Конкурс "Учитель года России-2021" конспект урока истории в 6 классе 2
материал

Стаценко Вера Викторовна

Конкурс "Учитель года России-2021" конспект урока истории в 6 классе 2

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА № 59 

Предмет: история (история России)

Класс: 6

Дата проведения: по календарно-тематическому планированию

Урок № 59  «Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва.»

Учебник: Данилов А.А., И.М. Арсентьев. История России с древнейших времён до конца XVI века. – М.: Просвещение, 2017

Цель урока: Формирование представления о Москве, как о центре борьбы с ордынским владычеством, и выявление значения Куликовской битвы в русской истории.

Задачи:

обучающие:

  • ознакомить учащихся с новым знанием о жизни и быте в XIV в., расширить их представления о том, как укрепились позиции Московского княжества при Дмитрии Донском, о том, как проходила Куликовская битва и каково ее значение в русской истории;
  • научить учащихся работать индивидуально и в группе, способствовать умению анализировать и оценивать результаты собственной деятельности;
  • сформировать умение применять полученные знания при решении повседневных жизненных задач

развивающие:

  • развивать умение находить нужную информацию, работать с новым материалом и выбирать главное, необходимое для работы;
  • развивать умение сравнивать и систематизировать знания;
  • развивать умение самостоятельно делать выводы;
  • продолжать развивать навык составления конспекта и плана текста

воспитательные:

  • выявить значение Куликовской битвы в русской истории, в том числе и на эмоционально-чувственном уровне;
  • продолжить развитие познавательного интереса к предмету;
  • воспитание чувства любви к Родине, готовность к защите своего Отечества;
  • способствовать формированию у учащихся чувства ответственности и деликатного отношения к одноклассникам.

Тип урока: комбинированный

Формы работы учащихся: фронтальный опроссамостоятельная работа (самостоятельное изучение нового материала), работа в группах, письменная работа на листах.

Необходимое техническое оборудование: компьютерное рабочее место учителя (экран и мультимедийный проектор)

Особенность:

Включена межпредметная интеграция – синтез фактов, понятий, принципов (история, литература, культура)

Структура и ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД на этапах урока

Желаемый результат

I этап

Организация

Включить обучающихся в учебный процесс (учебную деятельность). Мотивация

  • Приветствие.
  • Вопросы: «Ребята, а кто из вас был Москве? Где именно вы были? Что делали там, что видели?»

  • На экране появляется картинка «Москва 14 века». И следует вопрос: «Есть ли связь между тем, что вы видели в Москве и этой картинкой?»

Оживление, проявление интереса. Высказывания, ответы на вопросы.

Высказывания собственных мыслей

Познавательные- пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему.

Коммуникативные- слушают учителя, строят понятные для собеседника высказывания

Регулятивные- принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

Максимальное включение обучающихся в учебный процесс

II этап

Постановка цели и задач. Мотивация

Выносится проблема, которая выводит на самостоятельное темообразование урока обучающимися (возможна любая форма)

Мотивация к изучению материала.

Демонстрация ЗУН по предыдущим темам

Вопрос:

  • Как вы думаете, ребята, о чем будет наш урок?

Вспомним:

  • о борьбе Москвы и Твери;
  • какие территории присоединились к Москве в годы правления Ивана Калиты?
  • каковы были отношения между Русью и Ордой, и какова роль в этих отношениях русской православной церкви?

Слайд-эпитет (подсказка)

Н. Кончаловская

«Шли годы. И с Москвою во главе Неспешно, потихоньку, понемногу.

Из множества разрозненных земель Единое слагалось государство,

Как из перстов слагается кулак!»

Для мотивации можно использовать другой прием: «Домысливание».

Например: «Предлагаю тему урока и слова «помощники».

С помощью слов-«помощников» сформулируйте цели урока:

Выясним_____________________

Узнаем ______________________

Научимся ____________________

Проверим ____________________

Вспоминают. Отвечают, дополняют. Анализируют, формулируют цели, вопросы по поводу темы и цели урока.

Примерные варианты, к которым должны придти обучающиеся:

  • Москва – центр всех русских княжеств;
  • Москва – сильный центр всего государства;
  • Москва не желает мириться с Ордынским игом и его владычеством

Познавательные- анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения. Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения.

Коммуникативные- осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий. Воспринимают  ответы обучающихся

Регулятивные- исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения. Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

  • Определить тему и цель урока;
  • уметь вести дискуссию;
  • уметь анализировать;
  • уметь выступать;
  • уметь доказывать и отстаивать свою позицию;
  • уметь ставить цели и планировать свою учебную деятельность.

