ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. РЕЛИГИОЗНЫЙ АСПЕКТ. НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
статья

Гаврилова Надежда Ивановна

Во всем мире право на образование считается общечеловеческой ценностью и одним из фундаментальных прав человека. Государственное обеспечение этого права является одним из важнейших условий для включения людей, имеющих инвалидность, в социум. Россия присоединилась к нормам международного права, регламентирующим права инвалидов. В связи с этим растет актуальность инклюзивного образования, его теории, практики и технологий.Духовно-нравственное и культурное наследие Православной Церкви вполне может составить ту мировоззренческую основу, которая необходима для создания инклюзивной атмосферы в учебных заведениях, для принятия инвалидности и инвалидов в учебном коллективе и преодоления пренебрежительного и утилитарного подхода к человеку, который часто является причиной отвержения людей с ограниченными возможностями здоровья как «бесполезных» и «неперспективных».

Объект исследования – религиозный аспект инклюзивного образования.

Предметом педагогического исследования является процесс формирования православной культуры родителей и учителей – носителей духовно-нравственных устоев.

Цель исследования заключается в создании условий для формирования положительного отношения родителей и педагогов к религиозной (православной) составляющей в рамках инклюзивного образования.

Для реализации поставленной цели сформулированы следующие задачи:

1) выявить отношение учителей и родителей к православию и православной культуре;

2) обосновать необходимость духовно-нравственного развития учителей и родителей как людей, ответственных за воспитание детей, подростков и молодежи.

Новизна работы заключается в целевом назначении проекта. Анкетирование, презентация и обсуждение его результатов становятся не констатирующим, а мотивационным фактором для участников воспитательного процесса. 

 

Базой исследования является Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 2 г. Валдай» Новгородской области.

Сроки реализации проекта: 2018-2019 гг.

Методы исследования: изучение и качественный анализ документов; контент-анализ документов (анкет), созданных специально для исследования; методы опроса (беседа, анкетирование); методы статистического исследования: сводка, ряды распределения, метод ранжирования, метод попарных сравнений. Их применение обусловлено замыслом и структурой работы.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Педагогическое исследование245.5 КБ

Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ

Директор МАОУ «СШ №2 г.Валдай»

__________________ И.Г. Хрусталева

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ.

РЕЛИГИОЗНЫЙ АСПЕКТ.

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Авторы работы:

Н.И. Гаврилова,

учитель русского языка и литературы

С.Н. Веденеева,

учитель истории

Валдай – 2019

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение_____________________________________________________3

1.Инклюзивное образование в религиозном аспекте_______________7

1.1.Принципы инклюзивного образования_______________________10

1.2.Православный взгляд на инклюзивное образование______________ 10

    2Методика и результаты педагогического исследования__________ 13

    2.1.Подготовительный этап исследования__________________________13

    2.2. Практический и обобщающий этап исследования._______________16

   Заключение

   Список литературы

   Сноски и примечания

   Приложение 1

   Приложение 2

   Приложение 3

  1. ВВЕДЕНИЕ

Исследовательский проект «Инклюзивное образование. Религиозный аспект» выполнен на базе школы №2  города Валдая.

В исследовании используются термины со следующим значением.    

Инклюзивное образование – происходит от английского слова inclusive, что переводится как «включающее, или содержащее нечто как часть целого». Кроме того, оно стало термином, указывающим на отсутствие дискриминации и исключения какой-либо социальной группы из общества.

Понятие «инклюзивное образование» может распространяться не только на инвалидов, но и на все социальные группы, подверженные опасности дискриминации и социального исключения, например, национальные, эмигрантов, детей из социально неблагополучных семей, сирот и пр.

Инклюзия – процесс включения личности в общество в целом или в отдельную социальную группу [1].

Проект базируется на основополагающих документах:

  1. Конституция Российской Федерации;
  2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 9, пункт 1);
  3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  4. Конвенция о правах инвалидов. Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г. Ст. 24;
  5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
  6. Устав муниципального автономного общеобразовательного учреждения «СШ №2 г. Валдай» от 15.01.2015 года.

Актуальность исследования. Во всем мире право на образование считается общечеловеческой ценностью и одним из фундаментальных прав человека. Государственное обеспечение этого права является одним из важнейших условий для включения людей, имеющих инвалидность, в социум. Россия присоединилась к нормам международного права, регламентирующим права инвалидов. В связи с этим растет актуальность инклюзивного образования, его теории, практики и технологий.

Вопросы духовного сопровождения инклюзивного образования наряду с психологическим сопровождением актуальны по нескольким причинам. Во-первых, инклюзивное образование мало изучено и недостаточно востребовано в современном российском обществе. Во-вторых, проблематика психологической реабилитации и социальной интеграции лиц, имеющих инвалидность, в процессе получения ими образования обостряется в связи с имеющимися объективными проблемами их личностного становления, социальной и трудовой адаптации. В-третьих, необходима особенная инклюзивная атмосфера внутри учебного коллектива, выражающаяся в принятии человека с инвалидностью как равного – таким, какой он есть, и опирающаяся на соответствующую систему ценностей [2]. Мы считаем, что эта система ценностей свойственна православию. Именно русская православная культура включает в себя наиболее традиционную и устойчивую систему ценностей современной России. Русская этнокультурная традиция изначально связана с русской православной церковью. Это и религиозная вера, и основанные на ней мораль и нравственность, и самобытное наследие Русской Православной Церкви, фольклор и литература, музыка и изобразительное искусство, несущие на себе отпечаток духовной жизни русского народа [3].

Духовно-нравственное и культурное наследие Православной Церкви вполне может составить ту мировоззренческую основу, которая необходима для создания инклюзивной атмосферы в учебных заведениях, для принятия инвалидности и инвалидов в учебном коллективе и преодоления пренебрежительного и утилитарного подхода к человеку, который часто является причиной отвержения людей с ограниченными возможностями здоровья как «бесполезных» и «неперспективных».

Объект исследования – религиозный аспект инклюзивного образования.

Предметом педагогического исследования является процесс формирования православной культуры родителей и учителей – носителей духовно-нравственных устоев.

Цель исследования заключается в создании условий для формирования положительного отношения родителей и педагогов к религиозной (православной) составляющей в рамках инклюзивного образования.

Для реализации поставленной цели сформулированы следующие задачи:

1) выявить отношение учителей и родителей к православию и православной культуре;

2) обосновать необходимость духовно-нравственного развития учителей и родителей как людей, ответственных за воспитание детей, подростков и молодежи.

