статья «Cпособы мотивации и развития познавательного интереса к изучению физики»
статья по физике

статья «Cпособы мотивации и развития познавательного интереса к изучению физики», Качмашева Наталья Дмитриевна,  учитель физики,  ГБОУ Гимназия 177        

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_sposoby_motivatsii_1.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

 «Cпособы мотивации и развития познавательного интереса

 к изучению физики».

Качмашева Наталья Дмитриевна, учитель физики,

ГБОУ Гимназия 177         

Сегодня в современном информационном обществе, а также в свете происходящей в настоящее время реформы российского образования, важное место в обучении занимает индивидуальный подход к каждому ученику, мотивация учащихся. Иными словами, главное сейчас не просто передать знания от учителя к ученику, а сформировать и развить познавательный интерес у детей, умения и навыки по самостоятельному поиску и анализу информации.

В настоящее время одним из важных аспектов в образовании является установление метапредметных связей между дисциплинами естественно-научного цикла. Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта обучающиеся осваивают межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), вырабатывают способность использования их в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.

  Наблюдения за  школьниками позволяет высказать предположение о том, что именно разнообразные явления природы вызывают у них самый неподдельный живой интерес. Большинство вопросов,  которые они задают родителям и учителям, касаются природных явлений. Необходимо как можно раньше дать возможность ребенку получить представления об окружающем его мире, активно его исследовать, развивать личность ребенка путем проведения исследовательских работ: теоретических и практических.

Ребенок может достичь успехов в изучении какой-либо науки, если у него появится интерес к ней как можно раньше, и он сам будет стремиться узнавать новое в этой области. Хорошо, когда ребенок сам проявляет инициативу и самостоятельность, когда у него есть заинтересованность. Это достигается, если перед детьми ставятся творческие задачи, которые требуют объяснить какое-то новое для них явление или найти способ достижения какого-то определенного эффекта на основе использования тех или иных закономерностей. У детей должна вырабатываться заинтересованность в действительных знаниях.

Каждый человек обладает определенными способностями, талантами. Кто-то имеет склонность к точным наукам, кто-то имеет музыкальный слух, кто-то тонко чувствует красоту слога и рифмы, кто-то лучше других различает оттенки цветов, кто-то любит мастерить, кто-то – экспериментировать и т.д. Естественные науки в этом отношении открывают большие возможности для всех детей, т.к. они помогают сформировать навыки, необходимые во всех областях человеческой деятельности: уметь видеть причинно-следственные связи в истории, литературе, математическую основу гармонии звуков, основанную на законах физики сочетаемость различных оттенков цвета, предлагают безграничный простор для эксперимента и творчества, помогают сформировать критическое мышление, необходимое для успешного и безопасного существования в современном информационном обществе.

Всякая человеческая деятельность  сопряжена с творчеством.   Учащимся надо дать возможность без назидания и скуки познавать законы природы, ставить занимательные опыты, искать ответы на эвристические вопросы. большое значение уделяется непосредственно экспериментальной деятельности самих детей, проведение лабораторных работ, занимательных опытов, конструирование и т.д.  Китайская мудрость «услышал – забыл, увидел – запомнил, сделал – понял» главным умением называет способность воспроизводить увиденное и услышанное, справедливо указывает на то, что подлинного понимания изучаемого явления не будет, пока теоретические знания не получат практического воплощения.

Постановка занимательных опытов самими детьми, написание исследовательских работ дает возможность каждому ребенку реализовать свои творческие и умственные способности, в случае с опытами привнести ничем не заменимое ощущение реальности происходящего, возможность увидеть и применить свои знания на практике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование мотивации и повышение познавательного интереса на уроках физики

Эта работа сделана на курсах повышения квалификации в МИОО....

Развитие познавательного интереса при изучении курса ОБЖ

Мой подход к методике преподавания ОБЖ....

развитие познавательного интереса при изучении химии

развитие познавательного интереса при изучении химии...

Развитие познавательного интереса к изучению математики

Установлены уровни развития, условия и пути формирования у учащихсяинтереса к знаниям.Описаны пути развития и укрепления познавательных интересов учащихся....

Развитие у школьников познавательного интереса к изучению физики»

СОДЕРЖАНИЕ________________________________________________________ВВЕДЕНИЕ._________________________________________________- АКТУАЛЬНОСТЬ__________________________________________- ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ИНТЕ...

"Роль внеурочной деятельности в развитии познавательного интереса при изучении истории, обществознания."

Выступление на педагогическом  совете "Промежуточный мониторинг результатов работы по программе развития школы "Школа активной гражданственности", 2015...

Доклад «Формирование учебной мотивации и развитие познавательных интересов учащихся на уроках биологии»

laquo;Скажи мне, и я забуду;Покажи мне, и я, может быть, запомню,Вовлеки меня, и я пойму.»Конфуций (450 г. до н.э.)   В последнее время у современных учеников можно наблюдать изменени...