Мастер-класс "Технология развития критического мышления. Методические приемы"
методическая разработка

Елена Викторовна Тышова

      Критическое мышление – это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Мы и наши ученики  часто стоим перед проблемой выбора, выбора информации. Необходимо умение  не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, учащиеся 5-11 классов должны уметь рассматривать ее вдумчиво, критически, оценивать новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации. Мастер-класс знакомит с несколькими методами ТРКМ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование методов технологии развития критического мышления на уроках русского языка

(Слайд 2)

Индуктор:

- Поговорим?

- О чем?

- О разном и о прочем,

О том, что хорошо

И хорошо не очень.

Чего-то знаешь ты,

А что-то мне известно.

Поговорим?

- Поговорим.

Вдруг будет интересно.

     Нашу встречу я начала вот с такого коротенького стихотворения. И сделала это не случайно. Сегодня мне хотелось бы поделиться с вами тем, что умею я, и от вас узнать что-то новое.

     Сейчас очень много причин для того, чтобы перейти на обучение по новым технологиям. Вот некоторые из них:

  • Необходимость развития мышления;
  • Потребность в развитии устной и письменной речи;
  • Увеличение объема информации;
  • Снижение познавательной активности учащихся;
  • Низкая мотивация учебной деятельности.

    Все это  заставляет пересматривать методы и приемы обучения. Мои поиски привели меня к технологии развития критического мышления. При ее использовании нет необходимости заставлять учеников слушать учителя и верить ему на слово, «насильно вести за руку». Ученики самостоятельно добывают знания, используя разнообразные формы работы. А учитель управляет их деятельностью и мотивирует их работу.

    Сегодня я предлагаю вашему вниманию несколько методов ТРКМ, используемых мною на уроках.

    (Слайд 3)   И начала я свой мастер-класс с индуктора, приема, который готовит учащихся к работе, мобилизует их внимание и иногда даже выводит на проблему урока. Это может быть простое стихотворение, несколько предложений или иллюстрация.

(Слайд 4)

     Например, урок русского языка в 6 классе. На слайде картинка. Я предлагаю ненадолго вернуться в  прекрасные знойные дни, когда мы загорали, купались, словом, проводили много времени на свежем воздухе.

    Посмотрите на слайд. Перед нами прекрасный песчаный пляж, водоем и ребята. Как вы думаете, что происходит на берегу?

Поработайте в парах и составьте небольшой текст по картинке, 4-5 предложений.

(Работа в группах)

     Во многих рассказах я слышала слова загорели, не загорел, загар, загорелые. А как вы написали эти слова?    

  (Слайд 5)

     Вот  так мы с детьми  вышли на тему урока «Чередование гласных в корне –ГОР- / -ГАР-». Работая с иллюстрацией, они поняли, что точно не знают, как пишутся слова с чередованием гласных в конях –гор-/-гар-. Они поставили перед собой цель на данный урок. А затем, используя другие методы ТРКМ, вывели правило написания этих корней.

     Урок в ТРКМ состоит из трех стадий: вызов, осмысление, рефлексия. При внимательном рассмотрении мы поймем, что все эти стадии есть и в традиционном уроке. Но в ТРКМ используются другие методы и приемы.

   

 (Слайд 6)

 Один из приемов, с которым мне хочется вас познакомить, - это кластер. Думаю, что вы уже знакомы с этим приемом, но немного напомню: в центре листа или доски пишется ключевое слово или понятие, а от него отходят стрелки-лучики к другим понятиям, связанным с ключевым. Получается созвездие, заключающее в себе информацию, показанную графически.

   

(Слайд 7)

 Например, в центре доски я пишу:

                                                                                 Часть речи

                               

                             ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

А вы вспомните, пожалуйста, все, что связано с этим понятием (вы можете отметить морфологические признаки, синтаксические, что обозначает, на какие вопросы отвечает и т.д.). Поработаем в группах:

1 группа – имя существительное;

2 группа – имя прилагательное;

3 группа – глагол.

     Не нужно бояться написать что-то лишнее, пусть информации будет много. Потом можно будет взять только то, что необходимо, но и другая информация лишней не будет, никогда не вредно повторить то, что знаешь.

      Группы защищают свои работы. Другие группы делают замечания и дополнения.

     Ребята, работающие с этим приемом, знают, что замечаний не надо бояться, что самому исправлять товарища тоже не страшно.   Ошибиться тоже не страшно, ведь, если мы ошибаемся, значит, мы что-то делаем. Не ошибается только тот, кто ничего не делает.

     Я думаю, что прием кластера может пригодиться при изучении любого предмета.

 (Слайд 8)     

        Тот же прием на уроке развития речи. 5 класс, сочинение-описание по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь». На подготовительном этапе ученики работали с литературным материалом. Были подобраны отрывки стихотворений о березе, и дети составляли кластер «Береза». Попробуем выполнить ту же работу.

