Развитие познавательного интереса при изучении курса ОБЖ
статья по обж по теме

Кузьминский Александр Михайлович

Мой подход к методике преподавания ОБЖ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_sistema.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ

 К ИЗУЧЕНИЮ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЧЕРЕЗ ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИХ К УЧАСТИЮ В МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ.

    Применение знаний, как показывает история человеческой цивилизации, может не только способствовать эволюции общества, но и угрожать его безопасности. В современном мире в виду развития промышленных технологий опасность растет быстрее,  чем человеческое противодействие ей. Последнее обстоятельство указывает на необходимость усиления подготовки граждан к безопасному поведению и проявлению ими активной гражданской позиции в сфере безопасности.

    Не следует забывать генеральную цель курса ОБЖ (зафиксированную в нормативных документах) - формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение ими способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях, оказание помощи пострадавшим.

      Соглашаясь с точкой зрения Г.С. Чеурина в том, что экстремальная ситуация это событие, находящееся за пределами человеческого опыта,  к которому невозможно подготовиться знаниями и умениями, считаю, что принцип “предвидеть и предупреждать” при обучении безопасному поведению принимает принципиальное значение, который требует от преподавателя безопасности жизнедеятельности умения стратегически мыслить, знать теорию и методы принятия решений, разбираться в вопросах экстремальной педагогики и психологии, а также владеть креативными психолого-педагогическими технологиями. Дети могут забыть многое из того, что они учили и писали, но они не забудут те практические навыки, которые получили. Речь о том, что не следует перегружать детей теоретическими уроками, ведь ряд тем они параллельно изучают по географии, биологии и т.д. НЕ следует забывать о межпредметных связях! Я считаю, что большинство уроков должно быть практическими занятиями, после которых у учащегося остаётся чувство удовлетворения от того, что он научился чему-то  нужному и важному.

    В результате осмысления теоретических знаний и практического опыта мной выявлен и обобщён ряд основных особенностей содержания курса ОБЖ  и методики его преподавания.

             Интегративный характер курса, а также большое количество взаимосвязей внутри него. Имея самостоятельное содержание и свои неотъемлемые компоненты во всех других без исключения предметах, курс опирается на систему межпредметных знаний об источниках опасностей и средствах их предупреждения и преодоления, т.е. имеется системное знание - ”взаимосвязанная в целость совокупность предметного знания, обладающего определенной структурой”. Реализация системного подхода требует от педагога жизненного опыта, эрудиции, владения содержанием смежных учебных дисциплин в необходимом объёме, развития системного стиля мышления.

           Учет психологии чрезвычайных ситуаций. Незнание особенностей мышления и поведения людей в опасных для жизни и здоровья ситуациях, нервная оценка обстановки, выбор неправильного способа действия по ёё разрешению может привести к ослаблению противодействия внешним угрозам, возникновению психоэмоционального напряжения и уменьшению шансов на выживание. От преподавателя требуется качественная психологическая  подготовка, особенно в аспектах, связанных с вопросами безопасности.

         Практическая направленность курса. Справедливость известных пословиц «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать” и ”Лучше один раз выполнить, чем сто раз увидеть, как оно выполняется” не требует доказательств. Реализация данной особенности осложняется спецификой практический занятий и отсутствием возможности находиться в условиях, когда учащиеся могли бы почувствовать значение получаемых знаний, так как cо сопряжённостью определённой степенью риска для жизни и здоровья.

         Специфичность знаний курса. Невозможно знать ответы на все вероятные вопросы курса. По подсчётам Г.С. Чеурина, чтобы знать ответы на все вопросы курса ОБЖ, самому преподавателю необходимо пройти подготовку  объёме не менее 11 тысяч учебных часов. Также он справедливо отмечает, что “любую жизненную ситуацию можно рассматривать как относящуюся к курсу”, которая требует квалифицированного ответа ”здесь и сейчас”. Отсутствие ответа может стать причиной потери педагогического авторитета в глазах учащихся снижения самооценки педагога. Кроме этого, знания могут понадобиться в любое время: через час, через год, спустя 10 лет. Любая чрезвычайная ситуация по-своему уникальна и принимать решение о возможном варианте действий  скорее всего придётся человеку, когда рядом не будет преподавателя и тетради с конспектами. Поэтому одной из моих задач является следующая – научить учеников мыслить самостоятельно, проявлять творческую инициативу к решению возникающих проблем, обладать практическими умениями по действиям в ЧС.

