Методические материалы
учебно-методический материал
Одним из важнейших стратегических направлений модернизации российского образования является внедрение в учебный процесс средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), обеспечивающих условия для становления образования нового типа, отвечающего потребностям развития и саморазвития личности в новой социокультурной ситуации.
Исторически сложилось так, что именно образование стало одной из первых областей информатизации общества, призванной формировать новую информационную культуру человека – личности, умеющей работать в условиях внедрения информационных технологий, информатизации всех сфер деятельности человека.
Решающая роль в осуществлении информатизации образования принадлежит учителю, в первую очередь, информатики. В настоящее время имеется уже немало педагогических исследований, направленных на разработку отдельных аспектов или компонентов системы подготовки учителей информатики и других специальностей в сфере информатики и использования информационных технологий. Однако практически нет исследований системно, с единых позиций охватывающих основные компоненты профессиональной подготовки будущих учителей в области применения ИКТ в образовательной практике в условиях информатизации образования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике для 7 классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 (далее ФГОС основного общего образования) (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 №1644, от 31.12.2015№1577);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 08.05.2019 г. №233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018г. №345» В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся.
Программа является ключевым компонентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л.Л.Босова, А.Ю. Босова; издательство «Бином. Лаборатория знаний»).
Программа реализуется в объеме 34 часа из расчёта 1час в неделю.
Перечень учебно-методического обеспечения по информатике для 7 классов
- Босова Л. Л. Босова А. Ю. Информатика: учебник для 7 класса (ФГОС). - М.: БИНОМ, 2015.
- Босова Л. Л. Босова А. Ю. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса (ФГОС). – М.: БИНОМ, 2014.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: рабочая тетрадь для 7класса в 2ч: ч.1. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: рабочая тетрадь для 7класса в 2ч: ч.2. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017.
Цели и задачи:
Изучение информатики в 7 классах вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:
- формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики за счет развития представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимания роли информационных процессов в современном мире;
- совершенствованию общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией в процессе систематизации и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и ИКТ; развитию навыков самостоятельной учебной деятельности школьников (учебного проектирования, моделирования, исследовательской деятельности и т.д.);
- воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, воспитанию стремления к продолжению образования и созидательной деятельности с применением средств ИКТ.
Основная задача курса — сформировать готовность учащихся к активной учебной деятельности в информационной образовательной среде школы, к использованию методов информатики в других школьных предметах, подготовить учащихся к итоговой аттестации по предмету за курс основной школы и к продолжению образования в старшей школе.
Планируемые результаты изучения информатики в 7 классе
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения информатики
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
- наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
- понимание роли информационных процессов в современном мире;
- владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
- ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
- развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
- способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
- готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
- способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
- способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
- владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
- владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
- ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиа сообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
- формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
- формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
- развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
- формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
- формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Контроль |
1 | Информация и информационные процессы | 9 | Контрольная работа №1 |
2 | Компьютер как универсальное устройство обработки информации | 7 | Контрольная работа №2 |
3 | Обработка графической информации | 4 | Контрольная работа №3 |
4 | Обработка текстовой информации | 9 | Контрольная работа №4 |
5 | Мультимедиа | 4 | Контрольная работа №5 |
6 | Итоговое повторение | 1 | Итоговая контрольная работа |
ИТОГО | 34 |
Содержание учебного предмета
№ п/п | Наименование раздела | Кол-во часов | Содержание | Планируемые результаты обучения |
1 | Информация и информационные процессы | 9 | Информация. Информационный процесс. Субъективные характеристики информации, зависящие от личности получателя информации и обстоятельств получения информации: важность, своевременность, достоверность, актуальность и т.п. Представление информации. Формы представления информации. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Алфавит, мощность алфавита. Кодирование информации. Универсальность дискретного (цифрового, в том числе двоичного) кодирования. Двоичный алфавит. Двоичный код. Разрядность двоичного кода. Связь длины (разрядности) двоичного кода и количества кодовых комбинаций. Размер (длина) сообщения как мера количества содержащейся в нём информации. Достоинства и недостатки такого подхода. Другие подходы к измерению количества информации. Единицы измерения количества информации. Основные виды информационных процессов: хранение, передача и обработка информации. Примеры информационных процессов в системах различной природы; их роль в современном мире. Хранение информации. Носители информации (бумажные, магнитные, оптические, флэш-память). Качественные и количественные характеристики современных носителей информации: объем информации, хранящейся на носителе; скорости записи и чтения информации. Хранилища информации. Сетевое хранение информации. Передача информации. Источник, информационный канал, приёмник информации. Обработка информации. Обработка, связанная с получением новой информации. Обработка, связанная с изменением формы, но не изменяющая содержание информации. Поиск информации. | Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность:
|
2 | Компьютер как универсальное устройство обработки информации | 7 | Общее описание компьютера. Программный принцип работы компьютера. Основные компоненты персонального компьютера (процессор, оперативная и долговременная память, устройства ввода и вывода информации), их функции и основные характеристики (по состоянию на текущий период времени). Состав и функции программного обеспечения: системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение, системы программирования. Компьютерные вирусы. Антивирусная профилактика. Правовые нормы использования программного обеспечения. Файл. Типы файлов. Каталог (директория). Файловая система. Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые окна, меню). Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме: создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Архивирование и разархивирование. Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера. | Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность:
|
3 | Обработка графической информации | 4 | Формирование изображения на экране монитора. Компьютерное представление цвета. Компьютерная графика (растровая, векторная). Интерфейс графических редакторов. Форматы графических файлов. | Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность:
|
4 | Обработка текстовой информации | 9 | Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ). Технологии создания текстовых документов. Создание, редактирование и форматирование текстовых документов на компьютере Стилевое форматирование. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Гипертекст. Создание ссылок: сноски, оглавления, предметные указатели. Коллективная работа над документом. Примечания. Запись и выделение изменений. Форматирование страниц документа. Ориентация, размеры страницы, величина полей. Нумерация страниц. Колонтитулы. Сохранение документа в различных текстовых форматах. Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода. Компьютерное представление текстовой информации. Кодовые таблицы. Американский стандартный код для обмена информацией, примеры кодирования букв национальных алфавитов. Представление о стандарте Юникод. | Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность:
|
5 | Мультимедиа | 4 | Понятие технологии мультимедиа и области её применения. Звук и видео как составляющие мультимедиа. Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Звуки и видео изображения. Композиция и монтаж. Возможность дискретного представления мультимедийных данных | Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность:
|
6 | Итоговое повторение | 1 | Итоговая Контрольная работа | |
34 ч |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике для 8 классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 (далее ФГОС основного общего образования) (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 №1644, от 31.12.2015№1577);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 08.05.2019 г. №233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018г. №345» В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся.