Новизна работы заключается в целевом назначении проекта. Анкетирование, презентация и обсуждение его результатов становятся не констатирующим, а мотивационным фактором для участников воспитательного процесса.  

Базой исследования является Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 2 г. Валдай» Новгородской области.

Сроки реализации проекта: 2018-2019 гг.

Методы исследования: изучение и качественный анализ документов; контент-анализ документов (анкет), созданных специально для исследования; методы опроса (беседа, анкетирование); методы статистического исследования: сводка, ряды распределения, метод ранжирования, метод попарных сравнений. Их применение обусловлено замыслом и структурой работы.

  1. 1. ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РЕЛИГИОЗНОМ АСПЕКТЕ

1.1. Принципы инклюзивного образования

Быстрое и динамичное развитие современного общества требует формирования социально ориентированной личности, способной развиваться и сотрудничать с другими личностями, независимо от возраста, пола, национальности, заболеваний, ориентироваться в быстро изменяющемся социуме.

В последние годы представители многих профессий: педагоги, психологи, врачи, социологи широко обсуждают тему инклюзивного образования детей. На эту тему дискутируют ряд ученых, отдавая инклюзивному образованию детей приоритет перед другими видами образования.

Инклюзия предполагает изменение системы образования в целом и принятие особенного ребенка на уровне всей образовательной системы: дошкольной, школьной, послешкольной. Такая система должна учитывать потребности всех детей: детей с нормальным развитием и детей с отклонениями от нормы: ограниченными возможностями здоровья, разных этнических групп, полов, возрастов, для которых целесообразно совместное получение образования [4].

В инклюзивно ориентированном образовании ребенок с особыми адаптивными потребностями – главное действующее лицо всего образовательного процесса.

Известны восемь принципов инклюзивного образования:

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

2. Каждый человек способен чувствовать и думать.

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

4. Все люди нуждаются друг в друге.

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

РФ является страной, вобравшей в себя критически осмысленный зарубежный опыт, выработавшей свою нормативно-правовую базу и экспериментальные данные отечественных исследований. В статье 24 «Образование» Конвенции ООН о правах инвалидов говорится: «1. Государства-участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни, стремясь при этом: а) к полному развитию человеческого потенциала, а также чувства достоинства и самоуважения и к усилению уважения прав человека, основных свобод и человеческого многообразия; б) к развитию личности, талантов и творчества инвалидов, а также их умственных и физических способностей в самом полном объеме; с) к наделению инвалидов возможностью эффективно участвовать в жизни свободного общества. 2. При реализации этого права государства-участники обеспечивают, чтобы: а) инвалиды не исключались по причине инвалидности из системы общего образования, а дети-инвалиды – из системы бесплатного и обязательного начального образования или среднего образования; б) инвалиды имели наравне с другими доступ к инклюзивному, качественному и бесплатному начальному образованию и среднему образованию в местах своего проживания; c) обеспечивалось разумное приспособление, учитывающее индивидуальные потребности; д) инвалиды получали внутри системы общего образования требуемую поддержку для облегчения их эффективного обучения; e) в обстановке, максимально способствующей освоению знаний и социальному развитию, сообразно с целью полной охваченности принимались эффективные меры по организации индивидуализированной поддержки» [5]

А.Я. Чигрина, исследуя инклюзивное образование в школе, выделяет следующие основополагающие моменты [6]:

1. Равенство учеников в школьном сообществе, независимо от происхождения, языка, школы, религии, состояния здоровья.

2. Все ученики имеют равный доступ к процессу обучения в течение всего рабочего дня.

3. У всех учеников имеются равные возможности для установления и развития социальных контактов.

4. Обучение всех учащихся тщательно планируется и проводится наиболее эффективным способом.

5. Педагоги и все сотрудники школы, вовлеченные в процесс обучения, владеют стратегиями и педагогическим технологиями осуществления инклюзивного образовательного процесса.

6. Программа обучения и педагогические методы, применяемые в обучении, учитывают потребности каждого ученика.

7. Семьи активно участвуют в жизни школы.

8. Большинство сотрудников школы разделяют ценности инклюзии, позитивно настроены и понимают свои обязанности.

В настоящее время инклюзивно ориентированное образование имеет огромный потенциал, имея возможность максимально включить детей с особыми образовательными потребностями в разнообразные посильные виды трудовой, физической, эстетической, культурной, общественной деятельности, помогая в реализации возможностей социальных связей, сотрудничества с детьми с нормальным развитием и отклонениями в развитии.

Специфика работы по инклюзивному образованию обусловлена и сотрудничеством образовательных учреждений с другими учреждениями, способствующими адаптации детей с ограниченными возможностями в социуме. К такого рода партнерам можно отнести и религиозные организации, прежде всего относящиеся к Русской Православной Церкви.

1.2. Православный взгляд на инклюзивное образование

Православие всегда имело свой, отличный от других христианских концессий взгляд по различным позициям. Александр Невский сражался с Ливонским орденом, чтобы не допустить католичество на Русь, Смута и война с поляками, отстаивание своей веры, борьба за свой взгляд, свои ценности в течение столетий, не прошла бесследно – даже сейчас в XXI веке, эти ценности живут в душе каждого из нас. К ним относятся и наши позиции по инклюзивному образованию (представлению об инвалидах). Основоположник лютеранства, одного из протестантских течений в христианстве, Мартин Лютер рассматривал инвалидность свидетельством одержимости, результатом колдовства или, по крайней мере, грехов самого человека или его близких. Православные христиане понимали и продолжают понимать инвалидность как «крест», т. е. спасительные страдания, которые Бог дает человеку для спасения и духовного развития его самого и его близких. Через терпение страданий и неудобств, причиняемых заболеванием и инвалидностью, можно приобрести высшую христианскую добродетель – смирение, очистить душу и приобщиться к страданиям Христа, получить особую благодать Божию. Как иллюстрацию православного отношения к инвалидности можно привести слова Паисия Святогорца, православного старца, схимонаха, подвизавшегося на Афоне и очень почитаемого в России: «Вчера вечером, идя в храм на бдение, я увидел в одном уголочке отца с малышом на инвалидной колясочке. Я подошел к ним, обнял малыша и поцеловал его. “Ты знаешь о том, что ты Ангел?” – спросил я его. А его отцу я сказал: “Для тебя великая честь ухаживать за Ангелом. Радуйтесь, потому что вы оба пойдете в Рай”. Их лица просияли от радости, потому что они почувствовали божественное утешение. Те, кто с любовью и терпением ухаживает за больными, за калеками и тому подобными, своей жертвой стирают свои грехи. Если же у них грехов нет, то они освящаются» [7]. В старинных русских легендах и былинах встречаются сюжеты, когда именно «калики» приносят исцеление богатырю или даже Христос с апостолами странствует под видом юродивого или калеки. Так народные русские легенды живо иллюстрируют евангельские слова о том, что добро или зло, сделанное одному из них, сделаны Христу [8]. Ярчайший пример той, кому инвалидность не просто не помешала, но, наоборот, помогла стать всенародно почитаемой святой, - блаженная Матрона Московская. Она была от рождения слепой, с юности имела парализованные ноги. Похожей была судьба святой Матроны Анемнясевской: она тоже была практически парализована из-за тяжелого заболевания. К этим святым шло множество людей за духовным наставлением, помощью и исцелением от болезней [9].

