Эффективные приемы педагогической техники на этапе объяснения нового материала
методическая разработка

Волкова Елена Геннадиевна

Методический материал в помощь учителю-предметнику.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Волкова Елена Геннадиевна

учитель информатики МБОУ «Школа №20»

города Сарова Нижегородской области

Эффективные приемы педагогической техники на этапе объяснения нового материала

на уроках информатики и ИКТ

« Единственный путь, ведущий
к знанию – это деятельность»    Б. Шоу

Работа педагога в условиях новых ФГОС предусматривает системно-деятельностный подход в обучении. Этот подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся.

Для того, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность.

Как показала жизнь, традиционные формы работы не всегда доказывают свою эффективность. Хочется, чтобы каждый урок был особенным, запоминающимся. Поддерживанию и развитию познавательного интереса способствует создание новизны на уроке, как в области содержания материала, так и в методах. Дети XXI века не могут просто получать знания. Им нужно научиться добывать информацию и применять ее в повседневной жизни; они должны легко ориентироваться в постоянно меняющихся условиях.

На уроках необходимо создавать атмосферу, помогающую школьнику как можно более раскрыть свои способности. Сочетание нескольких технологий, применяемых учителем на уроке, позволяет сделать каждый урок привлекательным и неповторимым. Использование системно-деятельностного подхода существенно повышает уровень знаний по информатике, познавательную активность учащихся.

Удивление, желание узнать больше об изучаемом объекте, поделиться своими знаниями – характерные показатели познавательного интереса. И здесь много зависит от эмоционального настроя учителя, его умения импровизировать. Задача учителя создать творческую атмосферу, помочь учащимся самореализоваться.

Учитель информатики, на мой взгляд, не просто учитель предметник. У него особая миссия: сформировать у ученика понимание, что нет отдельно математики, истории, физики или биологии. Есть мир весь целиком, неделимый и прекрасный, живущий по единым законам. Научить открывать эти законы, узнавать их, применять их не на уроках, а в жизни, дать представление о целостной картине мира – вот задача информатики, а значит и учителя.

За последние несколько лет изменились мотивы изучения предмета. Мотивом для изучения информатики, конечно, в первую очередь выступает интерес к компьютеру. Однако,  сегодня для большинства детей компьютер стал, фактически, бытовым прибором, а вместе с ним теряет и мотивационную силу. Появление очень большого количества программных продуктов снизило стремление учащихся к теоретической информатике. Учитывая, что мотивы учащихся формируются через их потребности и интересы (Потребность - Интерес - Мотив), все усилия учитель должен направить на развитие познавательных интересов учащихся.  Какими средствами этого можно достичь?

В стандартах второго поколения цели изучения информатики предполагают подготовку учеников к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования с использованием современных информационных технологий обучения.  

Основой, обеспечивающей реализацию федерального образовательного стандарта является системно – деятельностный подход.

Понятие системно-деятельностного подхода было введено  в 1985 г. как особого рода понятие. Этим старались снять  оппозицию внутри отечественной психологической науки между системным подходом, который разрабатывался в исследованиях классиков  отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и др.), и деятельностным, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие др.). Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов.    Поэтому учителям необходимо овладевать  педагогическими  технологиями, с помощью которых  можно реализовать новые требования. Это хорошо известные технологии проблемного обучения, проектного обучения,  Одной из них является «Технология деятельностного метода обучения», разработанная педагогическим коллективом под руководством доктора педагогических наук, профессора Л.Г. Петерсон.

Системный подход — универсальный инструмент познавательной деятельности: как система может быть рассмотрено любое явление, хотя, разумеется, не всякий объект научного анализа в этом нуждается. Системный подход выступает как средство формирования целостного мировоззрения, в котором человек чувствует неразрывную связь со всем окружающим миром.

В последнее время представители гуманитарных областей знания, в том числе и правоведы, стали обращать внимание на деятельностный подход как метод решения научных проблем. «Для современного познания, особенно для гуманитарных дисциплин, понятие деятельности играет ключевую, методологически центральную роль, поскольку через него дается универсальная и фундаментальная характеристика человеческого мира» (Э.Г. Юдин).

        Основной формой организации обучения является урок, следовательно, для того, чтобы выстроить урок в рамках системно-деятельностного подхода, необходимо знать принципы построения урока.

Дидактические принципы системно-деятельностного подхода

  1. Принцип деятельности
  2. Принцип непрерывности
  3. Принцип целостности
  4. Принцип минимакса
  5. Принцип психологической комфортности
  6. Принцип вариативности
  7. Принцип творчества

Каждый этап урока представляется в виде логически законченного модуля с четко определенной целью и планируемым результатом.

Цели  педагогической деятельности:

  1. Повышение мотивации к учению
  2. Повышение активности познавательной деятельности обучающихся
  3. Развитие личности школьника через формирование УУД
  4. Формирование УУД ученика в контексте усвоения информатики и ИКТ
  5. Формирование образа мира и основных видов компетенций обучающегося, в том числе социальной и личностной компетентности.

