Занятие «Повышение познавательной активности у старшеклассников»
методическая разработка

Сурова Наталья Геннадьевна

План занятия «Повышение познавательной активности  у старшеклассников»

  1. Представление – знакомство
  2. Вводная часть: Для начала предлагаю составить образ современного старшеклассника. Какие отличительные черты ему присущи? Мы неспроста описали образ некого старшеклассника. Данные характеристики необходимы нам для того, чтобы проанализировать и выделить те области, на которые мы можем повлиять, чтобы повысить познавательную активность на уроке. Какие области мы можем выделить? (Какая область может включить в себя все остальные?)  
  3. Теоретический блок
  4. Практическая часть
  5. Вывод занятия

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_zanyatiya_10.12.2019_1.docx20.29 КБ
Файл 10.12.19_1.pptx2.01 МБ

Предварительный просмотр:

План занятия «Повышение познавательной активности  у старшеклассников»

  1. Представление – знакомство (2 минуты)
  2. Вводная часть (до 7 минут): Для начала предлагаю составить образ современного старшеклассника. Какие отличительные черты ему присущи? Мы неспроста описали образ некого старшеклассника. Данные характеристики необходимы нам для того, чтобы проанализировать и выделить те области, на которые мы можем повлиять, чтобы повысить познавательную активность на уроке. Какие области мы можем выделить? (Какая область может включить в себя все остальные?)  
  3. Теоретический блок (до 15 минут):

В перечне требований к личностным результатам ФГОС СОО имеется показатель: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Под мотивами понимаются конкретные побуждения, причины, заставляющие личность действовать, совершать поступки, а также отношение учащегося к предмету его деятельности, направленность на эту деятельность. В роли мотивов во взаимосвязи выступают потребности и интересы, стремления и эмоции, установки и идеалы. Желательно замотивировать учащихся к учебной деятельности в организационный момент урока, самостоятельного задания, тем самым вовлечь их в процесс познания.

Мотивация познания следует через интересные сюжеты, открытие «нового» знания, понятия, метода и так далее. Все участники процесса должны иметь стремление к поиску, в том числе и учитель. Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде.

Напомню некоторые технологии направленные на активизацию мотивации познания:

  • Мотивация достижений (текущих, перспективных, урочных, внеурочных и т.д.)
  • Игровая мотивация (рейтинговая система, соревнование, дебаты)
  • Социальная мотивация
  • Мотивация позитивного мышления

В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся технологии, представленные на экране. Некоторые из них мы сегодня разберем на практических примерах. Но, для начала предлагаю вернуться к образу нашего старшеклассника и сформулировать виды деятельности, которые были бы ему наиболее интересны. Какие виды работ ваши старшеклассники любят больше всего?

  1. Практическая часть:

Начнем мы с технологии критического мышления. Критическое мышление – это способность анализировать информацию с помощью логики с тем, чтобы применять полученные результаты к ситуациям, вопросам и проблемам. Методические приемы данной технологии: групповая работа, моделирование учебного материала, ролевые игры, дискуссии, рыбы Ишикавы.  Предлагаю рассмотреть метод алгоритмизации - самостоятельное составление  алгоритма решения  учебной задачи, проблемы. Приведу простой пример […]. Как мы видим в алгоритме есть элементарные ходы, выполнение которых приближает нас к заданной цели. При составлении алгоритмов надо учесть три свойства:  понятность, точность, конечность. Примечательно в этом методе то, что имея заданный конечный результат, учащиеся сформулируют разные действия по его достижению, удобные индивидуально для каждого. Сейчас в течение 3 минут Вы внутри группы сформулируете учебную задачу (проблему), к которой необходимо применить данный метод, а также сам алгоритм действий.

Время на выполнение задания вышло, а мы с Вами вводим мотивационный компонент. По мере выполнения практических заданий, Вы будете давать оценку другим командам по критерию: «интересно», «нужно подумать еще», в конце мы посмотрим, какая из команд была более креативна сегодня .