От них не требовали, чтобы они прежде исцелили себя сами: наоборот, в их собственном смирении и страданиях люди видели залог дара исцелять чужие болезни. И после их преставления и прославления в лике святых поток верующих к их мощам становится все больше с каждым годом. Таким образом, в фольклоре и литературе тех стран, где Православие является преобладающей религией, человек с инвалидностью – фигура особая. Считается, что такой человек, лишенный необходимых для обычной жизни способностей и возможностей, может быть наделен от Бога особыми духовными качествами. 

Мы считаем, что при психологической, социальной, профессиональной реабилитации инвалидов в процессе психологического сопровождения инклюзивного образования нужно не бороться против негативных народных стереотипов, как в Европе или Америке, а наоборот, делать акцент на пробуждении того теплого и почтительного отношения к инвалидам, которое заложено в подсознании русских людей за тысячелетнюю православную историю России.

Именно русская православная культура, будучи поистине народной, способна придать силу инклюзивному образованию. В Итоговом документе XXIII Международных Рождественских чтениях от 23 января 2015 года сказано: «Необходимо и дальше развивать социальное служение, служение милосердия, реализовывать новые проекты, направленные на поддержку кризисных семей, помощь детям-сиротам, на стимулирование усыновления сирот-инвалидов…» [10]

  1. 2. МЕТОДИКА И РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
  2. ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Подготовительный этап исследования

Данное исследование основывается на положении о том, что духовно-нравственное развитие и воспитание школьников – общее дело родителей и учителей, Церкви и государства, что соответствует «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».

На подготовительном этапе было организовано: 

  1. Изучение и обсуждение на семинаре классных руководителей школы Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;  
  2. Изучение совместно с администрацией школы нормативных документов по теме «Инклюзивное образование»;  
  3. Проведение теоретического семинара для учителей и педагогических работников школы по теме «Инклюзивное образование».

Приведем в качестве примера выписку из выступления во время теоретического семинара директора школы Хрусталевой И.Г:

«Инклюзивное образование в законе определяется как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Следовательно, образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья теперь организовано совместно с другими обучающимися образовательных организаций.

Для осуществления предоставленных возможностей по организации инклюзивного образования необходимо создать определенные условия без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья.

В МАОУ «СШ №2 г. Валдай» обучается 698 человек, детей-инвалидов – 14 человек. 43 учащихся с диагнозом ЗПР, 18 учащихся 8 вида, 7 человек – дети-сироты.

В связи с переходом детей-инвалидов, обучающихся в филиале нашей школы, в основную школу и классы – нормы нами было проведено анкетирование, которое было нацелено на выявление препятствий и отношения учителей и родителей к обучению детей-инвалидов в нашей школе, а также рефлексивное самоопределение участников анкетирования к православию. 

В анкетировании приняли участие 30 учителей и 75 родителей. Им было предложено ответить на следующие вопросы: «Что препятствует интеграции детей-инвалидов в массовую школу?»; «Нуждаются ли дети-инвалиды во взаимодействии с церковью?»

Таблица 1

Результаты анкетирования родителей и педагогов, в %

Респоденты

Финанси-рование школ

Квалифи-кация учителей

Законода-тельство

Социаль-ные установки в обществе

Предпоч-тения родителей детей-инвалидов (класс-норма)

Нуждают-ся ли дети-инвалиды во взаимодей-ствии с церковью

Родители

50

41

40

54

70

70

Учителя

20

0

25

23

10

27

Анкетирование выявило следующие результаты.

Учителя считают, что обладают достаточной квалификацией для обучения данной категории обучающихся (100%), готовы обучать детей-инвалидов в классах нормы (100%), несмотря на проблемы финансирования школы (66%), социальные установки в обществе (неготовность родителей и учащихся классов нормы учиться вместе с детьми – инвалидами) (76%), и предпочтения родителей детей-инвалидов (учеба в классе-норма) (30%). Также большинство учителей положительно относятся к православной культуре и высоко оценивают ее влияние на учащихся (90%).

83% учителей считают законодательство РФ достаточно сформированным для работы с учащимися.

Анкетирование родителей дало противоречивые результаты. Родители скептически относятся к квалификации педагогов (54%), социальным установкам в обществе (72%), законодательству РФ (53%), финансированию школы (66%), но в тоже время они готовы отдать своих детей в класс-норму (93%). На последний вопрос большинство из них неожиданно для нас ответило положительно (93%).

На основании данных результатов мы сделали вывод о возможности введения религиозного аспекта в инклюзивное образование нашей школы.

В рамках Соглашения о сотрудничестве комитета образования, науки и молодежной политики Новгородской области и Новгородской Митрополии Русской Православной Церкви в образовательной и культурно-просветительской деятельности от 11 мая 2012 года в ОУ введен курс «Основы православной культуры», реализуется программа культуроведческой направленности «Лучик» (составитель Гаврилова Н.И.) (Приложение 2). Данная программа дополняет курс «Основы православной культуры и светской этики», не повторяя ее. Отличительная особенность методической разработки заключается в эффективном использовании в процессе организации занятий возможностей социума, в том числе демонстрация архитектурных особенностей, архивных материалов Иверского Святоозерского Богородицкого мужского монастыря, организация занятий на его базе, а также на базе музея колоколов, Валдайского национального парка.

МАОУ «СШ №2 г.Валдай» многие годы работает в содружестве с Валдайским Благочинием. Елена Игоревна Бойцова, помощник благочинного о.Игоря (Бойцова) по работе с молодежью, - частый гость в школе. Особое внимание уделяется ребятам с ОВЗ, учащимся, находящимся в трудной жизненной ситуации. Необходимо признать, что серьезных исследований воздействия предметов культурологической направленности на школьников нами не проводилось. Видимым результатом было то, что ежегодно некоторые учащиеся готовили и представляли в рамках школьного научного общества доклады, презентации, писали рефераты об иконах, о храмах, о святых и т.п. Традиционно силами учителей и школьников проводятся акции милосердия и доброты, создаются условия для приобретения навыков общения в соответствии с православными ценностями. В акциях непосредственное участие принимают и родители. Однако религиозный аспект нами практически не выделялся.

