Применение интерактивных технологий на коррекционных занятиях для детей с нарушениями зрения
консультация

Интерактивные технологии - это ряд педагогических методик, обеспечивающих необходимый образовательный эффект, посредством включения учащихся в совместную с педагогом деятельность по заданным правилам и условиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл interaktivnye_tehnologii.docx23.08 КБ

Предварительный просмотр:

 Применение интерактивных технологий  на коррекционных занятиях для детей с нарушениями зрения.

из опыта работы тифлопедагога, Яковлевой Е.С.

Интерактивные технологии – это ряд педагогических методик, обеспечивающих необходимый образовательный эффект, посредством включения учащихся в совместную с педагогом деятельность, по заданным правилам        и        условиям.  Применение «активных методов и форм обучения» всегда было восребовано в педагогической практике.  Активные методы и формы обучения объединяют группу педагогических технологий, которые позволяют достигнуть высокого уровня объектной активности в учебной деятельности. Педагог  использует те технологии, которые позволяют  создать наиболее комфортные условия для обучения, взаимодействия между участниками учебного процесса и саморазвития учащихся. Одними из таких технологий являются интерактивные технологии.
Интерактивные технологии один из вариантов коммуникативных технологий.
  Использование интерактивных технологий  на коррекционных занятиях является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения детей с ОВЗ, развития у них творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона. Использование интерактивных технологий позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок принимает активное участие в данной деятельности.

При использовании интерактивных технологий в работе  с детьми   решаются одновременно нескольких педагогических задач, главной из которых является развитие коммуникативных умений и навыков.

 Любой человек, имеющий ту или иную патологию физического развития, при создании соответствующих условий может стать полноценной личностью.

 Коррекционные занятия для слепых и слабовидящих, как правило  проходит в подгруппе   учащихся, имеющих различные патологии зрения и связанные с этим вторичные нарушения. У незрячих и слабовидящих учащихся снижены скорость и точность восприятия, недостаточно сформированы полнота и целостность образов, в следствии чего возникают трудности в формировании и оперировании понятиями, трудности в концентрации внимания.  В качестве ведущей учебно-познавательной ориентировочной деятельности выступает осязательное и слуховое восприятие.  Отдельное коррекционное занятие можно представить так:

  Коррекционное занятие по курсу:

Тема:

Класс:

Тип  занятия: (например) Изучение нового материала. Отработка на практической части занятия.

Цель        занятия:
 умение  воспринимать информацию  и применять ее в практической деятельности, развитие критического мышления;

Задачи занятия:
закрепление представлений учащихся,  формирование представлений учащихся о круге задач, связанных с полученными знаниями, развитие практических навыков.

Планируемые результаты:

предметные: усвоение конкретного материала по теме коррекционного занятия;

метапредметные: развитие коммуникативной компетенции; развитие исследовательских учебных действий, осуществление самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности.

межпредметные: знание приемов применения полученных знаний и практических навыков в учебной деятельности, в жизни;

личностные: владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения).

 Формирование  УУД компетенций:

Личностные УУД: умение организовать свое рабочее время, распределить силы; получать знания и навыки, выходящих за рамки преподаваемой темы.

Познавательные УУД: формирование информационной культуры; умение искать информацию вне занятия; умение оформить результаты своей деятельности .

Регулятивные УУДформирование умений находить пути достижения поставленной задачи, делать выводы; направлять свою работу на результат.

Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса, планировать свою деятельность.
Техническое оснащение урока:  компьютер  учителя, интерактивная доска и т.д, увеличительные устройства и т.д (по необходимости)
В структуре занятия выделены 6
 этапов:

1 этап. Организационный момент.

Занятие начинается с приветствия. Задается положительный эмоциональный настрой. Рабочие места готовы для  работы. Собдюдаются все нормы и требования к рабочему месту, к режиму освещения, к зрительной нагрузке и т.д

2 этап. Обеспечение мотивации. Опрос обучающихся по ранее изученному материалу.

Создается проблемная ситуация для подведения к теме занятия. В ходе беседы,  с помощью наводящих вопросов ученики самостоятельно формулируют тему;

Проводится опрос обучающихся для проверки их знаний и готовности к занятияю.

