Статья "Игровые технологии в образовании"
статья

Макарова Маргарита Викторовна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovye_tehnologii_v_obrazovanii.doc196 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые технологии в образовании (на примере преподавания английского языка в школе).

Все уроки, как люди:  и похожи, и разны,

Если к ним приглядеться с различных сторон.

Есть уроки, как светлый и радостный праздник!

Есть другие – как страшный, мучительный сон.

В.Троицкий

Если провести опрос среди дошкольников, хотят ли они пойти в школу, большинство ответят: «Да», но почему-то уже после первого года обучения число желающих ходить в школу резко сокращается. Причин этому может быть много: ранний подъем, обязанности, но одной из главных становится то, что детям скучно. Ведь когда они только собирались идти в школу, они представляли себе нечто увлекательное и интересное, а в реальности, помимо захватывающих рассказов учителей, их ждет зубрежка и монотонное выполнение однотипных упражнений на отработку того или иного навыка. И тут для учителя встает вопрос, как же сделать так, чтобы было интересно? Интересно должно быть не только малышам, но и старшим школьникам. Как сделать так, чтобы подготовка к экзаменам (ГИА и ЕГЭ) не стала однообразным и нудным решением типовых тестовых работ, разбором ошибок, механическим заучиванием лексики, грамматических правил? Даже если эти методы принесут определенный результат, то уж точно отобьют все желание учиться и развиваться в дальнейшем. А одной из главных целей школы и образования является не только обучение, но и развитие желания учиться и саморазвиваться дальше. Мой ответ на эти вопросы - игры, как с первоклассниками, так и с выпускниками.

Игра настолько многофункциональна, оригинальна, уникальна, ее границы настолько обширны и прозрачны, что дать ей какое-либо четкое, лаконичное определение, наверное, просто невозможно. Многие объяснения игры, которыми располагает наука, неточные, неполные, а иногда и просто неверные. Нидерландский философ культуры Йохан Хейзинга так смотрит на эту проблему: «Пожалуй, можно было бы принять одно за другим все перечисленные токования, не впадая при этом в обременительную путаницу понятий. Отсюда следует, что все эти объяснения верны лишь отчасти. Если хоть одно из них было исчерпывающим, оно исключало бы все остальные либо, как высшее единство охватывало их и вбирало в себя».

Игра является предметом изучения различных наук: истории культуры, этнографии, педагогики, психологии и так далее. Предметом специального исследования игры животных и человека впервые были изучены в работах немецкого философа и психолога К.Гросса, который высказал предположение об упражняющей функции игры. Его теория носит название «теории предупреждения». Это положение удачно выразил сторонник этой теории В.Штерн, назвав игру «зарей серьезного инстинкта».

Игра необычайно привлекательна для участников любого возраста. Школьники тратят массу сил, времени, творческой изобретательности на участие в играх, поэтому, став средством педагогики, игра может использовать весь этот потенциал в «конверсионных» целях. То есть, если мы вложим образовательное содержание в игровую оболочку, то сможем решить одну из ключевых проблем педагогики - проблему мотивации учебной деятельности.

Учебник «Психология», автором которого является В.А.Крутецкий, гласит: «Лучший способ организовать внимание подростка связан с умением так организовать учебную деятельность, чтобы у ученика не было ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться на длительное время. Интересное дело, интересный урок способны захватить подростка, и он с увлечением работает весьма продолжительное время, не отвлекаясь. Активная познавательная деятельность - вот что делает урок интересным для подростка, вот что само по себе способствует организации его внимания».

Следовательно, игра учит, и о ней можно говорить как о средстве обучения. В педагогическом процессе игра выступает как метод обучения и воспитания. Г.К.Селевко отмечает: "В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях: в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии; в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); как технология внеклассной работы".

В данной работе я бы хотела осветить использование некоторых игровых техник как фрагмента урока для достижения различных целей (введения, закрепления, контроля).

1. Снап (Snap) является одной из самых популярных игр на уроках иностранного языка с 1 по 11 класс.

Правила. Учитель готовит набор карточек на определенную тему, соответствующую уровню знаний учащихся. В этом наборе есть по 2 карточки с одинаковым изображением. Все карточки делятся между двумя участниками, затем игроки по очереди выкладывают по одной карте, обязательно называя ее. Если карточки одинаковые нужно поскорее крикнуть «Snap!». Кто успел первым - забирает себе обе карточки. Если ошибся - платит штраф карточками. Цель игры – собрать как можно больше карточек.

Применение. Данную технику можно применять на различных этапах обучения, как на стадии закрепления материала, так и контроля, а также повторения.

Пример.Snap.jpg

2. Чепуха (Mad Libs). Это шуточное название произошло от латинского «ad libitum» - как угодно, по желанию, по выбору, что отражает суть этой игры.