2.2. Практический и обобщающий этапы исследования

План работы:

1. Анкетирование среди родителей  и учителей(по желанию).

2. Проведение родительской конференции «Инклюзивное образование. Религиозный аспект». Выступление священнослужителя. Выступление родителей.

     3.Проведение семинара для учителей и родителей «Психологические особенности детей с ОВЗ». Результаты диагностики « Развитие социальной компетентности младших подростков»(Приложение 3)

  4. Составление аналитической справки по результатам анализа анкет родителей.

Для выявления отношения родителей к православию в целом и к возможности приобщения детей к духовной жизни нами был составлен опросник, состоящий из 14 вопросов (Приложение 1).

Анкетирование родителей проводилось в течение октября 2014 года. В нем на добровольной основе приняли участие 35 родителей, дети которых имеют ограниченные возможности здоровья.

Анкетирование выявило следующие результаты. 

Вопрос №1-2 на анонимность, открытость, готовность к обсуждению респондентов.

Мы считали, что большинство родителей закрыты для обсуждения данного вопроса, однако более 58% указали и свою фамилию, и дату рождения. Мы делаем вывод, что родители детей - инвалидов заинтересованы в духовном влиянии на детей.

Вопросы №3-4 выясняли принадлежность к различным конфессиям (ислам, протестантизм и пр.). 100% респондентов ответили, что крещены в православной церкви.

Вопрос №5 позволил определить отношение респондентов к церкви. Ни у одного родителя нет негативных воспоминаний о церкви (100%). Следовательно, работа с родителями в данном направлении возможна.

Вопросы № 6-9 выявляли степень воцерковленности семьи. 20% из опрошенных семей воцерковлены. Однако мы также выяснили, что большинство анкетируемых, будучи православными христианами по крещению, далеки от Церкви, поскольку в свое время, в детстве, не получили опыта приобщения к духовным ценностям. Большинство респондентов осознают разрыв между представлением и реальностью, адекватно оценивают своё отношение к православию как пассивное, констатируют отсутствие знаний и практики общения с Церковью.

Вопросы №10-12 были посвящены грамотности родителей, их работе и воспитанию детей в лоне православной церкви. 40% респондентов уделяют должное внимание и воспитание детям: читают книги, беседуют с детьми на духовные темы.

Ответы на вопросы № 13-14 показали, что 100% опрошенных убеждены в том, что православие может реально влиять сегодня на духовное и нравственное развитие ребенка.

Таким образом, анализ ответов на предложенные вопросы позволяет определить существующую проблему: большинство анкетируемых, будучи православными христианами по крещению, далеки от Церкви, поскольку в свое время, в детстве, не получили опыта приобщения к духовным ценностям, сберегаемым Церковью. Анкетируемые осознают разрыв между представлением и реальностью, адекватно оценивают своё отношение к православию как пассивное, констатируют отсутствие знаний и практики общения с Церковью.

Результаты анкетирования были представлены в печатном виде (полностью) и в электронной презентации (в обобщенном виде) на общешкольной родительской конференции «Инклюзивное образование. Религиозный аспект».

Перед родителями выступил благочинный Валдайского округа настоятель Свято-Троицкого собора отец Игорь Бойцов. Отец Игорь рассказал о сотрудничестве школы и православной Церкви в деле духовно-нравственного развития и воспитания детей. Отец Игорь перечислил мероприятия, которые проходят в текущем учебном году в Свято-Троицком соборе для учащихся школ города. Обратил внимание присутствующих на то, что около 100 ребят посещают Воскресную школу, школу Искусств при Свято-Троицком соборе или поют в храме.

Учащиеся школы оформили для конференции выставку рисунков, подготовили концертную программу, включающую в себя стихотворения, песни, инсценировки духовно-нравственной направленности. Учителя дополнили выставку рефератами старшеклассников, которые в течение многих лет готовят свои исследования в области православной истории и культуры.  

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Цель исследования достигнута путём реализации поставленных задач. В результате проведённого исследования по теме: «Инклюзивное образование. Религиозный аспект» можно сделать ряд выводов.

Система инклюзивного образования как в России, так и в Новгородской области, только начинает развиваться. Как педагоги, так и родители детей с ограниченными возможностями здоровья испытывают значительные трудности. Однако появляются положительные тенденции, которые намечаются в разных направлениях развития инклюзивного образования. Одной из таких тенденций является положительный настрой родителей детей с ограниченными возможностями здоровья на инклюзивно ориентированное образование через приобщение детей к православным традициям и духовным ценностям.

Итогом проделанной работы стало то, что 100% родителей учащихся убеждены в том, что православие может реально влиять сегодня на духовное и нравственное развитие ребенка. В связи с этим нам представляется целесообразным включить религиозный аспект в инклюзивное образование детей.

Комфортная учебная обстановка на уроках, участие всех детей без исключения в совместных мероприятиях и жизни школы благоприятно влияет на общий уровень социализации. «Обычные» и «необычные» дети работают вместе, совместно приобщаются к православной культуре и традициям. А самое главное ‒ дети и родители преодолевают социальные предрассудки и сознательно вместе идут к единой цели – воспитанию духовности посредством православия.

Достижение такого результата, на наш взгляд, стало возможным благодаря превентивным мерам, которые предприняла школа для снятия напряженности, обусловленной недостаточным знанием, отсутствием возможности открытого высказывания мнений, их совместного обсуждения.  

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Афанасьев А.Н. Русский народ. Полная иллюстрированная энциклопедия. Сказания, легенды и притчи. – М.: Эксмо, 2005. – 254 с.
  2. Жданова З.В. Житие и чудеса блаженной старицы Матроны. Рассказы современников. М.: Покровский женский монастырь, 2006. – 242 с.
  3. Конвенция о правах инвалидов. Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г. Ст. 24.
  4. Паисий Святогорец, старец. Слова. Т. IV. Семейная жизнь. М.: Святая гора, 2008.
  5. Современные основы образования и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья / Под ред. проф. Г. И. Ефремовой. М., 2009.
  6. Тимохина Т.В. Инклюзивно ориентированное образование [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Науковедение». – 2014. – Вып.3. Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/153PVN314.pdf
  7. Цыганкова М.Н. Становление личности студента с ограниченными возможностями в условиях включенного (инклюзивного) высшего образования // 6-я медицинская специализированная выставка-форум «Мир людей с ограниченными возможностями здоровья»: материалы форума. – М., 2009. – С. 39
  8. Чигрина А.Я. Инклюзивное образование детей – инвалидов с тяжелыми физическими нарушениями как фактор их социальной интеграции. Дисс….канд. социологических наук. – Нижний Новгород, 2011. – 147 с.
  9. Шеховцова Л. Ф., Зенько Ю. М. Элементы православной психологии. – СПб.: Речь, 2005. – 252 с.

