Игровые технологии как метод развития критического мышления
статья по английскому языку

Власова Диляра Рашитовна

В статье приведены примеры интереснейших игр для средних и старших классов. Отлично подойдет к использованию по темам: неправильные глаголы, страноведение

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровые технологии как метод развития критического мышления.

учитель английского языка

МБОУ СОШ № 41

Власова Диляра Рашитовна

С введением ФГОС в образовательную систему, возник вопрос внедрения и применения новых и модернизированных технологий в учебный процесс, с целью ориентации образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, познавательных и созидательных способностей.

Для меня такой технологией стала технология развития критического мышления у школьников посредством образовательных игр в рамках уроков английского языка. Организуя игровую деятельность на уроках, я пользуюсь двумя правилами.

Правило первое.

Прежде чем предложить игру, спросите сами себя: зачем нужна эта игра, что она дает. Игра ради игры – это потерянное время. Преподаватель должен всегда четко ставить перед собой дидактическую цель.

Правило второе.

Нельзя пытаться решить одной игрой две задачи: отработать новый грамматический материал и выучить новые слова. Удовольствие от игры ученики, может, и получат, а вот пользы никакой не будет.

Игры можно  классифицировать по видам речевой деятельности (М. Ф.Стронин - «Обучающие игры на уроках английского языка»):

  • лексические игры;
  • грамматические игры;
  • фонетические игры;
  • орфографические игры;

«Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток  представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра,  зажигающая огонь пытливости и любознательности».

В.А.Сухомлинский

Основываясь на высказывании Сухомлинского, можно утверждать, что игра, в первую очередь, отвечает стадиям организации учебного процесса базовой модели технологии критического мышления – «вызов, осмысление, размышление». Рассмотрим эти стадии подробно:

На этапе вызова из памяти актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом, определяются цели рассмотрения той или иной темы. Главная задача здесь– мотивировать учащихся к работе, включить их в активную деятельность

На стадии осмысления (или реализации смысла), обучающийся  вступает в контакт с новой информацией. Происходит ее систематизация и формирование собственной позиции. На этом этапе с помощью ряда приемов уже можно самостоятельно отслеживать процесс понимания материала.

На этапе размышления (рефлексии) происходит «присвоение» нового знания  и формирование на его основе собственного аргументированного представления об изучаемом.  

Как проходит работа с детьми на каждой из вышеперечисленных стадий, рассмотрим на практическом материале. Вашему вниманию я представляю игру, которую провожу в 5 – 9 классе:

Игра «5 вопросов»

So, colleagues. Let’s switch into English and play a little.

(2 карточки Wales, песочные часы/ таймер, колокольчик и свисток)

Divide into 2 teams please.

You have a map of Wales, not usual. And you have to learn the picture for 1 minute and try to remember all the given information.

After that I’ll ask you some questions, those who give the signal first answer and get a score.

(раздала карточки, обеим командам одинаковые, одной команде колокольчик, другой свисток)

время пошло- 1 мин

Give me your cards please.

I’ll give you flowers for your correct answers.

  1. What is the capital of Wales?
  2. What country/countries does Wales border with?
  3. What colours are on the flag of Wales?
  4. Name the sights on the map
  5. What is the title of the head of Wales?
  6. What creature is on the flag of Wales?
  7. What are the symbols of Wales?
  8. What geographical object is on the map?
  9. What seas flow around Wales?
  10. Who is the head of Wales?
  11. How many channels flow around Wales?
  12.  What colour is the dragon on the flag?
  13. How many mountains are on the map?
  14. How many statues can you see on the map of Wales?
  1. What is the symbol of Canada? maple leaf
  2. What countries does Canada border with? – the US
  3. What is the capital of Canada? - Ottawa
  4. How many colours are on the flag of Canada? – 2 colours
  5. What is the name of Bay in Canada? – Hudson Bay

6. What animal is native to Canada on the map? – little red  fox

7. Who is the head of Canada? – Elizabeth 2

8. What oceans flow around Canada? – Atlantic, Pacific, Arctic

9. What famous mountains are there in Canada?

10. What is in the centre of Canadian flag?

Good! Now let’s count how many flowers have you got?

Эта игра может проводиться как со всем классом, так и по группам.

Даете вы одну и ту же страну обеим командам или разные страны, зависит от возраста и уровня обучающихся, степени изученности материала. Количество вопросов также может меняться  от 5 до 15. Обратите внимание на слайды, где представлены другие вариации карточек и вопросов для этой игры.

Также можно провести второй этап этой игры для наилучшего закрепления материала либо на этом же уроке, либо на следующем, в виде индивидуальной викторины. Пример которой, вы можете видеть на слайде.

Страноведению отводится большая и важная часть программы по английскому языку, как начальной школе, так и в средней. С одной стороны, это интересная часть программы и уроков, с другой стороны, она часто вызывает сложности как в преподнесении её учащимся, так и в запоминании ими. В итоге, мы часто встречаемся с тем, что дети путают Англию и Великобританию, не понимают, столицей чего является Лондон, а иногда кроме Лондона других городов Великобритании назвать не могут.  

