Психологическое сопровождение профессионального и личностного самоопределения учащихс
проект

Вольф Евгений Евгеньевич

Педагогический проект на тему: Психологическое сопровождение профессионального и личностного самоопределения учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskoe_proektirovanie_proekt.docx33.06 КБ

Предварительный просмотр:

Тема проекта:

Психологическое сопровождение профессионального и личностного самоопределения учащихся

Вольф Е.Е., учитель истории и обществознания

МОБУ СОШ №7 г. Соль-Илецка

Аннотация

Курс психологических занятий предназначен для учащихся 8-11 классов. С его помощью организуется психологическое сопровождение профессионального и личностного самоопределения. Программа направлена на формирование и развитие готовности к совершению череды осознанных жизненных выборов. Способствует успешной социализации личности на этапе предстоящей смены социальных ролей. В программе представлены теоретические положения, организационная сторона тренинга, конспекты и процедура проведения цикла групповых занятий.

Программа адресована психологам системы образования, практическим психологам, работающим с лицами подросткового и юношеского возраста. Курс может быть использован в профориентационной и развивающей работе психолога, в частности, в профильных школах. Самоопределение личности старшеклассника оказывает определяющее влияние на всю его дальнейшую жизнь. Если профессиональный и личностный выбор оказывается оптимальным – человек доволен им и может реализоваться в выбранном направлении с учётом своих жизненных ценностей и приоритетов. Если выбор оказывается ошибочным – человек не только ситуативно разочаровывается в нём, но и может потерять оптимизм и отказаться предпринимать попытки новых достижений.

Актуальность

В последние годы образовательные учреждения участвуют в реализации Муниципальной Модели Профильного Обучения: осуществляют предпрофильную подготовку учащихся 8-9 классов и профильное обучение старшеклассников. В школах ежегодно проводится «Мониторинг развития личности учащихся 11 класса в условиях индивидуальной образовательной траектории с целью оценки личностного развития и профессионального самоопределения старшеклассников». В 2018 г. он чётко продемонстрировал то, что даже на выпуске из 11 класса многие учащиеся не готовы сделать обдуманный профессиональный выбор. Тем более сложно делать выбор профиля и формировать индивидуальную образовательную траекторию (ИОТ) на более ранних этапах обучения. Но современное образование требует этого от учащихся. В большинстве случаев эти сложности решаются стихийно, часто родителями. В итоге это превращается в «выбор без выбора», т.к. пока слабо отработан механизм смены профиля, если школьник хотел бы его поменять – окончательно или ради того, чтобы попробовать себя в другой сфере. И, по сути, выбор профиля подменяет собственно профессиональный выбор, ускоряя его. В школах же чаще всего ведётся чисто профориентационная работа, где максимум внимания уделяется когнитивному компоненту выбора (дать ученику знания о разнообразии профессий, о их группах, типах и определить склонность к одному из них). И минимум внимания – личностному самоопределению, умению самостоятельно познавать себя, свои жизненные приоритеты и организовывать соответственно свою деятельность.  

Так, проблема психологической готовности старшеклассников к профессиональному и личностному самоопределению остаётся нерешённой.

Теоретическое обоснование

Проясним, как авторы теорий понимают данные термины.   Самоопределение – это сложный многоступенчатый процесс развития человека. Его структурными компонентами являются различные виды самоопределения: жизненное, личностное, профессиональное, социальное и т.д., которые постоянно взаимодействуют между собой. По Марковой, жизненное самоопределение – это определение себя относительно критериев общечеловеческого смысла жизни и реализации себя на основе этого самоопределения. Жизненное самоопределение, по сути – выбор образа жизни. Это самоопределение имеет широкий диапазон выбора при условии, что человек не отказывается их совершать. Личностное самоопределение – это определение себя относительно выработанных в обществе и принятых данным человеком критериев становления личности и дальнейшая реализация себя на основе этих критериев. Начинается со старшего дошкольного возраста, а особенно проявляется на рубеже подросткового и раннего юношеского возраста. Личностное самоопределение рассматривается как высшая форма жизненного, когда человеку удаётся становиться хозяином собственной жизни. Отличие между этими видами самоопределения в том, что при личностном человек не просто овладевает ролью, а создаёт новые роли, находит самобытный образ «Я», постоянно развивается и утверждается среди людей. Социальное самоопределение – это определение себя относительно выработанных в обществе критериев принадлежности к определённой сфере общественных отношений, к определённому социальному кругу. Начинается с подросткового возраста. Профессиональное самоопределение – определение себя относительно критериев профессионализма. Начинается с выбора профессии, но не заканчивается этим и может продолжаться всю жизнь. Кроме этого Н.С.Пряжников добавляет, что профессиональное самоопределение – самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполнения работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической и социально-экономической ситуации. Однако, это идеальный вариант, который не всегда реализуется в жизни. Об этом же свидетельствуют Л.Р.Мадорский и А.З.Зак («Глазами подростков»//Семья и школа).