                  Способ подачи учебного материала. Л. С. Выгодский писал: ”Наихудшим приёмом является усиленное и настойчивое введение в сознание учеников тех поступков ,которых он не должен совершать. Заповедь ”Не делай чего-нибудь” уже есть толчок к совершению этого поступка, т.к. она вводит мысль о поступке в сознание и, следовательно, тенденцию к её осуществлению…”. Обилие правил, начинающихся с частицы ”не”, безусловно, ограничивает вероятность совершения действий способных ухудшить сложившуюся ситуацию, но в чрезвычайных ситуациях не менее важно быстро и грамотно действовать. Для этого нужна конкретная цель, сформулированная в позитивной форме, и путь к ней.

     В 6-х классах изучаются вопросы, связанные с автономным существованием в природе. Первый вопрос, который задают дети: ”А мы будем разжигать костёр?” И сразу понятно, что эти темы изучать в кабинете малопродуктивно. Поэтому как можно больше уроков я провожу на улице, на практике показываю все способы и приёмы действий. Каждый ребёнок должен попробовать всё сделать сам. Времени на уроках, конечно же мало. Развить знания помогают занятия в школьном спортивном клубе. Ситуация, максимально приближённая к чрезвычайной, создаётся на соревнованиях, конкурсах и викторинах, когда действует фактор времени, проявляется ответственность за успех команды, очень хочется выиграть.

        16 лет работы по предмету ОБЖ, результаты моих учащихся в различных соревнованиях, опыт выпускников, которые работают спасателями, служат в Вооруженных силах, выработали во мне твёрдое убеждение, что наибольшее количество практических занятий (при хорошей теоретической базе) дадут наилучший результат в обучении основам безопасности жизнедеятельности.

Для реализации своей идеи я использую различные образовательные технологии:

  1. Технология развивающего обучения реализуется путём постановки задач: какова сущность чрезвычайных ситуаций? Какие возможны последствия?
  2. Технология игровых методов. Обязательно присутствуют на уроках, особенно в 5-7 классах. Они способствуют выработке и закреплению навыков действий по защите в ЧС и оказанию помощи пострадавшим.
  3. Технологии сотрудничества, исследовательской и проектной деятельности. Так, на уроках по терроризму дети рассматривают различные модели поведения людей и преступников, разрабатывают рекомендации по правилам поведения заложников.
  4. Важной считаю технологию развития критического мышления. Именно практическая деятельность, а именно, участие в соревнованиях, развивают интеллектуальные умения учащихся, успешную социализацию.

         

Практические занятия, работа в коллективе, социализация лучше всего формируются в соревнованиях, при проведении массовых мероприятий. Поэтому я с удовольствием включился в работу созданного в 2011 году Школьного Спортивного Клуба «Сапсан» и создал секцию военно-спортивного направления.

Задачи секции заключаются в том, чтобы:

  1. приобрели необходимые практические навыки, физическую закалку и психологическую устойчивость;
  2. научились организовывать и проводить общешкольные и городские мероприятия патриотической и спортивной направленности;
  3. привлечь в секцию родителей и  работающую молодежь микрорайона;

Программа секции включает работу по следующим направлениям:

- основы военных знаний;

- физическая подготовка;

- туристское многоборье.

        Основы военных знаний предусматривают изучение истории Вооружённых Сил РФ, оружие и имена его создателей, традиции и победы российской и советской армии. Расширяя область знаний по истории, основам безопасности жизнедеятельности мы также формируем у детей чувство гордости, гражданского достоинства, готовность к защите Отечества.

        Физическое воспитание, кроме физического развития и укрепления здоровья, помогает также сформировать и развить такие качества как трудолюбие, настойчивость, выдержка.

        Туристское многоборье является ещё одним направлением работы секции. Изучение топографии, основ ориентирования необходимы будущим защитникам Отечества и формируют у них усидчивость, мышление, память.

        Изучение техники преодоления естественных препятствий помогает дальнейшему физическому развитию, учит ребят принимать решения, распределять обязанности в команде, уважать мнение товарищей, развивает чувство коллективизма.

         Предусматриваются различные формы проведения занятий: теоретические, практические, комплексные,  но основные организаторы этих занятий - дети. Проанализировав свое участие в соревнованиях, поход или проведённое мероприятие, они  понимают свои слабые места, находят необходимый материал и учатся новому. Это развивает их познавательную деятельность, организаторские способности. Мы стали участвовать во многих мероприятиях, которые проводят  Городской Центр Гражданского и Патриотического воспитания «Балтийский берег», Добровольное пожарное общество, Детский морской центр «Юный моряк», военно-спортивный клуб «Русич» и другие государственные и общественные организации. Из-за удалённости нашего района у нас иногда возникают проблемы с выездами на соревнования и сборы, и наличие своего автобуса помогло бы исключить эту проблему.

