"Умение вести занятие в режиме диалога и дискуссии. Планирование и организация самостоятельной деятельности обучающихся"
методическая разработка

Киселева Кристина Юрьевна

 

"Умение вести занятие в режиме диалога и дискуссии. 

Планирование  и организация самостоятельной деятельности обучающихся"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kiseleva_doklad_rmo_15.04.20.docx31.39 КБ

Предварительный просмотр:

Киселева Кристина Юрьевна

Учитель истории и обществознания

МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1»

"Умение вести занятие в режиме диалога и дискуссии.  

Планирование  и организация самостоятельной деятельности обучающихся"

Основная цель современного школьного образования - целостное и многоаспектное развитие личности школьника, его социальная адаптация, эффективная реализация в сфере будущей профессиональной деятельности. Необходимым условием успешной социализации, интеллектуального и эмоционального развития личности является повышение общей и коммуникативной культуры, а также развитие умение планирования  и самостоятельной организации деятельности обучающихся. Образовательные учреждения начального и общего образования приступили к реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС). ФГОС определяют самостоятельную работу обучающихся, как одно из обязательных требований к организации образовательного процесса.

В этих условиях важным аспектом профессиональной деятельности педагогического работника является обеспечение эффективной самостоятельной работы, направленной на развитие творческого потенциала личности, формирование у обучающихся навыков самоорганизации, самообразования, обеспечивающих возможность непрерывного личностного и роста.

При планировании самостоятельной работы преподаватель учитывает мотивацию обучающихся и уровень их подготовленности к самостоятельной работе.

Основными задачами преподавателя при организации самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине являются:  ознакомление обучающихся с целями, содержанием, средствами, объемом, сроками выполнения, формами контроля самостоятельной работы;  оказание им необходимой индивидуальной и групповой консультативной помощи;  осуществление контроля за качеством выполнения самостоятельной работы

Разработанные единые государственные образовательные стандарты обращают особое внимание на развитие коммуникативной компетенции школьников - способности человека решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения.

Распространение коронавирусной инфекция COVID-19 и, как, следствие режим дистанционного образования – это «Вызов» который кидает нам действительность. Дальнейшее развитие общества определяется выбором варианта решения («ответом»). По мнению А.Тойнби, адекватный ответ не только решает проблему, но и выводит общество на новый уровень развития. Если же нужный ответ не найден, в обществе возникают аномалии, накопление которых приводит к «надлому», а затем к упадку

Адекватным ответом на данный вызов является дистанционное обучение – это форма получения образования, использующая в процессе обучения лучшие традиционные и современные методы, а также средства обучения, основанные на современных компьютерных технологиях. Качество дистанционного образования напрямую зависит от многих факторов, в том числе компетенций педагога и коммуникативной культуры всех участников образовательного процесса.

Коммуникативная культура – одно из определяющих свойств человека двадцать первого века. Коммуникативная культура представляет собой систему знаний, норм, ценностей и образов поведения, принятых в обществе, и умение органично, естественно и непринужденно реализовывать их в деловом и эмоциональном общении. Коммуникативная культура выражается в умении устанавливать гуманистические, личностно-ориентированные взаимоотношения с другим человеком. Понятие «коммуникативная культура» представлено рядом компонентов: (слайд 5)

  • способность к согласованию и соотнесению своих действий с другими, принятию и восприимчивости других, подбору и предъявлению аргументов, способность к выдвижению альтернативных объяснений, обсуждению проблемы, пониманию и уважению мнений других;
  • потребность в другом как партнере коммуникации, к расширению границ коммуникаций, к сопоставлению точек зрения;
  • готовность к гибкому тактичному взаимоотношению с другим, к рефлексивной деятельности, к проектированию коммуникативных умений и применению их в новой ситуации.