Ясно, что профессиональное и личностное самоопределение неразрывно связаны. А их успешность связана с общим развитием личности. Поэтому было решено не отделять друг от друга работу по профориентации и работу над личностным самоопределением. И для этого разработать программу курса по выбору «Успешный путь». Где велась бы работа над такими показателями как способность к самоанализу, самопознание способностей, черт характера и интересов, эмоциональная и волевая саморегуляция, мотивация и ориентация на достижение успеха. Такие вопросы уже можно рассматривать в старшем подростковом возрасте, т.к. в это время развивается рефлексия, складывается дифференцированное отношение к школьным предметам, появляются профессионально ориентированные мотивы учения, сензитивность к приобретению профессиональных ЗУНов.

Цель проекта – разработка программы, направленной на повышение психологической компетентности учащихся, находящихся в условиях предстоящего профессионального и личностного выбора.

Задачи проекта:

  • Разработать программу занятий с учащимися, нацеленную на повышение их психологической компетентности в сфере профессионального и личностного самоопределения;
  • Подготовить систему мероприятий комплексного сопровождения самоопределения учащихся с привлечением всех субъектов образовательного процесса (учитель, родитель, психолог, сам учащийся);
  • Подобрать и разработать всё методическое и материально-техническое обеспечение для использования в процессе реализации программы;
  • Посредством реализации программы стимулировать субъектную поисковую активность учащихся и повысить их психологическую готовность к самоопределению;
  • Предоставить разработанную программу на общественную экспертизу на конкурсах проектов, обсудить на научно-исследовательских конференциях.

Продуктом проекта выступает готовая к практическому применению программа занятий и мероприятий по самоопределению учащихся.

Цель данной программы – повышение психологической готовности старшеклассников к профессиональному и личностному самоопределению.

Программа призвана решить следующие задачи:

1. Способствовать развитию рефлексии учащихся, их навыков самоанализа и самопознания.

2. Способствовать развитию умения осмыслять необходимость и ответственность совершения выбора и соизмерять его со своими возможностями.

3. Обеспечить участников знаниями о возможностях эмоциональной и волевой саморегуляции и продемонстрировать на практике применение соответствующих техник.

4. Познакомить участников со способами преодоления ситуаций стресса, сомнений и неопределённости.

5. Показать способы осознания и анализа своих мотивов и ценностей и их связь с самоопределением в жизни и профессии.

6. Придать участникам программы оптимистичную устремлённость в будущее посредством целеполагания.

Выдвигаемые задачи определяют основные направления и способы работы:

Прививать учащимся навыки самоанализа предполагается через получение данных диагностик, проводимых на занятиях, а также через самонаблюдение за состоянием и переживаниями. Развитие умения осмыслять ситуацию выбора и сверяться со своими возможностями станет возможным благодаря рассмотрению участниками своих личностных, индивидуальных данных и обсуждению этих вопросов в беседах. Применение на занятиях техник релаксации и мобилизации обеспечит участников знаниями о возможностях эмоциональной и волевой саморегуляции. Будут рассмотрены техники работы со стрессовыми ситуациями. В игровой форме участники на занятиях опробуют способы осознания своих мотивов и ценностей, осмысления своих жизненных целей в единстве личностного и профессионального самоопределения. Эти же способы служат не только для понимания себя в настоящем, но и способствуют выработке ценностно-смысловых установок на будущее, формированию жизненных планов. Так как любое самоопределение подразумевает успешное и оптимальное межличностное взаимодействие, данная программа направлена, в том числе, и на развитие определённых коммуникативных навыков.

