развитие познавательного интереса при изучении химии
методическая разработка по химии на тему

развитие познавательного интереса при изучении химии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poznavatelnyy_interes.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

     С целью развития познавательного интереса учащихся я использую различные буквенные задания, которые помогают запоминать названия химических элементов; кроме того, когда ученик пытается найти ответ на задание, ему приходится прибегать к дополнительной литературе, вспоминать материал из других предметов, проявлять сообразительность, внимание и оригинальность мышления. Вот примеры некоторых упражнений.

ЛОГОГРИФ – это задание, в котором буквы в слове не заменяются другими, а либо выбрасываются, либо прибавляются новые.

  1. Из названия какого химического элемента, выбросив первые две буквы, можно получить: название реки (радон – ДОН); название одной из распространенных игр (золото – ЛОТО)
  2. Из названия какого химического элемента можно получить, выбросив последнюю букву, название древнего судна (аргон – АРГО); слово-клич, с которым солдаты идут в атаку, а мирные люди на парад (уран – УРА)
  3. К названию какого химического элемента нужно прибавить в конце три буквы, чтобы получить название героя древнегреческого мифа, отправившегося в Колхиду за золотым руном (аргон – АРГОНАВТ)
  4. К названию какого химического элемента можно добавить в конце две буквы и получить название корабля, который затонул, столкнувшись с айсбергом (титан – ТИТАНИК)

МЕТАГРАММА – это задача, в которой, заменяя одну из букв слова, получают новое слово.

  1. Из названия какого химического элемента, заменяя первую букву на другую, можно получить слово, обозначающее название пролива между Европой и Азией (фосфор – БОСФОР); имя мифической богини (сера – ГЕРА); сложный шифр (йод – КОД); местность, где в почве много воды (золото – БОЛОТО); название столярного инструмента (золото – ДОЛОТО)
  2. Из названия какого химического элемента, заменяя последнюю букву на другую, можно получить слово, обозначающее название горной системы, являющейся границей между Европой и Азией (уран – УРАЛ)
  3. Из названия какого химического элемента, заменяя две последние буквы на одну, можно получить слово, обозначающее название города - героя (тулий – ТУЛА); название города Куйбышева до 1935 г (самарий – САМАРА); название планеты или название фрегата русского военного флота (палладий – ПАЛЛАДА); фамилию ученого, учредителя одной из высших премий (нобелий – НОБЕЛЬ); название части континента (европий – ЕВРОПА)
  4. Из названия какого химического элемента, заменяя две последние на две другие, можно получить фамилию советского космонавта (титан – ТИТОВ)

АНАГРАММА – это задача, в которой из одного и того же слова, переставляя слоги и буквы, а также при обратном чтении можно получить новые слова.

  1. Из названия какого химического элемента, меняя последнюю букву на другую и читая с конца, можно получить слово, обозначающее название животного, которое может быть домашним и диким (азот – КОЗА); гибкого стебля некоторых растений (азот – ЛОЗА)
  2. Из названия какого химического элемента, переставляя первую букву в конец, можно получить название полезного ископаемого (фтор – ТОРФ); одного из видов четырехугольника (бром – РОМБ)

ШАРАДА – это задача, в которой загаданное слово делиться на несколько частей, имеющих самостоятельное значение.

