Инструкции. Лабораторные_работы по биологии для 9, 10 классов
опыты и эксперименты (9, 10 класс)

Кужугет Нонна Чанчык-ооловна

Инструкции. Лабораторные_работы по биологии для 9, 10 классов. Даны подробный инструктаж, облегчают работу учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Класс______ Фамилия, имя___________________________    Дата «__»________ 201___г.

Лабораторная работа №1 «Морфологические особенности растений различных видов»

Цель работы: научиться делать морфологическое описание организма; оценить значимость морфологического критерия для определения принадлежности данного организма к определенному виду.

Оборудование:

Ход работы

1.Рассмотрите предложенный вам объект.

2.Сделайте его морфологическое описание (данные занесите в таблицу).

Объект

Морфологическое описание

        Ответьте на вопрос: можно ли принимать окончательное решение о принадлежности объекта исследования к соответствующему виду исключительно на основании морфологического критерия?

Ответ поясните._______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

4.Что такое виды-двойники? Приведите примеры.__________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

5. Как проявляется целостность вида?____________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лабораторная работа №2 «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания»

Цели: сформировать понятие о приспособленности организмов к среде обитания; закрепить умение выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания.

Оборудование: гербарные образцы растений,  комнатные растения,  рисунки – животные различных мест обитания.

              Ход работы:

  1.Рассмотрите выданные вам объекты.

2.Выделите наиболее очевидные приспособления к тем условиям среды, в которых обитает данный организм; опишите эти конкретные приспособления  (полученные данные занесите в таблицу).

Названия организмов

Приспособленность к среде обитания

Относительный характер приспособленности

На основании знаний о движущих силах эволюции объясните механизмы возникновения приспособлений.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        

Лабораторная работа №3              

Изучение изменчивости у особей одного вида

        Цели: обеспечить усвоение учащимися понятия морфологического критерия вида; закрепить умение составлять описательную характеристику растений;

выявить проявления модификационной изменчивости у организмов.

Оборудование: живые растения и гербарные материалы растений разных видов.

Ход работы

1. Рассмотрите растения двух видов, запишите их названия, составьте морфологическую характеристику растений каждого вида, то есть опишите особенности их внешнего строения (особенности листьев, стеблей, корней, цветков, плодов).

2. Сравните растения двух видов, выявите черты сходства и различия. Чем объясняются сходства (различия) растений?

3. Результаты работы  занесите в таблицу:

Элемент сравнения

Объект 1

Объект 2

  1. В чем проявляется способность  популяции приспосабливаться (адаптироваться) к новым условиям среды?
  2. Сделайте вывод о причинах морфологического различия у объектов исследования.

Практическая работа №

Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)

1.Назовите организмы, которые должны быть на пропущенных местах следующих пищевых цепях.

2.Из предложенного списка живых организмов составьте детритную и пастбищную трофические сети: трава, ягодный кустарник, муха, синица, лягушка, уж, заяц, волк, бактерии гниения, комар, кузнечик.

6.Что ограничивает длину каждой пищевой цепи в экосистеме?

7. Что понимают под экологическими пирамидами? Какие виды их различают?___________

_______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

8.Может ли экологическая пирамида быть перевёрнутой основанием вверх? Ответ подкрепите конкретным примером._____________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

9.Решите экологические задачи.

Задача 1. Рассчитайте количество планктона (в кг), необходимое для того, чтобы в  море вырос дельфин массой 350 кг.

   Ответ:________________________________________________________________________

  Задача 2. В результате проведённого исследования выяснилось, что после истребление хищных птиц численность пернатой дичи, уничтожаемой ими ранее, сначала быстро растёт, но затем стремительно падает. Чем можно объяснить эту закономерность?

Ответ:_______________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Задача 3. В сосуд с планктонными водорослями посадили питающихся ими дафний. После этого численность водорослей снизилась, но продукция биомассы водорослей (измеренная по скорости деления клеток) возросла. Каковы возможные объяснения данного явления?

Ответ:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инструкция для выполнения лабораторных работ в кабинете биология с использованием микроскопа

Данная инструкция предназначена для учащихся  при выполнении в кабинете биологии лабораторных работ, связанных с использованием микроскопа...

Инструкции безопасных условий труда при выполнении лабораторных работ по физике в 7- 9 классах

Инструкции безопасных условий труда при выполнении лабораторных работ по физике в 7- 9 классах. Предлагаю свою версию инструкций к лаб работам и в кабинет физики....

Лабораторные работы на уроках биологии в 8 классе и их практическое значение

Разработка методической темы "Лабораторные работы на уроках биологии в 8 классе и их практическое значение" содержит инструктивные карточки к лабораторным работам по курсу "Человек" к учебнику авторов...

Лабораторная работа №1 по биологии в 5 классе.

Лабораторная работа №1 "Приготовление временного микропрепарата. Строение растительной клетки."5 класс....

Инструкции. Лабораторные работы по биологии 5 класс.

Даны подробные рекомендации к лабораторным работам по биологии 5 класс....

Инструкции. Лабораторные работы по биологии 7 класс.

Инструкции к лабораторным работам по биологии 7 класс, даны подробные рекомендации....

Инструкции. Лабораторные работы по биологии 8 класс

Инструкции. Лабораторные работы по биологии 8 класс. Даны подробные инструкции к выполнению....