А теперь прошу огласить варианты, которые получились

Хорошо, есть ли вопросы по данной технологии?

Следующая технология, демонстрирующая деятельности подход -  проектная технология. О данной технологии, уверена, Вы знаете уже много. Главной отличительной её особенностью является обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, которая соответствует его личным интересам.  Для того, чтобы продемонстрировать учащимся насколько широк спектр подходов к решению проектной проблемы, предлагаю воспользоваться методом «дерева»  (…).  Данный метод подходит, в том числе и при работе с проектными группами. Как мы можем применить этот метод для решения учебных задач? У Вас есть три минуты предложить свой вариант.

Проверка-оценка

Технология проблемного обучения известна многим. Напомню, что вопрос становится проблемным при следующих условиях. Он содержит в себе познавательную трудность и видимые границы известного и неизвестного. Вызывает  удивление при сопоставлении нового с ранее известным, неудовлетворенность имеющимися знаниями и умениями. Рассмотрим пример из урока ОБЖ, класс делиться на группы и каждая получает свой информационный лист, в котором есть описание чрезвычайной ситуации природного характера и задание. При проверке выполненного задания можно применить еще и метод Сократа (наводящих вопросов) с целью опосредованного усложнения первичного задания. При данном примере можно задавать вопросы о поведении школьников, о поведении технического персонала, тем самым обращая их внимание на их поведение при возникновении нештатных ситуаций. Теперь в течение 5 минут Вам необходимо в группе сформулировать проблемную задачу, ситуацию.

Проверка-оценка

Как мы знаем, урок состоит их трех основных этапов. Технологии, представленные сегодня на занятии,  можно интегрировать в любую часть урока. Советую Вам каждому определить для себя круг методов, которые Вам нравится использовать, составить из них сетку и комбинировать на уроках. Например, сетка методов критического мышления по этапам урока представлена на экране.

В конце занятия, хочу показать Вам инструменты технологии, которая активно внедряется в образовательный процесс. В кюар коде -  информационно – коммуникационной технологии. Данную технологию мы используем при оформлении урока, а также подаче нового материала и  рефлексии на уроке.

То, чем пользуется сейчас большинство учителей – гугл формы

Чем можно воспользоваться – sli.do, https://www.feedbackr.io/, https://www.wooclap.com/, https://pigeonholelive.com/ 

Пример обратной связи с использованием мобильного телефона через сервис sli.do

Анализ обратной связи, анализ таблицы оценок

Вывод занятия


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Повышение познавательной активности старшеклассников Практический материал

Слайд 3

Познавательная мотивация это – внутренняя деятельность или мотивация этой деятельности, не зависимая от внешних факторов. Познавательная мотивация вплотную связанна с такими понятиями как познавательная активность, познавательная деятельность, познавательный интерес, познавательная потребность и так же мотивы учения.

Слайд 5

В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся технологии: Информационно – коммуникационная технология Технология развития критического мышления Проектная технология Технология развивающего обучения Здоровьесберегающие технологии Технология проблемного обучения Игровые технологии Модульная технология Технология мастерских Кейс – технология Технология интегрированного обучения Педагогика сотрудничества. Технологии уровневой дифференциации Групповые технологии

Слайд 6

педагогическая технология - это совокупность … установок определяющих … … методов приемов обучения … к омпоновку форм специальный набор Воспитательных средств психолого-педагогических Педагогическая технология — совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачев).

Слайд 7

Технология критического мышления Критическое мышление– это способность анализировать информацию с помощью логики и личностно-психологического подхода, с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Этому процессу присуща открытость новым идеям. Методические приемы данной технологии: групповая работа, моделирование учебного материала, ролевые игры, дискуссии, рыбы Ишикавы .

Слайд 9

Проектная технология Главной отличительной особенностью метода проектов является обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, которая соответствует его личным интересам Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Главная цель любого проекта – формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.