  1. Название какого неметалла говорит о радостном состоянии человека (радон – РАД ОН)
  2. Первые два слога элемента являются также первыми в названии важнейшего класса органических соединений, широко распространенных в природе; последние три буквы имеются также в названии самого легкого газа; в целом – это название химического элемента, составляющего главную часть всех органических веществ (углеводы, водород – УГЛЕРОД)
  3. Первый слог названия вещества – это первые две буквы названия производных аммиака, в молекуле которого один или несколько атомов водорода замещены органическими радикалами; второй слог обозначает один из музыкальных звуков; последний слог – это первый слог названия атома или группы атомов, принимающих электроны и образующих химическую связь за счет свободной орбитали и неподеленной пары электронов донора; в цело – это бесцветный газ с резким, характерным запахом, почти в два раза легче воздуха (амины, ми, акцептор – АММИАК)
  4. Первые четыре буквы обозначают официальную эмблему государства, изображаемую на печатях, денежных знаках; затем следует первая буква химического элемента, образующего при нагревании пары фиолетового цвета; следующие две буквы – первые в названии металла, соединения которого обладают амфотерными свойствами; последняя буква является первой в названии полярной молекулы; в целом это препарат для борьбы с сорной растительностью (герб, иод, цинк, диполь – ГЕРБИЦИД)
  5. Первые четыре буквы обозначают орган зрения человека; следующие две буквы являются первыми в названии радиоактивного элемента группы актиноидов, изотопы которого используются как источник энергии в ядерном оружии; последняя буква является также последней в названии блестящего жидкого металла; в целом – это стекловидный слой на керамических изделиях (глаз, уран, ртуть – ГЛАЗУРЬ)
  6. Первые два слога – женское имя, следующие две буквы являются первыми в названии частицы дисперсной фазы золь, окруженной слоем молекул или ионов дисперсионной среды; последняя буква является первой в названии одного из городов Молдавии; в целом – это взрывчатое вещество, содержащее значительное количество нитроглицерина (дина, мицелла, Тирасполь – ДИНМИТ)
  7. Первый слог является первым в названии полярной молекулы; второй слог – название галогена; третий слог – предельный углеводород; в целом – это органический растворитель (диполь, хлор, этан – ДИХЛОРЭТАН)
  8. Первые три буквы – название реки в европейской части России, последние две буквы являются первыми в названии химии соединений углерода; в целом – это атом или группа атомов, образующая химическую связь за счет неподеленной пары электронов и заполнения свободной орбитали акцептора (Дон, органическая – ДОНОР)
  9. Первые две буквы являются первыми в фамилии советского разведчика, который, находясь в качестве немецкого журналиста в Германии, Китае, Японии, добывал ценную информацию в 30-40-х гг; последние два слога обозначают игру; в целом – это благородный металл желтого цвета (Зорге, лото – ЗОЛОТО)
  10. Первый слог обозначает коллоидный раствор синтетических смол в органических растворителях; последние три буквы являются первыми в названии устойчивых ветров, направление которых резко меняется на противоположное два раза в год; в целом – это красящее вещество, добываемое из некоторых лишайников и применяемое как индикатор для определения реакции среды (лак, муссоны – ЛАКМУС)
  11. Первый слог является первым в названии класса сложных   неорганических веществ; последние пять букв обозначают однолетнее овощное растение семейства сложноцветных; в целом – это соль щавелевой кислоты (оксиды, салат – ОКСАЛАТ)
  12. Первый слог обозначает класс сложных неорганических веществ; второй и третий слоги обозначают слабо уплотненную массу перепутанных волокон, очищенных от примесей; следующие две буквы являются первыми в названии металла, соединения которого проявляют амфотерные свойства; последняя буква является первой в названии ископаемой смолы хвойных растений третичного периода; в целом – это электростатическое взаимодействие между частицами растворенного вещества и растворителя (соль, вата, цинк, янтарь – СОЛЬВАТАЦИЯ)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательного интереса при изучении курса ОБЖ

Мой подход к методике преподавания ОБЖ....

Развитие познавательного интереса к изучению математики

Установлены уровни развития, условия и пути формирования у учащихсяинтереса к знаниям.Описаны пути развития и укрепления познавательных интересов учащихся....

"Роль внеурочной деятельности в развитии познавательного интереса при изучении истории, обществознания."

Выступление на педагогическом  совете "Промежуточный мониторинг результатов работы по программе развития школы "Школа активной гражданственности", 2015...

статья «Cпособы мотивации и развития познавательного интереса к изучению физики»

статья «Cпособы мотивации и развития познавательного интереса к изучению физики», Качмашева Наталья Дмитриевна,  учитель физики,  ГБОУ Гимназия 177...

Внеурочная деятельность как средство развития познавательного интереса к изучению иностранного языка

Внеклассная работа ориентирует нас  - учителей и обучающихся на систематический, интенсивный творческий поиск форм и способов совместной жизнедеятельности, продуктивное сотрудничество, взаимодове...

Развитие познавательного интереса к изучению

  В последние годы наблюдается снижение интереса к химии у учащихся  школ, несмотря на то, что современный человек в своей жизни все чаще использует вещества и продукты химическо...