Инструкции. Лабораторные работы по биологии 7 класс.
опыты и эксперименты (7 класс)

Кужугет Нонна Чанчык-ооловна

Инструкции к лабораторным работам по биологии 7 класс, даны подробные рекомендации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл instruktsii._laboratornye_raboty_po_biologii_7_klass.docx398.74 КБ

Предварительный просмотр:

Класс _____ Ф.И.учащегося ______________________ Дата __________

 Лабораторная работа №1

«Знакомство с многообразием водных простейших»

Цель: Изучить особенности строения одноклеточных организмов.

Оборудование: Микроскоп, предметные и покровные стекла, вата, культура инфузория-туфелька.

Ход работы

  1. Приготовьте микропрепарат: на предметное стекло с помощью пипетки поместите каплю культуры инфузории-туфельки; положите в каплю несколько волокон ваты, накройте ее покровным стеклом.Строение инфузории-туфельки
  2. Положите микропрепарат на предметный столик микроскопа и проведите наблюдение сначала под малым увеличением. Найдите в поле зрения микроскопа инфузорию-туфельку, определите ее форму тела, передний (тупой) и задний (заостренный) концы тела.
  3. Проведите наблюдение за характером передвижения инфузории-туфельки, которое сопровождается вращением тела вокруг его продольной оси.
  4. Рассмотрите инфузорию-туфельку под большим увеличением, найдите на поверхности ее тела реснички и установите, какую роль они играют в передвижении инфузории-туфельки.
  5. Найдите сократительные вакуоли - они расположены в передней и задней частях тела; рассмотрите цитоплазму.
  6. Зарисуйте инфузорию-туфельку и подпишите увиденные части тела.

Класс _____ Ф.И.учащегося ______________________ Дата __________

Лабораторная работа №2

«Знакомство с многообразием круглых червей»

Цель: Изучить особенности строения круглых червей.

Оборудование: микроскоп, пипетка, предметное стекло, препаровальная игла, культура свободноживущих нематод, влажные препараты аскарид, микропрепараты круглых червей – паразитов растений и животных.

Ход работы

  1. Рассмотрите без увеличительных приборов культуру свободноживущих нематод, выращенную на белом хлебе. Зарисуйте их.

  1. Опишите этих червей: их число, размеры, окраску, характер движений___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. На влажном препарате аскарид найдите самца и самку, отметьте, в чем их различие, в чем сходство со свободноживущими нематодами ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Класс _____ Ф.И.учащегося ______________________ Дата __________

Лабораторная работа №3

«Внешнее строение дождевого червя»

Цель: Изучить внешнее строение дождевого червя

Оборудование: Ванночка, лист бумаги.

Ход работыРаковины%20различных%20двустворчатых%20моллюсков

  1. Рассмотрите дождевого червя, находящегося в ванночке, определите его форму тела, кольчатое строение, размеры (с помощью линейки).Внешний вид дождевого червя
  2. Рассмотрите с помощью лупы тело червя, состоящее из колец-члеников, выясните, одинаковые ли они на всем протяжении тела червя.
  3. Найдите передний (более заостренный) конец тела с ротовым отверстием и задний (более тупой) конец с анальным отверстием, через которое из организма удаляются не переваренные части пищи.
  4. Определите выпуклую (спинную) и плоскую (брюшную) части тела, определите окраску этих частей тела.
  5. Осторожно проведите пальцем по брюшной или боковой части тела червя от заднего к переднему концу. При этом вы ощутите прикосновение щетинок. Рассмотрите с помощью лупы щетинки на теле червя.
  6. Обратите внимание на кожу червя, определите, какая она - сухая или влажная, и ответьте на вопрос: какое значение имеет такая кожа в жизни этого червя в почве? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Понаблюдайте за передвижением червя по стеклу и на шероховатой бумаге. Выясните роль щетинок.

8. Осторожно прикоснитесь палочкой к разным участкам тела дождевого червя и определите, как реагирует червь на эти раздражения.

9. Зарисуйте дождевого червя в тетради, обозначьте части его тела и подчеркните особенности строения этого червя в связи с жизнью в почве.

Класс _____ Ф.И.учащегося ______________________ Дата __________

Лабораторная работа №4

«Особенности строения и жизни моллюсков»

Цель: Изучить внешнее строение моллюсков.

Оборудование: коллекция моллюсков.

Ход работы

1.Рассмотрите раковину беззубки, определите ее форму, окраску. Найдите ее передний (широкий) и задний (узкий) концы.Раковины различных брюхоногих моллюсков

2. Вблизи переднего конца раковины найдите наиболее выпуклую ее часть - вершину, а также изогнутые линии; они ограничивают годичные слои ее прироста, поэтому их называют годичными кольцами.

3. Найдите на внутренней поверхности раковины следы прикрепления мышц.

4. Зарисуйте раковину беззубки и обозначьте на рисунке рассмотренные части.

5. Рассмотрите раковину обыкновенного прудовика или виноградной улитки, обратите внимание на то, что она спирально закручена, определите ее окраску.

