Ментальные карты как средство формирования познавательных УУД на уроках русского языка и литературы.
презентация к уроку по литературе по теме

Презентация к выступлению на педагогическом совете "Внедрение ФГОС в основной школе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ment_karty.pptx1.79 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ментальные карты как средство формирования познавательных УУД обучающихся на уроках русского языка и литературы Из опыта работы Елисовой Е.Н., учителя русского языка и литературы высшей квалификационной категории Джакарта, 2016

Слайд 2

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Овладение УУД дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Четыре блока основных видов УУД личностный (умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор) регулятивный (умения организовывать свою деятельность) познавательный (умения результативно мыслить и работать с информацией в современном мире) коммуникативный (умения общаться, взаимодействовать с людьми).

Слайд 3

Остановлюсь более подробно на формировании познавательных универсальных учебных действий. В Программе ФГОС ООО обозначено, что в сфере развития познавательных УУД приоритетное внимание уделяется 1. Развитию стратегий смыслового чтения и работе с информацией; 2. Практическому освоению методов познания. При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретённые на первой ступени навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами: преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию; систематизировать , сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах ; выделять главную и избыточную информацию; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт); заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты .

Слайд 4

Цель образования уже ближайшего будущего: «Грамотным в будущем будет не тот человек, который умеет читать. Это будет человек, который знает, как научиться тому, как следует учиться ». В связи с этим возникает необходимость интенсификации учебного процесса путем применения инновационных методов обучения . Наиболее универсальным, по моему мнению, является метод ментальных карт .

Слайд 5

Ментальная карта, известная также как диаграмма связей (в оригинале Mind maps ) - разработка Тони Бьюзена - известного британского писателя , лектора и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления.

Слайд 6

Цель применения ментальных карт – эффективное управление информацией понимание запоминание интерпретация преобразование

Слайд 7

Реализация метода ментальных карт на уроках русского языка и литературы Данный метод адаптируется мною к использованию в учебной деятельности на уроках русского языка и литературы. Работа по составлению ментальных карт с целью формирования познавательных УУД идёт поэтапно . 1 этап – знакомство учащихся с понятием «ментальные карты» и алгоритмом их построения .

Слайд 9

Вместо линейной записи использовать радиальную . Тема – в центре листа. Записывать только ключевые слова – наиболее характерные, яркие, «говорящие». Ключевые слова помещаются НА ветвях . На каждой линии только одно ключевое слово печатными буквами . Длина линии = длина слова . Размер букв и толщина линий - в зависимости от степени важности ключевого слова. Использовать разные цвета, рисунки и символы. Организовывать пространство , НЕ оставлять пустого места и НЕ размещать ветви слишком плотно. Правила составления ментальной карты

Слайд 10

2 этап - анализ готового образца . 3 этап - совместное составление ментальной карты на уроке.

Слайд 13

Н.С.Лесков «Левша»

Слайд 14

4 этап – индивидуальная работа дома .

Слайд 15

Михалко Влад,5 класс

Слайд 16

Чивкунов Саша, 5 класс

Слайд 18

Васнев Иван, 7 класс

Слайд 19

Оличева Вера, 8 класс

Слайд 20

Жанибек Бибикадиша , 8 класс

Слайд 21

Катьянова Вера, 8 класс

Слайд 22

Использование ментальных карт в процессе преподавания русского языка и литературы даёт возможность учителю формировать у обучающихся познавательные УУД, такие как: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); установление причинно-следственных связей.

Слайд 23

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках русского языка и литературы.

Способствовать популяризации уроков русского языка и литературы в современном образовании, способствовать повышению положительной мотивации школьников. Важнейшая задача учителя - обучить детей способа...

Методическая работа на тему "Формирование универсальных действий познавательного характера на уроках русского языка и литературы"

Программа формирования универсальных учебных действий содержит:описание ценностных ориентиров на каждой ступени образования;характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных уни...

«Формирование познавательных способностей на уроках русского языка и литературы в соответствии с ФГОС»

Проблема формирования познавательных способностей учащихся в условиях современной школы приобретает доминирующее значение. Внимание к этой проблеме  диктуется условиями современной жизни. В ...

Формирование познавательных ууд на уроках русского языка и литературы

Формирование познавательных ууд на уроках русского языка и литературы...

Доклад "Формирование познавательных УУД на уроках русского языка и литературы"

Доклад "Формирование познавательных УУД на уроках русского языка и литературы"...

Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках русского языка и литературы в полиэтнических классах

Задания по формированию познавательной и коммуникативной компетенций в многонациональных классах....