Программа является ключевым компонентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л.Л.Босова, А.Ю. Босова; издательство «Бином. Лаборатория знаний»).
Программа реализуется в объеме 34 часа из расчёта 1час в неделю.
Перечень учебно-методического обеспечения по информатике для 8 классов
- Босова Л. Л. Босова А. Ю. Информатика: учебник для 8 класса (ФГОС). - М.: БИНОМ, 2018.
- Босова Л. Л. Босова А. Ю. Информатика: рабочая тетрадь для 8 класса (ФГОС). – М.: БИНОМ, 2014.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: рабочая тетрадь для 8класса в 2ч: ч.1. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: рабочая тетрадь для 8класса в 2ч: ч.2. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017.
Цели и задачи:
Изучение информатики в 8 классах вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:
- формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики за счет развития представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимания роли информационных процессов в современном мире;
- совершенствованию общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией в процессе систематизации и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и ИКТ; развитию навыков самостоятельной учебной деятельности школьников (учебного проектирования, моделирования, исследовательской деятельности и т.д.);
- воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, воспитанию стремления к продолжению образования и созидательной деятельности с применением средств ИКТ.
Основная задача курса — сформировать готовность учащихся к активной учебной деятельности в информационной образовательной среде школы, к использованию методов информатики в других школьных предметах, подготовить учащихся к итоговой аттестации по предмету за курс основной школы и к продолжению образования в старшей школе.
Планируемые результаты изучения информатики в 8 классе
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения информатики
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
- наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
- понимание роли информационных процессов в современном мире;
- владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
- ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
- развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
- способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
- готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
- способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
- способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
- владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
- владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
- ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
- формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
- формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
- развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
- формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
- формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Контроль |
1 | Математические основы информатики | 12 | Контрольная работа №1 |
2 | Основы алгоритмизации | 10 | Контрольная работа №2 |
3 | Начала программирования | 11 | Контрольная работа №3 |
4 | Повторение | 1 | Итоговая контрольная работа |
ИТОГО | 34 |
Содержание учебного предмета
№ п/п | Наименование раздела | Кол-во часов | Содержание | Планируемые результаты обучения |
1 | Математические основы информатики | 12 | Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 1024. Перевод небольших целых чисел из двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика. Логика высказываний (элементы алгебры логики). Логические значения, операции (логическое отрицание, логическое умножение, логическое сложение), выражения, таблицы истинности. | Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность:
научиться решать логические задачи путем составления логических выражений и их преобразования с использованием основных свойств логических операций. |
2 | Основы алгоритмизации | 10 | Учебные исполнители Робот, Удвоитель и др. как примеры формальных исполнителей. Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов. Алгоритмический язык – формальный язык для записи алгоритмов. Программа – запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем. Линейные программы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение. Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Алгоритм работы с величинами – план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов. | Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность:
|
3 | Начала программирования | 11 | Язык программирования. Основные правила языка программирования Паскаль: структура программы; правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл). Решение задач по разработке и выполнению программ в среде программирования Паскаль. | Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность:
|
4 | Повторение | 1 | Контрольная работа | |
34 ч |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике для 9 классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 (далее ФГОС основного общего образования) (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 №1644, от 31.12.2015№1577);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 08.05.2019 г. №233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018г. №345» В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся.
Программа является ключевым компонентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л.Л.Босова, А.Ю. Босова; издательство «Бином. Лаборатория знаний»).
Программа реализуется в объеме 34 часа из расчёта 1час в неделю.
Перечень учебно-методического обеспечения по информатике для 9 классов
- Босова Л. Л. Босова А. Ю. Информатика: учебник для 9 класса (ФГОС). - М.: БИНОМ, 2017.
Изучение информатики в 9 классе направлено на достижение следующей целей:
1. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики за счет развития представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимания роли информационных процессов в современном мире;
2. Совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией в процессе систематизации и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и ИКТ; развитию навыков самостоятельной учебной деятельности школьников (учебного проектирования, моделирования, исследовательской деятельности и т. д.);
3. Воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, воспитанию стремления к продолжению образования и созидательной деятельности с применением средств ИКТ.
