ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
проект (10, 11 класс)

Великасова Дарья Александровна

Проблемы математического образования рассматриваются сегодня в контексте объявленной модернизации российской системы образования.В связи с этим была разработана Концепция развития математического образования в Российской Федерации.

Цель настоящей Концепции - вывести российское математическое образование на лидирующее положение в мире [1]. 

С каждым годом результаты ЕГЭ по математике в части решения заданий планиметрии и стереометрии показывают достаточно низкий уровень (приложение 1). Не каждый выпускник может без труда выполнить задания, требующие создание правильного чертежа к задаче, выполнение дополнительных преобразований и построения, вынесения элементов трехмерной фигуры на плоскость или же рассмотреть фигуры совсем под иным углом. Все эти результаты подводят нас к выводу о том, что школьники не обладают навыками визуализации теоретического материала, следовательно у многих учащихся нет представлений образного воображения, что в свою очередь говорит о недостаточности развития пространственных представлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ip_nuya_velikasova_da_2020.docx654.34 КБ
Файл prezentatsiya_nuya_2020_velikasova_d.a_.pptx444.58 КБ

Предварительный просмотр:

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ г. ЛАБЫТНАНГИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»

 

 

 

 

 

 

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР В ДВУХМЕРНОМ И ТРЁХМЕРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ 7-9 КЛАССОВ И ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ДЛЯ 10-11 КЛАССОВ

 

Получателя гранта «Новый учитель Ямала» 2019 года

Великасова Дарья Александровна,

 учителя математики МАОУ «СОШ № 1» г. Лабытнанги  

 

 

г. Лабытнанги, 2020 год

Содержание

Введение ..................................................................................................................................... 3 

  1. Этапы реализации проекта…………………………………….......…………………...6
  2. План мероприятий проекта………………………………………...…………………..6
  3. Критерии оценки эффективности проекта…………………………………………….7
  4. Возможные риски…………………………………………………...………………….7
  5. Смета для реализации проекта…………………………………………………………8

Заключение …………………………………………………………………………………..10

Глоссарий……………………………………………………………………………………..11

Список литературы ............................................................................................................... 11

Приложения ............................................................................................................................ 13

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность.  Проблемы математического образования рассматриваются сегодня в контексте объявленной модернизации российской системы образования.В связи с этим была разработана Концепция развития математического образования в Российской Федерации.

Цель настоящей Концепции - вывести российское математическое образование на лидирующее положение в мире [1].  

С каждым годом результаты ЕГЭ по математике в части решения заданий планиметрии и стереометрии показывают достаточно низкий уровень (приложение 1). Не каждый выпускник может без труда выполнить задания, требующие создание правильного чертежа к задаче, выполнение дополнительных преобразований и построения, вынесения элементов трехмерной фигуры на плоскость или же рассмотреть фигуры совсем под иным углом. Все эти результаты подводят нас к выводу о том, что школьники не обладают навыками визуализации теоретического материала, следовательно у многих учащихся нет представлений образного воображения, что в свою очередь говорит о недостаточности развития пространственных представлений.

Результаты итоговой аттестации выпускников 9 классов по математике в форме ОГЭ за 2017-2019 гг. в части решения геометрических задач, требующих развернутого решения (№24 и №26) говорят о том, что уровень математических знаний недостаточно высок (Приложение 2).

В современной методике обучения математике всё большее значение приобретает проблема развития и формирования пространственного мышления. Эффективность и качество обучения математике определяется не только глубиной и прочностью овладения системой математических знаний, умений и навыков, предусмотренных программой, но и уровнем их математического развития, степенью подготовки к самостоятельному овладению знаниями [4].

Долгие годы в школьной практике геометрия как учебный предмет строилась на дедуктивной основе и требовала для своего усвоения хорошо развитого теоретического мышления. Вместе с тем, основной целью изучения геометрии признавалось развитие пространственных представлений учащихся. Однако наглядные представления о пространственных свойствах и отношениях являлись в аксиоматической геометрии лишь своеобразной иллюстрацией её теоретических постулатов и выполняли в этом смысле вспомогательную роль.

Процесс формирования мышления достаточно трудный и многогранный вопрос современной методики, который требует тщательного рассмотрения. Трехмерные тела в геометрии изучаются в 10-11 классах, но многие педагоги исследователи, такие как И.С. Якиманская [10], З.И. Яковлева [3] и Ю.Г. Тамберг [9], наводят нас на необходимость создания условии для процесса формирования трехмерного мышления не в старших классов, так как в данном возрасте уже требуется владение данным видом мышление и активное его применять. Таким образом, процесс формирования пространственного мышления стоит начинать с началом изучения геометрии еще в 7 классе, что и рекомендует к.п.н., профессор кафедры управления развитием общего образования ЯНАО Соловьева Ольга Юрьевна.

Возникает новый вопрос, как развивать пространственное мышление на уроках планиметрической геометрии, ответ достаточно прост, каждое двухмерная фигура является элементом трехмерных тел. Например, грани тетраэдра – треугольники, грани куба – квадраты, боковые грани правильной призмы – прямоугольники и т.д.

Такое построение содержания геометрического образования направлено на изучение геометрии как дисциплины, обобщающей накопленный опыт детей о реальном пространстве. Использование данного опыта при усвоении математических знаний, обеспечить плавный переход от наглядных (интуитивных) представлений к операторным теоретическим структурам, формированию математических операций [4, c. 2].

Всё это требует дальнейшего совершенствования методики преподавания геометрии как научной дисциплины, усиления её развивающей роли.

Такие известные педагоги-исследователи как А. С. Кузовлёва [6, с. 231], Е. В. Кружилина [7, с. 15], А. Жафяров [8, с. 65] и другие говорят о необходимости применения различного вида визуализации материала, который   позволяет значительно упростить и сократить процесс решения стереометрических задач и одновременно создают условия для формирования пространственного мышления.

Проблема. Низкий уровень сформированности пространственного мышления школьников при изучении геометрии.

Управленческая проблема 

Учебным планом ступени основного общего образования не предусмотрены часы на внеурочный курс по геометрии. Индивидуальный проект является отдельным предметом учебного плана ступени среднего общего образования. При этом в ООП основного общего образования учреждения обозначен запрос на формирование у обучающихся навыков мыслительной деятельности. Разработанный внеурочный курс необходимо интегрировать в учебный план образовательного учреждения.

Исследовательская проблема

Необходимо обосновать значимость разработки и внедрении новых способов по визуализации условия геометрических задач в основной школе, в которых у школьников возникают трудности и определить условия организации процесса обучения пространственной геометрии, при которых будет активно развиваться пространственное мышление учащихся.

Объект исследования

Образовательный процесс формирования пространственного мышления школьников при изучении геометрии.

Предмет исследования

Процесс формирования пространственного мышления школьников при изучении геометрии по средствам внедрения творческого моделирования, интерактивности образовательной среды, 3Д графики и 3Д моделирования.

Исследовательский вопрос / гипотеза

Если включить в образовательный процесс различного рода визуализацию геометрического материала, то создадутся благоприятные условия для формирование и развитие пространственного мышления школьников при решении геометрических задач.

Цель

Создать условия для формирования пространственного мышления школьников посредством визуализации геометрических фигур в двухмерном и трёхмерном пространстве.

Задачи

  1. Изучить психолого-педагогическую, предметную и методическую литературу по теме исследования;
  2. Проанализировать результаты ОГЭ и ЕГЭ по математике на предмет результативности выполнения геометрических задач;  
  3. Провести диагностику уровня сформированности пространственного мышления обучающихся на основе реестров затруднений обучающихся по результатам независимых мониторингов;
  4. Разработать программу курса внеурочной деятельности для 7-9 классов и  программу элективного курса для 10-11 классов по геометрии, направленных на развитие пространственного мышления школьников;
  5. Апробировать разработанные программы;
  6. Провести мониторинг сформированности развития пространственного мышления школьников и при необходимости скорректировать методы и формы работы с учётом выявленных в ходе апробации программ недостатков;
  7. Обобщить опыт работы на заседании педагогического совета, разместить методические материалы на персональном сайте, транслировать опыт на сайтах педагогических сообществ.

Методы исследования

  1. Теоретические:

- Изучение и анализ учебно-методической литературы по теме исследования;

- Рассмотрение основной нормативно- правовой документации по теме исследования;  

- Анализ результатов всероссийских проверочных работы у обучающихся 7х и 8х классов в 2018-2019гг;

- Анализ результатов ОГЭ по математике в частности решения геометрических задач на федеральном, региональном и муниципальном уровне  2019 года;

- Анализ результатов ЕГЭ по математике (базовый и профильный) в частности решения геометрических задач на федеральном, региональном и муниципальном уровне  2019 года;

  1. Практические:

- Психолого-педагогическое тестирование школьников для выявления уровня развитости пространственного мышления (посредством онлайн тестирования на платформе https://i-pp.ru/articles/Tests/Test_Prostranstvennoe_myshlenie.php)

- Наблюдение;

- Изучение продуктов творческой деятельности школьников;

- Эксперимент.

Материал исследования

- Результаты выполнения ЕГЭ по математике в части геометрических задач развернутого решения профильного уровня № 14 (планиметрия) и № 16 (стереометрия), а так же базового заданию № 13 (стереометрия);

- Результаты выполнения ОГЭ по математике в части геометрических задач, требующих развернутого решения № 24 и №26 повышенного уровня сложности;

- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;

- Примерная программа основного общего образования по геометрии;

- Авторская  программа основного общего образования по геометрии;

- Научные исследования педагогов по данной теме.

Научная новизна исследования состоит в попытке пересмотра методики преподавания геометрии, по средствам включения элементов стереометрического пространство в параллель изучения планиметрии, раскрывая новые формы, средства и методы изучения геометрических фигур, способствующих развитию пространственного мышления учащихся при обучении геометрии.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе подробно раскрыто понятия «пространственное мышление» и происходит процесс отыскания эффективных методов и методик его формирования, обобщены и систематизированы средства решения геометрических задач.

Практическая значимость исследования: в разработке программы внеурочной деятельности для 7-9 классов и  элективный курс для 10-11 классов по геометрии, состоящий из комплекса задач, направленных на формирование пространственного мышления школьников, которые могут быть внедрён в образовательную практику школ.

1. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

I этап- подготовительный

  1. Анализ результатов контрольных работ по геометрии обучающихся разных классов.
  2. Диагностика по выявлению уровня развития пространственного мышления учащихся. (Приложение 3,4)
  3. Изучение научно - методической литературы по данной проблеме.
  4. Поиск и приобретение необходимого оборудования, методического материала.

 II этап –основной 

  1. Апробация оборудования, обучение детей работе с интерактивным оборудованием.
  2. Разработка приемов обучения геометрии  с использованием средств различной визуализации теоретического материала.
  3. Разработка серии уроков геометрии с использованием этих приемов.
  4. Разработать программы внеурочной деятельности для 7-9 классов и  элективный курс для 10-11 классов по геометрии с использованием различных приемов визуализации материала.
  5. Размещение материалов на персональном сайте.

 III  этап – заключительный

  1. Повторная диагностика сформированности пространственного мышления обучающихся.
  2. Анализ результатов ВПР по геометрии за 2022г.
  3. Составление итогового отчета по реализации проекта.
  4. Подготовка материала к публикации.
  5. Представление проекта педагогическому сообществу.

  1. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПРОЕКТА

Таблица 1

План мероприятии по реализации проекта в ОУ

 п/п

Мероприятия

Сроки

1

1.Анализ результатов выполнения заданий по геометрии в  ЕГЭ по математике 2019 года;

2.Анализ результатов итоговой аттестации выпускников 9-х  классов по математике в форме ОГЭ за 2017-2019 гг. в части заданий геометрии;

Сентябрь-октябрь 2019 г.  

 

2

Диагностика уровня развития пространственного  мышления обучающихся по методикам

Октябрь 2019 г.  

3

Изучение методической литературы по данной теме.

Сентябрь - декабрь2019г.

4

Разработка модель по развитию пространственного мышления школьников при обучении геометрии в урочные и внеурочные часы  (Приложение 5) 

Ноябрь 2019 г.  

5

Поиск и приобретение необходимого оборудования, методического материала

Ноябрь-декабрь 2019г.

6

Апробация оборудования, обучение детей работе с интерактивным оборудованием (Приложение 6)

Январь -май 2020

7

Совершенствование методической базы для осуществления проекта;

Январь -май 2020

8

Разработка приемов обучения геометрии с использованием средств интерактивной среды (Приложение 7)

Январь -май 2020

9

Параллельное внедрение программы внеурочной деятельности для 7-9 классов и  элективный курс для 10-11 классов по геометрии.

  (Приложение8 и 9)

Сентябрь –май  2020-2022г.

10

Проведения ряда интеллектуальных игр по геометрии среди команд 7 и 8- х классов МАОУ СОШ №1 г. Лабытнанги по геометрии «Наследие Пифагора»

Ноябрь 2020г,

Март 2021 г.,

Ноябрь 2021г,

Март 2022 г.,

11

Проведения ряда интеллектуальных игр по геометрии среди команд 7 и 8- х классов г. Лабытнанги по геометрии «Наследие Пифагора»

Декабрь  2020г,

Март 2021 г.,

Декабрь  2021г,

Март 2022 г.,

12

Повторная диагностика сформированности пространственного мышления обучающихся  

Январь – май 2022 г.

13

Анализ результатов ВПР по математике за 2021г.  в 7 и 8 классах и  ЕГЭ в 11 классе.

Апрель-май 2022г.

14

Составление итогового отчета о реализации проекта.

Январь – май 2022 г.

15

Подготовка материала к публикации.

Январь – май 2022 г.

16

Представление проекта педагогическому сообществу на персональном сайте учителя.

Январь – май 2022 г.

 

  1. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА

Таблица 2

Показатели и критерии эффективности реализации образовательного проекта

Критерии

Показатели

Повышение показателей уровня сформированности пространственного  мышления.

Процентная доля учащихся с высоким показателем уровня развития пространственного мышления (Методика диагностики развитости пространственного мышления школьников  Л.Пенроуз)

Улучшение результатов ВПР по математике 2022г.

Процентная доля учащихся успешно справившихся         с заданиями геометрического содержания         Всероссийской проверочной работой.

Повышение мотивации детей к обучению

Процентная доля учащихся, принимающих участие в предметных олимпиадах разного уровня.

  1. ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ

 Таблица 3

План мер по минерализации рисков при внедрении и апробации образовательно проекта

Риски

Меры для их минимизации

Незаинтересованность педагогов и учащихся новой формой работы

Распространение идеи использования средств интерактивной образовательной среды; публикации в педагогических сборниках, адресная работа с педагогами.

Нехватка времени на

разработку интерактивных инструментов

Перераспределение времени, расстановка приоритетов, привлечение других специалистов

Ухудшение здоровья детей и взрослых: ослабление зрения, нарушение  осанки.

- Регламентировать время работы, объем информации должен соответствовать возрасту ученика.  

- Выполнение требований СанПиН по освещенности в кабинетах;

- Проведение физкультминуток.

 

  1. СМЕТА ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Таблица 4

Перечень материально – технических средств, приобретённых для реализации индивидуального проекта грантополучателя

Вид оборудования

Количес

тво (шт.)

Стоимость каждого предмета

(руб.)

Общая стоимость

(руб.)

Основание для приобретения

Наглядная математика. Многоугольники (справочные теоретические таблицы по планиметрии)

1

В наличии

В наличии

Организация работы в урочной и внеурочной деятельности по изучению нового материала

Наглядная математика. Многогранники (справочные теоретические таблицы по стереометрии)

1

В наличии

В наличии

Организация работы в урочной и внеурочной деятельности по изучению нового материала

Комплект геометрических тел

1

В наличии

В наличии

Организация работы в внеурочной деятельности по рассмотрению планиметрических элементов геометрического тела

Интерактивная панель LR Touch 120"

1

В наличии

В наличии

Организация работы в урочной и внеурочной деятельности по созданию чертежей, изображению рисунков к задаче, рассмотрению готовых моделей геометрических тел и выполнение 3Д графических изображении

Комплект ноутбуков

25

В наличии

В наличии

Организация работы в урочной и внеурочной деятельности по созданию чертежей, изображению рисунков к задаче, рассмотрению готовых моделей геометрических тел и выполнение 3Д графических изображении

Программы 3D графики: Blender, «GeoGebra» и Google SketchUp.

1

В наличии

В наличии

Организация работы в урочной и внеурочной деятельности по созданию трехмерных изображений

Электронная программа – математика стереометрия 10 – 11 класс. Открытая коллекция

1

39 000

39 000

Организация работы в внеурочной деятельности по рассмотрению планиметрических элементов геометрического тела

Электронная программа интерактивные плакаты. Стереометрия. ПМК. Электронная версия  

1

7 500

7 500

Организация работы в внеурочной деятельности по рассмотрению планиметрических элементов геометрического тела

3D принтер Picaso. Designer x

1

175 000

175 000

Печать 3Д моделей геометрических тел во внеурочной деятельности

Пластик PLA 1,7 REC (рулон по 0,75 кг) (расходный материал для 3Д принтера)

5

12 000

60 000

Печать 3Д моделей геометрических тел во внеурочной деятельности

Многофункциональное устройство (МФУ) HP LaserJel PRO MFP M 132 mw

1

18 500

18 500

Для распечатки заданий, развертки  геометрических тел

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время происходит реформирование образования, а одним из направлений данных реформ выступает введение в образование новых практичных и в меру цифровых методов представления рассматриваемого материала. Проблема развития и формирования пространственного мышления очень не просто актуальна, а требует от педагогов модернизации методики преподавания, в частности геометрии.

Развитие этапов мышления на уроках геометрии начитается с постановки проблемной ситуации, разрешение которой направленно на активную мыслительную деятельность школьников. Геометрия, а в частности стереометрия, имеют большую базу для развития и формирования именно пространственного мышления, так как данный предмет рассматривает положение, свойства и характеристики фигур именно в пространстве [2].

Применение трехмерной графики  при решений задач упрощает этапы решения и приводит к формированию мышления путём работы с фигурой, помещённой в трехмерную систему координат. Так как декартова система координат – это трёхмерное пространство, то школьники без труда выстраивают в воображении какое именно имеет расположение искомое тело и с чего начать решение задачи.  Так же данный метод удобен и с точки зрения процесса вычисления потому, что он переводит геометрические данные условия задачи на алгебраический язык и решение происходит посредством векторной алгебры [3].

Таким образом, геометрия – это предмет, в основе которого лежит база заданий по формированию пространственного мышления, а выполнять их решение для большей наглядности следует посредством координатно-векторного метода.    

На основе проведенного исследования были разработаны программы внеурочной деятельности для 7-9 классов и  элективный курс для 10-11 классов по геометрии.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

  • Повышение интереса к изучению геометрии.
  • Улучшение результатов ВПР по математике 2022г.
  • Методическая копилка уроков математики с использованием средств различного рода визуализации геометрического материала.
  • Повышение сетевого взаимодействия школ города, в рамках проведения интеллектуальной игры по геометрии «Наследие Пифагора».  
  • Создание методической базы по геометрии, направленной на развитие пространственного мышления школьников, повышения интереса к предмету и в целом создание благоприятной образовательной среды с использованием с цифровых интерактивных технологии (Разработанные и апробированные образовательные продукты: программа курса внеурочной деятельности для 7 – 9 классов «Двухмерные тела – часть трехмерного пространства» и программа элективного курса для 10-11 классов «Действительная стереометрия»)

ГЛОССАРИЙ

Абстракция – это мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении от несущественных признаков и свойств [8. c. 29].

Анализ – это мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части, выделение в нём отдельных частей, признаков и свойств [8. c. 25].

Интерактивная образовательная среда- это часть внешнего пространства человека, включающая в себя специально организованные педагогические условия развития личности, системно организованную совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанную с человеком как субъектом образовательного процесса [1]

 Мышление – отображение в сознании человека отличительных особенностей предметов и явлении [8. c. 27].

Образовательная среда- система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении [5].

Пространственное мышление — один из видов познавательной деятельности, направленный на создание условий для развития и формирования представлений об образах в пространстве и ориентирован на разрешение различных практических и теоретических задач стереометрии [8. c. 31].

Синтез – это мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое [8. c. 26].

