МЕНТАЛЬНЫЕ КАРТЫ (сервис coggle.it.) КАК ПЕРСПЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО СТРУКТУРИЗАЦИИ ПОЛУЧЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
учебно-методический материал

Котлярова Ирина Сергеевна

Предварительный просмотр:

МЕНТАЛЬНЫЕ КАРТЫ (сервис coggle.it.) КАК ПЕРСПЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО СТРУКТУРИЗАЦИИ ПОЛУЧЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ

Котлярова И.С.

(с. Березовка Воробьевского муниципального района Воронежской области

kotlyarova3@rambler.ru)

   Достоверно известно, что эффективно усваивается то содержание, которое стало предметом активных действий. Соответственно, знания могут не только передаваться детям в готовом виде, а приобретаться ими в процессе изучения нового материала. Но как же справиться с тем колоссальным объемом информации, с которым наши школьники сталкиваются в процессе «открытия новых знаний»? Вот, на мой взгляд, самая актуальная проблема школьного образования в целом и в том числе уроков русского языка и литературы.

Метод, «который позволяет человеку справиться с информационным потоком, управлять им и структурировать его», называется картирование мышления. Используя его, человек избавляется от страха забыть или потерять какие-то сведения, утонуть в море информации. Иными словами, это небезызвестный всем метод ментальных(интеллект-)карт. «Это мощный метод, интегрирующий визуальное и логическое мышление, универсальный ключ к раскрытию потенциала, имеющегося в мозге каждого человека. Он применим в любой сфере жизни, где бы ни требовалось развивать и совершенствовать интеллектуальные способности личности и решать разнообразные задачи». К слову сказать, использование данной методики при изучении русского языка и литературы, несомненно, даёт определённые результаты.

    На просторах интернета имеется огромное количество программ и приложений для составления ментальных карт, мы с моими учениками оставили свой выбор на сервисе coggle.it. Во-первых, потому что он не требует установки дополнительных программ, что немало важно. Во-вторых, google-аккаунт сейчас есть у всякого школьника – это одна из самых востребованных информационных систем на сегодняшний день. В-третьих, с этим сервисом очень удобно работать, поскольку разработчиками даже в бесплатной версии предусмотрено множество возможностей. И наконец, что окончательно меня убедило в правильности выбора – это возможность коллективной работы над тем или иным проектом. Достаточно просто иметь электронный почтовый ящик и google-аккаунт. Подкупает и наглядность оформления, гибкость изменения, возможность вернуться к ранее выбранным вариантам.

Так как в последние несколько лет преподаваемые мною школьные дисциплины (русский язык и литература) находятся в постоянном поле зрения министерства образования: итоговое сочинение в 11 классе, итоговое собеседование в 9, сочинения формата выпускного экзамена – все это требует от школьника владения огромным количеством знаний в области литературы, культуры, истории, а самое главное – нахождения причинно-следственных связей между ними! Вести громоздкие и утомительные конспекты, читательские дневники и прочие рукописные средства крайне неудобно современным детям – на помощь приходит IT-технологии. Для участия в подобной затее я выбрала 9 и 10 классы, поскольку им предстоит продемонстрировать своё умение находить проблемы, аргументированно доказывать своё мнение, ссылаясь на литературные и иные источники.

   Мы составляем карты после прохождения определенной темы, произведения, когда нужно обобщить, структурировать информацию. Цель – создание продукта для совместного пользования, понятного и полезного всем, как хорошо успевающим детям, так и менее успешным. Карту начинаю создавать я, причем иногда в самом начале – ещё при знакомстве с жизнью и судьбой писателя. Очень важно также отметить исторические реалии, в которых жил и работал писатель или поэт. Делаю это для того, чтобы у детей уже была возможность оставлять пометки. Скажу сразу, в основном активно работающие – это одни и те же ученики, есть некоторый процент так называемых «участников-созерцателей», однако не теряю надежды и все-таки верю, что удастся «расшевелить» и их. Не всякая тема и не всякое произведение дает полноценную интеллект-карту. В прошлом учебном году мы составляли карты по пяти направлениям итогового сочинения, которое выпускникам предстояло написать в декабре, поэтому и изучение того или иного текста так или иначе сводится к рассматриванию его как средство для аргументации по той или иной проблеме. В центре каждой карты – одно из пяти направлений итогового сочинения. Ветви карты могут различаться. В основном дети выбирают «толкование», «синонимы/антонимы», «известные афоризмы», «исторические факты/ из ЖЗЛ», «произведения школьной программы, изученные в разное время», «внеклассное чтение». Отдельной ветвью я всегда выделяю «вопросы» или «а почему?», куда дети могут добавить не понятную им информацию и т.п. Данный сервис предусматривает наличие ссылок на интернет-источники, добавление изображений в неограниченном количестве, что позволяет каждому ребенку составить карту такой, какая будет понятна и полезна.