        Теоретические занятия проводятся преимущественно в форме рассказа, заслушивания сообщений по интересующим темам с использованием технических средств обучения, видеозаписей, интернета. Важно, что анализ мероприятий, определение проблем делают дети.

        Практические занятия  - изучение и закрепление техники выполнения приёмов, действий и решения задач, связанных с преодолением препятствий и других задач, связанных с использованием снаряжения, средств индивидуальной защиты, спортивных снарядов и оружия. Здесь познаются возможности, исправляются физические и личностные недостатки, меняются взгляды на себя и других.

        Комплексные занятия проводятся в целях закрепления  и совершенствования полученных умений и навыков, практических действий. Это игры, соревнования, общешкольные мероприятия.  Именно здесь раскрываются организаторские способности, полностью проявляется инициатива, смекалка. Укрепляется моральная и психологическая устойчивость в условиях повышенных физической и эмоциональной нагрузок.

         За прошедший год стали заметны изменения в характерах детей, отношении с товарищами и учителями. Они стали более ответственными, улучшились отметки по истории, физкультуре, географии, ОБЖ. У нас есть победители районного тура олимпиад по ОБЖ и физкультуре, призёры городского тура. Дети стали принимать более активное участие в общественной жизни школы, стали помощниками администрации.

        Считаю, что ещё лучших результатов мы добьёмся только с помощью новых форм деятельности:

- сотрудничество с Городским Центром Гражданского и Патриотического воспитания «Балтийский берег», Добровольным пожарным обществом, Детским морским центром «Юный моряк», военно-спортивным клубом «Русич», Пожарно-спасательным отрядом, военным комиссариатом, ветеранскими организациями;

- участие в различных слётах и соревнованиях, таких, как «Юный патриот», военно-спортивная игра «Зарница», организация школьных и участие в районных соревнованиях по стрельбе;

- интеграция занятий с историей, географией, физкультурой, основами, безопасности жизнедеятельности.

        Что мы видим в перспективе? Выпускники нашей школы, в отличие от других:

  1. будут осознавать, что каждый человек должен быть Гражданином, активным членом общества. Он имеет не только права, но и обязанности по отношению к обществу и выполнение этих обязанностей – жизненная необходимость;
  2. будут понимать, что только здоровый человек принесёт максимум пользы себе и обществу. Твёрдая жизненная позиция, сформированная в Клубе, поможет убедить и привлечь к здоровому образу жизни. Проведение мероприятий в школе и микрорайоне уже привлекли в нашу секцию новых ребят. С удовольствием к нам приходят выпускники школы, а в ночном ориентировании участвуют и выпускники, и их родители;
  3. известно, что существуют противоречия между нравственной позицией выпускника и сложившимися в обществе стереотипами. Поэтому, в своей работе, кроме когнитивного, мы используем ценностно-ориентировочный и поведенческий компоненты формирования личности и считаем, что социализация наших учеников с их твёрдой жизненной позицией, опытом  общения с разными людьми началась уже  сейчас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

развитие познавательного интереса при изучении химии

развитие познавательного интереса при изучении химии...

Развитие познавательного интереса к изучению математики

Установлены уровни развития, условия и пути формирования у учащихсяинтереса к знаниям.Описаны пути развития и укрепления познавательных интересов учащихся....

"Роль внеурочной деятельности в развитии познавательного интереса при изучении истории, обществознания."

Выступление на педагогическом  совете "Промежуточный мониторинг результатов работы по программе развития школы "Школа активной гражданственности", 2015...

статья «Cпособы мотивации и развития познавательного интереса к изучению физики»

статья «Cпособы мотивации и развития познавательного интереса к изучению физики», Качмашева Наталья Дмитриевна,  учитель физики,  ГБОУ Гимназия 177...

Внеурочная деятельность как средство развития познавательного интереса к изучению иностранного языка

Внеклассная работа ориентирует нас  - учителей и обучающихся на систематический, интенсивный творческий поиск форм и способов совместной жизнедеятельности, продуктивное сотрудничество, взаимодове...

Развитие познавательного интереса к изучению

  В последние годы наблюдается снижение интереса к химии у учащихся  школ, несмотря на то, что современный человек в своей жизни все чаще использует вещества и продукты химическо...

Развитие познавательного интереса к изучению истории

В настоящее время, одной из самых актуальных педагогических проблем, которая не уходит от внимания многих учителей, является формирование познавательного интереса учащихся к истории. Задачу формирован...