Ожидаемый результат реализации программы: У участников программы должна повыситься готовность к совершению череды осознанных выборов в личной и профессиональной сферах по сравнению с уровнем, который можно определить до прохождения ими данного курса. Программа не ставит целью, чтобы к последнему занятию участники сделали окончательный выбор конкретной профессии. Наиболее ценным представляется прояснение, выход из ситуации тревожащей неопределённости, которая чаще всего складывается в условиях выбора. А также появление волевой готовности к воплощению в жизнь принятых решений.

Продуктом, материальным результатом курса должно стать папка «личностное портфолио» ученика (Т.В. Черникова, 2006), которое каждый участник будет формировать в течение занятий, где будет копить материалы с записями, с результатами проведённых диагностик и т.д.

Критерием эффективности программы будут служить:

  1. Психологическая готовность учащихся намечать и активно реализовывать жизненные планы и намерения;
  2. Информированность учащихся в вопросах выбора профессии;
  3. Сформированность представлений учащихся о себе и их расширение по сравнению с первоначальным уровнем (до участия в программе) в жизненных планах и профессиональных намерениях;
  4. Желание продолжать образование в соответствии со своими профессиональными намерениями и с учётом своих личных ценностей;

В качестве диагностического инструментария для оценки эффективности программы предполагается использовать методики изучения саморегуляции как средства достижения готовности к самоопределению, собственно опросники готовности к совершению профессионального выбора, а также, возможно, ассоциативный эксперимент на словосочетания «выбор профессии» и «жизненные планы». На заключительном занятии участникам программы будет предложена «анкета обратной связи». Использование профориентационных методик предусмотрено на развивающих занятиях, но не планируется на диагностических срезах, т.к. это не соответствует цели программы.

Основная форма проведения – тренинговые занятия. Группа учащихся должна быть не более 10 человек. В идеале – 6-7 человек, т.к. с увеличением количества участников будет ограничиваться время и глубина проработки содержания занятий на каждого человека. Организация пространства: возможность рассаживаться в круг и, желательно, перемещаться за стол (заполнять методики, делать записи…) Обязательно должно быть достаточно места для подвижных разминочных игр. Занятия также содержат мини-лекции, которые рассказывают о личностном и профессиональном успехе, успехе в учёбе. Участникам будут выдаваться наглядные материалы, памятки, названные «Полезные страницы» (Н.Н. Захарова, 2007), которые они смогут помещать в свою папку. «Полезные станицы» содержат, например, памятки «Как выбрать индивидуальный учебный план», «Об образовании в России», страница терминов (профессия, должность и т.п.), адреса, телефоны и электронную почту центров профориентации, центров психологической помощи, центров занятости и кадровых служб, работающих с учащейся молодёжью. Эта информация имеет и функцию психологической поддержки, т.к. открывает школьнику новые варианты, куда обратиться по возникающим вопросам, даёт знание о существовании специальных служб, компетентных оказывать необходимую помощь.    

Инновационность проекта касается не только содержания программы, но и формы организации занятий – которая максимально отвечает требованиям времени.  В жёстких рамках условий школьного расписания с учётом ИОТ и большой занятости учащихся на спецпредметах и в дополнительном образовании, важно, что длительность и число занятий можно варьировать без ущерба их качеству. Полный курс программы рассчитан на 32 академических часа: 15 занятий по 2 часа, плюс вводное занятие (организационно-диагностическое). Но каждое занятие можно поделить на 2 логически завершённые части по 40 минут при необходимости встраивать встречи с группой в учебное расписание. Так, продуман чёткий план реализации программы с возможностью варьировать длительность занятий в зависимости от организационных возможностей.        

