Педагогические технологии на рефлексивном этапе урока
методическая разработка

Кобзева Татьяна Георгиевна

Педагогические технологии на рефлексивном этапе урока. Данная разработка будет полезна как завучу школы, так и любому учителю при подготовке к современному уроку. Данные технологии -неотъемлимая часть образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3pamyatka.docx31.08 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогические технологии на
рефлексивном этапе урока

АНКЕТА – в конце урока можно дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку.

  1. На уроке я работал активно / пассивно
  2. Своей работой на уроке я доволен / недоволен

Урок для меня показался коротким / длинным, полезным / бесполезным, интересным / скучным

3. За урок я не устал / устал

  1. Моё настроение стало лучше / стало хуже
  2. Материал урока мне был понятен / непонятен, интересен / не интересен
  3. Домашнее задание мне кажется лёгким / трудным

АНКЕТА-ГАЗЕТА – способ организации рефлексии в конце занятия. На большом листе бумаги (ватмана) участникам педагогического взаимодействия предлагается выразить своё отношение, дать оценку состоявшегося взаимодействия в виде рисунков, дружеских шаржей, карикатур, стихотворных строк, небольших прозаических текстов, пожеланий, замечаний, предложений, вопросов и т. п. После того как в оформлении и выпуске газеты все приняли участие, она вывешивается на всеобщее обозрение.

ВАГОНЧИКИ – способ получения обратной связи от участников. Педагог готовит плакат с нарисованным паровозом и вагончиками (по количеству оцениваемых этапов работы), вывешивает его на доске и после каждого этапа работы или в конце всего занятия просит зафиксировать свои впечатления, мысли, идеи на листочках клеящейся бумаги (стикерах), в конце занятия все могут ознакомиться с отзывами.

ВСЕ У МЕНЯ В РУКАХ! – способ организации рефлексии в конце занятия. На доске крепится плакат с изображением ладони. Большой палец – «Над этой темой я хотел(а) бы ещё поработать», указательный – «Здесь мне были даны конкретные указания», средний – «Мне здесь совсем не понравилось», безымянный – «Психологическая атмосфера», мизинец – «Мне здесь не хватало…». Ученики рисуют на листах бумаги свою руку и вписывают внутри контура свои ответы на эти вопросы. Затем листы вывешиваются, и всем участникам предоставляется время для знакомства с ответами друг друга. В круге обсуждаются результаты работы.

ГРУППОВАЯ РЕФЛЕКСИЯ – способ оценки процесса групповой работы, который можно оценить по следующему алгоритму:

  • Как общение в ходе работы влияло на выполнение задания? - делало её более эффективной, тормозило выполнение задания, - не позволило точно выполнить задачу, испортило отношения в группе.
  • На каком уровне в большей степени осуществлялось общение в группе? -  обмен информацией, - взаимодействие, - взаимопонимание, были равномерно задействованы все уровни.
  1. Какого уровня коммуникативные трудности испытывали участники группы при выполнении задания?- недостаток информации, - недостаток средств, коммуникации (речевых образцов, текстов и др.), - трудности в общении.
  2. Какой стиль общения преобладал в работе? - ориентированный на человека, ориентированный на выполнение задания.
  3. Сохранилось ли единство группы в ходе выполнения задания?

- в группе сохранилось единство и партнёрские отношения,

  • единство группы в ходе работы было нарушено.
  1. Кто или что сыграло решающую роль в том, что произошло в группе?
  • лидер, выдвинувшийся в ходе работы, - нежелание наладить контакт.

ДЕРЕВО НАСТРОЕНИЯ – способ осмысления своих продвижений в усвоении темы. Педагог вывешивает рисунок дерева с изображёнными на нём фигурками человека от земли до вершины и предлагает учащимся поставить знак на той фигурке, которая ассоциируется с их уровнем усвоения темы. Затем общее обсуждение в классе.

ДОРОЖНЫЙ ЗНАК – способ организации рефлексии в конце занятия. Продвижение участников занятия (семинара, урока и т. д.) – это своего рода дорога, по которой он движется. Каждому участнику педагогического взаимодействия предлагается обозначить то место, где он находится, или своё состояние посредством создания своего дорожного знака. Затем идёт презентация каждого дорожного знака.