Сравнение – это сопоставление предметов и явлений с целью найти сходство и различие между ними [8. c. 26].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Василенко, А.В. Особенности формирования восприятия пространства как элемента пространственного мышления у учащихся средней школы [Текст] / А.В. Василенко // Наука и школа. –  2012. - № 2. – С. 12 – 20;
  2. Великасова, Д. А. К вопросу о применении координатно – векторного метода при решении стереометрических задач [Текст] / Д. А. Великасова // Modern Science. – 2019. - № 5. – С. 116 -118;
  3. Великасова, Д. А. К вопросу о развитии пространственного мышления при решении стереометрических задач [Текст] / Д. А. Великасова // Сборник материалов Международной научно – практической конференции. –  2019. - № (15 – 16 февраля). – С. 116 -118;
  4. Вергазова, О. Б. Применение координатно – векторного метода решения стереометрических задач в процессе подготовки к ЕГЭ по математике (профильный уровень) [Текст] / О. Б. Вергазова // Научно – методический электронный журнал Концепт. –  2017. - № 1. – С. 1-10;
  5. Владимиров, И.Ю. Современные теории мышления [Текст] / Я И. Ю. Владимиров, Ю. К. Корнилов, С. Ю. Коровкин М.: Директ-Медиа, 2016. – С.176;
  6. Коник, О. Ю. Формирование пространственного мышления на уроках наглядной геометрии [Текст] / О. Ю. Коник // Проблемы и перспективы развития образования в России. –  2013. - № 21. – С. 31 – 35;
  7. Коногорская, С.А. Возрастные особенности развития пространственного мышления подростков и старших школьников: их взаимосвязь с учебной успеваемостью [Текст] /  С.А. Коногорская // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. –  2014. - № 5. – С.  59-65;
  8. Кравченко, А.И. Психология и педагогика [Текст] / А. И. Кравченко. М.: Проспект, 2017. – С. 400;
  9. Терехова, М. С. Решение задач координатным методом в школьном курсе математики [Текст] / М. С. Терехова, Н. В. Иванчук // 21 ВЕК: Фундаментальная наука и технологии. –  2016. - № 5. – С. 62 - 65;
  10. Шклярский,  Д.О. Избранные задачи и теоремы элементарной математики. Геометрия. Стереометрия для углубленного изучения [Текст] / Д. О. Шклярский, Н. Н. Ченцов, И. М. Яглом. – М.: Физматлит, 2015. – С. 256.

Интернет- ресурсы

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 – ФЗ [Электронный ресурс] //Консультант плюс 1997 – 2017 URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ 
  2. Закон «Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе» 27.06.2013г. № 55-ЗАО [Электронный ресурс] // Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа 2010-2014URL: http://www.yamaledu.org/documents/legislation_yamalo_nenets_autonomous_district 
  3. Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24.07.1998 N 124-ФЗ [Электронный ресурс]// Консультант плюс 1997 – 2019 URL: http://www.consultant.ru 
  4. Программа 3Д моделирования. Blender 3D https://www.blender.org/download/ 
  5. Образовательная математическая платформа «GeoGebra» https://www.geogebra.org/ 
  6. Программа для моделирования относительно простых трёхмерных объектов Google SketchUp https://www.sketchup.com/ 

Приложение 1

Таблица 5.

Реестр затруднений учащихся ЕГЭ по математике 2019 года задании планиметрии и стереометрии

Раздел геометрии

Номер задания

Содержание задания

Доля выпускников, справившихся с заданием в %

Результаты РФ

Результаты ЯНАО

Результаты г. Лабытнанги

Результаты МАОУ СОШ №1 г. Лабытнанги

Профильный уровень

Планиметрия

№14

Умение анализировать условие задачи, выбирать данные, необходимые для решения и выстраивать планиметрический чертеж условия задачи, с развернутым решением

5,2%

2,2%

0%

0%

Стереометрия

№ 16

Умение анализировать условие задачи, выбирать данные, необходимые для решения и выстраивать стереометрический чертеж условия задачи, с развернутым решением

2,7%

1,05%

0%

0%

Базовый уровень

Стереометрия

№ 13

Умение анализировать условие задачи, выбирать данные, необходимые для решения стереометрической задачи

38,4 %

39,28 %

44,12 %

37,22 %

Приложение 2

Таблица 6.

Реестр затруднений учащихся ОГЭ по математике 2017-2019 года задании геометрии, требующих развернутого решения  в ЯНАО

Номер задания

Содержание задания

Доля выпускников, справившихся с заданием в %

Результаты ЯНАО

Результаты г. Лабытнанги

Результаты МАОУ СОШ №1 г. Лабытнанги

2017г

2018г

2019г

2017г

2018г

2019г

2017г

2018г

2019г

№24

Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами

15,10

17,80

10,02

39,30

46,60

11,10

8,03

7,80

4,50

№26

Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами

0,06

2,8

0,45

0

9,50

0,80

0

0

0

Приложение 3

Методика диагностики развитости пространственного мышления школьников

Автор: Л.Пенроуз

Цель: исследовать аналитико-синтетическую деятельность сферы мышления у детей, их умения выделять и строить обобщения понятий. Исследование способности к обобщению и абстрагированию.

Для детей 10-12 лет.

Порядок работы. Испытуемому предъявляют бланк и говорят: "Здесь в каждой строке написано пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится. Его нужно найти и исключить (вычеркнуть)". Скажи, какой из них лишний и как можно назвать остальные три, если их объединить в одну группу".

Исследователь вместе с испытуемым решают и разбирают первое задание. Остальные испытуемый по мере возможности разбирает самостоятельно. Если он испытывает затруднения, исследователь задает ему наводящий вопрос.

Предлагается 10 заданий.

дуб, дерево, ольха, тополь, ясень.

Василий, Фёдор, Иван, Петров, Семён

молоко, сыр, сметана, мясо, простокваша

секунда, час, год, вечер, неделя

горький, горячий, кислый, соленый, сладкий

футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол

темный, светлый, голубой, яркий, тусклый

самолет, пароход, техника, поезд, дирижабль

смелый, храбрый, решительный, злой, отважный

треугольник, отрезок, длина, квадрат, круг

приставка, предлог, суффикс, окончание, корень

дождь, снег, осадки, иней, град

запятая, точка, двоеточие, тире, союз

сложение, умножение, деление, слагаемое, вычитание

круг, квадрат, треугольник, трапеция, прямоугольник

 

Ключ: 1) дерево, 2) Петров, 3) мясо, 4) вечер, 5) горячий, 6) плавание, 7) голубой, 8) техника, 9) злой, 10) длина, 11) предлог, 12) осадки, 13) союз, 14) слагаемое, 15) круг.

Оценка результатов (Шкала для оценки уровня развития операции обобщения):

4 балла – ребенок выполняет все задания, дает обобщающие понятия или называет существенные признаки;

3 балла – ребенок выполняет все задания, затрудняется в подборе обобщающих понятий, в некоторых заданиях требуется направляющая помощь экспериментатора;

2 балла – ребенок выполняет 7 - 10 заданий, не дает обобщающих понятий, требуется направляющая и программирующая помощь экспериментатора;

1 балл – ребенок выполняет от 1 до 6 заданий с помощью экспериментатора, отвечает не по существу;

0 баллов – ребенок не выполняет задание.

Приложение 4

Таблица 7

Результаты обследования учащихся 7 -9 классов  МАОУ СОШ № 1 г. Лабытнанги (Методика диагностики развитости пространственного мышления школьников)

Показатель развития пространственного мышления

Кол-во обучающихся

Уровень развитости

Высокий

Средний

Низкий

7 кл

8 кл

9 кл

7кл

8кл

9кл

7кл

8кл

9кл

7кл

8кл

9кл

Уровень развития образных представлении  

23

20

27

4

5

7

9

8

15

10

7

5

Уровень развития умения анализировать условия задачи

23

20

27

3

4

3

10

6

12

10

10

12

Вывод.

 По итогам диагностики компонентов пространственного мышления школьников 7-9 классов МАОУ СОШ №1 г. Лабытнаги  развитость мышления в части уровня развития образных представлений на высоком уровне находится у 17 % семиклассников, 25% учащихся 8 класса и всего 3 % девятиклассников. Полученные данные говорят о низком качестве развития образных представлений двух и трехмерного пространства.

Уровень развития умения анализировать условия задачи показал более низкие результаты,  в 7 классе составил 13 %, в 8 классе 20 %, а в 9 классе 11 %.

