Школьный музей как источник вдохновения и творчества обучающихся (из опыта работы)
статья

Тусида Меретя Григорьевна

В статье описывается роль школьного музея  в формировании чувства ответственности за сохранение народных традиций, гордости за свой край, школу, семью. Использование музейных экспонатов на уроках и внеурочной деятельности, способствуют расширению кругозора, развитию читательской компетенции, литературной речи, формированию умения работать с информацией, сотрудничать, ставить цель и планировать свои действия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tusida_m.g._shkolnyy_muzey.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Школьный музей как источник вдохновения и творчества обучающихся

(из опыта работы)

SCHOOL MUSEUM AS A SOURCE OF INSPIRATION AND CREATIVITY FOR STUDENTS

(based on working experience)

Тусида Меретя Григорьевна,

учитель родного (ненецкого) языка и литературы,

педагог дополнительного образования

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение «Сеяхинская школа – интернат»

с. Сеяха Ямальский район ЯНАО

Tusida Meretya Grigoryevna,

teacher of native language (Nenets) and literature,
teacher of additional education

                                                                   Municipal budgetary general education institution
                                                                                        “Seyakha’s Boarding school”

Seyakha, Yamal municipality, Yamalo-Nenets Autonomous District

Аннотация

В статье описывается роль школьного музея  в формировании чувства ответственности за сохранение народных традиций, гордости за свой край, школу, семью. Использование музейных экспонатов на уроках и внеурочной деятельности, способствуют расширению кругозора, развитию читательской компетенции, литературной речи, формированию умения работать с информацией, сотрудничать, ставить цель и планировать свои действия.

ABSTRACT

The article describes the role of the school museum in the development of a sense of responsibility in conservation of national traditions, pride in native land, school and family. The students’ use of museum pieces in classes or extracurricular activities contributes to the broadening of outlook, developing of competence in reading, literary speech, ability to work with information, cooperate, set a goal and plan their actions.

Ключевые слова: школьный музей, деятельность музея, использование экспонатов, родной край.

Key words: school museum, activity of museum, use of exhibit items, native land.

Музейное и краеведческое дело в Сеяхинской школе-интернате имеет длительную историю. Первый музей здесь был организован в 1975 году учителем истории ветераном Великой Отечественной войны - Геннадием Степановичем Зайцевым.

 Возрождение краеведческого дела и музейной традиции в Сеяхинской школе-интернате состоялось в 1998 году, когда был организован краеведческий кружок и начался сбор экспонатов для этнографического отдела школьного музейного уголка. В декабре 2000 года Сеяхинская школа-интернат получила возможность продолжить свою деятельность в стенах вновь открытого основного здания школы, что одновременно позволило придать школьному краеведческому кружку статус организатора Музейной комнаты школы-интерната.

Приказ о создании «Школьного историко-краеведческого музея» как постоянно действующего подразделения системы дополнительного образования и воспитательной работы учебного заведения появился 2003 году. С 2003 по 2007 год музейная работа в школеинтернате велась в рамках деятельности историко-краеведческого кружка. 13 августа 2007 года Окружной постоянно действующей комиссией по паспортизации музеев системы образования ЯНАО школьному музею по результатам экспертизы был впервые вручен Паспорт с определением профиля деятельности как историко-краеведческий музей. В 2015/2016 гг. музей успешно прошел повторную паспортизацию.

 На текущий 2021 год поисково-краеведческая деятельность музея проводится по следующим направлениям:

 - Поисковая, исследовательская деятельность обучающихся на базе специально организованного курса теоретических и практических занятий в рамках краеведческого кружка в соответствие с Программой.

 - Сбор, систематизация, экспонирование краеведческого материала, предоставленного жителями села Сеяха и населением Сеяхинской и Тамбейской тундры ;

 - Проектная деятельность учащихся, педагогов и воспитателей школы-интерната на базе изучения экспонатов музея;

- Организация сотрудничества с общественностью села путем освещения деятельности музея средствами локальных СМИ (школьное телевидение, школьная газета, тематические классные часы, экскурсионная деятельность; ЭТНОПАРК)

Одна из задач программы деятельности школьного музея - наладить целесообразное использование экспонатов музейной комнаты и этнографического уголка в учебно-воспитательном процессе.

Материалы музейной комнаты активно применялись для проведения экскурсий, литературно-музыкальных композиций и праздничных мероприятий. Использование материалов музея прослеживается в работе школьной телевизионной студии и газеты.

Как музейные же экспонаты помогают в учебном процессе?

При помощи музейных экспонатов можно расширить и углубить знания при изучении темы по истории Ямальского района, округа, страны, а также произведений ненецких поэтов и писателей. Изучению данных темпредшествует экскурсия в школьный музей, где вниманию учащихся предоставляется экспозиция « Я помню! Я горжусь!»

Использование музейных материалов в электронном виде позволяет значительно разнообразить учебный процесс, выводить его на качественно новый уровень. Помогает восполнить знания, развивать личность, формировать познавательную активность, творческий потенциал учащихся.