Сноски и примечания:

[1]Современные основы образования и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья / Под ред. проф. Г. И. Ефремовой. М., 2009

[2]Цыганкова М. Н. Становление личности студента с ограниченными возможностями в условиях включенного (инклюзивного) высшего образования // 6-я медицинская специализированная выставка-форум «Мир людей с ограниченными возможностями здоровья»: материалы форума. М., 2009. С. 39

[3]Шеховцова Л. Ф., Зенько Ю. М. Элементы православной психологии. СПб., 2005.

[4] Тимохина Т.В. Инклюзивно ориентированное образование [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Науковедение». – 2014. – Вып.3.

[5] Конвенция о правах инвалидов. Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г. Ст. 24.

[6] Чигрина А.Я. Инклюзивное образование детей – инвалидов с тяжелыми физическими нарушениями как фактор их социальной интеграции. Дисс….канд. социологических наук. – Нижний Новгород, 2011. – 147 с.

 [7] Афанасьев А. Н. Русский народ. Полная иллюстрированная энциклопедия. Сказания, легенды и притчи. М., 2005.

 [8]Паисий Святогорец, старец. Слова. Т. IV. Семейная жизнь. М., 2008.

 [9] Жданова З. В. Житие и чудеса блаженной старицы Матроны. Рассказы современников. М., 2006.

[10]Итоговый документ XXIII  Международных Рождественских чтений от 23 января 2015 года.

  1. Приложение 1

Содержание анкеты для родителей

Уважаемые родители!

В рамках проводимого нами исследования на тему «Инклюзивное образование. Религиозный аспект» просим Вас ответить на несколько вопросов.

1. Ваша фамилия, имя, отчество (по желанию)

                                                                                                

2. Ваш год рождения                                                                         

3.Крещеный ли Вы человек?                  Да          Нет

____________________________________________________________

4.Где( в какой церкви?), когда Вы были крещены?

_____________________________________________________________

5.Что в детские годы было связано в Вашей жизни с Православием?

_____________________________________________________________

6.Как часто ходите Вы в церковь? _____________________________________________________________

7.Знаете ли Вы что такое Причастие?

8.Пытаетесь ли Вы соблюдать посты?

_____________________________________________________________

9. Празднуются ли в Вашей семье (в семьях ваших друзей) православные праздники (Рождество, Пасха, Троица и т.д.)? Если да, то какие?           Да          Нет

                                                                                                

10.Читали Вы Библию, писания св. отцов или жития святых?

 Да          Нет

_____________________________________________________________

11.Читали ли вы своим детям православную детскую литературу?

 Да          Нет

12.Читали ли Ваши дети детскую Библию, др. православные книги?

 Да          Нет

____________________________________________________________

13. Может ли православие реально влиять (сегодня) на духовное и нравственное развитие человека школьного возраста?

 Да          Нет

14.Нуждаются ли школьники во взаимодействии с церковью?

 Да          Нет

Приложение 2

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2

города Валдая Новгородской области

РЕКОМЕНДОВАНА                                          УТВЕРЖДАЮ

на педагогическом совете                                 директор МАОУ СОШ№2

школы №2                                                                         И.Г. Хрусталева

Протокол №2                                                 «30» августа 2014 г.

от «28» сентября 2014 г.                        

Образовательная программа

дополнительного образования детей

«Лучик»

возраст обучающихся 10 – 11 лет,

срок реализации – 2 года

Автор программы:

Гаврилова Надежда Ивановна

Валдай

2014

Пояснительная записка

Образовательная программа «Лучик» является авторской программой дополнительного образования детей культурологической направленности. Настоящая редакция программы одобрена на педагогическом совете МАОУ СОШ№2 и рекомендована к использованию.

Необходимость её создания продиктована современным обществом, в котором особо остро стоит проблема воспитания нового высоконравственного человека, испытывающего чувство причастности к истории своей Родины, чувство ответственности за ее судьбу и свои поступки, чувство глубокого уважения к людям. Такая причастность и ответственность формируются только в результате глубокого, предметного и вдумчивого знакомства с историей и культурой своего края в единстве и целостности с изучением главных ценностных установок (патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество и т.д.).

Таким образом, данная программа дополнительного образования направлена на духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся начального и среднего звена, в ходе которого осуществляется процесс превращения базовых ценностей в личные ценностные смыслы и ориентиры. Для этого необходимо вовлечь ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности и определения собственного отношения к ней, что возможно только на практике.  

Актуальность и новизна программы

В контексте реализации стандартов нового поколения существует потребность в развитии различных направлений духовно-нравственного воспитания, в том числе в сотрудничестве с социальными партнерами школ. Родители и учителя – проводники ребенка в мир взрослой жизни – обеспокоены снижением уровня воспитанности детей, часто говорят об утрате ими нравственного стержня, о расшатывании нравственных устоев, о насущной потребности перемен. Причины падения нравственности детей, подростков и молодёжи связываются в сознании взрослых людей с общественно-политической ситуацией в обществе, влиянием СМИ и западного мира.  

Актуальность предлагаемой образовательной программы также определяется запросом со стороны родителей учащихся 4-5 классов, более 2/3 которых желают, чтобы их дети были знакомы с достопримечательностями и святынями Валдая, проявляли уважительное отношение к прошлому малой Родины.

Новизна дополнительной образовательной программы «Лучик» заключается в организации эффективного взаимодействия школы и других субъектов социализации – социальных партнеров – в целях духовно-нравственного развития и воспитания учащихся. Впервые в рамках предлагаемой программы используется опыт сотрудничества с главной православной святыней Валдая – Иверским Святоозерским Богородицким мужским монастырём, на территории которого происходит «погружение» учащихся в историческое и культурное прошлое и настоящее родного края.

Педагогическая целесообразность

Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что в процессе её реализации решается сложнейшая психолого-педагогическая задача – включение общечеловеческих ценностей в духовный мир ребенка посредством ознакомления с историей, культурными традициями и святынями своего родного края. Предлагаемая программа позволяет педагогу дополнительного образования развивать нравственное самосознание учащихся, укреплять их духовное здоровье, формировать позитивное отношение к жизни, прививать чувство доверия к людям и обществу.