Данная игра позволяет, в первую очередь, мотивировать учащихся к изучению этой темы, включить их в активную деятельность. Поскольку информация представлена не в виде текста, а в виде ярких, интересных картинок/фото. Во вторых, отвечая на вопросы, они могут отслеживать процесс запоминания и понимания материала. Это факт - даже слабые учащиеся запоминают информацию с карт в этой игре. Ну и в итоге, подсчет очков и индивидуальная викторина в виде второго этапа игры позволит учащимся провести анализ собственных мыслительных операций «присвоить» новые знания  и оценить свою деятельность. В дальнейшем, учащиеся с нетерпением ждут следующих таких игр, они уже мотивированы к изучению темы, которая раньше казалась им сложной и неинтересной. Таким образом, вы можете отследить все стадии развития критического мышления у учащихся в данной игре.

В моей методической копилке множество образовательных игр, количество которых постоянно растет. Я уверена, многие из них, вам знакомы.  

Для автоматизации и закрепления лексики я использую такие игры, как “What is missing”, Memory cards и  «Крокодил». Отличная игра на актуализацию лексических знаний «Бомба», она также позволяет взбодриться и освежить ум. Если ваши ученики испытывают дискомфорт при контроле лексических знаний, то можно сыграть в игру «Переводчик», для этого вам всего лишь потребуется шляпа и активность. Фото и описание этих игр, вы сможете найти в моей презентации.

Что касается грамматических игр, они,  в основном, могут быть представлены как настольные в виде speaking cards с вопросами, или бродилки. Но также, некоторые грамматические темы можно отработать и быстрых подвижных играх. Например, отработать ту или иную грамматическую тему с мячом (быстро провести игру, Оборудование: мяч) Предлагаю вариант отработки порядка слов в предложении и времени Present Continuous.

1. Helen (subject)

2. is (verb to be)

3. dancing (verb+object)

4. in the park (place)

5. now (key word)

6. My parents

7. are

8. watching TV

9 in the living room

10 now  

Thank you very much colleagues!

Порой у учащихся возникают трудности с запоминанием и употреблением неправильных глаголов. Поэтому:

1).мы учим глаголы, разделив их по облачкам. У каждого облака свой цвет и номер (группа 1 и тд)

2). Играем в Крокодил с глаголами. Представлена ранее.

3). В Ассоциации – Необходимо придумать ассоциативную схематичную зарисовку к каждому глаголу, передающую его значение, используя только черный маркер. Можно поделиться на команды, каждой команде выдается несколько глаголов, для ассоциаций, а другая команда, должна угадать глаголы соперников.

Заключение

Сегодня мы рассмотрели лексические и грамматические игры на уроках английского языка, как средства формирования критического мышления у обучающихся. На самом деле, практически любые новые знания можно окутать игрой, в которой будет «вызов», та самая мотивация к деятельности и узнаванию чего-то нового, осмысление – потому что мы сразу же начинаем эти новые знания применять, что в игре происходит легко и непринужденно. Ну а при подведении итогов игры и подсчете очков происходит рефлексия, которая и помогает детям проанализировать «присвоенные знания», а возникающий азарт сразу же мотивирует на дальнейшее изучение темы.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы развития критического мышления у учащихся на урокахИЯ

В своей практике я использую только следующие методических приёмы, которые, как показала апробация, считаю наиболее успешными для активизации рече -мыслительной деятельности учащихся: «кластер», «ЗХ...

"Использование на уроках литературы и русского языка приемов технологии компетентностного подхода «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Материал является опытом работы по внедрению технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Даны разработки заданий к разным типам уроков по русскому языку  и литературе  с...

Метод развития критического мышления и приемы его реализации

Статья о методе развития критического мышления и приемах его реализации будет полезна педагогам, стремящимся проводить свои уроки максимально продуктивно...

Методы развития критического мышления у учащихся

Методы развития критического мышления у учащихся.    Использование технологии развития критического мышления на уроках помогает учителю развить в детях самостоятельность, ответственность, ум...

Урок английского языка по теме "Музыка" ("Let the Music Play") с применением кейс - технологии и методов развития критического мышления

 Раздел C ЕГЭ по английскому языку включает написание эссе. Кейс - метод является эффективным средством "борьбы" с проблемными зонами. Требования к аргументации собственного мнения выявили...

Формирование социально значимых качеств учащихся методами развития критического мышления

Проект представляет собой переработанное изложение методической темы в рамках курсов повышения квалификации-2016 в ПМЦПКиППРО КФУ. Может быть интересен как образец для обучающихся на данных курсах....

Методические рекомендации по изучению отдельных тем дисциплины «ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

Методические рекомендации по применению метода развития критического мышления на учебных занятиях по дисциплине «Обществознание».В рекомендациях представлены методы и приемы, применяемые при проведени...