Инструкции. Лабораторные работы по биологии 8 класс
опыты и эксперименты (8 класс)

Кужугет Нонна Чанчык-ооловна

Инструкции. Лабораторные работы по биологии 8 класс. Даны подробные инструкции к выполнению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл instruktsii._laboratornye_raboty_po_biologii_8_klass.docx65.06 КБ

Предварительный просмотр:

Дата _______Класс ____Ф.И. учащегося__________________________

Лабораторная работа №1.

Тема: «Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп»

Цель: дать представление о строении клеток и тканей (эпителиальной, соединительной, мышечной, нервной). 

Оборудование: гистологические препараты, микроскопы

Ход работы:

1.Приведите в рабочее состояние микроскоп. Рассмотрите выданные препараты.

2. Рассмотрите рисунок «Клетка» .  Заполните таблицу:

Структура клетки

Строение

Функции

 

Ядро

Митохондрии

Аппарат  Гольджи

ЭПС (эндоплазматическая сеть)

Лизосомы

Рибосомы

Клеточный центр

3. Сравните диаграммы распространения элементов в земной коре (А) и их содержание в живых организмах (Б). Почему наиболее распространенные в природе элементы, кроме кислорода, в живых организмах представлены в очень незначительном количестве (менее 0,1%)?kletka-sostav1

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Рассмотрите микропрепараты тканей. Используя учебник §4, заполните таблицу:

Название ткани

Местоположение ткани в организме

Особенности строения

Функции

1.Эпителиальные

Внутренняя поверхность сердца и …

Сомкнуты в ряды, межклеточное вещество …

2.Соединительная

Хрящи и кости

Жировая

Кровь

Опорная

.......

.......

3.Мышечная

А) гладкая

Б) поперечно-полосатая

А)

Б)

Волокна …

Волокна …

А)

Б)

4.Нервная

Состоит из нейроглии и нервных клеток – нейронов, каждый из них состоит из тела и отростков: коротких – дендритов и длинных – аксонов.

4.Зарисуйте строение нейрона, подпишите на рисунке его части: аксон, дендрит, тело.

5. Выпишите в тетрадь:

Ткань – это ______________________________________________________________________________________________________________________________

Дендриты – отростки….

______________________________________________________________________________________________________________________________

Аксон – отросток, …

______________________________________________________________________________________________________________________________

Синапс – место …

______________________________________________________________________________________________________________________________

6.Выберите один правильный ответ

Передача информации от одной нервной клетки к другой происходит …

А) через рецепторы;

Б) через дендриты;

В) через тело нейрона;

Г) через синапсы.

Ответ:______________________________

Дата _______Класс ____Ф.И. учащегося_________________________

Лабораторная работа №4.

Утомление  при статической и динамической работе.

Цель работы: наблюдение и выявление признаков утомления при статической и динамической работе.

Оборудование: секундомер, тяжесть (портфель) весом 4-5 кг.

Ход работы:

1. Утомление при статистической работе. Проведите опыт: возьмите портфель с книгами, засеките время по секундомеру и держите портфель в отведенной руке столько, сколько сможете. О конечном результате утомления судят по предельной продолжительности работы, возможной для данного человека. Измеряют время от начального момента работы до ее вынужденного прекращения в результате наступившего утомления. Чтобы проследить, как развивается утомление, заполните таблицу.

2. Утомление при динамической работе. Проведите опыт после 10 мин отдыха: поднимайте и опускайте груз до уровня отметки. Запишите данные в таблицу.

Стадия утомления

Признак утомления

Время

Стати-

ческая

Динами-

ческая

Начало работы

Рука удерживает груз у сигнальной отметки

1 стадия

Медленное опускание груза и подъем руки выше контрольной отметки (совершается рывком)

11 стадия

Покраснение лица, дрожание рук, ухудшение координации движения, покачивание корпусом, резкое изгибание туловища в противоположную сторону для противовеса

III стадия

Рука опускается - отказ продолжать опыт

Вывод_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата _______Класс ____Ф.И. учащегося_________________________

Лабораторная работа № 5.

Выявление нарушений осанки, выявление плоскостопия.

Цель работы: выявить нарушения осанки и плоскостопие.

Оборудование: сантиметровая лента, белая бумага.

Ход работы:

Проверьте, нет ли у вас плоскостопия.

Получив на белой бумаге след влажной ступни, проведите необходимые измерения (выполнить дома).

Вывод на основе ваших измерений: плоскостопие есть или нет?

_______________________________________________________

_____________________________________________________________

Проверьте свою осанку. Заполните таблицу.

Наличие нарушений

Результаты наблюдений

Вывод

Выявление боковых искривлений

 

Определение сутулости

 

Определение нарушений поясничного изгиба позвоночника

Вывод: Написать возможные причины нарушения осанки: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 Дата _______Класс ____Ф.И. учащегося_________________________

Лабораторная работа №3

Тема: Мышцы человеческого тела

Цель: дать представление о местоположении мышечных групп.

Оборудование: учебник, макеты мышц человека.                                                                                              

                                              Ход работы      

 1.Используя учебник и анатомическое описание (стр. учебника 65-68),    определите  местоположение  мышечных групп и выполняемые ими движения.                                                                                                                                    

2.Результаты оформите в  таблице.  

      Название мышцы

         Местоположение

           Функция

3.Приведите несколько примеров мышц, работающих как     синергисты и как  антагонисты

                      Антагонисты

                          Синергисты

4.Сделайте выводы____________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата _______Класс ____Ф.И. учащегося__________________________

Лабораторная работа №2.