Основными задачами реализации содержания обучения являются:
1. Сформировать у учащихся умения организации собственной учебной деятельности включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить.
2. Сформировать у учащихся умения и навыки информационного моделирования как основного метода приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель.
3. Сформировать у учащихся широкий спектр умений и навыков: использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения и преобразования и передачи различных видов информации; овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения информатики
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
- наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
- понимание роли информационных процессов в современном мире;
- владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
- ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
- развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
- способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
- готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
- способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
- способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
- владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
- владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
- ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиа сообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
- формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
- формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
- развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
- формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
- формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Контроль |
1 | Введение | 1 | Входная контрольная работа |
2 | Моделирование и формализация | 8 | Контрольная работа №1 |
3 | Основы алгоритмизации и программирования | 8 | Контрольная работа №2 |
4 | Обработка числовой информации в электронных таблицах | 6 | Контрольная работа №3 |
5 | Коммуникационные технологии | 10 | Контрольная работа №4 |
6 | Итоговое повторение | 1 | Итоговая контрольная работа |
ИТОГО | 34 |
Содержание учебного предмета
№ п/п | Наименование раздела | Кол-во часов | Содержание | Планируемые результаты обучения |
1 | Введение | 1 | Повторение общих сведений о системах счисления. Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 1024. Перевод небольших целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика. Компьютерное представление целых чисел. Представление вещественных чисел. Высказывания. Логические операции. Логические выражения. Построение таблиц истинности для логических выражений. Свойства логических операций. Решение логических задач. Логические элементы. | Выпускник научится:
Выпускник получит возможность:
|
2 | Моделирование и формализация | 8 | Модели и моделирование. Понятия натурной и информационной моделей объекта (предмета, процесса или явления). Модели в математике, физике, литературе, биологии и т.д. Использование моделей в практической деятельности. Виды информационных моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертёж, граф, дерево, список и др.) и их назначение. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования. Графы, деревья, списки и их применение при моделировании природных и экономических явлений, при хранении и поиске данных. Компьютерное моделирование. Примеры использования компьютерных моделей при решении практических задач. Реляционные базы данных. Основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей. Поиск, удаление и сортировка данных. | Выпускник научится:
Выпускник получит возможность:
|
3 | Основы алгоритмизации и программирования | 8 | Язык программирования. Основные правила языка программирования Паскаль: структура программы; правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл). Решение задач по разработке и выполнению программ в среде программирования Паскаль. | Выпускник научится:
Выпускник получит возможность научиться:
|
4 | Обработка числовой информации | 6 | Электронные (динамические) таблицы. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Использование формул. Выполнение расчётов. Построение графиков и диаграмм. Понятие о сортировке (упорядочивании) данных. | Выпускник научится:
Ученик получит возможность:
строить диаграммы и графики в электронных таблицах. |
5 | Коммуникационные технологии | 10 | Локальные и глобальные компьютерные сети. Скорость передачи информации. Пропускная способность канала. Интернет. Браузеры. Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция, сайт. Информационные ресурсы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, компьютерные энциклопедии и справочники. Поиск информации в файловой системе, базе данных, Интернете. Информационная безопасность личности, государства, общества. Защита собственной информации от несанкционированного доступа. Базовые представления о правовых и этических аспектах использования компьютерных программ и работы в сети Интернет. | Выпускник научится:
Ученик получит возможность:
|
6 | Итоговое повторение | 1 | Контрольная работа | |
34 ч |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Графические информационные модели»
Учитель: Галсандоржиева Альбина Баиржаргаловна
Класс: 9
Тип урока: комбинированный урок.
Методы и приемы обучения: объяснительно-иллюстративный; словесный (фронтальная беседа); наглядный (демонстрация компьютерной презентации); практический.
Цель: дать четкое объяснение графической информационной модели.
Знания и умения:
- понимать, что карта, чертеж, сема, график – это примеры информационной модели;
- знать определение структуры;
- уметь грамотно объяснить функции графика, схемы, чертежа и карты.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер и проектор
Задачи урока
Обучающие:
- дать представление о графической информационной модели;
- познакомить учащихся с примерами информационных моделей;
- показать наглядно на презентации график, схему, чертеж и карту.
Развивающие:
- развитие умения конспектировать;
- развитие творческих способностей;
- развитие внимания, памяти, мышления;
- развитие познавательных интересов, самоконтроля.
Воспитательные:
- формировать навыки самостоятельности и дисциплинированности;
- воспитание информационной культуры учащихся;
- прививать интерес к предмету;
- воспитание внимательности, усидчивости;
- воспитание аккуратности, дисциплинированности;
- формировать и развивать информационное видение окружающего мира.
План урока
- Организационная часть– 2 мин.
- Повторение пройденной темы – 2 - 3 мин.
- Объяснение новой темы– 12 мин.
- Выполнение практической работы на компьютере - 18 мин.
- Подведение итогов урока и домашнее задание – 5 мин
ХОД УРОКА
Примечание *материал под звездочкой конспектируется учениками
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (2 МИН)
- Приветствие (Здравствуйте ребята, присаживайтесь);
- устно проговариваю план урока;
- тема, число,
- проверяем готовность к уроку.
- ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОЙ ТЕМЫ (2 – 3 МИН)
*Моделирование — это деятельность человека по созданию модели.