ЗАВЕРШИ ФРАЗУ – способ организации рефлексии в конце занятия. Ученикам предлагается завершить ряд фраз, касающихся содержания, атмосферы, организации взаимодействия: «Среди этапов работы на уроке мне особенно понравился…»; «Во время работы я приобрёл…»; «Работа заставила меня задуматься о…» и т. д. Технология реализуется либо устно, когда педагог произносит незавершённую фразу, либо фразы написаны на листочках.

ЗАРЯДКА – способ организации рефлексии в конце занятия. Ученикам, вставшим в круг, педагог предлагает через выполнение определённых движений дать оценку отдельным компонентам этого взаимодействия (содержанию, отдельным технологиям, деятельности некоторых творческих групп, учащегося, педагога, отдельным играм и т. д.), а также выразить своё отношение к этим компонентам. Могут быть предложены следующие движения: присесть на корточки – очень низкая оценка, негативное отношение; присесть, немного согнув ноги в коленях, – невысокая оценка, безразличное отношение; обычная поза, стоя, руки по швам – удовлетворительная оценка, спокойное отношение; поднять руки в локтях – хорошая оценка, позитивное отношение; поднять руки вверх, хлопая в ладоши, подняться на цыпочки – очень высокая оценка, восторженное отношение.

КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО – способ организации рефлексии в конце занятия.

Ученикам предлагается на маленьких листочках бумаги, которые заранее педагог может подготовить и раздать каждому, написать одно слово, с которым у них ассоциируется содержание состоявшегося урока,взаимодействия, результаты взаимодействия. Для выполнения этой работы даётся 2–3 минуты. Ответы собираются и анализируются.

ЛЕСТНИЦА УСПЕХА – способ организации рефлексии в конце занятия. Педагог предлагает рисунок лестницы с 7 ступенями (на доске), ученики выставляют знак на той ступеньке, насколько они усвоили содержание темы (вопросы можно менять).

ОСТРОВА – способ организации рефлексии в конце занятия. На большом листе бумаги (доске) рисуется карта с изображением эмоциональных «островов»: о. Радости, о. Грусти, о. Недоумения, о. Тревоги, о. Ожидания, о. Просветления, о. Воодушевления, о. Удовольствия, о. Наслаждения, Бермудский треугольник и др. Каждому ученике предлагается выйти к карте и маркером нарисовать свой кораблик в соответствующем районе карты, который отражает душевное, эмоционально-чувственное состояние участника после состоявшегося взаимодействия.

ПЛЮС-МИНУС-ИНТЕРЕСНО – способ организации рефлексии в конце занятия (устно или письменно). Предлагается заполнить таблицу из трёх граф: в графу «П» (плюс) записывается всё, что понравилось на уроке (информация, формы работы), в графу «М» (минус) записывается всё, что не понравилось на уроке (скучно, непонятное, не нужное), в графу «И» (интересно) учащиеся вписывают все любопытные факты.

РЕСТОРАН – способ организации рефлексии в конце занятия. На доске приклеиваются картинка «Повар» и вопрос: «Насытились?», на отдельных листочках участникам предлагается закончить предложения: «Я съел бы ещё этого…», «Больше всего мне понравилось…», «Я почти переварил…», «Этот ресторан…», «Я переел…», «Пожалуйста, добавьте…».

РЕФЛЕКСИВНАЯ МИШЕНЬ – способ организации рефлексии в конце занятия. Педагог вывешивает на доске мишень (как в тире для стрельбы) и предлагает ученикам проанализировать свою успешность на уроке, зафиксировав на мишени свой знак или поставив крестик, затем общий анализ.

РЕФЛЕКСИВНЫЙ РИНГ – способ организации рефлексии в конце занятия. Поочерёдно представители минигрупп или по желанию приглашаются на рефлексивный ринг (в круг), рефлексируя итоги урока по заданному алгоритму: эмоциональное состояние, мотивы деятельности, состояние знаний; причины состояния; оценка. После рассказа-рефлексии одного участника другие обращаются к нему с разнообразными вопросами, углубляя рефлексию.

СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ – способ определения вклада каждого участника семинара в достижение общей цели. На доске написаны слова «Стрекоза» и «Муравей» (или рисунки). Каждый участник подходит и записывает своё имя под соответствующим словом, оценивая свой вклад в общегрупповую работу.