Цель программы

Воспитание духовно богатой, высоконравственной личности, владеющей историческими знаниями и желающей участвовать в возрождении, сохранении и развитии культурных традиций родного края.

Задачи программы

  1. создание ситуаций соприкосновения с историческим и культурным миром через знакомство учащихся с архитектурными особенностями православного монастыря и храмов, произведениями православной книжности, иконописи, этики;
  2. воспитание бережного отношения к культурному наследию;
  3. развитие чувства причастности к судьбе родной земли;
  4. воспитание нравственных чувств и этического сознания;
  5. формирование ценностного отношения к семье;
  6. воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

Отличительные особенности программы

Данная программа дополняет курс «Основы православной культуры и светской этики», не повторяя ее. Отличительная особенность методической разработки заключается в эффективном использовании в процессе организации занятий возможностей социума, в том числе демонстрация архитектурных особенностей, архивных материалов Иверского Святоозерского Богородицкого мужского монастыря, организация занятий на его базе, а также на базе музея колоколов, Валдайского национального парка.

Методическая разработка практически значима, реализует системно-деятельностный и культурологический подходы. В рамках Соглашения о сотрудничестве комитета образования, науки и молодежной политики Новгородской области и Новгородской Митрополии Русской Православной Церкви в образовательной и культурно-просветительской деятельности от 11 мая 2012 года данная программа отражает характер продуктивного социального партнерства в воспитании детей.

Данная программа может быть рекомендована для использования педагогами, организующими внеурочную деятельность учащихся, педагогами дополнительного образования.

Принципы педагогического процесса

  1. принцип добровольности;
  2. принцип доверия и поддержки;
  3. принцип гуманизма.

Возраст детей

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы, 10 – 11 лет.

Сроки реализации

Программа рассчитана на 2 года обучения по 144 часа в год. На полное освоение программы требуется 288 часов, включая посещение экскурсий.

Режим занятий

Занятия проводятся 4 часа в неделю (2 раза по 2 часа).

Форма занятий

Занятия проводятся в групповой форме.

Беседы: изложение и обсуждение теоретических сведений, которые иллюстрируются примерами, наглядными пособиями, презентациями.

Выездные занятия: путешествия по историческим и памятным местам, экскурсии.

Встречи со священнослужителями.

Формы подведения итогов реализации образовательной программы

В ходе реализации программы организуются выставки рисунков и поделок учащихся. Программа завершается итоговым праздничным концертом для родителей.

Ожидаемые результаты обучения

Критерии

Показатели

1. Отношение к изучению истории Иверского монастыря

1.1. Учащиеся активны в деятельности на занятиях.

1.2. Учащиеся задают много вопросов.

2. Удовлетворенность учащихся и родителей занятиями

2.1. Учащиеся и их родители удовлетворены содержанием и формами занятий

2.2. Учащиеся и их родители удовлетворены характером взаимоотношений.

3. Умение различать хорошие и плохие поступки

3. Учащиеся правильно оценивают свои действия и поведение одноклассников, соблюдают правила поведения на занятиях

4. Сформированность моральных норм и правил поведения

4. Учащиеся знают основные моральные нормы и правила поведения

5. Ценностное отношение к семье, старшему поколению

5. Учащиеся имеют ценностную установку «Семья», начальные представления об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями

Учебно-тематический план 1 года обучения

Тема

Всего часов

Теория

Практика

Экскурсии

1.

Валдай. Исторические сведения

10

5

-

5

2.

История создания Иверского Святоозерского Богородицкого монастыря  

20

20

-

-

3.

Колокола Иверского монастыря, XVII век

50

40

-

10

4.

Схема монастыря

60

30

-

30

5.

Что узнали об Иверском монастыре? Тест.

4

2

2

-

ИТОГО

144

97

2

45

Содержание 1 года обучения

1. Валдай. Исторические сведения (10 часов)

Легенды старого Валдая.

Происхождение названия города. «Преданья старины далекой». Легенды, мифы.

Экскурсия в Музей Уездного города.

2. История создания Иверского Святоозерского Богородицкого монастыря (20 часов)

История иконы «Иверская икона Божией Матери» (вход в монастырь).

Надвратная церковь святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси,1879г. Иверская икона Божией Матери.

Собор в Честь Иверской иконы Божией Матери (1655 – 1656 г.).

Правила поведения в Храме.

3. Колокола Иверского монастыря, XVII век (50 часов)

Наместнический корпус и колокольня.

Слушание колокольного звона на площадке расположения колоколов.

Покров Пресвятой Богородицы.

4.Схема монастыря (60 часов)

Надвратная церковь во имя Архистратига Михаила (1683 – 1685 г.).

Монастырское кладбище.

Монастырская стена.

Церковь Богоявление с трапезною палатою (1657 – 1659 г.).    

История монастырской типографии.

Настоятельский корпус с домовой церковью, XVII век.

Окно Настоятельского корпуса с изразцами.

Церковь святого праведного Иакова Боровического с больничными келиями и трапезной палатой (1702 г.).

Учебно-тематический план 2 года обучения

Тема

Всего часов

Теория

Практика

Экскурсии

1.

Культура общения

9

9

-

-

2.

Общечеловеческие нормы нравственности

10

10

-

-

3.

Искусство и нравственность

8

8

-

-

4.

Мир, в котором я живу. Цель Христианской жизни.

10

10

-

-

5.

Слово

6

6

-

-

6.

Образ

6

6

-

-

7.

Книга

9

9

-

-

8.

Труд души

9

9

-

-

9.

Вера

9

9

-

-

10.

Надежда

8

8

-

-

11.

Любовь

9

9

-

-

12.

Родные образы

16

16

-

-

13.

Знакомство с православными молитвами

10

10

-

-

14.

Посещение Храмов

15

-

-

15

15.

Особенности церковных песнопений.

5

-

-

5

16.

Встречи со священнослужителями

5

-

-

5

ИТОГО

144

119

-

25

Содержание 2 года обучения

1. Культура общения (9 часов)

Традиции общения в русской семье «Домострой». Культура общения в современной семье. О терпимости к ближним. В мире мудрых мыслей. Ценность жизни человека. Назначение человека в этом мире.

2. Общечеловеческие нормы нравственности (10 часов)

Об источниках наших нравственных знаний. Совесть – основа нравственности. Чем ты сильнее, тем будь добрее. Досадно мне, что слово «честь» забыто. Заветы предков. Россияне о любви к Родине. Твоя малая родина. Мой первый друг, мой друг бесценный. Афоризмы о совести, о родине, о дружбе. Приветливость – золотой ключик, открывающий сердце людей.