Связи между субъектами образовательного процесса

Предусмотрено взаимодействие с родителями и педагогами (классными руководителями). Для этого возможно проведение родительских собраний с целью повышения заинтересованности родителей в содействии старшекласснику в выстраивании индивидуальной образовательной траектории и обсуждения действий родителей по оказанию конструктивной помощи подросткам в период поиска ими своих интересов. С классными руководителями в форме групповых консультаций возможно рассмотрение достижений и проблемных зон, учёт индивидуальных особенностей учащихся (способности и интересы) в педагогическом процессе. Учителям будет предложено провести со школьниками  профориентационные классные часы, где желающие подготовили бы доклады по темам: «Наиболее востребованные и перспективные профессии в России, в Оренбургской области, нашем районе», «Возможности получения платного и бесплатного образования»,  «Современные требования к профессионалу», «Состояние дел на рынке труда». Посредством такой совместной деятельности педагоги получают новые знания и опыт по проведению профориентационной работы с классом.

Таким образом, спланирована комплексная работа по личностному и профессиональному самоопределению с учащимися, педагогами и родителями, которую можно варьировать в зависимости от запроса, востребованности и организационных возможностей в профильной школе.    

В дальнейшем возможно проведение экспертизы программы и её апробация для того,  если она покажет свою эффективность, можно было рекомендовать её для использования психологам школ и иных учреждений, работающих со старшеклассниками.  

План – график

сроки

мероприятия

результат

1

Апрель – май 2019

Рассмотрение теоретических подходов к вопросу жизненного самоопределения, изучение воззрений различных авторов по поводу личностного и профессионального самоопределения

Теоретическое обоснование проекта, операционализированность понятий и терминов

2

Май 2019

Подбор диагностического инструментария для оценки эффективности программы

Наличие методик, посредством которых можно диагностировать переменные, на которые предполагается воздействие

3

Июнь 2019

Разработка структуры и содержания занятий программы курсов для старшеклассников

Подготовленные к работе конспекты занятий, распределение по формам и видам работ, распределение часов по темам программы

4

Август 2019

Разработка и изготовление методических материалов к занятиям

Подготовленные бланки методик и техник, используемых на занятиях; информационные листы – раздаточные материалы

5

Сентябрь 2019

Разработка форм и содержания взаимодействия между всеми субъектами образовательного процесса

Планы родительских собраний, темы классных часов для классных руководителей

6

С 2020 года

Реализация программы с группой старшеклассников при параллельном взаимодействии с родителями и педагогами  

Проведение всех запланированных мероприятий в рамках проекта

7

2020-2021

Рефлексия, анализ результатов, внесение коррективов и подготовка к повторной реализации программы  

Анализ проведённой работы, возможно представление результатов на НПК и публикация в сборниках докладов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ШКОЛЫ VIII ВИДА

Данная программа   направлена на развитие профессиональной ориентации учащихся с нарушением интеллекта, развития творческих способностей и успешной социально – профессиональной адаптации....

Развивающая психолого-педагогическая программа: "Психологическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников"

Обоснование программыПрофессиональное самоопределение – это один из  этапов профессионального развития человека, включающий профессиональную направленность и самопознание (соотнесение личностью с...

Педагогический проект «Пути формирования у школьников способности к профессиональному и личностному самоопределению»

Актуальность проекта заключается в потребности в самоопределении учащихся на рубеже старшего подросткового и раннего юношеского возрастов. Проект позволяет формировать у учащихся представление о мире ...

Профессиональное и личностное самоопределение воспитанника детского дома - важное звено в подготовке к самостоятельной жизни.

Главная задача нашего детского дома - изучить и развить у воспитанников способность к профессиональному и личностному самоопределению, подготовить их к самостоятельной жизни после выхода из детского д...

Социально-психологические проблемы трудоустройства выпускников Психологическое сопровождение профессионального самоопределения выпускников школ

Профессиональное самоопределение - многомерный и многоступенчатый процесс, который можно рассматривать как  средство индивидуализации и повышения личностного смысла образования. В выпускном класс...

"Профессиональное и личностное самоопределение детей с нарушениями слуха"

Профессиональное и личностное самоопределение – это стержневая проблема в воспитании детей с нарушениями слуха. Многие неслышащие подростки получают профессиональное образование в специальных учрежден...

Профессиональное и личностное самоопределение школьников в условиях общеобразовательной школы.

Основные тезисы: адаптация, профессиональная деятельность, самореализация,самоопределение, самоутверждение, фрустрированность, эскапизм....