Правила. Берется текст (А), из которого удалены некоторые слова. Чаще всего это прилагательные, но могут быть и другие части речи. Затем учащиеся, которые этот текст не видели, получают листок (В) и заполняют его произвольными словами нужной части речи в парах, группах или индивидуально. На следующем этапе учащиеся получают текст А и читают его, подставляя свои слова. У каждой группы получается свой забавный вариант. Потом можно предложить ребятам попробовать восстановить оригинальный текст, т.е. подобрать слова, действительно подходящие по смыслу.

Применение. Я использую данную игру с учащимися 5-11 классов (сложность текста зависит от уровня подготовки) для отработки пройденного материала. Также она актуальна при подготовке к ГИА (задания 27-32) и ЕГЭ (задания 26-31).

Пример.

А. BEAUTY ADVICE

If your skin is (adjective) or ( adjective), you can cure this condition with the following care. Every morning, before washing your (noun), massage it gently with a\an (noun), that has been soaked overnight in a\an (a container) full of warm ( a liquid). Then mix together some (a food) and some ( a food) until the mixture becomes (adjective). Put this onto your (adjective) face for five minutes. Then remove, using a\an (noun) and wash your face with (adjective) water. Do not omit this (adjective) step on your skin will become (adjective). Do this (adverb) every day and you will soon be as (adjective) as (name of a person in the room).

B. BEAUTY ADVICE

adjective………………………………………………………………..

adjective………………………………………………………………..

noun……………………………………………………………………….

noun……………………………………………………………………….

a container…………………………………………………………..

a liquid…………………………………………………………………..

a food………………………………………………………………………

a food………………………………………………………………………

adjective………………………………………………………………….

adjective………………………………………………………………….

noun………………………………………………………………………

adjective………………………………………………………………….

adjective………………………………………………………………….

adjective………………………………………………………………….

adverb……………………………………………………………………

adjective………………………………………………………………….

name of a person in the room…………………………….............

3. ДаНетки (Lateral Thinking Puzzles) – это короткие и небанальные загадки, требующие для своего решения нестандартного мышления и умения посмотреть на вещи с другой стороны.

Правила. Каждая "ДаНетка" состоит из краткого вступления, небольшого описания какой-либо ситуации - часто достаточно необычной ситуации. Услышав эту часть истории, игроки должны задавать ведущему только общие вопросы (т.е. на которые можно ответить только «да», «нет» или «несущественно»), чтобы выяснить, что же произошло и почему ситуация сложилась именно так.

Применение. Данная игра будет отличным способом для отработки и повторения общих вопросов на иностранном языке - в любом времени. Также в процессе игры, скорее всего, появится новая лексика, с которой можно будет продолжить работу в дальнейшем на занятии или что-либо сделать с ней дома (например, попросить учащихся написать свои собственные загадки).

Пример. История: A man is returning from Switzerland by train. If he had been in a non-smoking car he would have died. (услышав историю, учащиеся задают общие вопросы, чтобы разгадать ее полностью, учитель отвечает «да», «нет» или «несущественно»).

Ответ: The man used to be blind - he's returning from an eye operation which restored his sight. He spent all his money on the operation, so when the train (which had no internal lighting) goes through a tunnel, he thinks he's gone blind again and decides to kill himself. But before he could do it, he saw the light of the cigarettes people were smoking and realized he could still see.

20 (5, 10) вопросов (20 (5, 10) questions) является вариантом этой игры и тренирует разные виды вопросов.

Правила. Ребенок получает карточку и никому ее не показывает. Дети по очереди задают вопросы о том, что изображено на картинке. Можно задать не более 20 вопросов.

Применение. Данное упражнение эффективно для отработки временных форм в вопросительных предложениях на протяжении всего процесса обучения, не теряет своей актуальности и при подготовке к ЕГЭ (письменная часть, задание 39, говорение, задание 2).

4. "Бредогенератор" (Nonsense generator) тренирует один из самых главных и  важных навыков  - уметь говорить, пересказывать информацию, рассказывать истории, связно отвечать на вопросы. Навык связной устной беглой речи - ценнейший в современном мире.

Правила. На карточках пишем (рисуем) любые предметы, явления, действия, понятия (по одной теме или по разным): ручка, мороженое, любовь, игра и т.п. Предлагаем учащимся вытянуть карточку. Даем время на размышление (от 30 секунд до 2 минут) и предлагаем говорить про данное слово в течение минуты (30 секунд, 2 минуты, в зависимости от уровня владения языком).

Применение. Данная техника способствует развитию спонтанной речи по любой теме, а также активации словарного запаса, грамматических навыков, развивает фантазию.

Пример.