3. Искусство и нравственность (8 часов)

Нравственное содержание древних мифов. За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев. Положительные герои в былинах и сказках. Отрицательные герои в литературных произведениях. Зло, как и добро, имеет своих героев. Искусство и нравственность. «Вот человек. Что скажешь ты о нём?»

4. Мир, в котором я живу (10 часов)

Семья. Школа. Класс. Мир вокруг нас. Мир, в котором мы живем, ‒ мир людей. Красота мира. Красота человека – духовная (внутренняя) и внешняя.

5. Слово (10 часов)

Первое слово – исток речи. Общение через слово. Драгоценный дар Слова. Слово как ценность. Мир – глубина смысла в русском языке. Родной язык выражает социокультурный опыт народа. Богатство и красота родной речи в созвучии с сердцем ребенка. Какое первое слово я дарю всем людям. Доброе слово – исток радости. Какие слова душу радуют. Азбука волшебных слов: спасибо, пожалуйста, здравствуйте, будьте здоровы… Слова приветствия: «Доброе утро», «Добрый день». Смысл жизни – делать добро. Почему добро побеждает зло?

СВЯТОЕ СЛОВО – исток мира. Святое слово несет веру, надежду, любовь. Бережное отношение к слову. Родина – святое слово для каждого. Какие слова являются святыми для вас?

СЛОВО О РОДИТЕЛЯХ.

6. Образ (5 часов)

ПЕРВЫЙ ОБРАЗ – исток видимого. Первый образ, увиденный человеком. Не все увиденное есть Образ. Безобразное (безобразное). Сказочный образ. Слово Образа.

Светлый образ. Солнце – исток света и тепла. Образ Солнца в сказках. Светлый путь. Образ матери. Образ отца. Благодатный образ. Образ Родины.

ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА. Человек-труженик, творец. Защитник, богатырь, герой. Человечность. Духовный образ человека. Образ человека и его имя. Образование – путь по достижению Образа человека.

7. Книга (6 часов)

КНИГА – семья Слова и Образа. Как Книга передает Слово и Образ? Согласие Слова и Образа. Любимая Книга. Любимые Образы и Слова.

Живое Слово Книги. Духовное общение. Сопереживание. Душевный отклик. Созидание. Любимые стихи и сказки. Какую сказку ты рассказал бы всем детям?

В книге сосредоточена мудрость народа. Торжество Света и Добра. Вечные и великие книги. Свет учения. Выбор книги, книжные открытия. Чтение как ценность.

8. Труд души (9 часов)

Слова умные, добрые, меткие, задушевные. Злословие. Цена слова. Слово-молитва. Слово священной книги Библии. Чистота слов и речи.

Смысл праздника. Почему праздник называют «труд души». Главные праздники года. Праздники моего народа. Православные праздники. Народные игры.

Почему храм не похож на обычное здание. Строение Храма. Храм в жизни человека. Храм хранит труд многих людей. Храм в душе человека. Дорога к Храму.

9. Вера (9 часов)

Ступеньки веры – доверие, уверенность, признание. Чему доверяет сердце, как верит пытливый ум, во что верует душа. Почему говорят, что с верой приходит доброе дело. Веру к делу применяй, а дело – к вере.

Верность – знак веры. Почему в большом деле дают присягу. Нарушать клятву – веру ломать (вероломство). Верность не знает мелочей.

Что означает – жить по правде. Правда, в деле, в слове, в образе. Правда всегда с верой дружит. Правда – путь веры. Праведность. Справедливость. Правосудие. Право. Правила.

Почему говорят: «Береги честь смолоду». Честное дело и скромность. Честь и хвала – награда за доблесть, похвала мудрости и поклон добродетели.

10. Надежда (8 часов)

Стремление к доброму исходу дела. Надежда на опыт, правду и веру. Надежда на собственные силы и помощь близких. Тщетная надежда. Потеря надежды – отчаяние.

Согласие и лад в семье. Согласие ума, сердца и воли. Как мир и согласие добрую надежду рождают. Несогласие, собственное мнение и разногласие.

Терпение и надежда вместе идут. Без терпения нет спасения. Терпение дает умение. Нетерпимость к злому слову и делу. Терпение и терпимость (принятие другого, иного образа жизни).

Послушание совести. Послушание родителям. Законопослушание. Непослушание (нарушение норм и правил).

11. Любовь (9 часов)

Любовь – добро. Любовь – единство. Любовь – дружба. Святая любовь. Любовь – созидательный труд души и тела.

Внутренняя духовная близость людей. Милосердие через слово и дело. Уметь прощать человека, но быть строгим к его проступкам и нетерпимым к злу. Где гнев, там и милость. Милость (жалость) от любви исходит. Сестра милосердия.

Доброта истинная и доброта ложная. Добрый человек в доброте проживет век. В ком добра нет, в том и правды мало.

Покаяние ведет к очищению. Покаяние любви учит.

12. Родные образы (16 часов)

Отец: роль и место отца в доме и семье. Родоначальник и род. Родовое дерево. Отец родной, духовный, названный. Мать: роль и место матери в семье и доме. Родная мать, мать – хранительница очага. Отечество. Родина-мать. Щит и меч на защите Отчизны. Щит и меч как символ миролюбия и справедливой кары. Вера, Надежда и Любовь в сердце человека. Праведники и мудрецы – носители традиций Веры, Надежды и Любви. Образы спасения в народной культуре и традициях. Смыслы символов в храмостроительстве и искусстве, их виды.

13. Знакомство с православными молитвами (10 часов)

14. Посещение Храмов (15 часов)

15. Особенности церковных песнопений (5 часов)

16. Встречи со священнослужителями (5 часов)

Методическое обеспечение программы

  • методические разработки занятий к темам: «Валдай. Исторические сведения», «История создания Иверского Святоозерского Богородицкого монастыря», «Колокола Иверского монастыря, XVII век»;
  • методическая разработка родительского собрания «Результативность усвоения программы»;
  • учебно-методические комплекты, пособия. Сост. Метлик И.В. Электронный ресурс: http://www.pafnuty-abbey.ru/news/232;
  • Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений / А.В.Кураев. – М.: Просвещение, 2010;
  • Библия в пересказе для детей. - М.: Библейское общество, 1997;
  • Киреева Н. История рождественской елочки. - М., 1998.

Дидактическое обеспечение программы

  • рабочие тетради;
  • карты-схемы монастыря;
  • фотографии;
  • архивные материалы.

