Методы развития критического мышления у учащихся на урокахИЯ
статья по английскому языку по теме

Ефимова Татьяна Николаевна
В своей практике я использую только следующие методических приёмы, которые, как показала апробация, считаю наиболее успешными для активизации рече -мыслительной деятельности учащихся: «кластер», «ЗХУ»- знаю, хочу узнать, узнал, «синквейн». «Кластер» или «Ассоциации»- обучающий приём, который побуждает к размышлениям, к обмену мнениями по той или иной теме. Приёмы работы по этой стратегии заключаются в следующем: 1.Пишем ключевое слово или фразу в центре листа бумаги или на доске. 2. Затем я предлагаю учащимся или целой группе в течение 5-7 минут написать слова или фразы, которые приходят на ум по выбранной теме. 3. Учащиеся записывают столько идей, сколько приходит на ум, пока не закончится время. В зависимости от речевой подготовки у учащихся разное количество слов. Потом дети делятся своими ассоциациями в паре или с другими группами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kriticheskoe_myshlenie.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Арефинская СОШ

Ефимова Т.Н. – учитель английского языка

«Методы развития критического мышления у учащихся»

 

 В своей практике я использую только следующие методических приёмы, которые, как показала апробация,  считаю наиболее успешными для активизации рече -мыслительной деятельности учащихся: «кластер», «ЗХУ»- знаю, хочу узнать, узнал, «синквейн».

    «Кластер» или «Ассоциации»- обучающий приём, который побуждает к размышлениям, к обмену мнениями по той или иной теме. Приёмы работы по этой стратегии заключаются в  следующем:

1.Пишем ключевое слово или фразу в центре листа бумаги или  на доске.

2. Затем я предлагаю учащимся или целой группе в течение 5-7 минут написать слова или фразы, которые приходят на ум по выбранной теме.

3. Учащиеся записывают столько идей, сколько приходит на ум, пока не закончится время. В зависимости от речевой подготовки у учащихся разное количество слов. Потом дети делятся своими ассоциациями в паре или с другими группами.

     Этот приём хорошо использовать при обобщении материала, т.к. он позволяет учащимся расширить лексический словарь по той или иной теме, лучше усвоить грамматическое явление, развивать коммуникативные умения. Проявляется дух соревнования, потому что каждая группа старается как можно больше написать ассоциаций. Таким образом, от темы к теме каждый ученик через ассоциации пополняет свой активный словарь.  Приведу пример ассоциации :

clubs, mus. schools                 kinds of music                 mus. instruments

music

           songs, dances                        singers, groups                   composers

   4.  Использую приём «Кластера» при работе с текстами, то есть иду от обратного. Из любого текста можно собрать несколько кластеров в зависимости от того узкой тематики данный текст или широкой. Например:7 класс, стр.88, текст2.  (текст узкой тематики) Пример кластера.

                                                The Yellowstone Park  

                                                           

                                                                         

               The  Grand Canyon←The USA→   The Smoky Mountains

                                                                               

                                                    The Everglades

                   

                         Unique ecology                                     naturalists and tourists

                   Water birds, snakes, wildcats…

По такому кластеру легко составить небольшой рассказ: There are a lot of national parks in the USA. The Grand Canyon, The Smoky Mountains, The Yellowstone Park are the most popular ones. The Everglades is the most interesting place. Here you can see water birds, snakes, wildcats, alligators. A lot of naturalist and tourists visit it every day.

Другой приём – «Синквейн» или «Пятистишье» способствует творческому развитию ученика, заставляет его самостоятельно мыслить, творить. Я использую такую структуру синквейна:

1.Первая строка -одно слово, описывающее тему (существительное).

2.Вторая строка –два слова, обычно это прилагательные.

3.Третья строка – три слова, выражающие действие по теме (глаголы).

4.Четвёртая – фраза из 4-х слов, показывающая отношение к теме-предложение.

5.Последняя строка –одно слово, синоним первого или итоговое слово.