    В каких других ситуациях профессиональной деятельности применимо предложенное решение? Метод составления «карт-разума» очень выручает, когда нужно дать характеристику героя произведения, выявить проблематику или просто «набросать» план содержания для дальнейшего использования при написании сочинений. Как я уже говорила, сервис coggle.it предусматривает коллективную работу над картой, т.е. все участники (приглашаю их я, как администратор) могут вносить свои изменения, добавлять материал или удалять то, что считают не существенным, причем здесь же предусмотрен чат, где участники могут обмениваться сообщениями, комментировать свои изменения (по прикрепленному коду), задавать вопросы. И делать это, находясь у себя дома! Над одной картой мы работаем от одной до нескольких недель, в зависимости от темы и активности детей. Поскольку количество доступных частных карт в сервисе ограничено, после завершения работы мы скачиваем готовый продукт в удобном для каждого формате – этот pdf, txt или png. Также карты добавляются в официальную группу в соцсети, для того чтобы ученики, не участвовавшие в работе по причине болезни или т.п., смогли иметь к ним доступ.  В итоге получается готовая схема, которая служит опорой при подготовке к написанию всякого рода сочинений, устных выступлений и пр.  Считаю, что использование данной методики в перспективе дает возможность ученику уверенней чувствовать себя при публичном выступлении, умение выделять главное, отбрасывая несущественное, целесообразно и рационально использовать своё время и поступающую информацию. Особенно это важно в современном обществе: в связи с развитием технологии проектирования возникает потребность в умении не только находить интересные идеи, но и грамотно преподносить их. А учиться этому, конечно, лучше заранее, как говориться, со школьной скамьи.



Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование метода интеллект-карт в обучении КАК Перспективного Средства СТРУКТУРИЗАЦИИ ПОЛУЧЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ Котлярова Ирина Сергеевна МКОУ «Березовская СОШ»

Слайд 2

В море информации можно: - утонуть; - стать хорошим пловцом; - самому «пускать волну».

Слайд 3

Использование метода интеллект-карт («умственные карты», «карты ума», «карты памяти», «ментальные карты», «схемы мышления» или « Mind Maps »)

Слайд 4

Интеллект-карта - это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и мышления.

Слайд 5

Изучением метода в России занимается профессор Санкт-Петербургского университета Бершадская Елена Александровна . С теоретическими вопросами данного метода можно познакомиться на сайте Михаила Евгеньевича Бершадского . http:// bershadskiy.ru/index/intellekt_karty_v_obrazovanii/0-33