6. Найдите на раковине ее вершину и отверстие, ведущее в полость раковины, - устье.

7. Зарисуйте раковину прудовика или виноградной улитки и надпишите ее части.

8.Установите черты отличия и сходства в строении раковины беззубки и обыкновенного прудовика____________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Класс _____ Ф.И.учащегося ______________________ Дата __________

Лабораторная работа №5

«Знакомство с ракообразными»

Цель: Изучить особенности внешнего строения рака, как типичного представителя членистоногих.

Оборудование: Речной рак, ванночка, препаровальный нож.

Ход работы

  1. Рассмотрите внешнее строение речного рака.
  2. Осмотрите покровы тела. Что предает прочность панцирю рака?
  3. Найдите отделы тела: головогрудь, брюшко.
  4. Рассмотрите голову: найдите органы осязания, обоняния, органы зрения.
  5. Рассмотрите конечности рака. Установите особенности строения. Сколько их, к какому отделу прикрепляются. Какую роль выполняют. Зарисуйте их.

  1. Перечислите и запишите признаки Речного рака как типичного представителя членистоногих. Зарисуйте речного рака.

Класс _____ Ф.И.учащегося ______________________ Дата __________

Лабораторная работа №6

«Изучение представителей отрядов насекомых»

Цель: Изучить особенности внешнего строения насекомых на примере майского жука.

Оборудование: Майский жук, ванночка, препаровальный нож, лупа.

Ход работы

  1. Рассмотрите нерасчлененного майского жука, определите его размеры, окраску тела.
  1. На расчлененном жуке найдите три отдела тела: голову, грудь, брюшко.
  2. Рассмотрите голову жука, найдите на ней усики - органы осязания, обоняния, глаза — органы зрения и ротовые органы.
  3. Установите особенности строения ног жука, определите, сколько их, к какому отделу тела они прикрепляются.

5.        На груди жука найдите две пары крыльев: переднюю пару, или надкрылья, и заднюю пару - перепончатые крылья.

  1. Рассмотрите брюшко, найдите на нем насечки и рассмотрите с помощью лупы дыхальца.
  2. Зарисуйте майского жука.

  1. Составьте таблицу:

Признаки

Особенности строения

Покров

Размеры тела

Отделы тела

Органы:

Головы

Груди

Брюшка

Класс _____ Ф.И.учащегося ______________________ Дата __________

Лабораторная работа №7

«Внешнее строение и передвижение рыб»

Цель: изучить особенности внешнего строения рыб, связанные с обитанием в водной среде.

Оборудование: Рыбки из аквариума или окунь.

Ход работы

  1. Рассмотрите рыбу, плавающую в банке с водой, определите форму ее тела и объясните, какое значение имеет такая форма тела в ее жизни.Внешнее строение речного окуня
  2. Определите, чем покрыто тело рыбы, как расположена чешуя, какое значение имеет такое расположение чешуи для жизни рыбы в воде. С помощью лупы рассмотрите отдельную чешую.

3. Определите окраску тела рыбы на брюшной и спинной стороне; если она различна, то объясните эти различия.

4. Найдите отделы тела рыбы: голову, туловище и хвост, установите, как они соединены между собой, какое значение имеет такое соединение в жизни рыбы.

5.На голове рыбы найдите ноздри и глаза, определите, имеют ли глаза веки, какое значение имеют эти органы в жизни рыбы.

6.Найдите у рассматриваемой вами рыбы парные (грудные и брюшные) плавники и непарные (спинной, хвостовой) плавники. Понаблюдайте за работой плавников при передвижении рыбы.

7. Зарисуйте внешний вид рыбы, обозначьте на рисунке ее части тела и сделайте вывод о приспособленности рыбы к жизни в воде.

8.Запишите вывод ___________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Класс _____ Ф.И.учащегося ______________________ Дата __________

Лабораторная работа №8

«Изучение внешнего строения птиц»

Цель: Изучить  особенности внешнего строения птиц, связанные с приспособлением к полету.

Оборудование: Чучело птицы, лупа.

Ход работы

  1. Рассмотрите чучело птицы и найдите на нем отделы тела: голову, шею, туловище, хвост.
  2. Рассмотрите голову птицы, обратите внимание на ее форму, размеры; найдите клюв, состоящий из надклювья и подклювья; на надклювье рассмотрите ноздри; найдите глаза и обратите внимание на особенности их расположения.
  3. Рассмотрите туловище птицы, определите его форму. На туловище найдите крылья и ноги, определите их местоположение.  Обратите внимание на неоперенную часть ноги - цевку и пальцы с когтями. Чем они покрыты? Вспомните, у каких животных, изученных ранее, вы встречали такой покров.
  4. Рассмотрите хвост птицы, состоящий из рулевых перьев, подсчитайте их число.
  5.  Рассмотрите набор перьев, найдите среди них контурное перо и его основные части: узкий плотный ствол, его основание - очин, опахала, расположенные по обе стороны ствола. С помощью лупы рассмотрите опахала и найдите бородки 1-го порядка - это роговые пластинки, отходящие от ствола.
  6. Зарисуйте строение контурного пера в тетради и подпишите названия его основных частей.
  7. Рассмотрите пуховое перо, найдите в нем очин и опахала, зарисуйте в тетради это перо и подпишите названия его основных частей.

