"Роль внеурочной деятельности в развитии познавательного интереса при изучении истории, обществознания."
статья по истории на тему

Мязина Наталья Александровна

Выступление на педагогическом  совете "Промежуточный мониторинг результатов работы по программе развития школы "Школа активной гражданственности", 2015

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мязина  Наталья Александровна, учитель истории  НРМОБУ  «Салымская  СОШ № 1».

Роль внеурочной деятельности в развитии познавательного  интереса при изучении истории, обществознания.

   Каждый учитель хочет, чтобы его уроки были интересными, увлекательными и запоминающимися, а ученики лучше всего знали его предмет, имели глубокие и стабильные знания.

    Зачастую наших знаний предмета, педагогического мастерства не всегда достаточно для  реализации обозначенной цели, поэтому всё чаще мы задаемся вопросом: как  сделать так, чтобы дети любили мой предмет, были увлечены им, старались выйти за рамки изучаемого, читали больше дополнительной литературы…?  Как превратить  будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности,  в занимательный процесс ?!  

     В решении этих вопросов поможет внеурочная деятельность.

Главная задача школы  сегодня состоит не в том, чтобы передать школьнику  сумму знаний, а в том, чтобы оказать ему содействие  в овладении способами деятельности, позволяющими действовать в социуме, предметной области, научить учиться и способствовать воспитанию и развитию  его личности.

    Федеральный государственный образовательный стандарт определяет внеурочную деятельность как важнейшую сферу школьной жизни и составную часть образовательного процесса школы. Под внеурочной деятельностью подразумевают все те виды деятельности обучающихся, кроме учебной на уроке, в которых возможно и целесообразно решение задач  воспитания и социализации подрастающего поколения.

     Внеурочная деятельность – это  важный ресурс, способствующий достижению новых результатов образования в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

     В рамках внеурочных  предметных месячников   использую различные формы работы с детьми. Мне бы хотелось остановиться  на одной из таких  форм деятельности - игре.

     Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала — усвоение фактов, дат, имен и др.   Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, закреплению или усвоению исторической информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребёнка.

      Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Во всём мире, и в России в частности, постоянно расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети за последнее время значительно увеличили поток получаемой детьми информации и  её разнообразие. Но все эти источники представляют, в основном, материал для пассивного восприятия. Важной задачей школы становится развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Развить подобные умения поможет дидактическая игра, которая служит своеобразной практикой для использования знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.

        Игра - это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация.

        Во- первых, посредством игры гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, отчасти потому, что человеку по своей природе нравится играть, другой причиной является то, что мотивов в игре гораздо больше, чем в обычной учебной деятельности. Исследуя мотивы участия школьников в играх, заметим, что некоторые подростки участвуют в играх, чтобы реализовать свои способности и потенциальные возможности, не находящие выхода в других видах учебной деятельности, другие - чтобы получить высокую оценку, третьи - чтобы показать себя перед коллективом, четвертые решают свои коммуникативные проблемы и т. п.

         Во-вторых, в игре активизируются психические процессы участников игровой деятельности: внимание, запоминание, интерес, восприятие, мышление.  

         Игра   эмоциональна по своей природе и потому способна даже самую сухую ситуацию оживить и сделать яркой, запоминающейся. В игре возможно вовлечение каждого в активную работу, это форма, которая противостоит пассивному слушанию или чтению.

          Приведу  в качестве примера некоторые виды дидактических игр, которые   использую в своей практике: (приложение №1)

  • «Детектив – шоу» для младших школьников – пятиклассников. Это ролевая игра, позволяющая в  занимательной форме закрепить знания по правовому воспитанию, совершенствовать умение применения их на практике (при анализе, разборе  проблемной ситуации), воспитывать коллективизм, дружбу, взаимовыручку и помощь, воспитывать правовое сознание и правовую культуры.

В доступной и занимательной форме школьники примеряют на себя роль «защитника» (адвоката) или «обвинителя», детектива, рассматривая правовые ситуации, взятые их привычной для них среды детских мультфильмов, сказок, песен. Элемент состязательности вносит динамизм, а нестандартные игровые ситуации способствуют развитию интереса к изучению права.

  • «Турнир знатоков по правам ребёнка» позволяет в игровой форме познакомить пятиклассников с правами ребёнка, нормативно- правовыми документами, регламентирующими их соблюдение. Реализации цели способствуют межпредметные связи: участникам в процессе игры предлагается пройти через четыре станции «Литературную», «Математическую», «Музыкальную», станцию «Правовоедения». В занимательной форме, предполагающей состязательность, ребята учатся применять правила поведения в жизни.
  • Игра – соревнование, викторина «Кто лучше всех знает  Россию?», «Вехи российской истории»   позволяют решить задачи  патриотического воспитания,  направленные  на расширение знаний подрастающих россиян, учащихся 7-9 –х классов, о своей Родине и на воспитание у них чувства любви к своей  Отчизне.

Обширный и разнообразный материал, отобранный для игр, позволил в увлекательной и занимательной форме узнать судьбу своей страны, проверить полноту и прочность уже полученных знаний о ней.

Оригинальные игровые задания  позволяют превратить школьные мероприятия   патриотической направленности в неформальные, живые, творческие  дела, где нет  скучающих, равнодушных и непричастных  к происходящему детей, а использование технических средств обучения  дает возможность  разнообразить и иллюстрировать материал, сделать наглядность  динамичной и интересной.

Таким образом, игра, которая успешнее реализуется в процессе внеурочной деятельности  – это одна из форм   активизации познавательной деятельности  в процессе изучения истории, обществознания, один из способов достижения  новых результатов образования в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержание и организация учебно - исследовательской деятельности при изучении истории обществознания ( из опыта работы)

Организация исследовательской  деятельности  на уроках  истории и обществознания и во внеурочное время. Из опыта работы учителя...

Роль внеурочной деятельности в развитии личности

Учение - это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием в широком смысле этого слова. Здесь все главное - и урок, и развитие разносторонних интересов детей вне у...

Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении истории, обществознания.

Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении истории, обществознания....

МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ

Данная статья посвящена вопросу как повысить уровень мотивации школьников в изучении географии, соответственно, и качество образования.Современные дети имеют крайне малую мотивацию к обучению и снижен...

Роль внеурочной деятельности в школе при изучении иностранного языка.

Внеурочная деятельность в школе является важнейшей частью процесса развития способностей детей. Данную работу можно и нужно с пользой применять для более углублённого изучения иностранного языка....

презентация к выступлению " Роль внеурочной деятельности в развитии познавательного интереса школьников "

В презентации содержатся основные тезисы к статье "Роь внеурочной деятельности в развитии познаватеьного интереса "...

Роль внеурочной деятельности в развитии жизненных компетенций обучающихся с ОВЗ

Главная цель обучения и воспитания детей с ОВЗ - создание условий для их максимальной социализации. ØСтановление личности каждого в целомØОптимальное развитие потенциальных возможностей познавате...