Перед вами определения понятий, которые будут иметь непосредственное отношение к теме сегодняшнего разговора:

  •   «Система знаний, норм, ценностей и образов поведения, принятых в обществе, и умение органично, естественно и непринужденно реализовывать их в деловом и эмоциональном общении (Коммуникативная культура);
  • «Взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией (Общение);
  • Сообщение, передача информации посредством речи или иных знаковых систем в процессе взаимодействия (Коммуникация);
  • Диалог - (от греческого разговор, беседа) – 1) форма устной речи, разговор двух или нескольких лиц; речевая коммуникация посредством обмена репликами в отличии от монолога как речи одного говорящего; 2) (перен.) переговоры, свободный обмен мнениями.
  • Спор, обсуждение какого-нибудь вопроса на собрании, в печати, в беседе (Дискуссия). 

 Дискуссия является одной из наиболее эффективных технологий группового взаимодействия, обладающей особыми возможностями в обучении, развитии и воспитании Дискуссия обеспечивает активное включение учащихся в поиск истины; создает условия для открытого выражения ими своих мыслей, позиций, отношений к обсуждаемой теме и обладает особой возможностью воздействия на установки ее участников в процессе группового взаимодействия.

Дискуссию можно рассматривать как метод интерактивного обучения и как особую технологию. В качестве метода дискуссия активно используется для организации интенсивной мыслительной и ценностно-ориентирующей деятельности учащихся в других технологиях и методах обучения: социально-психологических тренингах, деловых играх, анализе различных ситуаций и решении задач. В качестве своеобразной технологии дискуссия сама включает в себя другие методы и приемы обучения: “мозговой штурм”, “синектика”, “анализ ситуаций” и т.д.

Дискуссия с коммуникативной точки зрения всегда полилогична. Но характер этого полилога может быть разным:

Полилог – разноголосие – разногласие, защита каждым своей позиции, своей точки зрения – спор;

Полилог – многоголосие – согласие, взаимодополнение, совместное решение проблемы – диалог.

Существуют разные точки зрения по поводу сходства и различия спора и дискуссии: от их противопоставления до рассмотрения спора как необходимого элемента любой дискуссии или как отдельного типа дискуссии. Безусловно, наличие оппонентов, противоположных точек зрения всегда обостряет дискуссию, повышает ее продуктивность, позволяет создать с их помощью конструктивный конфликт для более эффективного решения обсуждаемых проблем. Важно, чтобы спор не велся ради спора, ради стремления отстоять свою точку зрения во что бы то ни стало и победить.

Использование того или иного типа дискуссии зависит от характера обсуждаемой проблемы и целей дискуссии.

Условия эффективного проведения дискуссии в общем виде следующие:

  • Информированность и подготовленность учащихся к дискуссии, свободное владение материалом, привлечение различных источников для аргументации отстаиваемых положений;
  • Правильное употребление понятий, используемых в дискуссии, их единообразное понимание;
  • Корректность поведения, недопустимость высказываний, задевающих личность оппонента;
  • Установление регламента выступления участников;
  • Полная включенность группы в дискуссию, участие каждого учащегося в ней, для чего необходимо:

- привлечь учащихся к определению темы дискуссии, предоставив им возможность выбора темы из нескольких альтернативных;

- проблемно сформулировать тему дискуссии, так, чтобы вызвать желание ее обсуждать,
- расположить группу так, чтобы устранить преграды, затрудняющие общение,
- предоставить каждому учащемуся возможность высказаться;

  • Обучение учащихся умению вести дискуссию, совместная выработка правил и норм групповой коммуникации;
  • Особая позиция преподавателя как руководителя дискуссии, которая заключается в стимулировании обсуждения, консолидации мнений, подведении результатов работы. Личная позиция преподавателя по обсуждаемой проблеме не должная доминировать, хотя он может выступить в роли рядового участника дискуссии, не навязывая учащимся свою точку зрения.

Основные шаги при подготовке к дискуссии:

  • Выбор темы дискуссии, которая определяется целями обучения и содержанием учебного материала. При этом на обсуждение учащихся выносятся темы, имеющие проблемный характер, содержащие в себе противоречивые точки зрения, дилеммы, задевающие привычные установки обучающихся. Целесообразно предложить учащимся на выбор несколько вариантов проблем, связанных с конкретной учебной темой. В ситуации выбора происходит принятие студентами темы как значимой для себя, возникает мотивация к ее активному обсуждению;
  • Тема разбивается на отдельные вопросы, которые сообщаются учащимся. Указывается литература, справочные материалы, необходимые для подготовки к дискуссии. Организуется самостоятельная работа учащихся.