По итогам  проводится рефлексия – ученики самостоятельно определяют свою готовность к занятию.

3 этап. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Открытие нового знания.

С помощью наводящих вопросов выявляется проблема - для выполнения следующего задания недостаточно полученных ранее знаний. В процессе изложения нового материала учителем, учащиеся обобщают полученные знания и  делают  вывод. Сначала при помощи учителя, затем самостоятельно

Физкультминутка.

С помощью занимательной физкультминутки создаются условия для снятия психологического напряжения и смены статической позы. Происходит эмоциональная разрядка.

4 этап. Организация деятельности по закреплению и применению знаний и умений.

На этом этапе для закрепления полученных знаний учащиеся по обговоренному алгоритму  подбирают необходимые для работы материалы самостоятельно и помогают друг другу. А также применяют знания, полученные ранее.  Проговаривают свои действия и выполняют практическую часть. Тифлопедагог находится постоянно рядом контролирует и направляет действия учащихся.

Учащиеся оценивают себя, проводят краткий анализ знаний и умений по теме.

5 этап. Домашнее задание.

 Дается с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Учитывается  обеспечение необходимыми средствами обучения в домашних условиях. Если есть возможность тифлопедагог может выдать эти средства для пользования дома на определенный срок.

Домашнее задание имеет оптимальный объем и доступность, поэтому не должен вызывать затруднения у учащихся.

6 этап. Итог урока. Рефлексия.

Подводится итог по теме занятия посредством диалога. Выполняется самооценка учащихся, получение учащимися информации о реальных результатах работы на занятии и сравнение с самооценкой.

К методам оценочной деятельности УУД компетенций, используемым  коррекционных занятиях, можно отнести наблюдение и практическую работу. Обучающиеся     осуществляют учебные действия по намеченному плану, учитель консультирует процесс. Формами контроля можно считать индивидуальный и фронтальный устные опросы. Применяются также формы самоконтроля.  Учащиеся   дают   оценку своей деятельности по её результатам. Процесс обучения  осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся.  

В ходе занятия в обязательном порядке  организуется  индивидуальная работа с учащимися.

Соотношение деятельности учитель-ученик  соответствует реализации личностно ориентированного подхода в обучении: (применение диалоговых форм общения, практико – ориентированное задание по курсу, объем и характер практической работы).

Индикатором, по которым можно проследить, достигнута ли цель занятия, может являться рефлексия.  

                 Изучение любой темы коррекционных курсов  в дальнейшем способствует более успешной социальной адаптации учащихся.

Список литературы:

  1. Толыпина, Ю. А. Использование интерактивных технологий в образовательном процессе / Педагогическое мастерство: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — Москва: Буки-Веди, 2012. — С. 300-301.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционного занятия для детей с нарушением зрения

Конспект коррекционного занятия для детей с нарушением зрения старшей группы "Домашние помощники" (бытовые приборы)...

Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения

Забота о здоровье ребенка в настоящее время стала занимать приоритетные позиции, так как в любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые....

Особенности подготовки и проведения открытого коррекционного занятия с детьми с нарушениями зрения.

ГБОУ школа-интернат № 1 им. К.К.Грота, Санкт-Петербург, 2018 г.Учитель-дефектолог  Магина Юлия Михайловна Особенности подготовки и проведения открытого коррекционного занятия с детьми ...

Основные рекомендации к подбору дидактического материала, методам, приемам и организации занятий для детей с нарушениями зрения.

Основные рекомендации к подбору дидактического материала, методам, приемам и организации занятий  будут полезны педагогам, работающим с детьми с нарушением зрения....

Конспект занятия для детей с нарушением зрения (младший школьный возраст)

Цель: Развитие тактильных ощущений, развитие осязанияЗадачи:развитие тактильной чувствительностиразвитие тактильной памятиразвитие вниманияразвитие мелкой моторикиразвитие мышления, речи...

Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми с нарушениями зрения

Здоровьсберегающие технологии - это система мер, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития....