План работы по теме самообразования на 2020-2021 год
учебно-методический материал

Федорова Анастасия Сергеевна

 «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности».

 

В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса). Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Не менее важно, что театрализованные игры развивают эмоциональную сферу, заставляют его сочувствовать персонажам. Таким образом, данная тема «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» на сегодняшний день является актуальной.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_raboty_po_teme_samoobrazovaniya_2020.docx28.79 КБ

Предварительный просмотр:

План работы по теме самообразования.

Составила: А.С. Федорова,

воспитатель высшей квалификационной категории.  

Год: 2020- 2021 г.

Проблема: 

 Умение общаться с другими людьми, действовать совместно с ними, познавать новое, по-своему видеть и понимать жизнь –это и ещё многое другое несёт в себе дошкольное детство. Развитая речь - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей.

Речь является одной из основных линий развития ребёнка среднего возраста. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также оказывает огромную услугу в познании мира.

Но, к сожалению, сейчас, современные дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. Лучшим другом ребенка стал телевизор или компьютер, а любимым занятием – просмотр мультфильмов или компьютерные игры.

Причин возникновения проблем в общении у детей дошкольного возраста может быть несколько. Это - и высокая тревожность, слабая социальная рефлексия, неудовлетворенная потребность в общении, низкий социальный статус ребенка, недостаточное развитие эмоциональной сферы.

Чтобы помочь таким детям, необходимо как можно раньше планомерно и целенаправленно вести работу по формированию у них коммуникативных навыков. В связи с тем, что игра в дошкольном возрасте – ведущий вид деятельности, театрализованные игры становятся важным инструментом формирования коммуникативной компетентности - способности ребенка строить свое языковое общение с другими людьми.

Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.

         В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса). Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Не менее важно, что театрализованные игры развивают эмоциональную сферу, заставляют его сочувствовать персонажам. Таким образом, данная тема «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» на сегодняшний день является актуальной.

Тема: «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» 

Цели работы по самообразованию:

  • Приобретение новых теоретических знаний по теме самообразования; повышение уровня профессиональной компетентности.
  • Создание условий творческой активности у детей посредствам театрализованной деятельности, способствующей развитию речи.

Задачи самообразования:

- повысить педагогическую компетентность путем изучения методической литературы по данному направлению;

- сделать анализ программно-методических материалов по теме самообразования;

- определить содержание методов, технологий эффективного использования театрализованной деятельности для развития речи дошкольников;

- пополнить предметно-развивающую среду для применения инновационных и развивающих технологий речевого развития средствами театрализованной деятельности;

- оптимизировать работу с родителями по вопросу приобщения родителей к совместной театрализованной деятельности.

- разработать дополнительную общеразвивающую программу дополнительного образования « Театральный сундучок».

Месяц

Изучение методической литературы/ интернет статей, публикаций (название, автор, год издания; ссылка на интернет источник)

Работа с детьми, создание развивающей среды

Работа с педагогами (мастер – классы, консультации, открытые показы, выступление на семинарах)

Взаимодействие с родителями ( родительские встречи, открытые мероприятия консультации и т.д.)

Методическая копилка (картотеки, дидактические материалы, обобщение опыта)

Форма завершения самообразования (отчет, итоговый продукт)

Сентябрь – ноябрь 2020 г.

Литература:

1. Алексеева М. М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. М., 1998.

2. Артемова Л.В. Театрализованные игры. «Мозаика – синтез» 2010.

5. Ершова А.Е. Уроки театра. М., 2003

3.Шиян О.А. Развитие творческого мышления. М., 2012.

4. Н.Ф. Сорокина «Играем в кукольный 

театр»: пособие для воспитателей, педагогов и музыкальных руководителей детских садов. – М.: АРКТИ, 1999. – 160 с.

5. А.В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду». Для занятий с детьми 4-5 лет /Под ред. О.Ф Горбуновой. – М.: МАЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. – 128 с.

6.М.Д. Маханева «Театрализованные занятия в детском саду» Пособие для работников ДОУ.- М: Сфера 2001.

Проведение диагностик (начальная), тестов с детьми. Получение результатов и их апробация. Выявление уровня развития речи у детей среднего дошкольного возраста.

Создание театрализованного уголка (ширмы, различные виды театра)

Образовательная деятельность с детьми по данному направлению:

 - совместная деятельность педагога и детей;

- самостоятельная деятельность детей;

- занятия по дополнительной общеразвивающей программе дополнительного образования «Театральный сундучок»

- просмотр спектаклей в рамках доп услуги «Театральный сундучок»

1. «Что такое театр»?

2.«Главные волшебники театра: актеры и режиссер (театральная игра «Актер и режиссер»)

3.«Волшебники театра: гример, портной (игры «В мастерской гримера», «В мастерской актера»)

4.Вокальная мимика: игра «В доме моем тишина», упражнение «Незнайка-поэт», «Переклички» 

5.Мимика. Игра «Подбери маску»

6.Жесты. Этюды на выразительность жеста: «Ох, ох, что за гром?» «Самолеты загудели».

7.Пантомимика. Игры «Походка», «Кто я?», «Сказка».

8.Выражение основных эмоций: этюды «Тили-тили, тили-бом», «Баю, баю, бай», «Девочки и мальчики».

9.Сопоставление различных эмоций. Этюды: «На улице две курицы», «Скачет галка».

10.Воспроизведение отдельных черт характера. Этюды: «Лисичка-сестричка», «За деревней я гуляла», «Ехал пан».

11. Доброта и жалость. Игра «Спи, Танюшка», этюд «Добрый мальчик», «Посещение больного».

Анкетирование.

«Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности»

Цель: увидеть точку зрения педагогов по теме исследования, выяснить осуществляется ли педагогами работа с детьми, направленная на развитие речи детей посредством театрализованной деятельности (какие используются методы и приемы).

1.Анкетирование

«Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности»

2. Выступление на родительском собрании по теме самообразования:

 «Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности»

3.Памятки для родителей

«Развитие речи в домашних условиях» (театрализованные игры в  домашних условиях).

4. Беседа «Играете ли вы с ребенком в театр».

5.Наглядная информация «Театрализованная деятельность в детском саду». ( фото детей в деятельности).

6.Консультация.

Тема «Роль театрализованных игр в развитии речи детей среднего дошкольного возраста»

 

 

 

Картотека «Игры на имитацию движений»

 

Картотека «Игры на мышечное напряжение и расслабление».

Картотека «Игры – пантомимы для детей 4-5 лет»

Картотека «Этюды настроения»

Картотека «Стихотворения для обыгрывания по ролям»

 Картотека «Театральные игры для детей 4-5 лет»

Разработка дополнительной общеразвивающей программы дополнительного образования « Театральный сундучок».

 Размещение  картотек с играми на интернет странице https://nsportal.ru/anastasiya-sergeevna-fedorova

Декабрь 2020 – Февраль 2021г.

Внедрение в практику плана работы, в котором отражена работа с детьми, родителями и педагогами детского сада по теме сообразования.

Проведение всех запланированных форм работы с детьми, родителями и педагогами детского сада по теме самообразования.

Прослеживания уровня развития речи у детей среднего возраста посредством театрализованной деятельности (проведение диагностических тестов, методик). Декабрь 2020 –Апрель 2021г.

1. Чтение пьесы Л. Поляк «Репка»

2.Импровизация русской народной сказки «Репка».

3. Репетиция пьесы «Репка».

4. Играем пьесу «Репка». 

5.Игра «Дедушка Молчок».

6.«Заюшкина избушка». Моделирование сказки, разыгрывание ее сюжета.

7. Театральная игра «Ходим кругом».

8.«Теремок». Моделирование сказки, разыгрывание ее сюжета.

9.«Колобок», обыгрывание сказки, составление наглядной модели.

 1. Мастер – класс ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ: «Педагогическая мастерская воспитателя группы по развитию речи детей посредством театрализованной деятельности»

Цель: передача опыта работы по формированию диалогической и монологической речи у детей среднего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении через театрализованную деятельность.

(Декабрь – Январь 2021 г.)

2.Памятка для педагогов (игры, занятия)

«Формы и методы работы с детьми по развитию диалогической и монологической речи».

(Март - Апрель 2021 г.)

1.Мастер – класс для родителей «Театр своими руками». (Декабрь 2020г.)

2.Постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, воспитателей, музыкального руководителя.

(Январь – Февраль 2021г.)

Март – Апрель 2021г.

1.Игра «Ступеньки доброты»

2.«Зимовье зверей», «разыгрывание сказки с кружками; игра «Ступеньки доброты».

3.Сочиняем сказки. 

4.Спектакль «Теремок».

5.Показ

настольного театра «Маша и

медведь» детям младшего

дошкольного возраста.

Деловая игра (в форме театрализованной деятельности).

«Театр – как средство формирования связной речи дошкольника»

Цель: передача опыта работы по формированию связной речи дошкольника в дошкольном образовательном учреждении.

Продуктивная деятельность детей, родителей, воспитателя, музыкального руководителя.

Инсценировка русских народных сказок с участием родителей, детей и музыкального руководителя.

Спектакль «Теремок».

Показ

настольного театра «Маша и

медведь»

Показ

настольного театра «Маша и

медведь» (детьми  средней группы) 

Апрель 2021г.

Май 2021г.

Диагностика детей. Цель: прослеживания уровня развития речи у детей среднего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (проведение диагностических тестов, методик).

Выступление на родительском собрании, озвучивание результатов деятельности.

«Результаты деятельности с детьми, направленной на развитие речи посредством театрализованной деятельности».

Распространение передового педагогического опыта работы.

Презентация. Семинар. Результаты проделанной работы с родителями и детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы МО гуманитарного цикла на 2020-2021 уч.г.

Методическая тема:Профессиональная компетентность педагога как ресурс реализации Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) II поколения....

План работы с одаренными детьми на 2020-2021 учебный год

План работы с одаренными детьми на 2020-2021 учебный год.Цель: содействие выявлению уровня способностей учащихся в математической области, расширение возможностей развития индивидуальных способностей,...

план работы МО учителе- предметников на 2020-2021 учебный год

план работы МО учителе- предметников на 2020-2021 учебный год...

План работы с детьми ОВЗ на 2020– 2021 учебный год

План работы педагога-психолога с обучающимися с ОВЗ на 2020– 2021 учебный год...

План работы РМО учителей математики на 2020-2021 учебный год

Планработы районного методического объединения учителей математики  Кировского района на 2020-2021 учебный год.                        ...

План работы МО учителей английского языка 2020-2021 уч. год

Примерный план работы МО учителей английского языка...

План работы школьного спортивного клуба на 2020-2021 учебный год

Представлен план работы на учебный год...