Для того, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность.

Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.

Позиция ученика: за познание мира (в специально организованных для этого условиях).

Учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя. Она может совпадать или не совпадать с целью урока.

Учебная деятельность – управляемый учебный процесс.

Учебное действие – действие по созданию образа.

Образ – слово, рисунок, схема, план.

Оценочное действие – я умею! У меня получится!

Эмоционально-ценностная оценка – Я считаю так-то… (формирование мировоззрения)

Вместо простой передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться.

Этап изучения нового материала: на данном этапе учитель организует изучение нового материала через учебную деятельность школьников.

приемы и техники, которые можно использовать на данном этапе урока:

- Лови ошибку; 

Универсальный приём, активизирующий внимание учащихся.

Формирует:

  • умение анализировать информацию;
  • умение применять знания в нестандартной ситуации;
  • умение критически оценивать полученную информацию.

Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.

Пример применения на уроке: учитель дает неверное определение компьютера. Задача обучающихся:  найти и доказать, что и почему не так.

- Мозговой штурм

Метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

Пример 1.  Алгоритм сортировки одномерных массивов.

Прием «Силовой анализ» используется для проведения анализа конкретной ситуации, проблемы.

Пример 2. Урок «Носители информации»

Обучающимся предлагается проанализировать конкретные носители информации,  заполнить таблицу и сделать выводы:

Носитель

Бумага

Жесткий диск

Карта памяти

Сегодняшняя ситуация

Желательная ситуация

Поддерживающие факторы

Действия по усилению

- Белые пятна

 Урок «Перевод десятичных чисел в позиционные системы счисления». После объяснения алгоритма перевода в двоичную систему счисления учащиеся по заданному плану осваивают алгоритм перевода в восьмиричную и шестнадцатиричную системы счисления.

- Инсерт; Приём технологии развития критического мышления. Используется для формирования такого универсального учебного действия как умение систематизировать и анализировать информацию. Авторы приёма - Воган и Эстес.

"Инсерт" - это:

I - interactive - самоактивизирующая

N - noting

S - system - системная разметка

E - effective - для эффективного

R - reading - чтения

T - thinking - и размышления

Приём используется в три этапа:

В процессе чтения учащиеся маркируют текст значками (" V " - уже знал; " + " - новое; " - " - думал иначе; " ? " - не понял, есть вопросы);

Затем заполняют таблицу, количество граф которой соответствует числу значков маркировки;

Обсуждают записи, внесённые в таблицу.

Таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение, делается зримым процесс накопления информации, путь от старого знания к новому.

 Пример: дается текст (параграф) о представлении чисел в компьютере. Учащиеся заполняют таблицу в рамках технологии.

- ЗХУ;

Стратегия З-Х-У была разработана профессором из Чикаго Донной Огл в 1986 г. Она используется как в работе с печатным текстом, так и для лекционного материала. Ее графическая форма отображает те три фазы, по которым строится процесс в технологии развития критического мышления: вызов, осмысление, рефлексия.

Формирует:

•        умение определять уровень собственных знаний;

•        умение анализировать информацию;

•        умение соотносить новую информацию со своими установившимися представлениями.

Работа с таблицей ведется на всех трех стадиях урока.

На «стадии вызова», заполняя первую часть таблицы «Знаю», учащиеся составляют список того, что они знают или думают, что знают, о данной теме. Через эту первичную деятельность ученик определяет уровень собственных знаний, к которым постепенно добавляются новые знания.

Вторая часть таблицы «Хочу узнать» — это определение того, что дети хотят узнать, пробуждение интереса к новой информации. На «стадии осмысления» учащиеся строят новые представления на основании имеющихся знаний. Работа с использованием стратегии «Инсерт» помогает осветить неточное понимание, путаницу или ошибки в знаниях, выявить новую для них информацию, увязать новую информацию с известной.

Полученные ранее знания выводятся на уровень осознания. Теперь они могут стать базой для усвоения новых знаний. После обсуждения текста (фильма и т.п.) учащиеся заполняют третью графу таблицы «Узнал».

Пример: изучение темы «компьютерная графика» как продолжение темы «кодирование информации».

- Хорошо – плохо (Дебаты); 

Описание: универсальный приём ТРИЗ, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке, формирующий представление о том, как устроено противоречие.

Формирует:

  • умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации;
  • умение разрешать противоречия (убирать «минусы», сохраняя «плюсы»);
  • умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций, учитывая разные роли.

Вариант 1 

Учитель задает объект или ситуацию. Учащиеся (группы) по очереди называют «плюсы» и «минусы». Вариант 2

Учитель задает объект (ситуацию). Ученик описывает ситуацию, для которой это полезно. Следующий ученик ищет, чем вредна эта последняя ситуация и т. д.

Вариант 3 

Ученики делятся на продавцов и покупателей. И те и другие представляют каких-то известных персонажей. Дальше играют по схеме. Только «плюсы» ищут с позиции персонажа – продавца, а «минусы» – с позиции персонажа – покупателя.