Полученные показатели говорят на прямую о необходимости пересмотра методики работы с геометрическими фигурами.

Приложение 5

Модель по развитию пространственного мышления школьников при обучении геометрии в урочные и внеурочные часы

Модернизация методики преподавания происходит по средствам внедрения в курс геометрии 7-9 классов элементов пространственной геометрии через рассмотрение трехмерных тел. Данный подход направлен на рассмотрение фигур не как абстрактных единиц геометрии, которые находятся в двухмерном пространстве, а как фигур, которые можно поместить в геометрическое тело, преобразовать, рассмотреть под иным углом в действительном трехмерном мире. Ученики не просто рассматривают подобные планиметрические задачи, а уже работают с новыми образами и рассматривают их вариации, возможности преобразования и перестроения классического представления сведений планиметрии.

Таблица 8

Модель изучения геометрии в 7-9 классах

В рамках изучения урока

В рамках рассмотрения внеурочного занятия

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

7 класс

1

Прямая и отрезок. Луч и угол

1

1

Прямые в пространстве. Плоскости пространства

1

2

Сравнение отрезков и углов

1

3

Измерение отрезков. Измерение углов

2

2

Угол между прямыми пространства (пересекающиеся и скрещивающиеся прямые)

1

4

Перпендикулярные прямые

1

3

Перпендикулярность прямых, перпендикулярность прямой и плоскости, перпендикулярность плоскостей

2

5

Решение задач

2

6

Первый признак равенства треугольников

3

4

Тетраэдр. Правильна пирамида Историческая справка.

6

7

Медианы, биссектрисы и высоты треугольника

3

8

Второй и третий признаки равенства треугольников

3

9

Задачи на построение

5

10

Признаки параллельности двух прямых

3

5

Параллельность прямых в пространстве. Параллельность прямой и плоскости. Параллельность плоскостей

4

11

Аксиома параллельных прямых

3

12

Решение задач по теме «Параллельные прямые»

3

13

Сумма углов треугольника

2

6

Произвольная пирамида. Усеченная пирамида

3

14

Соотношения между сторонами и углами треугольника

3

15

Решение задач по теме «Треугольник»

1

16

Прямоугольные треугольники

4

7

Прямоугольная пирамида

5

17

Построение треугольника по трём элементам

2

18

Решение задач по теме «Прямоугольный треугольник»

4

19

Повторение. Решение задач

4

8

Творческая проектная работа

2

8 – 9 класс

20

Многоугольники

2

9

Моделирование многоугольников окружающей действительности

1

21

Параллелограмм и трапеция

6

10

Параллелепипед. Четырех угольная призма

3

22

Прямоугольник, ромб, квадрат

4

11

Правильная четырехугольная призма. Куб

2

23

Решение задач по теме «Четырёхугольники»

2

12

Моделирование и представление геометрического тела образующими плоскостями которого выступают четырехугольники

1

24

Площадь многоугольника

2

13

Площадь поверхности куба

1

25

Площади параллелограмма, треугольника и трапеции

6

14

Площадь поверхности параллелепипеда

2

26

Теорема Пифагора

3

15

Площадь поверхности тетраэдра и пирамиды

3

27

Решение задач

3

16

Конструирование и расчёт величин элементов модели геометрического тела по заранее дынным величинам площади

1

28

Определение подобных треугольников

2

17

Решение задании стереометрии по теме «Пирамида» на основе подобия треугольников

7

29

Признаки подобия треугольников

6

30

Применение подобия к доказательству теорем и решению задач

7

31

Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника

4

18

Решение задании стереометрии по теме «Прямоугольная пирамида» из КИМ ЕГЭ профильной математики задания №8

3

32

Касательная к окружности

3

19

Тела вращения

1

33

Центральные и вписанные углы

4

20

Цилиндр. Конус

2

34

Четыре замечательные точки треугольника

3

21

Взаимное расположение цилиндра и треугольной призмы

4

35

Вписанная и описанная окружности

4

36

Решение задач по теме «Окружность»

3

22

Создание макета взаимное расположение цилиндра и треугольной призмы

1

37

Повторение. Решение задач

4

23

Защита творческой разработки. Геометрия пространства мой комнаты

2

Всего часов

210

Всего часов

105

Приложение 6

Таблица 9

Модель образовательной среды в кабинете геометрии

Оборудование

Назначение оборудования

Компьютер учителя

Инструмент создания уроков и занятий, его проведения, заполнения оценок.

Интерактивная панель

Организация фронтальной работы. Работа с изображения геометрических тел и фигур

Ноутбук или личные мобильные устройства (телефоны, планшеты)

Помогают         организовать         индивидуальную         работу, дистанционную работу

Школьный сайт

Коммуникативный инструмент для администрации, педагогов, учеников, родителей, средство отражения ежедневной жизни школы.

Сетевой город

Интегрированная комплексная система, автоматизирующая всю деятельность ОУ. Обеспечивает активное участие в учебном процессе не только сотрудников,учащихся, но и родителей.

Образовательные платформы

Учи.Ру, Якласс, РЕШ - содержат теоретический блок, домашние, проверочные работы. Возможность составления проверочной работы или использования готовой.  

Программы 3D графики

Blender, «GeoGebra», Google SketchUp - созданию трехмерных изображений

Интерактивные плакаты

Электронная программа интерактивные плакаты. Стереометрия. ПМК. Электронная версия, Электронная программа – математика стереометрия 10 – 11 класс. Открытая коллекция - содержат теоретический блок

3D принтер Picaso. Designer x

Изготовление геометрических мокетов

Многофункциональное устройство (МФУ) HP LaserJel PRO MFP M 132 mw

Изготовление развертки  геометрических тел для занятий во внеурочное время

Приложение 7

Технологическая карта внеурочного занятия по геометрии 7 класс

1. Формальная часть технологической карты урока

Тема

«Правильная пирамида»

Цель

Обобщение знаний школьников о равностороннем и равнобедренном треугольнике, рассмотрение данных треугольников в качестве элементов геометрических тел пространства и знакомство с практическим применением пирамиды

Задачи

Образовательные:

  • изучить особенности пирамиды как геометрического тела, научить  называть элементы пирамиды: основание, боковые грани, вершина, боковые рёбра, высота пирамиды, высота боковой грани;
  • закрепить знания о пирамиде посредством решения задачи
  • расширить знания учащихся о треугольнике;

Развивающие:

  • продолжить развитие пространственного мышления ;
  • продолжить формирование умения осуществлять самоконтроль в процессе самостоятельной работы;
  • продолжить формирование  и развитие графической культуры;
  • продолжить развитие обструкционных представлений ;
  • способствовать развитию внимания  при работе с фигурами;
  • продолжить формирование грамотности речи при ответе на поставленный вопрос;

Воспитательные:

  • способствовать формированию культуры умственного туда;
  • воспитать грамотность и аккуратность при самостоятельной работе и работе в группе;
  • способствовать формированию культуры общения при работе в коллективе;
  • создать условия для воспитания дисциплинированности при ответе.

Формирование УУД

1. Предметные результаты:

  • ученик узнает: понятие правильная пирамиды;
  • ученик поймет:  принцип построения пирамиды
  • ученик научится: созывать модель трехмерного тела
  • ученик получит опыт: работы с новым геометрическим телом.  

2. Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • формулировать учебные задачи;
  • адекватно воспринимать оценку своей работы;
  • овладевать приемами контроля и самоконтроля

Познавательные УУД:

  • воспринимать смысл текста, выделять информацию из     услышанного в соответствии с учебной задачей;
  • выделять следствия из известных положений

Коммуникативные УУД:

  • уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
  • совершенствовать навыки работы в классном коллективе;
  • слушать и понимать речь других

3. Личностные результаты:

  • определять правила работы в классе;
  • устанавливать связь между целью деятельности и её результатом

Основные понятия, свойства, правила, теоремы, алгоритмы

Правильная пирамида, апофема, равнобедренный треугольник, равносторонние треугольник, правильный многоугольник

Формы организации учебной деятельности

Коллективная; работа у доски; самостоятельная работа (в группах и индивидуально за компьютером) - 7 минут;

Методы обучения

Рассказ, беседа, групповая работа, индивидуальная работа, решение заданий у доски и самостоятельно

Средства обучения

комплект ноутбуков, интерактивная доска, флипчарт, инструменты по геометрии, геометрические тела, презентация, раздаточный материал, инструкции для учеников

2. Содержательная часть технологической карты урока

Этап занятия, цель этапа

Формирование компонентов мышления

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Организационный этап (этап мотивации)

Цель: Подготовка к началу занятия, даёт установку на продуктивную деятельность

Учитель готовится к занятию

 

Подготовка обучающихся к уроку  

2.Актуализация опорных знаний с попыткой решить проблемную задачу, опираясь лишь на уже известную информацию

Цель: Обобщить ранее изученный материал для дальнейшего расширения знаний

Работа с готовым геометрическим телом, создание условии для анализа геометрической среды и образности мышления

- Что расположено у меня на столе, каким словом можно объединить все это?

- Какое из них вы знаете уже?

На столе учителя расположены следующие многогранники тетраэдре и пирамида.

- Чем геометрического тела отличаются?

- Все верно. Тетраэдре – одна из разновидностей пирамиды.

- Наверное Вы уже поняли, что мы сегодня познакомимся с понятием пирамида и ее элементами, научимся изображать пирамиду и распознавать ее среди других тел. Тема занятия «Правильная пирамида»

- Геометрические тела, пирамиды.

-  Тетраэдр (четырёхгранник) — многогранник, гранями которого являются четыре треугольника (от греческого tetra — четыре и hedra — грань)

- В основании разные многогранники

3. Постановка учебной проблемы, формулирование цели занятия  и планирование предстоящей деятельности

Цель: Научится формулировать цель своего обучения и через планируемую деятельность ее достигать

Условия разлития логичности рассуждений и мыслительных операции

- Эпиграфом к сегодняшнему занятию  является одна арабских пословиц. Давайте её прочитаем.

 Все на свете страшится времени,

 А время страшится пирамид …

- Ребята как Вы множите её истолковать? Что имели ввиду арабские мудрецы? И на что Вас наталкивает эта фраза?

- Ребята, а на какой вопрос хотели бы вы сегодня услышать ответ?  

-Хорошо, мы сегодня попробуем попытается разгадать тайну седьмого чуда света.  

- Возможно они говорили так о загадочности и таинственности происхождения пирамиды.

- Какие бывают пирамиды, чем они отличаются от других фигур, как нужно их строить и где они применяются.

 

4. Усвоение новых знаний (этап осмысления)

Цель: Получить представления о нахождении площади трапеций

Моделирование пирамиды по готовых развёрткам, изображение пирамид в тетради, построение пирамиды в программе 3Д графики – условия создания необходимых условии для не только формирования компонентов пространственного мышления, но конструирование целостной образовательной среды существования трехмерного тела в пространстве и на плоскости

- Термин «пирамида» заимствован из греческого «пирамис» или «пирамидос». Греки  в свою очередь позаимствовали это слово из египетского языка. В папирусе Ахмеса встречается слово «пирамис»  в смысле ребра правильной пирамиды. Другие считают, что термин берет своё начало от формы хлебцев в Древней Греции («пирос» - рожь).

В связи с тем, что форма пламени напоминает образ пирамиды, некоторые ученые считали, что термин происходит от греческого слова «пир» - огонь. В Древнем Египте гробницы фараонов имели форму пирамид.

- Какя самая известная из пирамид?

- Пирами́да Хео́пса (Хуфу) — крупнейшая из египетских пирамид, единственное из «Семи чудес света», сохранившееся до наших дней. Предполагается, что строительство, продолжавшееся двадцать лет, закончилось около 2540 года до н. э. Известны десятки египетских пирамид. На плато Гиза самые крупные из них — пирамиды Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и Микерина (Менкаура). (слайд)

- Но это лишь часть знаний от пирамиде, я предлагаю вам поближе познакомится с пирамидой, для этого нам необходимо поделиться на 3-и группы.

1-я подгруппа – историки, вы рассматриваете вопрос становления и развития научного знания о пирамиде в истории человечества (теоретический материал по теме в форме презентации).

2-я подгруппа – теоретики, вам необходимо рассмотреть пирамиду как с геометрическое тело  (теоретический материал по теме в форме презентации)

3-я подгруппа – практики, вы изучите пирамиду с точки зрения её моделирования.

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0e45/000c7ddc-f2c97851/hello_html_51633dda.jpg

- Время работы 5 минут, время представления материала до 3 минут с вопросами.

- В процессе представления результатов, необходимо внимательно слушать и по итогам выступления подгруппы, необходимо оценить её работу по пятибальной шкале, учитывая, грамотность изложения, верность ответа и аргументированность представленной информации.

- Ребята, всё о чем вы сегодня узнали и поделились с одноклассниками, я для удобства сформировала в таблицу, представляющую собой опорную схему -конспект, каждый из Вас её получит и обязательно вложит в тетрадь, для того, чтобы у вас всегда была возможность вернуться к учебному материалу, при возникновении такой необходимости.

- Мы на немного, но все же стали ближе к загадочной фигуре. А теперь давайте ее изобразим в тетради, предлагаю изобразить именно пирамиду Хеопса.

- Но не всегда удобно строить трёхмерное тело на плоскости двухмерной рабочей тетради и я вам сегодня предлагаю поработать с интересной интерактивной программой.

- Данное ПО имеет алгебраическую, планиметрическую и стереометрическую основу. Мы выбираем 3Д поле.

Инструкция по построению  индивидуально раздается каждому ученику

Учитель строит на интерактивной доске.

- Пирамида Хеопса.

Ребята первой подгруппы выступают, а вторая и третья оценивает, в оценочный лист ставится средний арифметический бал и наоборот.

Класс выстраивает пирамиду и делает записи.

Каждый ученик садится за компьютер и у него запускается программа GeoGebra.

Ученики выполняют построения по инструкции.