  1. На основании изучения внешнего строения птицы отметьте особенности, связанные с полетом: ____________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ТЕМА: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  КЛАССА ЗЕМНОВОДНЫЕ, КАК ПРИМИТИВНЫХ НАЗЕМНЫХ ПОЗВОНОЧНЫХ.

Лабораторная работа №21

«Внешнее строение лягушки»

Цель: Изучить особенности внешнего строения лягушки, как примитивных наземных позвоночных.

Оборудование: Ванночка, лягушка.

Ход работы

1.Рассмотрите  тело лягушки, найдите на нем отделы тела.

   2.Рассмотрите покровы тела.

 3.Рассмотрите голову лягушки, обратите внимание на ее форму, размеры; рассмотрите ноздри; найдите глаза и обратите внимание на особенности их расположения, имеют ли глаза веки, какое значение имеют эти органы в жизни лягушки.

4.Рассмотрите туловище лягушки, определите его форму. На туловище найдите передние и задние конечности, определите их местоположение.

5.Зарисуйте внешний вид лягушки, обозначьте на рисунке ее части тела и сделайте вывод о приспособленности лягушки к жизни в воде и на земле. Вывод запишите в тетрадьВнутреннее строение лягушки

Лабораторная работа №22

«Внутреннее строение лягушки»

Цель: Изучить особенности внутреннего строения лягушки, как примитивного наземного позвоночного

Оборудование: влажный препарат лягушки.

Ход работы

На влажном препарате найдите жабры, определите их местоположение и установите, к какой системе органов они принадлежат.

Найдите на влажном препарате желудок, кишечник, печень, установите к какой системе органов они относятся.

Найдите на влажном препарате сердце, установите его место в полости тела, к какой системе органов принадлежит сердце.

Определите, самку или самца вы рассматриваете. Установите расположение семенников и яичников в полости тела и укажите, к какой системе органов их относят.

Найдите на влажном препарате почки, определите их местоположение в полости тела, к какой системе органов они относятся.

Составьте таблицу:

Основные органы и их принадлежность к той или иной системе органов

 

Система органов

Название органов,

 входящих в систему

органов

Функции системы органов

Зарисуйте внутреннее строение лягушки.

ТЕМА: КЛАСС МЛЕКОПИТАЮЩИЕ,

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ,

 КАК ВЫСОКОРГАНИЗОВАННЫХ ПОЗВОНОЧНЫХ ЖИВОТНЫХ.

Лабораторная работа №24

«Строение скелета млекопитающих»

Цель: Изучить особенности скелета млекопитающих.

Оборудование: Макет скелета млекопитающих

Ход работы

  1. Рассмотрите скелет млекопитающего. Найдите на нем череп, определите его форму, из каких костей состоит?Скелет кролика
  2. Найдите на скелете позвоночник и рассмотрите его отделы: шейный,
    грудной, поясничный, крестцовый и хвостовой.
  3. Рассмотрите шейный отдел позвоночника, состоящий из позвонков, подвижно соединенных между собой; отметьте значение этой особенности в жизни млекопитающих.
  4. Найдите грудной отдел позвоночника, из чего он состоит?
  5.  Найдите на скелете млекопитающего кости, составляющие пояс передних конечностей.

Скелеты передней и задней конечностей млекопитающих

  1. Рассмотрите кости передних конечностей.
  2. Найдите пояс задних конечностей - таз; рассмотрите пояс задних конечностей на скелете птицы.  
  3. Рассмотрите кости задних конечностей.

9.Зарисуйте скелет млекопитающего


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лабораторные работы по биологии 9 класс

В материале содержатся инструкции для проведения лабораторных работ  по курсу "Биология. Общие закономмерности" по программе  В.Б.Захарова и Н.И.Сонина. Данный материал может  быть расп...

Презентация к уроку: Лабораторная работа по биологии- 6 класс Тема :"Строение клеток чешуи кожицы лука под микроскопом "

Презентация у уроку:Лабораторная  работа по биологии -6 класс. Тема  "Строение клеток чешуи кожицы лука под микроскопом "выполнена учителем МКОУ СОШ №251с углубленным изучением отдельных пре...

Лабораторная работа по биологии 7 класс класс Пасленовые

Лабораторная работа разработана к учебнику биологии Сухорукова,Кучменко...

Инструкции. Лабораторные работы по биологии 5 класс.

Даны подробные рекомендации к лабораторным работам по биологии 5 класс....

Инструкции. Лабораторные работы по биологии 8 класс

Инструкции. Лабораторные работы по биологии 8 класс. Даны подробные инструкции к выполнению....

Инструкции. Лабораторные_работы по биологии для 9, 10 классов

Инструкции. Лабораторные_работы по биологии для 9, 10 классов. Даны подробный инструктаж, облегчают работу учащихся....