Правила поведения в дискуссии

  • Я критикую идеи, а не людей
  • Моя цель не в том, чтобы “победить”, а в том, чтобы прийти к наилучшему решению
  • Я побуждаю каждого из участников к тому, чтобы участвовать в обсуждении
  • Я выслушиваю соображения каждого, даже если я с ними не согласен
  • Я сначала выясняю все идеи и факты, относящиеся к обеим позициям
  • Я стремлюсь осмыслить и понять оба взгляда на проблему
  • Я изменяю свою точку зрения под воздействием фактов и убедительных аргументов

Ошибки в дискуссии

  • Монополия руководителя занятия, который знает правильный ответ, а другие должны его отгадать
  • Безоговорочная вера участников в своего руководителя. В этом случае истина ставится в зависимость от авторитета
  • Издержки стимулирования: руководитель, похвалив одного участника, невольно огорчает другого
  • Увлечение обсуждением абстрактных проблем, отклонение от заданной темы
  • Нередко некоторые участники дискуссии (2–3 человека) “забивают” других, не давая сказать им ни слова.

Последствия дискуссии

  • Проявление отношения к точкам зрения других участников дискуссии как достойным уважения и понимания
  • Разрешение конструктивного конфликта, противоречия в дискуссии способствует обнаружению оптимальных стратегий решения задач
  • В дискуссии по разрешению конструктивного конфликта у участников формируется отношение к руководителю занятия не как к носителю единственно верной точки зрения, а как к опытному коллеге по общей работе

Анализ дискуссии

Существенный элемент дискуссии – ее анализ. Подводятся итоги занятия, анализируются выводы, к которым пришли участники дискуссии, подчеркиваются основные моменты правильного понимания проблемы, показывается логичность, ошибочность высказываний, несостоятельность отдельных замечаний по конкретным вопросам темы дискуссии. Обращается внимание на содержание речей, глубину и научность аргументов, точность выражения мыслей, правильность употребления понятий. Оценивается умение отвечать на вопросы, использовать приемы доказательства и опровержения, применять различные средства полемики.

Для получения обратной связи целесообразно применять устные или письменные самоотчеты участников дискуссии. Возможны две формы самоотчетов: 1) произвольная и 2) ориентированная на следующие вопросы: что я чувствовал во время дискуссии; чего я хотел; что или кто мешал; что нового я узнал для себя; увлекла ли меня дискуссия; если я почувствовал увлеченность, то почему, если оставила равнодушным, то чем я это объясняю; как смогу использовать приобретенный в дискуссии опыт (положительный и отрицательный) в своей дальнейшей работе и повседневной жизни?

Дискуссия-диалог чаще всего применяется для совместного обсуждения учебных проблем, решение которых может быть достигнуто путем взаимодополнения, группового взаимодействия по принципу “индивидуальных вкладов” или на основе согласования различных точек зрения, достижения консенсуса.

В диалоге осуществляются важнейшие проявления человеческих отношений:

  • взаимоуважение,
  • взаимодополнение,
  • взаимообогащение,
  • взаимопонимание
  • сопереживание,
  • сотворчество.

В педагогике  в настоящее время диалог признается как особая ценность; рассматривается как средство формирования субъект-субъектных отношений

Основные формы учебной коммуникации 

  • Учебная беседа в парах
  • Учебная беседа в группах
  • Дискуссия
  • Ответы на вопросы
  • Ролевая игра
  • Блиц-турнир
  • Защита проекта

Особенности учебного диалога:

  • наличие единой, интересной для всех участников диалога проблемы;
  • наличие двух и более собеседников, связанных отношениями взаимопонимания;
  • возможность свободного изложения материала, отстаивание своей точки зрения;
  • наличие цели организации диалога;
  • наличие обратной связи;
  • наличие диалоговых взаимоотношений между учителем и классом, учителем и учеником, учеником и учеником  (слайд 10)

Типология вопросов, созданная известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом.

