Статья. Модель обучения "Перевернутый класс" при изучении физики.
статья

Сомова Светлана Николаевна

Опыт дистанционного обучения позволил аппробировать модель обучения "Перевернутый класс"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья421.41 КБ

Предварительный просмотр:

Любой кризис- это новые возможности (Уинстон Черчиль)

Можно по-разному относиться к сложностям или возникающим проблемам локального или всеобъемлющего характера, важно уметь находить в возникшей критической ситуации новые способы мышления, действий…новые формы и модели.

Период самоизоляции мы все вспоминаем с дрожью и чаще всего с негативом…. и понятно почему: мысленно вернувшись в  апрель 2020 года, каждый распознает все этапы принятия неизбежного, имя которому «Дистанционное обучение» Этапы принятия неизбежного

Для каждого из нас это был период  бесконечных проверок и онлайн-общения. Ситуация развивалась стремительно: дети страдали от объема заданий, учителя- от объема проверок и недостатка времени. Именно поэтому уже на первой недели дистанционного обучения мной было принято решение о ведении уроков в онлайн-режиме. Я выбрала платформу Zoom и уже 10 апреля было проведено первое занятие с учащимися 9 классов. Это позволило мне сократить количество проверки, т.к. мы имели возможность проверить домашнее задание фронтально внутри онлайн-конференции и  услышать живые вопросы учащихся по обсуждаемой теме. Так в смешанном режиме: 1 урок на неделе синхронный, 1 урок асинхронный мы и работали до конца четверти. Сложностей было достаточно и технических, и организационных, и поведенческих (в данном случае речь об учащихся) но накопленный опыт и знания, которые были  добыты в большей степени методом проб-ошибок в экстремальной ситуации не хотелось растерять.

Я обратила внимание на то, что учащиеся 7-9 класс в процессе выполнения домашнего задания для асинхронного урока, в которое обязательно входило составление конспекта по «теме» справлялись с этим заданием очень достойно. На первых порах ребята старались наполнить конспект по максимуму, переписывая почти весь параграф,  но в итоге приобрели навык составления опорного, краткого конспекта. Поэтому в июне, когда буря улеглась,  мне вспомнилась одна очень  любопытная  модель обучения, которую я обсуждала со своими коллегами несколькими годами ранее, но в тот момент хоть она и заинтересовала меня, а внедрять ее я побоялась, потому что не была уверена в возможностях детей. Речь идет о перевернутом классе.

Перевернутый класс (урок) — это модель обучения, при которой учитель предоставляет материал для самостоятельного изучения дома, а на очном занятии проходит практическое закрепление материала”.

Мастер-класс "Технология смешанного обучения Классный переворот или  поговорим о модели обучения «Перевернутый класс»

Для перевернутого обучения характерно использование водкастов (vodcast), подкастов(podcast), и преводкастинга (pre-vodcasting). Прежде чем переходить к деталям, давайте разберемся с ключевыми понятиями.

Подкаст (Podcast) — это звуковой файл (аудиолекция), который его создатель рассылает по подписке через интернет. Получатели могут скачивать подкасты на свои устройства, как стационарные, так и мобильные, или слушать лекции в режиме онлайн.

Водкаст (Vodcast от video-on-demand, т.е. видео по запросу) — это примерно то же самое, что подкаст, только с видеофайлами.

Пре-водкастинг (Pre-Vodcasting) – это образовательный метод, в котором школьный учитель или преподаватель вуза создает водкаст со своей лекцией, чтобы учащиеся получили представление о теме еще до занятия, на котором эта тема будет рассмотрена. Метод пре-водкастинга – это первоначальное название метода перевернутого класса.

Перевернутый класс (Flipped Class) – это модель обучения, в которой выполнение домашней работы, помимо прочего, включает в себя применение технологий водкаста:

  • просмотр видеолекции;
  • чтение учебных текстов, рассмотрение поясняющих рисунков;
  • прохождение тестов на начальное усвоение темы.

Классная работа посвящается разбору сложной теоретической части и вопросов, возникших у учащихся в процессе выполнения домашней работы (не более 25-30% времени). Также в классе учащиеся под наблюдением учителя решают практические задачи и выполняют исследовательские задания. После занятия в классе дома завершаются практические задачи, выполняются тесты на понимание и закрепление пройденной темы.

Переход к модели перевернутого класса является переходом от главенства учителя к главенству ученика. В зарубежной литературе этот переход образно описывают как смену роли учителя с “sage on the stage” на “guide on the side”, что вольно можно перевести как переход от «мудрец и на дуде игрец» к «гид – со стороны рулит».

Родоначальниками модели перевернутого класса считаются два учителя – Джонатан Бергман (Jonathan Bergman) и Аарон Сэмс (Aaron Sams), которые в 2007 году сначала придумали, как обеспечить своими лекциями спортсменов, часто пропускающих занятия, а затем развили эту идею в новое образовательное направление.