Ресурсное обеспечение программы

  • материалы: альбом для рисования, краски, цветные карандаши;
  • кабинет для занятий.

Литература для педагога

  1. Закон Божий. Руководство для семьи и школы. Сост. протоиерей Серафим Слободской. Издательство «Сатисъ», 2009. – 475 с.
  2. Закон РФ «Об образовании». Электронный ресурс: http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii/9/
  3. Конституция Российской Федерации. Электронный ресурс: http://zakonprost.ru/konstitucija-rf/
  4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Проект (А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков) // Вестник образования. – 2009. – № 17. Электронный ресурс: www.vestnik.edu.ru/proect.html
  5. Основы религиозных культур и светской этики. Электронный ресурс: http://ru.wikipedia.org/wiki/
  6. Российская газета. Электронный ресурс: http://www.rg.ru   
  7. Усольцев А.И. Правовые обоснования преподавания основ Православия как обязательного предмета в образовательных учреждениях России. Электронный ресурс: http://www.r-komitet.ru

Литература для учащихся

1.Библия в пересказе для детей. – М.: Библейское общество, 1997.

2.Библия для детей. Священная История в простых рассказах для чтения в школе и дома / Сост. пр. Александр Соколов. – М., 1999.

3.Киреева Н. История рождественской елочки. – М., 1998.

4.Пасхальный подарок для детей (Библиотечка еженедельника «Воскресная школа»). – М., 2001.

Приложение 3

Результаты диагностики

«Развитие социальной компетентности  младших подростков»

Для диагностики младших подростков  была  применена  методика «Шкала социальной компетентности» разработанная А.М Прихожан - предназначена для подростков 10-16 лет и позволяет выявить как общий уровень социальной компетенции подростка в соответствии с возрастом, так и компетентность в отдельных областях.

Заполнение бланков проводилось в ходе беседы каждого учащегося с психологом – педагогом и классным руководителем.

Социальные навыки  оценивались от 1 до 3 баллов, где, 1 – полное владение данным навыком, 2 – владеет им отчасти, проявляет время от времени и непостоянно, 3 – не владеет.

Измеряемые параметры социальной компетентности:

  1. Самостоятельность
  2. Уверенность в себе
  3. Отношение к своим обязанностям
  4. Развитие коммуникативных навыков
  5. Организованность, развитие произвольности действий
  6. Интерес к социальной жизни, наличие увлечений
  7. Самооценка

В результате работы в экспериментальных классах были достигнуты следующие показатели.

Рейтинг измеряемых параметров в 5 «А» классе:

  1. «Интерес к социальной жизни, наличие увлечений» и «Самостоятельность»
  2. «Развитие коммуникативных навыков»
  3. «Отношение к своим обязанностям» и «Уверенность в себе»
  4. «Организованность, развитие произвольных действий»

Средние значения уровня социальной компетентности в процентном соотношении выделенных параметров в 5 «А» классе

Рейтинг измеряемых параметров в 5 «Б» классе:

  1. Отношение к своим обязанностям
  2. «Интерес к социальной жизни, наличие увлечений» и «Самостоятельность»
  3. «Организованность, развитие произвольных действий» и «Уверенность в себе»
  4. «Развитие коммуникативных навыков»

Средние значения уровня социальной компетентности в процентном соотношении выделенных параметров в 5 «Б» классе

Полученные данные по отдельным параметрам позволяют качественно проанализировать сферы «опережения» и «отставания» в социальной компетентности в 5-х классах  и составить соответствующую программу обучения.

Коэффициент социальной компетентности по отдельным субшкалам

Согласно интерпретации результатов методики А.М Прихожан, коэффициент социальной компетентности может находиться в интервале от -1 до + 1 и имеет следующую градацию:

0 - 0,5   — социальная компетентность подростка в целом соответствует его возрасту (социально-психологический норматив).

0,6 - 0,75 — подросток по уровню социальной компетентности несколько опережает своих сверстников.

0,76 - 1 — подросток существенно опережает своих сверстников по уровню социальной компетентности, что может свидетельствовать о чрезмерно быстром взрослении как неблагоприятной тенденции развития, а при изучении самооценке о ее нереалистично-завышенном характере.

0 - (-0,5) — социальная компетентность подростка в целом соответствует его возрасту (социально-психологический норматив).

(-0,6) - (-0,75) — отставание в развитии социальной компетентности.

(-0,76) - (-1) — существенное отставание в развитии социальной компетентности.

Из гистограммы следует, что социальная компетентность подростков в 5-х  классах не соответствует их хронологическому возрасту с тенденцией на отставание по некоторым параметрам.

Таким образом, социальная компетентность обучающихся 5 «А» и 5 «Б» класса по 4 - х балльной шкале А.М. Прихожан равна 3, что соответствует  незначительному отклонению от норматива  уровню.

Проведенное исследование расширяет, углубляет и дополняет теорию и практику среднего образования и вносит новые элементы в существующие работы по проблемам развития социальной компетентности и групповой учебной работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучающий семинар для педагогов №1 "Инклюзивное образование. Необходимые условия и принципы построения инклюзивного пространства"

Представлен материал для первого обучающего семинара для педагогов в условиях перехода школы на инклюзивное образование. Расскрываются необходимые условия эффективной реализации инклюзивного образован...

Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы. Уроки технологии в условиях инклюзивного образования.

Инклюзивное образование детейс ограниченными возможностями здоровья     в условиях общеобразовательной школы.Уроки технологии в условиях инклюзивного образования....

Доклад на конференции «Инклюзивное образование: теория и практика» "Наличие высокопрофессиональных кадров - важнейшее условие инклюзивного образования"

Обеспечение обучения и воспитания всех детей одновременно, создание условий для их эффективной самореализации и социализации требуют от педагога соответствующих компетенций в сфере инклюзивной педагог...

Всероссийский конкурс «ЛУЧШАЯ ИНКЛЮЗИВНАЯ ШКОЛА РОССИИ» Номинация «Лучшие практики профориентационной работы в инклюзивной школе»

Всероссийский конкурс«ЛУЧШАЯ ИНКЛЮЗИВНАЯ ШКОЛА РОССИИ»Номинация«Лучшие практики профориентационной работыв инклюзивной школе»...

От инклюзивного спорта к инклюзивному образованию

Большую роль в коррекционной работе играют занятия адаптивной физической культурой. Наряду с решением основных задач - укреплением здоровья и закаливанием детского организма, обеспечением правильного ...

Исследование отношения родителей детей дошкольного возраста к инклюзивному образованию

Исследование включает в себя теоретическую часть и статистическое исследование...