчества учащихся стал герб гимназии, ранее украшавший ее знамя и печать. К сожалению теперь другой.

Художественные и реальные образы Великой Отечественной войны всегда вызывают горячий отклик в творчестве наших учащихся. Очень важно правильно настроить ребят, заинтересовать и привлечь к поиску дополнительного материала. К 120 годовщине гимназии иллюстрировали стихи поэтессы – ученицы нашей школы в блокадные годы – Татьяны Рудыковской [1, 23 с.]. А к памятным дням старшеклассники ставят спектакль о жизни нашей школы в блокадном Ленинграде по воспоминаниям ее учащихся и учителей. Художественные работы получаются образные, зримые: и железная печка в актовом зале, и учащиеся, сбрасывающие с крыши зажигалки. Работы по этой теме занимали призовые места.

Тема космоса всегда была одной из самых образных в творчестве учащихся. С большим удовольствием ребята работают над созданием новой техники, фантастических пейзажей и архитектуры, согласно выбранному литературному произведению. Работы последних лет особенно интересны своими инновациями в костюмах, технике и архитектуре. Над художественными образами с учащимися начальной школы мы работаем совместно с учителем: ребята описывают картины художников, а на уроке изобразительного искусства они отражают поэтические и литературные образы в рисунках. В средней школе они уже хорошо чувствуют авторское слово, а если дополнить урок музыкальным сопровождением к теме – работы становятся более эмоциональными и открытыми.

Д.С. Лихачев писал в своих «Письмах о добром», что «благодаря своей обратной форме искусство наилучшим способом приобщает человека к человечеству: заставляет с большим вниманием и пониманием относится к чужой боли, к чужой радости. Искусство человечно. Оно идет от человека и ведет к человеку – к самому доброму, самому лучшему в нем» [2, 220 с.].

Список литературы:

  1. Детская книга войны. Дневники 1941-1945. – Москва: «Аргументы и факты», «АнФ. Доброе сердце», 2015. – 480 с., ил.
  2. Лихачев, Д.С. Письма о добром. – РАН и Издательство «Наука», 2006. – 321 с., ил.
  3. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. Теория и практика. – М.: Изобразительное искусство, 1983. – 232 с., ил.
  4. Некрасова М.А. Народное искусство России. Народное творчество как мир целостности – М.: Россия, 1983. – 502 с., ил.
  5. Некрасова М.А. Палехская миниатюра. – Л.: Художник РСФСР, 1978. – 103 с., ил.
  6. Сухомлинский, В.А. Как воспитать настоящего человека / В.А. Сухомлинский. — М.: Педагогика, 1990. – 120 с., ил.
  7. Сухомлинский, В.А. О воспитании / В.А. Сухомлинский. - М.: Школьная пресса, 2003. – 75 с., ил.
  8. Сухомлинский, В.А. Учитель - методист – наставник / В.А. Сухомлинский. - М.: Просвещение, 1988, 200 с., ил.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания школьника" (из опыта работы)

Предлагаемая статья была представлена в форме доклада на городском семинаре классных руководителей по заявленной теме. Выступление сопровождалось презентацией....

"Игра, творчество, жизнь..." ( из опыта работы)

Я представляю материалы из опыта работы для начинающих педагогов и педагогов со стажем. Такими материалами без труда может воспользоваться педагог – организатор в школе, педагоги дополнительного...

«Коллективная художественная деятельность младших школьников» Из опыта работы педагога

«Современные подходы к преподаванию декоративно-прикладного искусства»  Аттестационная работа...

Методика формирования ценностей здоровья и здорового образа жизни на уроках технологии (из опыта работы).

Методика формирования здорового образа жизни на уроках технологии включает в себя целую систему работы всей школы и каждого учителя в отдельности. В данной статье показана работа учителя на каждом уро...

Курс «Художественное макетирование» в системе художественного образования школьников (из опыта работы педагога дополнительного образования)

В статье исследуется влияние курса "Художественное макетирование" на художественное образование учащихся....

Доклад "Работа с одарёнными обучающимися при подготовке к муниципальному и региональному этапу Всероссийской олимпиады школьников: из опыта работы"

В своей работе мы будем говорить о четвертом значении данного слова. Олимпиада, конкурс по учебной дисциплине – это определение специальной способности, проявляющейся во владении содержание...

Школьный музей как источник вдохновения и творчества обучающихся (из опыта работы)

В статье описывается роль школьного музея  в формировании чувства ответственности за сохранение народных традиций, гордости за свой край, школу, семью. Использование музейных экспонатов на уроках...