     Каждый ученик имеет 4-5 минут, чтобы написать синквейн. Но самый эффективный способ организации такой работы – работа в парах. Ученики тогда как бы дополняют один другого. У некоторых иногда складываются стихи по такой схеме. Мои ученики любят этот вид работы, и я пользуюсь этим приёмом очень часто. Пример синквейна - 10 класс, тема «Молодёжь», (если прочитать на английском – есть рифма):

Молодёжь (The Youth)

ответственная (responsible),  активная (active)

Учится (study),  работает (work),  творит (create)

Это хорошо – быть молодым (it’s good to be young)

Это здорово! (It’s great!)

Метод синквейна можно использовать при изучении и закреплении лексики, с помощью данного метода можно учить составлять мини-рассказы. Например даём  слово школа – school

Interesting,  cool

Study,  meet friends, have problems

I go to school to get knowledge.

I like my school.

Рассказ по синквейну: (учащиеся могут предложить несколько вариантов, 5th form)

I am a pupil and I go to school. At school I study and meet my friends. But I have problems with English. I go to school to learn new things. I love my school.

      «ЗХУ» - этот приём позволяет учителю проконтролировать работу каждого ученика и поставить отметку за работу на уроке. Перед чтением текста ученики чертят в тетради таблицу из трёх колонок. Например, читаем текст про Лондон.(7, 8 класс). В первой колонке «Знаю» ученики кратко пишут о том, что они уже знают об этом городе. Во второй колонке «Хочу узнать» они пишут о том, что бы они хотели ещё узнать о Лондоне (предугадывают). И в последней «Узнал» они заносят сведения, которые поняли из текста. Кто-то напишет больше, кто-то меньше, но в соответствии со своими знаниями.

       

Пример 7 класс, стр. 135, текст “Trip to London”

I know

I’d like to know

I’ve known

It’s a capital.

Trafalgar square                          a lot of sights

Royal family  etc.

Transport,  names of the streets, shops and prices

About old telephone boxes, interesting historical facts: the first pillar boxes appeared in 1853 when Queen Victoria was on the throne.

Данная таблица составляется также с целью  рассказа и используется первоначально как опора. Пример рассказа:

I know that London is a capital of the UK. Trafalgar Square is the main square of London. There are a lot of interesting sights in London. I’d like to know more about streets, shops and prices.          I’ve known you can see a lot of ancient things in London streets. …

Все перечисленные мною стратегии критического мышления, которые я использую на своих уроках, делают урок творческим, интересным, где каждый ученик получает радость от учения, реализует своё «я»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод развития критического мышления и приемы его реализации

Статья о методе развития критического мышления и приемах его реализации будет полезна педагогам, стремящимся проводить свои уроки максимально продуктивно...

Методы развития критического мышления у учащихся

Методы развития критического мышления у учащихся.    Использование технологии развития критического мышления на уроках помогает учителю развить в детях самостоятельность, ответственность, ум...

Урок английского языка по теме "Музыка" ("Let the Music Play") с применением кейс - технологии и методов развития критического мышления

 Раздел C ЕГЭ по английскому языку включает написание эссе. Кейс - метод является эффективным средством "борьбы" с проблемными зонами. Требования к аргументации собственного мнения выявили...

Презентация на тему "Приёмы и методы для развития критического мышления у учащихся на уроках английского языка"

Данная презентация содержит описание различных приёмов и методов , способствующих развитию критического мышления у школьников при обучении английскому языку:"Ромашка Блюма”,“Толстые” и “тонкие” вопрос...

Формирование социально значимых качеств учащихся методами развития критического мышления

Проект представляет собой переработанное изложение методической темы в рамках курсов повышения квалификации-2016 в ПМЦПКиППРО КФУ. Может быть интересен как образец для обучающихся на данных курсах....

Методические рекомендации по изучению отдельных тем дисциплины «ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

Методические рекомендации по применению метода развития критического мышления на учебных занятиях по дисциплине «Обществознание».В рекомендациях представлены методы и приемы, применяемые при проведени...

Игровые технологии как метод развития критического мышления

В статье приведены примеры интереснейших игр для средних и старших классов. Отлично подойдет к использованию по темам: неправильные глаголы, страноведение...