Модели позволяют представить в наглядной форме объекты и процессы, недоступные для непосредственного восприятия, имеют важную роль в проектировании и создании различных технических устройств. Рабочая деятельность человека может включать в себя построение моделей. Чаще всего это происходит неосознанно. Человек подстраивает свое поведение под реальную ситуацию. Например, чтобы создать архитектурную композицию, необходимо спроектировать ее – построить модель памятника, дома.
- ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ (12 МИН)
Начинаю объяснение новой темы.
Слайд 3,4
Информационные модели представляют объекты и процессы в образной или знаковой форме.
На протяжении своей истории человечество использовало различные способы и инструменты для создания информационных моделей. Эти способы постоянно совершенствовались. Так, первые информационные модели создавались в форме наскальных рисунков, в настоящее время информационные модели обычно строятся и исследуются с использованием современных компьютерных технологий.
Слайд 5,7
Чертежи и схемы.
Другими знакомыми вам *примерами графических информационных моделей являются чертежи, схемы, графики.
Чертеж должен быть очень точным, на нем указываются все необходимые размеры. Например, чертеж болта нужен для того, чтобы, глядя на него, токарь мог выточить болт на станке. Пример чертежа представлен на слайде.
Слайд 6
Карта как информационная модель
Можно ли назвать информационной моделью карту местности? Можно.
Во-первых, карта описывает конкретную местность, которая является для нее объектом моделирования.
Во-вторых, это графическая информация.
Карта создается с определенной целью: с ее помощью можно добраться до нужного населенного пункта.
На слайде представлена карта (пример).
Т.О. * имеется объект моделирования,
содержится графическая информация
и есть определенная цель.
Слайд 6
График как графическая информационная модель.
Слайд 9
Диаграмма — модель процесса.
Слайд 10, 11, 12,13
Графы. Дерево. Цепь.Цикл
- ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ НА КОМПЬЮТЕРЕ(18 МИН)
После конспекта учащимся предлагаю приступить к выполнению практической работы на тему «Графические информационные модели». Создание графических изображений в среде растрового редактора «Paint». Приложение
- ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (5 МИН)
На этом уроке мы с вами:
- Обобщили ранее известные понятия график, схема, чертеж, карта в понятие графические информационные системы.
- Дали определение понятию структура.
- Попытались построить модель собственной успеваемости по двум различным дисциплинам школьной программы.
- Теперь попробуйте сами дома построить графическую модель, объясняю выполнение домашней работы.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ - ПИСЬМЕННО ВЫПОЛНИТЬ ЗАДАНИЯ. Объясняю выполнения домашней работы.
Тема: Графические информационные модели
1. Постройте графическую модель вашей комнаты, указав на ней расположение всех предметов мебели, окон и дверей. Запишите название построенной модели (карта, план, схема, чертёж, график).
2. Постройте графическую модель (график) Петиной успеваемости за год (по четвертям) для следующих предметов: физика, химия, алгебра, геометрия.
Петины оценки:
физика – 5 4 4 5
химия – 3 4 3 4
алгебра – 4 4 3 4
геометрия – 3 3 4 3
Приложение
Практическая работа
Графические информационные модели.
Создание графических изображений в среде растрового редактора «Paint».
- Откройте окно графического редактора «Paint».
- Выберите цвет палитры – серый
- Выберите инструмент Прямоугольник.
- Нарисуйте маленький квадрат, используя клавишу Shift.
- Выделите построенное изображение.
- Скопируйте выделенный фрагмент при нажатой клавише Ctrl, точно совместив стороны квадратов, как показано на рисунке.
- Повторять пункты 5, 6 с полученными клетками до тех пор, пока клеточное поле не достигнет размеров 16 на 16 клеток.
- Создайте 4 клеточных поля с помощью копирования всего полученного поля.
- Постройте на 3 из созданных клеточных полях графики с помощью инструментов линия, кривая, окружность следующие изображения:
На оставшемся 4 поле постройте модель на свое усмотрение.
- Сохраните свою работу в рабочую папку под своей фамилией.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ключевые слова схема карта чертёж график диаграмма граф сеть дерево
Модели и моделирование Одним из методов познания объектов окружающего мира является моделирование, состоящее в создании и исследовании упрощённых заменителей реальных объектов. Объект-заменитель принято называть моделью, а исходный объект - прототипом или оригиналом. К созданию моделей прибегают, когда исследуемый объект слишком велик. исследуемый объект слишком мал. процесс протекает очень быстро. Двигатель внутреннего сгорания процесс протекает очень медленно. Геологический процесс исследование опасно для окружающих. Ядерный взрыв создание реального объекта дорого. Макет здания Модель - это новый объект, который отражает существенные с точки зрения цели моделирования признаки изучаемого предмета, процесса или явления. Моделирование - метод познания, заключающийся в создании и исследовании моделей. Муляж Макет Словесное описание формула, чертеж, схема Натурная Информационная Модель Информационная модель - описание объекта-оригинала на одном из языков кодирования информации.
Многообразие графических информационных моделей Схема Карта Чертёж Диаграмма Графическая модель График Граф
Схемы в физике Схемы в истории Схемы в биологии Р ♀ ♂ х АА генотип аа гаметы F1 a a Аа х А А
Географическая карта Евразии
Чертёж детали
График описания движения
Диаграмма Средняя разница между минимальной и максимальной ставкой (разы)
Графы Граф состоит из вершин, связанных линиями - рёбрами. Вершины графа изображаются кругами, овалами, точками, прямоугольниками и т. д. Объекты представляются как вершины графа, а связи – как его рёбра.