Вариант 4 

Ученики делятся на три группы: «прокуроры», «адвокаты», «судьи». Первые обвиняют (ищут минусы), вторые защищают (ищут плюсы), третьи пытаются разрешить противоречие (оставить «плюс» и убрать «минус»).

Урок  «Виды компьютерной графики».

Обучающимся заранее предлагается список тем с целью выявления достоинств и недостатков растровой и векторной графики. На уроке  главная проблема для обсуждения – какой вид графики предпочтительней? Урок начинается с обсуждения сообщений, подготовленных учащимися. Далее класс делится три на группы. Первая – сторонники векторной графики, другая – сторонники растровой графики, третья – независимые судьи. Первая приводит аргументы в пользу векторного кодирования, а вторая – в пользу растрового. Задача для судей – вынести и аргументировать окончательный вердикт.  

Данный метод позволяет научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению, размышлению, опираясь на знание фактов. Ученики делают обоснованные выводы, принимают самостоятельные аргументированные решения, учатся работать в команде, выполняя разные социальные роли.

- Зигзаг; 

Данную стратегию уместно использовать для развития у школьников следующих умений:

• анализировать текст совместно с другими людьми;

• вести исследовательскую работу в группе;

 • доступно передавать информацию другому человеку;

• самостоятельно определять направление в изучении какого-то предмета с учетом интересов группы.

Пример. 

Прием используется для изучения и систематизации большого по объему материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Например, если текст разбит на 5 смысловых отрывков, то в группах (назовем их условно рабочими) - 5 человек.

 (Групповая форма работы по приему «Зигзаг» заключается в следующем, учащиеся распределяются в группы по 4 – 5 человек для работы с новым материалом, который разбит на части, соответствующие количеству учеников в группе. Изучив материал, ученики снова объединяются в новые группы, где объясняют свой материал всем участникам. Именно эту форму работы я применяю наиболее часто.

При данной форме работы каждый ученик включен в деятельность. У учеников нет возможности занять пассивную позицию и просто отсидеться. При работе подобным образом каждый учащийся не только самостоятельно изучит материал, но еще научится доносить его до других. При этом у него будет вырабатываться чувство ответственности за выполнение работы, так как ему нужно не только понять самому, но и научить других.

Например: отношения между понятиями, виды таблиц, виды диаграмм, информационные модели.

- Своя опора; 

Универсальный приём, сворачивающий информацию. Автор приема преподаватель и разработчик ТРИЗ-методик из Ростова-на-Дону Сергей Сычев.

Формирует:

  • умение выделять главную мысль;
  • умение устанавливать связи между объектами;
  • умение представлять информацию в «свернутом виде».


Ученик составляет собственный опорный конспект по новому материалу. Конечно, этот прием уместен в тех случаях, когда учитель сам применяет подобные конспекты и учит пользоваться ими учеников. Как ослабленный вариант приема можно рекомендовать составление развернутого плана ответа (как на экзамене). Замечательно, если ученики успеют объяснить друг другу свои опорные конспекты, хотя бы частично. И не беда, если их опорные конспекты почти не отличаются друг от друга.


Пример:

Ученики обмениваются опорными конспектами и проговаривают тему по соседскому опорному конспекту.

Опорный конспект по материалу параграфа, презентации. Затем объяснение нового материала соседу по своему опорному конспекту. Например, адресация в Интернете, виды компьютерных сетей.

Источники:

Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов Библиографическое описание: Аксенова Н. И. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов [Текст] / Н. И. Аксенова // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.).  — СПб.: Реноме, 2012. — С. 140-142.


Аксенова Н. И. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов [Текст] / Н. И. Аксенова // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.).  — СПб.: Реноме, 2012. — С. 140-142.

Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.

Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г.

https://sites.google.com/site/konstruktoruroka/ob-avtore

Гин А.А. Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. - М.: Вита-Пресс,2005.

Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Альянс-Дельта, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация.Координатная плоскость. Объяснение нового материала.

Презентация    создана для иллюстрации  объяснения нового материала по теме "Координатная плоскость" (5 класс)....

Урок объяснения нового материала на тему « Введение в морфологию»

Обучение происходит  на  дидактическом материале, который подобран с учётом того, что, наряду с решением основной познавательной задачи урока, определяемой темой, учитель должен решать и ряд...

Эффективность урока равных возможностей при объяснении нового материала

Данная презентация была создана, когда я готовилась к конкурсу «Учитель года» (подобный конкурс проводиться в нашей школе для выявления талантливых педагогов). В презентации я отразила свой опыт...

Приемы педагогической техники (Закрепление материала)

В данной презентации рассматривается приём педегогической техники как закрепление изученного материала...

Выступление на ШМО «Эффективное использование приемов педагогической техники в организации образовательного процесса»

Содержание: Актуальность использования приемов педагогической техники на уроках английского языка. Практическое применение педагогической техники на уроках английского языка Заклю...