Бергман вспоминает: «Весной 2007 года Аарон показал мне статью о программном продукте, позволяющем создать слайдшоу в PowerPoint, включающее голос и любые текстовые заметки. Затем все это конвертируется в видеофайл, который легко распространять онлайн. Мы поняли, что это может позволить нашим студентам пропускать занятия, не пропуская обучения! Мы начали размещать наши лекции онлайн, чтобы студенты могли получить к ним доступ. Если честно, мы записывали наши лекции из эгоистических побуждений. Мы расходовали непомерно много времени на проведение повторных занятий для студентов, пропустивших занятия. Записи лекций стали нашей первой линией обороны».

Исходя из аналитики запросов Google, перевернутый класс становится главным направлением модернизации образования, даже несмотря на факторы, сдерживающие рост его популярности.

Количество запросов по ключевым словам Flipped Class и Flipped Learning

Изменения, происходящие во всех сферах жизни, бросают вызов системе образования, требуя от нее «шагать в ногу». Для ответа на этот вызов нужно понять, каким требованиям должны соответствовать участники образовательного процесса – и те, кто учит, и те, кто учится.

Однако главной проблемой внедрения модели перевернутого класса является значительное увеличение объема работы учителя в переходном периоде. Необходимо перекроить учебную программу и разделить имеющийся материал таким образом, чтобы часть перенести в водкаст, а часть оставить для классной работы. Нужно разработать тесты для контроля учеников, создать систему оценки самостоятельной работы дома и коллективной работы в классе, овладеть инструментами разработки водкастов и их размещения в LMS, и, наконец, создать сами водкасты.

Как видно, трудоемкость этой проблемы имеет две составные части – методическую и технологическую. Технологическая часть проблемы выходит на первое место, поскольку для учителя все в ней является новым.

Основных возможностей преодоления технологической трудоемкости две. Во-первых, существует большое число ресурсов с готовыми качественными водкастами по множеству предметов. Например, бесплатные видеоуроки от всемирно известной Академии Хана или один из самых успешных русскоязычных проектов для школьников «Интернет-урок». Это пополняемая и обновляемая коллекция видеоуроков (сейчас их более 4000) по основным предметам школьной программы. Если подходящая видеолекция найдена, то остается лишь сконвертировать ее в нужный формат и загрузить в выбранную LMS.

В июне 2020 у начала разрабатывать свою систему перехода к модели обучения «перевёрнутый класс»

Первым этапом было создание каталога домашних заданий:

Затем создание группы в ВК, которая содержит

  • Ссылки видео-уроки
  • Подробные инструкции по домашнему заданию
  • Видео-разбор задач (из классной работы и не только)

На последнем остановлюсь подробнее. Создание видео-разбора задач позволяет мне сократить количество консультаций с учениками. Каждый может в своем собственном режиме в удобное для себя время, автономно ото всех посмотреть ход решения задачи столько раз, сколько необходимо.

Но одновременно с эти я реализую:

  • Онлайн консультации с учителем во время выполнения домашнего задания
  • Уроки по ВКС для отработки изученного материала
  • Консультации с учениками в режиме реального времени в школе

На сегодняшний день еще рано говорить о каких-то результатах, т.к. мы находимся в начале пути, но по реакции детей я вижу, что такая модель обучения не вызывает отвращения, а скорее импонирует им.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Некоторые модели уроков для изучения истории на профильном уровне

Некоторые модели уроков для изучения истории на профильном уровне.Преподавание профильных курсов ориентировано на формирование историко – познавательной, информационной и...

Мотивация деятельности учащихся на уроках физики в 7 классе и создание условий для формирования ощущения успешности при изучении физики

Проблема повышения мотивации обучения требует от учителя нового подхода к ее решению, в частности – это разработка более совершенных организационных форм и методических приемов обучения. Надо помнить,...

РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ К ПОСТРОЕНИЮ МОДЕЛИ ЯВЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ФИЗИКИ.

РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ К ПОСТРОЕНИЮ МОДЕЛИ ЯВЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ФИЗИКИ....

статья «Cпособы мотивации и развития познавательного интереса к изучению физики»

статья «Cпособы мотивации и развития познавательного интереса к изучению физики», Качмашева Наталья Дмитриевна,  учитель физики,  ГБОУ Гимназия 177...

Статья: « Физический эксперимент - как основной инструмент мотивации и наглядности при изучении физики».

Роль физического эксперимента в изучении физики. Использование эксперимента в качестве мотивации, на этапе закрепления материала, воспроизведения эксперимента учащимися в ходе практических/ лабораторн...

Калеева, Ж.Г. Формирование профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики: в 2 ч. Ч. 1. Система формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики [Текст]: монография

Калеева, Ж.Г. Формирование профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики: в 2 ч. Ч. 1. Система формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе ...

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «БУЛЖАМУУРАЙ ОРОН» ТЕМА: СОЗДАНИЕ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА ИЗУЧЕНИЯ БУРЯТСКОГО ЯЗЫКА, ЛИТЕРАТУРЫ И КУЛЬТУРЫ В МАОУ СОШ № 19 Г. УЛАН-УДЭ

 Целью проекта является моделирование многомодульного образовательного комплекса, в котором реализуются программы дошкольного, общего и дополнительного образования по обучению бурятскому я...