Тема: Микроскопическое строение кости

Цель:  Сформировать умение узнавать кости скелета  по внешнему виду. Определять к какому отделу относится, тип костей и  тип соединения костей скелета.

Оборудование: скелет, набор костей человека.

Ход работы

1.Рассмотрите предложенную вам кость и нарисуйте.

2.При составлении описания кости необходимо указать:

  • ёе название____________________________________________
  • принадлежность к одной из групп классификации костей (трубчатые, губчатые, плоские)____________________________

__________________________________________________________

  • принадлежность к отделу скелета__________________________

__________________________________________________________

  • тип соединения костей___________________________________

__________________________________________________________

Сделать вывод из проделанной работы___________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата _______Класс ____Ф.И. учащегося__________________________

Лабораторная работа №6.

Тема: Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом

Цель: изучить строение крови человека и лягушки; сравнить строение крови и определить, чья кровь способна переносить больше кислорода.

Оборудование: микроскопы, постоянные микропрепараты крови лягушки и человека, штатив для микропрепаратов.

Ход работы

1.Приведите в рабочее состояние микроскоп, определите увеличения.

2.Просмотрите кровь лягушки при малом и большом увеличении.

3.Зарисуйте эритроцит лягушки; опишите его форму и форму ядра. Данные запишите в таблицу.

4.Просмотрите кровь человека при малом, а затем при большом увеличении. Зарисуйте один из эритроцитов. Опишите его. Данные запишите в таблицу.

6.Укажите, чем эритроцит человека отличается от эритроцита лягушки. Раскройте преимущества, которые достигаются при этом.

7.Запишите в тетради, эритроциты чьей крови – человека или лягушки – способны переносить больше кислорода. Объясните причину.

Особенности строения эритроцитов человека и лягушки.

Сравниваемые

признаки

Эритроцит

лягушки

Эритроцит

человека

1.Размеры

2.Форма

3.Количество в 1 мм3

4.Наличие ядра

Вывод: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата _______Класс ____Ф.И. учащегося_________________________

Лабораторная работа №7

Тема: Функции венозных клапанов. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение.

Оборудование: аптечное резиновое кольцо или нитки.

Ход работы.                                                                              

  1. Поднимите одну руку вверх, а вторую опустите вниз. Спустя минуту

 положите   обе руки на стол. Наблюдения запишите________________

__________________________________________________________________________________________________________________________                                                                              

Сделайте выводы:

 - Почему поднятая рука побледнела, а опущенная – покраснела?

 - В какой руке венозные клапаны были закрыты?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Накрутите на палец резиновое кольцо или перетяните палец ниткой. Обратите внимание на изменение цвета  и формы пальца_________________________________________________

 Дотроньтесь перетянутым пальцем до какого-нибудь предмета.  Палец кажется каким-то ватным. Снимите перетяжку и помассируйте палец по направлению к сердцу.      

 Что достигается этим приемом? ________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 Сделайте выводы:                                                                                          

 - Почему при перетяжке изменялся цвет пальца?___________________

_____________________________________________________________

- Почему ткани пальца уплотнены? ______________________________

_____________________________________________________________                                              

 - Как проявляются признаки кислородной недостаточности?_________

_____________________________________________________________                          

 - Почему вредно туго затягиваться ремнем, носить тесную одежду?

__________________________________________________________________________________________________________________________

Дата _______Класс ____Ф.И. учащегося_________________________

Лабораторная работа № 11

Изучение действия ферментов слюны на крахмал.

Цель: убедиться, что в слюне есть ферменты, способные расщеплять крахмал. Оборудование: на каждом столе: кусок накрахмаленного накануне сухого бинта, чашка Петри со слабым раствором йода, ватные палочки.

Ход работы.

Условия опыта

Результаты опыта

Выводы

Крахмал + ферменты слюны (опыт).

На марле написали слюной букву А, выдержали в тепле 1 мин, подействовали йодной водой. На синем фоне _____________________

_______________________________

Крахмал + вода (контроль)

На марле написали букву А водой, выдержали в тепле 1 мин, затем марлю обработали  йодной водой.

Марля __________________________

Буква___________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лабораторные работы по биологии 9 класс

В материале содержатся инструкции для проведения лабораторных работ  по курсу "Биология. Общие закономмерности" по программе  В.Б.Захарова и Н.И.Сонина. Данный материал может  быть расп...

Презентация к уроку: Лабораторная работа по биологии- 6 класс Тема :"Строение клеток чешуи кожицы лука под микроскопом "

Презентация у уроку:Лабораторная  работа по биологии -6 класс. Тема  "Строение клеток чешуи кожицы лука под микроскопом "выполнена учителем МКОУ СОШ №251с углубленным изучением отдельных пре...

Лабораторная работа по биологии 7 класс класс Пасленовые

Лабораторная работа разработана к учебнику биологии Сухорукова,Кучменко...

Инструкции. Лабораторные работы по биологии 5 класс.

Даны подробные рекомендации к лабораторным работам по биологии 5 класс....

Инструкции. Лабораторные работы по биологии 7 класс.

Инструкции к лабораторным работам по биологии 7 класс, даны подробные рекомендации....

Инструкции. Лабораторные_работы по биологии для 9, 10 классов

Инструкции. Лабораторные_работы по биологии для 9, 10 классов. Даны подробный инструктаж, облегчают работу учащихся....