Метод развития критического мышления и приемы его реализации
статья по теме

Фефилова Людмила Александровна

Статья о методе развития критического мышления и приемах его реализации будет полезна педагогам, стремящимся проводить свои уроки максимально продуктивно

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОД РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

И ПРИЕМЫ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ

Обеспечение качественной подготовки учеников во многом зависит от эффективности учебного процесса. Главной задачей становится не передача обучаемым определенной суммы знаний, а оказание воздействия на образ мышления и подход к явлениям. Система современного школьного образования призвана помочь ученику в профессионально-личностном самоопределении, которое предполагает овладение творческими способами решения научных и жизненных проблем рефлексивного мира собственного «Я». В инновационной модели образования внимание акцентируется на становлении личностно-смысловой сферы учеников, характерными для которой являются их соотношение к постигаемой действительности, осознание ее первопричин и смысла происходящего вокруг, иначе говоря, речь идет об умении критически мыслить. Критическое мышление (КМ) (англ. critical thinking) - система  суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам. Таким образом, КМ выполняет особую функцию своеобразной «проверки на прочность» уже имеющихся продуктов мышления и мыслительной деятельности в целом.

КМ используется в ситуации: принятия решения; выбора, формирования и оценивания альтернатив, прогнозов; интерпретации и оценки мнений и точек зрения; ведения переговоров и разрешения конфликтов. Ядро этого метода – три этапа, точно ориентированные на психологию познавательной деятельности: вызов – осмысление – размышление (рефлексия). У каждого этапа свое назначение и уникальная роль:

  1. вызов актуализирует знания учащихся, помогает провести их инвентаризацию,  стимулирует интерес к проблеме, вызывает потребность в новых знаниях, настраивает на продуктивную работу;
  2. осмысление – это стадия введения новой информации. На этом этапе происходит и соотнесение новой информации с имеющимися собственными знаниями и представлениями;
  3. на стадии размышления осуществляется целостное осмысление и обобщение полученной информации. Для этого процесса важно создать особые условия (работа в малых группах, круглый стол и т.д.). Рефлексия способствует глубокой аналитической работе в рамках не только изучаемого материала, но и процесса его освоения. Как правило, завершается работа выработкой собственного отношения к изучаемому материалу и его повторной проблематизацией, что может спровоцировать новый «вызов».

Можно выделить некоторые важные аспекты метода развития КМ: активность участников, ценность каждой личности, организация работы в группах, развитие культуры общения, наличие разнообразных инструментов самообразования личности, сочетание содержания учебного процесса с реальными жизненными задачами.

Для метода развития критического мышления характерно создание специальных условий, моделирование ситуаций, стимулирующих активность учащихся, их стремление высказать свою точку зрения, общаться с другими участниками. В рамках данной технологии развивается умение отстаивать свою точку зрения, принимать чужую позицию, что способствует критическому осмыслению обсуждаемых проблем, развитию социальных ценностей подрастающего поколения.

Условия, способствующие развитию критического мышления учеников:

- развитие посредством тренинга интеллектуальных (мыслительных) навыков в учебной ситуации;

- перенос навыков и умений на другие ситуации и случаи посредством организации учебной среды, в которой определенным образом существует социальная практика критического мышления (переход от тренинга к внеучебной работе);

- освоение этой практики каждым обучающимся в прагматической и продуктивной коммуникации и групповой работе над конкретным предметным содержанием (переход от тренинга к предметному содержанию).

Становясь критически мыслящим, обучающийся должен уметь:

- концентрировать внимание на вопросе;

- задавать вопросы для прояснения;

- анализировать аргументы;

- оценивать и интерпретировать наблюдения;

- делать заключение о надежности информационного источника;

- осуществлять рефлексию собственного мышления и познавательной деятельности.

Применение метода критического мышления позволяет включить личность школьника в активную позицию для раскрытия и реализации его потенциала, создать творческую учебно-воспитательную среду, а также способствует профессиональному росту педагога. Через использование инновационных методов происходит реальное реформирование современного процесса обучения, которое может осуществлять любой учитель на каждом конкретном занятии.

  1. Артемьева Т.И. Методический аспект проблемы способностей. – М.: Наука, 1977.
  2. Борисова Н.В., Князев А.М. Дидактические условия использования игровых технологий в подготовке специалистов. Учебное пособие. – Домодедово, ВИПК МВД России, 1999.
  3. Гусаков В.П., Пустовалова Н.И., Хрущев В.А и др. – Петропавловск: СКГУ им. М.Козыбаева, 2007.
  4. «Критическое мышление: отчёт об экспертном консенсусе в отношении образовательного оценивания и обучения» (Critical Thinking: A Statement of Expert Consensus for Purposes of Educational Assessment and Instruction. Executive Summary) // Dr. Peter A. Facione (Dean of the College of Arts and Sciences, Santa Clara University), перевод  Е. Н. Волкова.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы развития критического мышления у учащихся на урокахИЯ

В своей практике я использую только следующие методических приёмы, которые, как показала апробация, считаю наиболее успешными для активизации рече -мыслительной деятельности учащихся: «кластер», «ЗХ...

Методы развития критического мышления у учащихся

Методы развития критического мышления у учащихся.    Использование технологии развития критического мышления на уроках помогает учителю развить в детях самостоятельность, ответственность, ум...

Урок английского языка по теме "Музыка" ("Let the Music Play") с применением кейс - технологии и методов развития критического мышления

 Раздел C ЕГЭ по английскому языку включает написание эссе. Кейс - метод является эффективным средством "борьбы" с проблемными зонами. Требования к аргументации собственного мнения выявили...

Формирование социально значимых качеств учащихся методами развития критического мышления

Проект представляет собой переработанное изложение методической темы в рамках курсов повышения квалификации-2016 в ПМЦПКиППРО КФУ. Может быть интересен как образец для обучающихся на данных курсах....

Методические рекомендации по изучению отдельных тем дисциплины «ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

Методические рекомендации по применению метода развития критического мышления на учебных занятиях по дисциплине «Обществознание».В рекомендациях представлены методы и приемы, применяемые при проведени...

Мастер-класс "Технология развития критического мышления. Методические приемы"

    Критическое мышление – это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Мы и наши ученики  часто стоим перед пробле...

Игровые технологии как метод развития критического мышления

В статье приведены примеры интереснейших игр для средних и старших классов. Отлично подойдет к использованию по темам: неправильные глаголы, страноведение...