Слайд 10

Идея Проблемы Пути решения Референтная группа Задание №2 Результаты

Слайд 11

Технология проблемного обучения Вопрос становится проблемным при определенных условиях: он должен содержать в себе познавательную трудность и видимые границы известного и неизвестного; вызывать удивление при сопоставлении нового с ранее известным, неудовлетворенность имеющимися знаниями и умениями.

Слайд 12

ТОРНАДО В МУРЕ

Слайд 13

Технология интегрированного обучения Интеграция - это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщённых знаний в той или иной области. Методика интегрированного урока : 1. Подготовительный 2. Исполнительный 3.Рефлексивный . 1.планирование, 2. организация творческой группы, 3. конструирование содержания урока, 4.репетиции. Цель этого этапа – вызвать интерес учащихся к теме урока, к его содержанию. Способы вызова интереса учащихся могут быть различные, например, описание проблемной ситуации или интересного случая. В заключительной части урока необходимо обобщить всё сказанное на уроке, подвести итог рассуждениям учеников, сформулировать чёткие выводы. На этом этапе проводится анализ урока. Необходимо учесть все его достоинства и недостатки

Слайд 14

Конструктор урока прием стадия 1 2 3 4 5 6 7 8 Начало урока (вызов) «кластер» «загадка» Учебно мозговой штурм Отсроченная догадка Фантастическая добавка Театрализация Да – нетка Интеллектуальная разминка (опрос) Объяснение нового материала Зигзаг - 2 инсерт экспертиза МФО (метод фокальных объектов) Дерево предсказаний Круги по воде Чтение с остановками экспертиза Закрепление загадка Учебно – мозговой штурм Метод контрольных вопросов экспертиза МФО инсерт Оживи картину Бином фантазии Повторение кластер загадка Бином фантазии Оживи картину театрализация Ролевая игра МФО Круги по воде Рефлексия (конец урока) кластер Зигзаг - 2 Интеллектуальная разминка Синквейн экспертиза Ролевой проект Исследовательский проект Бином фантазии Домашнее задание загадка кластер Оживи картину инсерт Круги по воде Бином фантазии

Слайд 16

Информационно – коммуникационная технология Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, то использование их в изучении материала с использованием ИКТ повышают эффективность обучения : — графика и мультипликация помогают ученикам понимать сложные логические построения; — возможности, предоставляемые ученикам, манипулировать (исследовать) различными объектами на экране дисплея, изменять скорость их движения, размер, цвет и т. д. позволяют детям усваивать учебный материал с наиболее полным использованием органом чувств и коммуникативных связей головного мозга.

Слайд 19

#7488

Слайд 20

«Если картинка стоит 1000 слов, то ВЫ 100 000 картин ок !»

Слайд 21

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль нестандартных уроков литературы в развитии познавательной активности старшеклассников

В современных условиях реформирования образования большое значение имеет подготовка самих преподавателей, их умение успешно решать проблемы развития познавательной активности обучаемых. Этой цели служ...

Родительское собрание:" Способы активизации познавательной активности старшеклассников"

Цель родительского собрания: диагностика интеллектуального потенциала старших подростков; организация комплексного влияния на познавательную активность  учащихся....

«Повышение познавательной активности и раскрытие творческих способностей у учащихся на занятиях биологии и экологии Отделений Дополнительного Образования Детей»

•         Формально работа в ОДОД  не является  большой нагрузкой , да и  по документам ее не приравнивают к учительской работе, хотя педагоги ОД...

ТРЕВОЖНОСТЬ КАК ВЕДУЩИЙ ФАКТОР ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ КОРРЕКЦИОННЫХ ШКОЛ

Седых ТРЕВОЖНОСТЬ КАК ВЕДУЩИЙ ФАКТОР ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ КОРРЕКЦИОННЫХ ШКОЛ...

Развитие познавательной активности старшеклассников на примере анализа разных концепций цивилизации.

XXI век все чаще заставляет нас задуматься о судьбе нашей страны, ее прошлом и будущем....