Граф называется взвешенным , если его вершины или рёбра характеризуются некоторой дополнительной информацией - весами вершин или рёбер. Взвешенный граф D E A 80 70 60 90 50 C B 90 Протяжённость дорог в километрах
Сеть и дерево Цепь – путь по вершинам и рёбрам граф, в который любое ребро графа входит не более одного раза. Дерево – это граф, в котором нет циклов Цикл - цепь, начальная и конечная вершины которой совпадают. Сеть - граф с циклом.
Схема Карта Чертёж Диаграмма График Опорный конспект Графические информационные модели используются для наглядного отображения объектов. Графическая информационная модель
Суди себя сам. Это самое трудное. Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр. Сент-Экзюпери У меня ничего не получилось Я мог бы работать лучше Я доволен своей работой
Предварительный просмотр:
Тема: Что такое система?
Класс: 10
Предмет: информатика
Учитель : Галсандоржиева А.Б.
Цели урока:
Учебные. |
Воспитательные. |
Развивающие. |
Оборудование урока: компьютерный класс, проектор, экран, редактор презентаций PowerPoint.
Тип урока: изучение нового материала.
Компетенции учащихся на уроке:
Основные понятия | Основные знания | Основные умения |
Система, структура системы, подсистема | основные понятия системологии | приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.); |
Свойства системы | основные свойства систем; | анализировать состав и структуру систем; |
Системный эффект | что такое системный подход в науке и практике; | различать связи материальные и информационные |
Системный подход | использование графов для описания структур систем. |
Основные этапы урока:
Этап | Кол-во мин |
Организационный момент | 2 |
Подготовка учащихся к усвоению; | 2 |
Изучение нового материала; | 10 |
Контроль и самопроверка знаний; | 20 |
Подведение итогов урока и домашнее задание | 6 |
Ход урока:
Организация урока:
Этап 1. Подготовка учащихся к усвоению нового материала.
Что делает учитель | Что делают учащиеся |
Организационный момент | Готовятся к уроку, вспоминают правила поведения в компьютерном классе. |
Демонстрация презентации | Смотрят слайды |
Объявляет тему урока. | Записывают тему урока и дату |
Этап 2. Изучение нового материала.
Что делает учитель | Что делают учащиеся |
Показывает по слайдам и объясняет что такое система | Записывают конспект |
Этап 3. Первичное закрепление знаний.
Что делает учитель | Что делают учащиеся |
Даёт задание: создать презентацию в PowerPoint, в которой один из выбранных объектов будет рассмотрен как система. | Работают за компьютером |
Этап 4. Контроль и самопроверка знаний
Что делает учитель | Что делают учащиеся |
Проверяет работу на компьютерах | Проверяют работу соседей справа, оценивают её |
Этап 5. Подведение итогов урока
Что делает учитель | Что делают учащиеся |
Опрашивает учащихся. Записывает результаты взаимопроверки. | Ставят отметку соседям. Обосновывают её. |
Оглашает результаты урока. | Ставят оценки в дневник. |
Объясняет домашнее задание. | Записывают домашнее задание. |
V этап. Домашнее задание.
Выучить основные понятия по теме, ответить на вопросы.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Понятие системы Система – это совокупность материальных или информационных объектов, обладающая определенной целостностью. Система - парк
Понятие системы Состав системы – это совокупность входящих в нее частей (элементов).
Понятие системы Подсистема – это система, входящая в состав другой, более крупной системы.
Вывод : Всякая система представляет собой иерархию составляющих её систем. СРЕДА Подсистема 1. система Подсистема 1.2 Подсистема 2.1. Подсистема 2.
Системы бывают Естественные искусственные
Свойства системы Целостность : система существует в совокупности своих частей и выполняет свою отдельную функцию в среде своего существования. Целесообразность : главная функция, которую выполняет система
Системный эффект Система – это средство достижения цели.
Закон системного эффекта – принцип эмерджентности Целое больше суммы своих частей. Свойства системы не сводятся к совокупности свойств её частей и не выводятся из них.
Связи ( отношения) в системе Отношения между частями социальных систем : Отношение подчинения Отношения вхождения Отношения родственных связей семьи Системный эффект обеспечивает не только наличием нужного состава частей системы, но и существованием необходимых связей между ними.
Структура системы Структурой системы называется совокупность связей, существующих между частями системы
Системный подход Системным подходом называется научный метод изучения действительности, при котором любой объект исследования рассматривается как система, при этом учитываются его существенные связи с внешней средой.
Что такое система? Система – целостная, взаимосвязанная совокупность частей, существующая в некоторой среде и обладающая определенным назначением, подчиненная некоторой цели. Система обладает внутренней структурой, относительной обособленностью от окружающей среды, наличием связей со средой.
Домашнее задание Выучить основные понятия по теме
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Законы логики»
Учитель: Галсандоржиева Альбина Баиржаргаловна
Класс: 11
Цели и задачи
Образовательные:
-познакомить учащихся с законами логики
-сформулировать правила преобразования логических выражений
Развивающие:
- развивать логическое мышление
- научить составлять логические выражения
- научить решать логические задачи, сформулированные на обычном
языке
Воспитывающие:
- воспитать интерес к информатике
- воспитывать умение применять логические высказывания, понятия,
умозаключения в повседневной жизни
Ход урока
1. Постановка целей урока
1. Логические переменные и логические операции.