ТЕЛЕГРАММА – способ организации рефлексии в конце занятия. После завершения занятия каждому ученику предлагается заполнить бланк телеграммы, получив при этом следующую инструкцию: «Что вы думаете о прошедшем занятии? Что было для вас важным? Чему вы научились? Что вам понравилось? Что осталось неясным? В каком направлении нам стоит продвигаться дальше? Напишите мне, пожалуйста, об этом короткое послание – телеграмму из 11 слов. Я хочу узнать ваше мнение для того, чтобы учитывать его в дальнейшей работе». На следующем занятии педагогу необходимо поделиться своими соображениями о полученных результатах и рассказать о том, как они будут учитываться в дальнейшем в совместной работе.

ТОЛЬКО МОИ ПЛЮСЫ – способ рефлексии. Обучающиеся в конце урока

называют только то, что во время работы у них получилось лучше всего.

СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ – способ определения вклада каждого участника семинара в достижение общей цели. На доске написаны слова «Стрекоза» и «Муравей» (или рисунки).

Каждый участник подходит и записывает своё имя под соответствующим словом, оценивая свой вклад в общегрупповую  работу.

ТЕЛЕГРАММА – способ организации рефлексии в конце занятия. После завершения занятия каждому ученику предлагается заполнить бланк телеграммы, получив при этом следующую инструкцию: «Что вы думаете о прошедшем занятии? Что было для вас важным? Чему вы научились? Что вам понравилось? Что осталось неясным? В каком направлении нам стоит продвигаться дальше? Напишите мне, пожалуйста, об этом короткое послание – телеграмму из 11 слов. Я хочу узнать ваше мнение для того, чтобы учитывать его в дальнейшей работе». На следующем занятии педагогу необходимо поделиться своими соображениями о полученных результатах и рассказать о том, как они будут учитываться в дальнейшем в совместной работе.

ТОЛЬКО МОИ ПЛЮСЫ – способ рефлексии. Обучающиеся в конце урока называют только то, что во время работы у них получилось лучше всего.

ЧЕМОДАН, КОРЗИНА, МЯСОРУБКА – способ организации рефлексии в конце занятия. Предлагается три больших листа, на одном из которых нарисован огромный чемодан, на втором – корзина и на третьем – мясорубка (нарисовано или написано на доске), каждый ученик получает по 3 маленьких листочка бумаги. На одном листочке, который приклеивается затем к плакату с изображением чемодана, необходимо написать то, что ученик возьмёт с собой из этого урока использовать в своей деятельности; на другом – то, что оказалось ненужным либо было хорошо знакомым и что можно отправить в «корзину»; на третьем – то, что оказалось интересным, но пока не готовым к употреблению в своей работе, нужно доработать.

ЯБЛОНЬКА – способ организации рефлексии в конце занятия. Ученики пишут на символических яблоках (вырезаны из цветной бумаги): на красных – то, что унесут с собой (сложить их в символическую корзину); на зелёных – то, что они не поняли (повесить  яблоко на символическое дерево); на оранжевых – то, что не понравилось (положить его под дерево). Подводятся итоги занятия и собираются «яблоки» выполненных ожиданий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические технологии применяемые на уроках

Здоровьесберегающие технологии всегда выручат нас - педагогов в любую минуту!...

Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения на уроках русского языка и литературы.

Здоровьесберегающие технологии – это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровь...

Современный урок: эффективность процесса (использование педагогических технологий при моделировании урока в выпускном классе)

Данная работа представляет собой  разработку урока в 11 классе «Работа с текстом при подготовке к сочинению части С - 1 ЕГЭ» с методическим сопровождением. Учитель рассказал, как учащиеся вместе ...

педагогические технологии, применяемые на уроке физической культуры

в презентации представлены основные педагогические технологии, которые могут применяться на уроке физкультуры. помимо этого рассматривается вопрос, что же такое технологии, их видыи характеристика...

Современные интерактивные педагогические технологии обучения на уроках английского языка

Данная презентация показывает взаимосвязь современных задач образования и интерактивных методов работы на уроках иностранного языка...

Современные интерактивные педагогические технологии обучения на уроках английского языка. Технология «Ролевая игра».

Существует несколько интерактивных педагогических технологий, реализуемых на уроках английского языка, например технология "ролевая игра"...