Слайд 8

Интеллект-карта по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» 1. Выбираем тему, идею, предмет, объект, образ, то есть то, о чём будет интеллект- карта, например: «Преступление и наказание» 2. Рисуем или пишем объёмный, цветной образ темы в середине листа бумаги. 3. Ассоциируем- записываем на отдельном листке всё, что приходит в голову в связи с образом темы, даже чепуху, например: Петербург, университет, учёба, квартира, коморка, плата, деньги, страх, хозяйка, мысль, убийство, улица, бред, болезнь,т еория , следствие, ожидание, сестра, мама, встреча, ссора, Рогозин, Лужин, Соня Мармеладова, старуха-процентщица,судья , РодионРаскольников,Свидригайлов,смерть , покаяние, любовь, ссылка, одиночество, Евангелие, прозрение, мечта, наказание. 4. Наводим порядок в словах-ассоциациях, группируем по смыслу. Родион Раскольников, Петербург, учёба, университет, бедность, деньги, хозяйка, страх, теория, убийство, мысли, следствие, сестра, мама, Рогозин, Лужин, Соня, улица, Свидригайлов , смерть, похороны, разговор, покаяние, признание, суд, любовь, слёзы, ссылка, Евангелие, прозрение, наказание 5. Намечаем структуру карты – подбираем ключевые слова и ключевые фразы к сгруппированным словам-ассоциациям. 1. Родион Раскольников ; 2. Петербург; 3. Старуха-процентщица; 4. Соня Мармеладова ; 5. Свидригайлов ; 6. Следователь ; 7. Теория. 6. К нарисованному образу предмета добавляем ветви – основу структуры. Количество ветвей равно количеству ключевых фраз и ключевых слов. Соблюдаем размеры ветвей и расстояния между ними. 7. Заполняем структуру словами-ассоциациями, размещая их на ответвлениях соответствующих ключевых веток. 8. Оживляем карту рисунками, символами, смайликами, графикой - всем, что со словами ассоциируется. 9. Отделяем заполненные ключевые ветви друг от друга цветными блоками. 10. Устанавливаем объективные связи между блоками или их элементами

Слайд 9

Интеллект-карта 1. Выбираем тему, идею, предмет, объект, образ, то есть то, о чём будет интеллект- карта: 2. Рисуем или пишем объёмный, цветной образ темы в середине листа бумаги. 3. Ассоциируем- записываем на отдельном листке всё, что приходит в голову в связи с образом темы, даже чепуху 4 . Наводим порядок в словах-ассоциациях, группируем по смыслу. 5 . Намечаем структуру карты – подбираем ключевые слова и ключевые фразы к сгруппированным словам-ассоциациям. 6 . К нарисованному образу предмета добавляем ветви – основу структуры. Количество ветвей равно количеству ключевых фраз и ключевых слов. Соблюдаем размеры ветвей и расстояния между ними. 7. Заполняем структуру словами-ассоциациями, размещая их на ответвлениях соответствующих ключевых веток. 8. Оживляем карту рисунками, символами, смайликами, графикой - всем, что со словами ассоциируется. 9. Отделяем заполненные ключевые ветви друг от друга цветными блоками. 10. Устанавливаем объективные связи между блоками или их элементами

Слайд 13

https://coggle.it/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ментальные карты как средство формирования познавательных УУД на уроках русского языка и литературы.

Презентация к выступлению на педагогическом совете "Внедрение ФГОС в основной школе"...

Ментальная карта "Газовые законы" 10 класс с помощью сервиса Mindomo.com https://www.mindomo.com/mindmap/mind-map-68c25f15c5704b619cb9ec210e03364f

Ментальная карта  создана с помощью сервиса Mindomo.com. Используется при изучении темы "Газовые законы" в 10 классе...

Применение ментальных карт на уроках, как средство развития творческих способностей учащихся.

Цель применения ментальных карт – эффективное управление информацией, получить целостную картину явления или процесса, отыскать новые ассоциации. Ментальные карты дают большую свободу мысли, это...

Методический мастер-класс «Майндмэп (ментальная карта) как эффективное средство формирования информационной грамотности педагогов и учащихся»

     Цель:  совершенствование  информационной грамотности педагогов через освоение современных ИКТ – технологий....

Ментальная карта как средство развития общей функциональной грамотности современного школьника на уроках обществознания

laquo; Функциональная грамотность — способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах чело...

«Приемы работы с научной информацией. Ментальная карта»

В презентации отражены принципы составления ментальных карт и примеры карт, созданных детьми...

Мастер-класс "Использование онлайн-сервисов на уроках биологии как средств активизации познавательной деятельности обучающихся"

Мастер-класс включает следующие разделы:- актуальность;- краткую характеристику некоторых онлайн-сервисов;- примеры работы с онлайн-сервисами на различных этапах урока;- заключение....