2. Получение простого выражения из сложного .
3. Законы алгебры и законы логики.
2. Изложение нового материала
С помощью логических переменных и символов логических операций любое высказывание можно формализовать, т.е. заменить логической формулой.
1. Всякая логическая переменная и символы «истина» («1») и ложь («0») - формулы
2. Если Аи В –формулы, то А , (А & В), (АV В) , (А ---В), (А---В) - формулы
3. Никаких других формул в алгебре логики нет.
Под упрощением формулы понимают равносильное преобразование. Равносильные преобразования логических формул имеют то же значение , что и преобразование формул в обычной алгебре ( вынесение общего множителя за скобки, использование переместительного и сочетательного законов и т.п.). Они служат для упрощения формул и приведения их к определенному виду путем использования основных законов алгебры логики. Другие преобразования основаны на свойствах, которыми не обладают операции обычной алгебры (использование распределительного закона для конъюнкции, законов поглощения, склеивания, де Моргана и т.д.)
В алгебре логики выполняются следующие основные законы, позволяющие производить тождественные преобразования логических выражений
1. Закон двойного отрицания: =
А = А.
Двойное отрицание исключает отрицание.
2. Переместительный (коммутативный) закон:
- для логического сложения:
АVВ=ВVА;
- для логического умножения:
А&В=В&А.
Результат операции над высказываниями не зависит от того, в каком порядке берутся эти высказывания.
В обычной алгебре a + b = b + a, a x b = b x a..
3. Сочетательный (ассоциативный) закон:
- для логического сложения:
(АvВ)VС = АV(ВvС);
- для логического умножения:
(А&В) &С = А&(В&С).
При одинаковых знаках скобки можно ставить произвольно или вообще опускать.
В обычной алгебре (a + b) + c = a + (b + c) = a + b + c,
(a х b) х c = a х (b х c) = a х b х c,
4. Распределительный (дистрибутивный) закон:
- для логического сложения:
(АVВ) &С = (А&С) V(В&С);
- для логического умножения:
(А&В) V С = (АVС) &(ВVС).
Определяет правило выноса общего высказывания за скобку.
В обычной алгебре справедлив распределительный закон только для сложения:
(а + b) x c = a x c + b x c.
5. Закон общей инверсии (законы де Моргана):
- для логического сложения:
___ _ _
АVВ = А&В;
- для логического умножения:
___ _ _
А&В = АVВ.
6. Закон идемпотентности (от латинских слов idem – тот же самый и
potens – сильный; дословно – равносильный):
- для логического сложения:
АVА = А;
- для логического умножения:
А&А = А.
Закон означает отсутствие показателей степени.
7. Законы исключения констант:
- для логического сложения:
АV1 = 1, АV0 = А;
- для логического умножения:
А&1 = А, А&0 = 0.
8. Закон противоречия:
_
А&А = 0.
Невозможно, чтобы противоречащие высказывания были одновременно
истинными.
9. Закон исключения третьего:
_
АVА = 1.
Из двух противоречащих высказываний об одном и том же предмете одно
всегда истинно, а второе – ложно, третьего не дано.
10. Закон поглощения:
- для логического сложения:
АV(А&В) = А;
- для логического умножения:
А&(АVВ) = А.
11. Закон исключения (склеивания):
- для логического сложения: _
(А&В) V(А&В) = В;
- для логического умножения: _
(АVВ) &(АVВ) = В.
12. Закон контрапозиции (правило перевертывания):
(А ⇔ В) = (В ⇔ А).
Справедливость приведенных законов можно доказать табличным способом: выписать все наборы значений А и В, вычислить на них значения левой и правой частей доказываемого выражения и убедиться, что результирующие столбцы совпадут.
3. Решение примера
Пример 1 .
Упростить логическое выражение
________________
______
(А V В) → (В V С)
Это логическое выражение необходимо привести к нормальной форме:
________________
______ ======
1. (А V В) → (В V С) = (А V В) & (В V С) импликация и отрицание
======
- (А V В) & (В V С) = (А V В) & (В V С) закон двойного отрицания
- (А V В) & (В V С) = (А V В) &В V ( А V В) &С правило дистрибутивности
- (А V В) &В V ( А V В) &С = А& В V В& В V А& С V В& С закон коммутативности и дистрибутивности
- производим сокращения А& В V В V А& С V В& С
- А& В V В V А& С V В& С = В&(А V 1) V А& С V В&С вынесение за скобки
- В &(А V 1) V А& С V В&С = В V А &С V В&С упрощаем
- В V А &С V В&С = В & ( 1 V С) V А &С группируем и выносим за скобки
- В & ( 1 V С) V А &С = В V А &С упрощаем
Ответ: F = В V А &С
4.Закрепление изученного
№1
Упростить выражение:
_____ ____
1. F= А&В V ВVС
_
2. F= А&С V А&С
_ _ _
- F= А V В V С V А V В V С
Ответы:
____ ____ _ _ _ _ _ _ _ _ _
F= А&В V ВVС=А V В V В &С =В (1 V С ) V А =А V В
_ _
F= А&С V А&С=С& ( А V А ) = С
_ _ _ _ _ _
F= А V В V С V А V В V С = ( А V А ) ( В V В ) ( С V С ) = 1
№2
Упростить выражение:
_____
1. F= Х& У V Х& У
_ _
2. F=Х &У V Х
_ _
3. F= ( Х V Z) & (Х V Z) & (У V Z)
Ответы:
_____
1. F= Х& У V Х& У =Х &У &Х& У= ( Х У ) &Х& У =Х& Х&У У &Х& У = 0
_ _ _ _ _ _ _
2. F=Х &У V Х= Х&(У&Х)=Х &У&Х=Х&У
_ _ _ _ _
3. F= ( Х V Z) & (Х V Z) & (У V Z)= (Х &Х V Х&Z V Z&Х V Z&Z) &(У V Z)=
_ _ _ _
= (Х V X&Z V Z&Х)&(У V Z)=(Х V Х&(Z V Z))&(У V Z)=
_ _
= (Х V Х)&(У V Z)=Х& (У VZ)
5. Итоги урока
Выполняя последовательное упрощение выражений мы можем получать более простые, т. о. определять «истинность» или «ложь» данного высказывания?
Вытекают ли вы последующие высказывания и умозаключения из предшествующих?
В какой науке применяются аналогичные законы?
Домашнее задание
1. Составить таблицы истинности к примерам №1(1,2) и №2 (2,3,)
2. Выучить тему урока
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели и задачи Образовательные: -познакомить учащихся с законами логики -сформулировать правила преобразования логических выражений Развивающие: - развивать логическое мышление - научить составлять логические выражения -научить решать логические задачи, сформулированные на обычном языке Воспитывающие: - воспитать интерес к информатике - воспитывать умение применять логические высказывания, понятия, умозаключения в повседневной жизни
Ход урока 1. Постановка целей урока 1. Логические переменные и логические операции. 2. Получение простого выражения из сложного . 3. Законы алгебры и законы логики. 2. Изложение нового материала С помощью логических переменных и символов логических операций любое высказывание можно формализовать, т.е. заменить логической формулой.
Под упрощением формулы понимают равносильное преобразование . Равносильные преобразования логических формул имеют то же значение , что и преобразование формул в обычной алгебре ( вынесение общего множителя за скобки, использование переместительного и сочетательного законов и т.п.). Они служат для упрощения формул и приведения их к определенному виду путем использования основных законов алгебры логики. Другие преобразования основаны на свойствах, которыми не обладают операции обычной алгебры (использование распределительного закона для конъюнкции, законов поглощения, склеивания, де Моргана и т.д.)
В алгебре логики выполняются следующие основные законы, позволяющие производить тождественные преобразования логических выражений
1. Закон двойного отрицания: А = А. Двойное отрицание исключает отрицание. 2. Переместительный (коммутативный) закон: - для логического сложения: А V В=В V А; - для логического умножения: А В=В А. Результат операции над высказываниями не зависит от того, в каком порядке берутся эти высказывания. В обычной алгебре a + b = b + a , a x b = b x a ..
3. Сочетательный (ассоциативный) закон: - для логического сложения: (А v В) V С = А V (В v С); - для логического умножения: (А В) С = А (В С). При одинаковых знаках скобки можно ставить произвольно или вообще опускать. В обычной алгебре ( a + b ) + c = a + ( b + c ) = a + b + c , ( a х b ) х c = a х ( b х c ) = a х b х c ,
4. Распределительный (дистрибутивный) закон: - для логического сложения: (А V В) С = (А С) V (В С); - для логического умножения: (А В) V С = (А V С) (В V С). Определяет правило выноса общего высказывания за скобку. В обычной алгебре справедлив распределительный закон только для сложения: ( а + b) x c = a x c + b x c.
5. Закон общей инверсии (законы де Моргана): - для логического сложения: _ _ А V В = А В; - для логического умножения: _ _ А В = А V В.
6. Закон идемпотентности (от латинских слов idem – тот же самый и potens – сильный; дословно – равносильный): - для логического сложения: А V А = А; - для логического умножения: А А = А. Закон означает отсутствие показателей степени.
7. Законы исключения констант: - для логического сложения: А V 1 = 1, А V 0 = А; - для логического умножения: А 1 = А, А 0 = 0. 8. Закон противоречия: А А = 0. Невозможно, чтобы противоречащие высказывания были одновременно истинными.
9. Закон исключения третьего: А V А = 1. Из двух противоречащих высказываний об одном и том же предмете одно всегда истинно, а второе – ложно, третьего не дано. 10. Закон поглощения: - для логического сложения: А V (А В) = А; - для логического умножения: А (А V В) = А.
11. Закон исключения (склеивания): - для логического сложения: (А В) V (А В) =В; - для логического умножения: (А V В) (А V В) =В. 12. Закон контрапозиции (правило перевертывания): (А В) = (В А).Справедливость приведенных законов можно доказать табличным способом: выписать все наборы значений А и В, вычислить на них значения левой и правой частей доказываемого выражения и убедиться, что результирующие столбцы совпадут.