  • Простые вопросы.

Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию.

  • Уточняющие вопросы.

Обычно начинаются со слов:

«То есть ты говоришь, что …?

«Если я правильно понял, то…?»

«Я могу ошибиться ,но, по-моему, вы сказали о …?

Целью этих вопросов является предоставление обратной связи человеку относительно того, что он только что сказал.

  • Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?» Данный тип вопроса срабатывает тогда, когда в ответе на него присутствует элемент самостоятельности.
  • Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы целостности, предположения, фантазии прогноза.
  • Оценочные вопросы.

Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов.

  • Практические вопросы.

Вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой.

Используя на уроках право свободного выбора, педагог учит всех думать и говорить. На таких уроках всегда слышны слова: «Я думаю…», «Я хочу сказать…», «А я не согласен…», «Я считаю по другому…», «Хочу ещё добавить…». Каждый имеет своё мнение, а значит, ученик не просто присутствует на уроке, а является его активным участником.

Правила ведения диалога.

  • Любое мнение ценно;
  • Ты имеешь право на любую реакцию, кроме невнимания;
  • Повернись так, чтобы видеть лицо говорящего;
  • Хочешь говорить- подними руку;
  • Обращение начинается с имени;
  • Критика должна быть тактичной;
  • Голос -  твой божественный дар, умей им владеть. ( слайд 12)

Обобщая все изложенное, можно сделать следующие выводы:  

Режим дистанционного обучения предполагает использование новых средств связи (типа Skype, ZOOM – программы интернет-телефонии с возможностями видеозвонков и видеоконференций). Благодаря им контроль знаний можно проводить в режиме реального времени, в том числе – в процессе общения преподавателя с обучающимся.

Использование таких форм ведения беседы, как диалог и дискуссия обеспечивает активное включение учащихся в поиск истины; создает условия для открытого выражения ими своих мыслей, позиций, отношений к обсуждаемой теме и обладает особой возможностью воздействия на установки ее участников в процессе группового взаимодействия.

Список источников:

  1. https://mybiblioteka.su/6-71475.html 
  2. https://nsportal.ru/shkola/administrirovanie-shkoly/library/2016/02/09/uchebnyy-dialog-kak-sredstvo-formirovaniya
  3. https://si-sv.com/publ/6-1-0-164

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация самостоятельной деятельности обучающихся на уроке, как действенное средство повышения его качества.

Обучающиеся коррекционного учреждения  VIIIвида с самого раннего возраста нуждаются в специальных условиях воспитания и обучения. Формирование необходимого уровня адаптивности к условиям социума,...

Инновационные приемы организации самостоятельной деятельности обучающихся на уроке литературы

Стратегическая задача модернизации всей российской школы - воспитание самостоятельных, инициативных и ответственных молодых людей, способных в новых социально-экономических условиях быстро и эфф...

презентация "Организация самостоятельной деятельности обучающихся в условиях преемственности (на примере математики)"

Выступление на Международной научно-практической конференции "Система Л.В. Занкова: опережая время", посвященной 55-летию системы....

Инновационный педагогический проект по теме "Организация самостоятельной деятельности обучающихся как условие развития математической компетентности"

Организация самостоятельной деятельности обучающихся как условие развития математической компетентности...

Организация самостоятельной деятельности обучающихся на примере подготовки проектов по ФГОС

Тема урока: Повторение по теме: «Южные материки»Тема проекта: Гипотетический материк...

"Умение вести занятие в режиме диалога и дискуссии. Планирование и организация самостоятельной деятельности обучающихся"

Выступление на РМО учителей истории и обществознания Нижневартовского района  "Умение вести занятие в режиме диалога и дискуссии. Планирование  и организация самостоятельной ...

«Умение вести занятие в режиме диалога и дискуссии. "Планирование и организация самостоятельной деятельности обучающихся"  

laquo;Умение вести занятие в режиме диалога и дискуссии. Планирование  и организация самостоятельной деятельности обучающихся»»...