5. Закрепление знаний

Цель: Достижение ранее поставленной цели 

Самостоятельный анализ условия задачи и  моделирование рисунка к решению задачи – формирование пространственных представлении  

 - Данная тема встречается  в контрольно- измерительных материалах ЕГЭ профильной математики  - задание №8. (На экране скриншот  задачи с сайта РЕШУЕГЭ)

В правильной четырехугольной пирамиде https://ege.sdamgia.ru/formula/47/47a5be4b665b453f634b35cb50a9c6efp.png точка https://ege.sdamgia.ru/formula/f1/f186217753c37b9b9f958d906208506ep.png – центр основания, https://ege.sdamgia.ru/formula/5d/5dbc98dcc983a70728bd082d1a47546ep.png – вершина, https://ege.sdamgia.ru/formula/90/90128f39f47dfc2bf16308129a05bef5p.pnghttps://ege.sdamgia.ru/formula/f3/f3e3f86766e505f88867d20004b0c9b3p.png Найдите боковое ребро https://ege.sdamgia.ru/formula/c0/c04fe9a6b97a1a3b05543c426b63b4efp.png 

https://ege.sdamgia.ru/get_file?id=29561&png=1

Учитель проверяет правильность выполнения задачи.

Обучающиеся решают задачу программе GeoGebra самостоятельно

Решение.

В правильной пирамиде вершина проецируется в центр основания, следовательно, является высотой пирамиды. тогда по теореме Пифагора 

Ответ: 17.

Проверка. Представление результатов решения задачи.

Обсуждение вопроса, какое место занимает новое знание в общей системе знаний, каковы возможности его практического применения.

6. Инструктаж по домашнему заданию

Цель: Объяснить учащимся, что необходимо  выполнить дома для закрепления изученного материала  и подготовки к следующему занятию  

Ребята, я предлагаю дома Вам решить дома следующую задачу.  Задание непосредственно связано с бытовыми условиями существования человека, и ситуации по необходимости решения пробной задачи рано или поздно могут возникнуть и у вас.

Учитель определяет форму представления обучающимися выполненного домашнего задания.

Обучающиеся слушают инструкции учителя, записывают д/з.

7. Подведение итогов урока и рефлексия

Цель: Выявить достигнута ли цель,  поставленная в начале

Формируем и закрепляем целостность сведении о треугольнике в пространстве – условия развития и формирования расположения фигуры в нескольких  пространствах

 -  Ребята что такое правильная пирамида?

-Что такое правильный многоугольник? Приведите примеры

- Сегодня мы с вами рассмотрели равнобедренный и равносторонний треугольник совершенно с иной стороны, поместив его в геометрическое тело, тем самым рассмотрев треугольник не в привычном двухмерном расположений, а уже в пространственной визуальной среде.

 - Давайте оценим сегодняшний урок, у каждого из Вас есть пирамиды трех цветов. Зеленая пирамида говорит о том, что урок прошел для Вас плодотворно, в течение урока вам всё было понятно; жёлтая свидетельствует о некоторых затруднениях при изучении нового материала; красная пирамида скажет о серьёзных затруднениях при изучении теоретического и практического материала сегодняшнего занятия.  

Учитель оценивает результаты  рефлексии. Делает выводы.

- Ребята спасибо за занятие , Все на свете страшится времени, но Вы, я думаю, не будите  страшится пирамид …

- Правильная пирамида – многогранник, в основании которого лежит правильный многоугольник, а в качестве боковых граней выступают равнобедренные треугольники.

- Правильный многоугольник – многоугольник стороны которого равны и углы при смежных сторонах так же равны между собой. Примеры – квадрат, равносторонний треугольник.

Обучающиеся проводят рефлексию.

Приложение 8

Рабочая программа внеурочного курса по геометрии «Двухмерные тела – часть трехмерного пространства» для 7-9 классов

Аннотация к рабочей программе элективного курса «Двухмерные тела – часть трехмерного пространства»

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 7-9 класса (уровень основного общего образования) разработана с учётом требований и положений, изложенных в следующих документах:

  •  Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ; http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования; http://base.garant.ru/55170507/
  • Примерная программа основного общего образования по геометрии;

https://cloud.mail.ru/public/43Hr/3FNtb4JHS 

  • Геометрия: Сборник рабочих программ. 7—9 классы : пособие для учителей общеобразов. организаций / [сост. Т. А. Бурмистрова]. — 2-е изд., дораб. — М. : Просвещение, 2014.  https://cloud.mail.ru/public/2myw/rbf5pkfXz 

Цель курса:

1. Расширение и углубление знаний учащихся по геометрии.

2. Интеллектуальное развитие учащихся, формирование различных видов мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе.

3. На основе коррекции базовых математических знаний учащихся совершенствовать математическую культуру и творческие способности учащихся.

4. Оказание индивидуальной и систематической помощи выпускнику при систематизации, обобщении и повторении курса геометрии.

 5. Расширение теоретических понятий, углубление знаний, освоение избранной направленности на современном уровне.

 6. Развитие интереса учащихся к стереометрии.

Задачи:

1. Развить и укрепить имеющиеся навыки, освоить ранее неизвестные учащимся приёмы и методы решения различного типа задач.

 2. Вызвать интерес к изучению предмета.

3. Развивать исследовательскую деятельность учащихся.

4. Создание условий для самообразования, что в последствии необходимо для формирования у обучающихся умений и навыков самостоятельной работы, а так же самоконтроля своих достижений.

5. Формирование пространственного воображения, направленного на развитие умения представлять геометрические тела как объекты реального мира.  

6. Знакомство учащихся с нестандартными подходами к решению многих  геометрических задач.

Курс позволит учащимся усвоить основные понятия, термины, законы и закономерности геометрии, подготовиться к ОГЭ по математике и заложит ключевые понятия стереометрии, что в свою очередь создаст условия для дальнейшего продуктивного изучения геометрии, с целью прохождения процедуры ЕГЭ требующей повышенной математической подготовки.

Программа элективного учебного предмета «Живая геометрия» предназначена для учащихся 7-9 классов и рассчитана на 1 час в неделю. Всего за три года обучения программой предусмотрено 104 часов (35 часов в 7, 8 и 34 часа в 9 классах).  Срок реализации программы всего курса – 3 года.

Ссылка на облачную систему с размещением полного курса рабочей программы https://cloud.mail.ru/public/4xwu/2z5CrnzU9

Приложение 9

Аннотация

к рабочей программе элективного курса «Действительная стереометрия»

Уровень среднего общего образования

Рабочая программа по элективному курсу «Действительная стереометрия» для 10-11 класса (уровень среднего общего образования) разработана с учётом требований и положений, изложенных в следующих документах:

-  Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

- Федеральный государственный стандарт среднего общего образования (утверждён Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413), зарегистрирован в Минюсте России 07.06.2012 N 24480,  с изменениями от  14.03.2015  (приказ  МИНОБРНАУКИ РОССИИ от 31.12.2015 № 1578, регистрационный № 41020 от 09.02.2016);  от 21.08.2017  (приказ  МИНОБРНАУКИ РОССИИ от 29.06.2017 № 613, регистрационный № 47532 от 26.07.2017).

Цель курса:

1. Расширение и углубление знаний учащихся по геометрии.

2. Интеллектуальное развитие учащихся, формирование различных видов мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе.

3. На основе коррекции базовых математических знаний учащихся совершенствовать математическую культуру и творческие способности учащихся.

4. Оказание индивидуальной и систематической помощи выпускнику при систематизации, обобщении и повторении курса геометрии.

 5. Расширение теоретических понятий, углубление знаний, освоение избранной направленности на современном уровне.

 6. Развитие интереса учащихся к стереометрии.