Пример 1 . Упростить логическое выражение ________________ ______ (А V В) → (В V С) Это логическое выражение необходимо привести к нормальной форме: ________________ ______ ====== 1. (А V В) → (В V С) = (А V В) (В V С) импликация и отрицание ====== (А V В) (В V С) = (А V В) (В V С) закон двойного отрицания (А V В) (В V С) = (А V В) В V ( А V В) С правило дистрибутивности (А V В) В V ( А V В) С = А В V В В V А С V В С закон коммутативности и дистрибутивности производим сокращения А В V В V А С V В С А В V В V А С V В С = В (А V 1) V А С V В С вынесение за скобки В (А V 1) V А С V В С = В V А С V В С упрощаем В V А С V В С = В ( 1 V С) V А С группируем и выносим за скобки В ( 1 V С) V А С = В V А С упрощаем Ответ: F = В V А С
4.Закрепление изученного № 1 Упростить выражение: _____ ____ 1. F = А В V В V С _ 2. F = А С V А С
№ 2 Упростить выражение: _____ 1. F = Х У V Х У _ _ 2. F =Х У V Х _ _ 3. F = ( Х V Z ) (Х V Z ) (У V Z )
Итоги урока Выполняя последовательное упрощение выражений мы можем получать более простые, т. о. определять «истинность» или «ложь» данного высказывания? Вытекают ли вы последующие высказывания и умозаключения из предшествующих? В какой науке применяются аналогичные законы?
Домашнее задание 1. Составить таблицы истинности к примерам №1 (1,2) и №2 (2,3) 2. Выучить законы логики
Предварительный просмотр:
Самоанализ урока
Тема урока: «Графические информационные модели»
Учитель: Галсандоржиева Альбина Баиржаргаловна
Класс: 9
Тип урока: комбинированный урок.
Методы и приемы обучения: объяснительно-иллюстративный; словесный (фронтальная беседа); наглядный (демонстрация компьютерной презентации); практический.
Цель: дать четкое объяснение графической информационной модели.
Знания и умения:
- понимать, что карта, чертеж, сема, график – это примеры информационной модели;
- знать определение структуры;
- уметь грамотно объяснить функции графика, схемы, чертежа и карты.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер и проектор
Задачи урока
Обучающие:
- дать представление о графической информационной модели;
- познакомить учащихся с примерами информационных моделей;
- показать наглядно на презентации график, схему, чертеж и карту.
Развивающие:
- развитие умения конспектировать;
- развитие творческих способностей;
- развитие внимания, памяти, мышления;
- развитие познавательных интересов, самоконтроля.
Воспитательные:
- формировать навыки самостоятельности и дисциплинированности;
- воспитание информационной культуры учащихся;
- прививать интерес к предмету;
- воспитание внимательности, усидчивости;
- воспитание аккуратности, дисциплинированности;
Это третий урок в цикле уроков раздела «Моделирование и формализация». На нем закрепляются, систематизируются и углубляются знания учащихся, полученные при работе с графическим редактором.
При составлении сценария урока учитывались психолого-педагогические особенности класса. А именно, различия детей по каналам восприятия (аудиалы, визуалы и кинестетики), уровень владения главными надпредметными способами учебной деятельности (умения обобщать, сравнивать, классифицировать и т. д.), различия детей по темпераменту (холерики, сангвиники, флегматики и меланхолики). В данном классе отмечается высокая учебная мотивация и познавательная активность на уроках. Поставленная цель достигнута.
Технологии обучения:
- Мультимедийная презентация – просмотр презентаций, подготовленных учителем.
- Проблемного диалога – анализ учебной задачи и путей её решения.
На мой взгляд, время, отведенное на все этапы урока, было распределено рационально, темп урока сохранялся на протяжении всей деятельности. Все этапы урока были связаны между собой и работали на главную цель.
В ходе урока формировались такие базовые компетенции, как:
- коммуникативная и информационная (умение высказать суждение, ответить на поставленный вопрос, работать с информацией),
- умение работать индивидуально для достижения поставленной цели,
- личностная (рефлексия собственной деятельности, самооценка)
На уроке использовался коллективная форма работы (определение темы и задач урока, анализ поставленной проблемы и путей ее решения), индивидуальная и творческая работа.
Я старалась создать на уроке приятную психологическую и эмоциональную атмосферу. Поддерживала доброжелательные отношения с учениками, использовала разнообразные задания. Поддерживала темп урока.
Домашнее задание было выдано в конце урока и направлено на последующую работу по закреплению изученной темы.
На мой взгляд, урок прошел успешно, интересно и плодотворно. Все, поставленные мной, цели и задачи достигнуты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник методических материалов: работы победителей и дипломантов Фестиваля методических идей молодых педагогов в Самарской области - 2016/ Составители: А.П. Бережнова, М.В.Мальцева – Нефтегорск, 2017. – 103 с.
Статья Батуевой Е.И.зам. директора ГБОУ СОШ «ЦО» пос.Варламово, «Интеграция основного и дополнительного образования как основа формирования одарённой личности»...

Методическая разработка с учебно-методическими материалами по теме «Личные качества военнослужащего»
Урок предназначен для изучения нового материала, отработки полученных знаний и закрепления пройденного...

Форма 4 п.4.1 Публикации педагогических разработок и методических материалов в СМИ, размещение материалов в сети Интернет
свидетельства о публикации в сети Интернет...
Методические материалы Материалы к образовательной программе курсов повышения квалификации по теме: «Организация работы педагога дополнительного образования, руководителя кружка ЮИД по обучению детей основам безопасности на дороге в современных у
Методические материалы к образовательной программе курсов повышения квалификации по теме:«Организация работы педагога дополнительного образования, руководителя кружка ЮИД по об...

Методические рекомендации по подготовке материалов для участия в конкурсе методических материалов по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
Методические рекомендации представляют собой специально структурированную информацию, определенный порядок и логику подготовки материала для участия в конкурсе методических материалов по профилактике ...