Школьный музей совместно с библиотекой школы-интерната проводит мероприятия, посвященные творчеству северных писателей, организует выставки книг писателей и поэтов Севера. При выполнении подобных работ повышается уровень знания литературы патриотического содержания, знаний об истории края, жизни людей.

Проводятся викторины и конкурсы между учащимися и их родителями на знание истории родного края, знание национальной литературы.

При изучении произведения Л.В.Лапцуя «Камень с надписью» учащиеся предварительно знакомятся с историей ликвидации безграмотности на Ямале, в частности в Сеяхе.

В ходе экскурсии рассматривают макеты школы, старинные фотографии, фотоальбомы выпускников школы разных лет. Нашим детям очень сложно представить, что когда- то грамотного населения в тундре практически не было. Для современных детей умение читать и писать – это обычное явление.

Также в музее они знакомятся с деятельностью «Красного чума» (т.е. начальной стадией в развитии образования на Ямале), которая представлена в виде брошюры «Отчет о деятельности Красного чума», год 1953. В школьном музее представлены фотографии работников Красного чума - жителей нашего поселка.

К 23 февраля ежегодно проводится музейная  выставка «Служили наши земляки», где представлены фотографии выпускников нашей школы, а также фотографии сотрудников школы, служивших в армии. Этой выставкой мы показываемкак многонациональна наша страна, и каждый мужчина, несмотря на принадлежность к другомуэтносу, всегда готов выполнить свой гражданский долг перед Родиной. Наши выпускники служили в разных точках нашей страны: в Москве, на Дальнем Востоке, Сибири, в странах Ближнего зарубежья, Германии, Афганистане.

На уроках родной (ненецкой) литературы в рамках изучения произведения И.Ного «Шаман», показываем учащимся макеты  религиозной атрибутики из школьного музея.

Знакомство с  биографиями выпускников школы, которые достигли мастерства в определенной сфере деятельности, дает возможность учащимся стремиться к более высоким результатам в учебе.

На уроках ненецкого языка при изучении произведения «Вэнеко Налтоко», обязательно обращается внимание на то, что автор слов этой песни наш земляк и.  В галерее «Ими гордится школа» представлен  портрет Яунгад Хабэча Хываревича, выпускника Сеяхинской школы-интерната, главного редактора окружной газеты «Няръяна Нгэрм», члена международной организации журналистов, заслуженного работника культуры Российской Федерации.

Дети пробуют себя также в роли журналистов и редакторов. Учащиеся, посещающие кружок «Краевед» выпустили сборник «Путешествие в школьный музей», сейчас планируется  выпуск второго сборника.

Школьный музей совместно с учителями начальной школы организовал выставку иллюстрированных книг, выполненных учащимися начальной школы.

Данные формы работы - использование музейных экспонатов на уроках и внеурочной деятельности, способствуют расширению кругозора, развитию читательской компетенции, литературной речи, формированию умения работать с информацией, сотрудничать, ставить цель и планировать свои действия.

Список литературы

Культура народов Ямала. Учебник : 5-7 кл. / [Т.И. Борко, В.Т. Галкин, А.Г. Еманов, А.В. Павлов]; Департамент образования Администрации Ямало-Ненец. авт. окр. [и др.]. - Тюмень: Изд-во Института проблем освоения, 2008г.

 Ненцы: уроки предков : научно-методическое пособие для педагогов и родителей / В. Н. Няруй, В. М. Сэрпиво. - Санкт-Петербург СО РАН, 2002г.

Макеев А. Ф. Поисково- краеведческая деятельность в школах Севера. Салехард, 2001г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Игра, творчество, жизнь..." ( из опыта работы)

Я представляю материалы из опыта работы для начинающих педагогов и педагогов со стажем. Такими материалами без труда может воспользоваться педагог – организатор в школе, педагоги дополнительного...

Внеклассная работа как средство развития творческих способностей обучающихся ( Из опыта работы учителя русского языка и литературы)

Актуальность выбранной темы обусловлена современными тенденциями социально-экономического развития нашей страны, повышением роли человеческого фактора во всех сферах деятельности, которые предполагают...

«Организация проектно- исследовательской работы с учащимися на базе школьного музея в рамках патриотического воспитания подрастающего поколения». (Из опыта работы историко- краеведческого музея «Память поколений» МБОУ СОШ №30 г. Подольска)

Научно-исследовательская деятельность учащихся — одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полноценно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потен...

Работа социального педагога по сохранению и укреплению здоровья обучающихся (из опыта работы)

Здоровье - неоценимое счастье в жизни каждого человека и человеческого общества. Широкое международное признание получило определение здоровья данное Всемирной организацией здоровья. Здоровье - это со...

Художественные образы в изобразительном творчестве школьников. Из опыта работы.

В статье рассматривается моральное воспитание учеников через искусство, историю, культуру и сценические образы в театральном действии. Большую роль в этом играет участие школьников на олимпиадах и кон...