Применение ментальных карт на уроках, как средство развития творческих способностей учащихся.
учебно-методический материал

Симакина Ольга Ивановна

Цель применения ментальных карт – эффективное управление информацией, получить целостную картину явления или процесса, отыскать новые ассоциации. Ментальные карты дают большую свободу мысли, это инструмент визуального представления и записи информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья20.31 КБ
PDF icon Презентация886.28 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 62 III–IV ВИДА»

Доклад на тему:

Применение ментальных карт на уроках,

как средство развития творческих способностей учащихся.

Составитель: учитель истории и обществознания

Симакина О.И.

Улан-Удэ,2019

Использование ментальных карт для активизации мыслительного процесса подробно изложено в книге Тони Бьюзена «Супермышление».

Психолог Тони Бьюзен исследовал мыслительные системы, которые были присущи людям в эпоху античности и Ренессанса. Поскольку в эти времена было создано множество культурных объектов, литературных произведений. Т. Бьюзен заметил, что, создавая свои записи, они использовали фантазию и следовали ассоциативным связям. Возможно, именно поэтому их записи были способны донести информацию не только их создателю, но и любому человеку, даже по истечении нескольких столетий. Также психолог оценил значимость рисунка оформления собственных мыслей.

Ментальная карта – это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и мышления. Она отражает связи (смысловые, причинно – следственные, ассоциативные и т.д.) между понятиями, частями и составляющими рассматриваемой области.

Цель применения ментальных карт – эффективное управление информацией, получить целостную картину явления или процесса, отыскать новые ассоциации. Ментальные карты дают большую свободу мысли, это инструмент визуального представления и записи информации.

Методика «ментальных карт» - это метод целостного мышления. Известно, что за логическое мышление человека отвечает левое полушарие мозга. Значит, при решении какой-либо стандартной проблемы будет активизировано именно оно. В то время как правое, отвечающее за творчество и образное мышление, не будет вовлечено в рабочий процесс.

Метод ментальных карт позволяет одновременно задействовать оба, что и означает целостность мышления.

Основной смысл методики ментальных карт заключается в получение рисунка, где в центре выделено основное понятие, от которого потом ответвляются задачи, идеи, отдельные мысли и шаги, необходимые для реализации конкретного проекта или задумки. Как и основная ветвь ассоциативных связей, мелкие ветки могут делиться еще на несколько более мелких. Таким образом, ментальная карта отображает все ассоциативные связи в мыслительном процессе ее создателя.

Технология ментальной карты направлена на формирование навыков самостоятельной, творческой, исследовательской деятельности, которую с удовольствием выполняют все ученики на уроках.

При составлении ментальных карт ученик проделывает большую мыслительную работу: усваивает информацию, анализирует её, делает обобщения, выделяет главное, существенное. В результате формируются способности пространственного мышления, изложения кратких и точных выводов, прочные знания, развиваются умения работы с различными источниками информации.

Методические правила при использовании ментальных карт на учебном занятии:

- охват посредством ментальной карты всего учебного материала, относящегося к данной теме;

 - структурно-смысловое единство материала, изучаемого на занятии и выносимого на самостоятельное изучение;

- последовательное развёртывание основной ментальной карты;

 - оптимизация размеров и количества изображённых на карте элементов и связей в соответствии с возможностью их восприятия и усвоения;

- детализация ветвей основной ментальной карты посредством дополнительных изображений;

 - подведение итогов на основе ментальной карты с детализацией учебного задания.

Ошибки при построении ментальных карт

  • Слишком сложная и многоуровневая ментальная карта.
  • Одинаковые рисунки, цвета и шрифты для различных уровней и ветвей (каждый уровень должен быть соответствующе выделен, чтобы визуально отличаться).
  • Отсутствие рисунков и иконок (именно эти элемента обеспечивают функциональность карты).
  • Двусмысленность и беспорядок (все элементы должны быть логически связаны между собой).


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИКТ как средство развития творческих способностей учащихся на уроках технологии.

Творческие потенциалы заложены и существуют в каждом человеке. При благоприятных условиях каждый ребенок может проявить себя. Развитию творчества ребенка способствует наличие генетической основы и усл...

Творческий отчет по теме "игра как одно из средств развития творческих способностей учащихся" и разработка урока для 7 класса по этой теме.

Работа готовилась к школьной НПК. К творческому отчету была приложена презентация ( к сожалению не могу загрузить)...

Проектная деятельность как средство развития творческих способностей учащихся на уроках иностранного языка

Данная статья содержит материал из опыта работы методом проекта в профильном (филологическом) классе и общеобразовательных классах....

Доклад: "Игровая деятельность как средство развития творческих способностей учащихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности"

Игры являются одним из важных средств разностороннего воспитания школьников. Применение иговой деятельности на уроках ОБЖ является важным методическим средством для развития торческих  способност...

Эвристические методы поиска творческого решения задач как средство развития творческих способностей учащихся на уроках технологии

Данная работа раскрывает возможности применения эвристических методов решения творческих задач, поиска новых решений.Это рациональные или логические методы решения изобретательских задач. Метод морфол...

Обобщение опыта «Творческие задания на уроках русского языка и литературы как средство развития творческих способностей учащихся»

Как почувствовать вкус родного слова? Как помочь ученику успешно развивать своё речевое творчество? Как побудить к созданию стихотворений, сказок, рассказов? Эти вопросы постоянно задаёт себе современ...