Задачи:

1. Развить и укрепить имеющиеся навыки, освоить ранее неизвестные учащимся приёмы и методы решения различного типа задач.

 2. Вызвать интерес к изучению предмета.

3. Развивать исследовательскую деятельность учащихся.

4. Создание условий для самообразования, что в последствии необходимо для формирования у обучающихся умений и навыков самостоятельной работы, а так же самоконтроля своих достижений.

5. Формирование пространственного воображения, направленного на развитие умения представлять геометрические тела как объекты реального мира.  

6. Знакомство учащихся с нестандартными подходами к решению многих  геометрических задач.

Курс позволит учащимся усвоить основные понятия, термины, законы и закономерности геометрии и стереометрии, подготовиться к ЕГЭ по математике на углублённом уровне,  поможет выбору профессии, требующей повышенной математической подготовки.

Программа элективного учебного предмета «Действительная стереометрия» предназначена для учащихся 10-11 класса, выбравших профиль естественно-математической и естественнонаучной направленности и рассчитана на 1 час в неделю. Всего за два года обучения программой предусмотрено 69 часов (35 часов в 10 классе и 34 часа в 11 классе).  Срок реализации программы всего курса – 2 года.

Ссылка на облачную систему с размещением полного курса рабочей программы https://cloud.mail.ru/public/ytHc/5LnwRMKSf


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЛАБЫТНАНГИ» МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 » ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР В ДВУХМЕРНОМ И ТРЁХМЕРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ 7-9 КЛАССОВ И ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ДЛЯ 10-11 КЛАССОВ ВЕЛИКАСОВА ДАРЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА, УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ МАОУ СОШ № 1 города ЛАБЫТНАНГИ

Слайд 2

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА Реестр затруднений обучающихся по математике в рамках ОГЭ 2017-2019 годов по степени выполнения заданий по геометрии, требующих развернутого решения в ЯНАО Номер задания Доля выпускников, справившихся с заданием в % Результаты РФ Результаты ЯНАО Результаты г. Лабытнанги 2017г. 2018г. 2019 г. 2017г. 2018г. 2019г. 2017г. 2018г. 2019г № 24 15,10 17,80 10,02 39,30 46,60 11,10 8,03 7,80 4,05 № 26 0,06 2,80 0,45 0,00 9,50 0,80 0, 00 0, 00 0,00

Слайд 3

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА Реестр затруднений обучающихся по математике в рамках ЕГЭ 2019 года по степени выполнения заданий по планиметрии и стереометрии Номер задания Доля выпускников, справившихся с заданием в % Результаты РФ Результаты ЯНАО Результаты г. Лабытнанги Результаты МАОУ СОШ №1 г. Лабытнанги Профильный уровень №14 5,20 2,20 0, 00 0, 00 №16 2,70 1,05 0, 00 0, 00 Базовый уровень №13 38,40 39,28 44,12 37,22

Слайд 4

Цель: создать условия для формирования пространственного мышления школьников посредством визуализации геометрических фигур в двухмерном и трёхмерном пространстве Задачи: изучить психолого-педагогическую, предметную и методическую литературу по теме исследования; п роанализировать результаты ОГЭ и ЕГЭ по математике на предмет результативности выполнения геометрических задач; провести диагностику уровня сформированности пространственного мышления обучающихся на основе реестров затруднений обучающихся по результатам независимых мониторингов; разработать программу курса внеурочной деятельности для 7-9 классов и программу элективного курса для 10-11 классов по геометрии, направленных на развитие пространственного мышления школьников; а пробировать разработанные программы; п ровести мониторинг сформированности развития пространственного мышления школьников и при необходимости скорректировать методы и формы работы с учётом выявленных в ходе апробации программ недостатков; о бобщить опыт работы на заседании педагогического совета, разместить методические материалы на персональном сайте, транслировать опыт на сайтах педагогических сообществ. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Слайд 5

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Объект исследования – процесс формирования пространственного мышления школьников при изучении геометрии Предмет исследования – необходимые условия для развития пространственного мышления школьников при изучении геометрии посредством внедрения различных видов визуализации материала. Гипотеза: е сли включить в образовательный процесс различного рода визуализацию геометрического материала, то создадутся благоприятные условия для формирования и развития пространственного мышления школьников при решении геометрических задач.

Слайд 6

ОБОРУДОВАНИЕ 3D принтер Picaso . Designer x - организация работы в рамках урочной и внеурочной деятельности по созданию трехмерных изображений. Электронная программа – Математика. Стереометрия. 10 – 11 класс. Открытая коллекция - организация работы по рассмотрению планиметрических элементов геометрического тела. Электронная программа. И нтерактивные плакаты. Стереометрия. ПМК. Электронная версия - организация исследования геометрического тела.

Слайд 7

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Разработанные и апробированные образовательные продукты: 1.1. Программа курса внеурочной деятельности для 7 – 9 классов «Двухмерные тела – часть трехмерного пространства» , целью которой выступает создание условий для формирования пространственного мышления школьников посредством демонстрации двухмерных тел как составных элементов стереометрической фигуры. 1.2. Программа элективного курса для 10-11 классов «Действительная стереометрия» , целью которой выступает интеллектуальное развитие учащихся, формирование различных видов мышления, необходимых в повседневной жизни. 2. Повышение уровня развития пространственного мышления школьников. 3. Повышение качества математического образования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект учителя физики Макаровой Татьяны Николаевны «Формирование универсальных учебных действий при обучении физике через активные педагогические технологии»

Тема проекта: «  Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения физике через активные педагогические технологии» Объект исследования: Процесс обучения физике в 7-11 кла...

Тема педагогического проекта: «Роль современных педагогических технологий в формировании положительной мотивации к изучению математики»

Наряду с подготовкой учащихся, которые в дальнейшем станут профессиональными пользователями математики, важнейшей задачей обучения становится обеспечение некоторого гарантированного уровня математичес...

Педагогический проект "«Роль современных педагогических технологий в формировании положительной мотивации к изучению биологии»"

В результате накопления собственного педагогического опыта, обучения на курсах повышения квалификации, знакомства с опытом коллег-учителей, чтения и осмысления современной педагогической и естественно...

Педагогический проект "Роль современных педагогических технологий в формировании положительной мотивации к изучению математики"

Проект описывает систему работы учителя математики по повышению положительной мотивации к преедмету. В проекте описаны используемые технологии, результаты педпроекта....

Статья по теме: Педагогический проект. Метод проекта в образовательном процессе: Международный школьный проект в рамках подготовки к устному экзамену на немецкий языковой диплом.

Эта статья может вызвать интерес у учителей немецкого языка, а также у учащихся, изучающих немецкий язык. В проекте принимали учащиеся 10 а класса нашей школы ГБОУ СОШ № 481. Тема проекта - &quo...

Педагогический проект на тему «Организационно-педагогические условия функционирования педагогической технологии исследования по математике»

Цель представленного проекта: обоснование и проверка исследовательской деятельности в  образовании как средства развития  интеллектуальных, творческих способностей учащихся, поддержка научно...

Педагогический проект "Музейная программа «Педагогическое наследие» как средство развития профессиональной мотивации студентов Нижнекамского педагогического колледжа".

Педагогический проект "Музейная программа «Педагогическое наследие» как средство развития профессиональной мотивации студентов Нижнекамского педагогического колледжа"....