Бредогенератор.gif

5. Читай, словно ты ... (Read as if you are...). Изначально эта идея появилась во время изучения темы "Чувства и эмоции". Необходимо было произносить слово, изображая данную эмоцию или чувство, потом один ученик изображал чувства, а класс угадывал их. Затем, когда в экзамене появился раздел «Говорение», игра немного трансформировалась.

Правила. На первом комплекте карточек даны слова, описывающие чувства, эмоции. На втором комплекте карточек представлены тексты формата ГИА, ЕГЭ задание 1 раздела  «Говорение». Ученик вытягивает по одной карточке из каждого набора и читает текст (при необходимости с подготовкой), "испытывая" определенное чувство.

Применение. Данное задание актуально при подготовке к ГИА, ЕГЭ (задание 1 раздела «Говорение»), снимает напряженность, разряжает атмосферу, придает разнообразие.

Пример. 

Чувство Love.

Текст Nowadays people can’t imagine their kitchen without a refrigerator. The first refrigerators appeared at the end of the 18th century. They looked different: they were just iceboxes. The refrigerators of the past were just wooden boxes, sometimes lined inside with metal. People put ice into the box and then placed the food inside to keep it cool. The refrigerator, similar to the one that we have now, was produced by General Electric in 1911, in France. It was very expensive. In those days, with the same money you could buy two cars. Today, in developed countries almost every family has enough money to buy a refrigerator for their kitchen. It’s hard to imagine how difficult and uncomfortable our lives would be without a refrigerator.

Эмоция Frustrated.

Текст The carrot is a root vegetable which consists mostly of water and sugar. The carrots that we eat today originated from the wild ones which grew in Europe and Asia. The vegetable tasted sweet and the people began to use it as food. There are two main types of carrots. There are eastern carrots that have dark purple roots and western carrots with orange roots. In fact, orange carrots first appeared in Europe in 1721. Dutch farmers selected orange carrots because orange is the colour of the Dutch Royal Family. Now orange carrots are widely grown all over the world. In modern households carrots are cooked and eaten in different ways. The vegetable is boiled, fried, baked and eaten raw. People also make juice from it.

В данной работе представлены лишь 5 игровых техник, но даже такое небольшое количество способно разнообразить урок, заинтересовать и разрядить обстановку. Конечно же, игры не могут доминировать в образовательном процессе, но разумное и, главное, уместное их использование позволит учителю завоевать авторитет, повысить интерес к предмету и улучшить результаты учащихся. На мой взгляд, в современном образовании уделяется мало внимания игровым методикам.

В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных учебных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям и пр. Иными словами, школа чрезвычайно заинтересована в знании особенностей психического развития каждого конкретного ребенка. И не случайно все в большей степени возрастает роль практических знаний в профессиональной подготовке педагогических кадров. В связи с этим возникает актуальность в разработках игровых технологий для современной школы.

Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Это объясняется, прежде всего, тем, что в игре органически сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным для школьников, и деятельность, благодаря участию которой в процессе обучения усвоение знаний становится более качественным и прочным.

Чуканова Маргарита Викторовна

г.Тула

МБОУ ЦО "Гимназия 11"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕРНЕТА В ОБРАЗОВАНИИ. Доклад на Всероссийской дистанционной научно-практической конференции - вебинар «Интернет Технологии в образовании», г. Чебоксары

Интернет предоставляет огромный простор для работы, отдыха, общения, обмена разнообразной информацией.Как реализуется в социальных сетях и блогах принцип эвристического обучения?Cоциальные сети могут ...

«НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ: ИНФОРМАЦИ-ОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»

Cтремительное развитие информационного общества, распространение мультимедийных и сетевых технологий позволяют расширить возможности использования ИКТ в школе. Современные средства информационных и ко...

«Информационно-коммуникационные технологии в образовании» на уроках технологии

Это презентационный материал, в котором  представлены информационно-коммуникационные технологии, используемые в моей профессиональной педагогической деятельности, как учителя на уроках технологии...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ РАБОТЕ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Цель деятельности педагога, реализующего инклюзивную практику, -создать оптимальные условия для развития потенциала каждого ребёнка с ОВЗ. Для достижения этой цели педагог в своей профессиональнойдеят...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Методики и технологии дополнительного образования детей».

При всем разнообразие программ, методы, формы, средства  должны быть разнообразными и должны учитывать особенности  программы. Метод обучения- это прием, или способ который используется...

Сертификат участника окружной конференции " Инновации в образовании: теория и практика"(ФГОС общего образования)Сертификат участника Международного онлайн-форума для специалистов образования и социально-культурной сферы «Наука и технология в образован.

Сертификат участника окружной конференции " Инновации в образовании: теория и практика"(ФГОС общего образования).Сертификат участника Международного онлайн-форума для специалистов образовани...