1)

Без березы не мыслю России,
Так светла по-славянски она,
Что, быть может, в столетья иные
От берёзы - вся Русь рождена. (О.Шестинский)

2)

И стоит берёза в сонной тишине,
И горят снежинки в золотом огне
А заря, лениво обходя кругом,
Обсыпает ветки новым серебром. (С.Есенин)

3)

Белая берёза -
Русская земля!
И печаль, и радость,
И любовь моя. (П.Кудрявцев)

4)

Новый, новый у берёз наряд,
Искры, искры, серебром горят.
Ветер, ветер заметает след,
Лучше, лучше этой сказки нет. (М.Пляцковский)

5)

В ней столько нежности и силы.
Смотрю, восторга не тая.
В берёзке - вся моя Россия
И песня русская моя. (Г.Шилов)

Таким образом, работая над созданием кластера, мы начинаем собирать материал для написания сочинения по картине.

   (Слайд 9)

 Кластеры возможно использовать на стадии вызова и осмысления. А на стадии рефлексии хорошо использовать какие-то художественные формы: эссе или синквейн. И сейчас у на как раз заключительная стадия нашей встречи, этап рефлексии. Я предлагаю написать синквейн о конкурсе, в котором мы участвуем. Напомню правила написания синквейна.

  • Первая строка – тема текста, выраженная одним словом, обычно именем существительным;
  • Вторая строка – описание темы при помощи двух прилагательных;
  • Третья строка – описание действия в рамках темы тремя глаголами;
  • Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме;
  • Пятая строка – одно слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философском уровне повторяющее суть темы.

Вы можете поработать в парах.

Синквейн можно так же использовать на любых предметах.

Приемов ТРКМЧП очень много, это многообразие помогает делать уроки насыщенными, разными, непохожими, а работу обучающихся деятельностной, эффективной, интересной, приносящей удовлетворение.

К одной и той же задаче можно подходить по-разному, в зависимости от знаний в данной области, особенностей своего характера. Мыслящий человек - это интересный человек, человек, самостоятельно добивающийся жизненной цели, удачно и твердо идущий по жизни! Можно говорить об успешной адаптации молодого человека в обществе, ведь у него всегда будет свое мнение, убедительная аргументация своей позиции!

Таким образом, апробировав технологию развития критического мышления на своих уроках русского языка и литературы, я могу сказать, что она позволяет достигнуть качественно нового уровня знаний, а именно, позволяет увеличить объем и качество речевой деятельности обучающихся. Использование технологии развития критического мышления, ее приемов и методов дает хороший результат.  Спасибо за сотрудничество. Желаю успехов в  вашей педагогической деятельности!

(Слайд 10)

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология развития критического мышления Методические приемы

Слайд 2

- Поговорим? -О чем? - О разном и о прочем, О том, что хорошо И хорошо не очень. Чего-то знаешь ты, А что-то мне известно. Поговорим? - Поговорим. Вдруг будет интересно.

Слайд 3

Индуктор Прием, обеспечивающий наведение на проблему, свернутый смысл темы. Цель: затронуть внутренние пружины сознания.

Слайд 5

ЗАГ...Р? ЗАГ...РЕЛИ? ЗАГ...РЕЛЫЙ?

Слайд 6

Кластеры В центре доски ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы; Вокруг слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы; Появившиеся слова соединяются линиями с ключевым понятием.

Слайд 7

Часть речи Имя существительное

Слайд 8

И.Э.Грабарь «Февральская лазурь

Слайд 9

Правила написания синквейна Первая строка – тема текста, выраженная одним словом, обычно именем существительным; Вторая строка – описание темы при помощи двух прилагательных; Третья строка – описание действия в рамках темы тремя глаголами; Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме; Пятая строка – одно слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философском уровне повторяющее суть темы.

Слайд 10

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению уроков с использованием приема « чтение с остановками» технологии « Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Методические рекоммендации к проведению уроков литературы с применением элемента методики РКМЧП " Чтение с остановками". Разработка урока литературы в : 6 классе по рассказу Л.Н. Толстого " Бедные люд...

Методическая разработка "Приемы технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках литературы"

Методическая разработка "Использование приемов технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" на уроках литературы" была представлена на муниципальном конкурсе "Инноватика в о...

Метод развития критического мышления и приемы его реализации

Статья о методе развития критического мышления и приемах его реализации будет полезна педагогам, стремящимся проводить свои уроки максимально продуктивно...

Описание опыта работы "Модель использования методических приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо в условиях сельской школы"

Помещаемый материал содержит  описание опыта на тему  "Модель использования методических приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо в условиях сельской школы"...

Методический доклад на тему: "Технология развития критического мышления. Приемы ТРКМ, используемые на занятиях.

Ведущим направлением модернизации современного российского образования является компетентностный подход. Компетентностный подход в обучении предполагает не простое увеличение объема знаний в различных...

Методические приемы технологии развития критического мышления на уроках географии.

Эта статья содержит описание основных методических приемов технологии развития критического мышления. Данная разработка является универсальной для всех учителей - предметников....

Статья «Методические приемы технологии развития критического мышления на уроках истории»

Статья «Методические приемы технологии развития критического мышления на уроках истории»...