III этап

Погружение в новые знания

Обучающиеся получают задание для самостоятельного погружения в новый изучаемый материал.

(метод экспресс-анализа текста)

Учащимся предлагается разделиться на 4 группы (в малокомплектных классах – на 2 группы) и сформировать органы управления и действий.

(в любой форме как устно, так возможно и зафиксировать в заранее приготовленных карточках).

Каждой группе предлагается изучить § 18. А по 1 блоку составить выступление в 1 минуту в любой форме: сообщение, мини-доклад и т.д.

Делятся на группы. Каждая группа формирует свои органы управления и действий:

  • Спикер З. (отвечает за знания «это уже знали»)
  • Зам Н. (новый материал «это мы не знали»)
  • Зам Ц. (ценная информация)
  • Зам Т. (тревога, страх)

(в малокомплектных классах по 2 должности на группу).

Изучают §18, выделяют свой блок, составляют по нему конспект, простой или сложный план, а так же готовят выступление на 1 минуту.

Познавательные- выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.

Коммуникативные- рефлексия своих действий

Регулятивные- осуществляют пошаговый контроль по результату

Развитие учебно-познавательной мотивации.

Продолжать формировать и развивать навыки работы в группе, навыков высказывать свое мнение и защищать его.

Приучать быть способным учувствовать в диалоге, сотрудничать с другими.

IV этап

Усвоение новых знаний

 «Проба пера»: самостоятельно составить вопросы к §18 и ответить на них.

Учитель предлагает вынести ключевые слова на экран (возможно, их обговорить с детьми, а затем показать заранее готовый слайд):

Москва, центр, сила, княжество и т.д.)

Предлагается самостоятельно составить вопросы к §18 и ответить на них

КОЗ (компетентностно - ориентированные задания):

обучающиеся самостоятельно составляют вопросы.

Например:

  • Могла ли Москва претендовать на княжеское первенство?
  • Каково отношение к Москве других княжеств?
  • Как удалось Москве стать первой среди других княжеств?
  • Каково значение Куликовской битвы? И др.

Перекрестные ответы

Познавательные- анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения. Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения.

Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия.

Коммуникативные- осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий. Воспринимают  ответы обучающихся.

Участвуют в обсуждении содержания материала.

Учатся формулировать собственное мнение и позицию

Регулятивные- исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения. Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

Уметь ориентироваться в

в содержании предмета и параграфа, правильно использовать информацию.

Навыки речевой и ораторской деятельности

          V этап

Оценочный.

Рефлексия

Выявление, как обучающиеся относятся к новым знаниям, и как оценивают свою деятельность и деятельность товарищей

Обучающимся предложены вопросы на слайде:

- Давайте вспомним цели и задачи урока, удалось ли нам достичь их? Если нет- почему, если да -то как.

- Что было трудно и удалось ли преодолеть эти трудности?

- Чему научились лучше всего?

- Сохранили ли народы России сегодня любовь к Родине и стремление ее защищать?

Домашнее задание  – прочитать еще раз §18, изучить конспект, вставить пропущенные слова в текст: «Что рассказала карта?»

Учитель: Урок окончен. Выставите оценки себе и друзьям на стенде или слайде

Дети отвечают на предложенные вопросы.

Самостоятельно определяют, подходит ли им такое домашнее задание, могут предложить другую форму (если так произойдет, нужно прислушаться к решению обучающихся и даже, возможно, принять их решение)

Познавательные- выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.

Включение новых знаний в систему знаний и повторение

Коммуникативные- рефлексия своих действий

Регулятивные- осуществляют пошаговый контроль по результату

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. 

  • Уметь систематизировать знания;

соотносить цели с результатом;

  • формировать собственное представление;
  • анализ, самоанализ и оценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории 5 класс."Знать предков-знать историю"

1.      Цель  урока:    Раскрыть главные составляющие исторической памяти человека: история семьи, происхождение имен. Показать связь истории семьи с истор...

Разработка урока истории, 7 класс, история России. Тема: «Власть и церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона »

Разработка урока с использованием мультимедийного материала, предусматривающая работу учащихся с историческими документами. Урок построен в соответствии с ФГОС....

Технологическая карта урока истории 5 класс по теме "Введение в историю"

Технологическая карта урока истории в 5 класс по теме "Введение . Откуда мы знаем, как жили наши предки"...

Мастер-класс "Развитие личностных УУД на уроках истории" (6 класс история Средних веков - "На ярмаку, в Шампань!"

            Задачи урока:·         сформировать у школьников яркое образное представление о развитии торговли в Евро...

презентация к уроку истории 5 класс История Древнего мира

Урок по истории Древнего мира. История это прошлое всех людей, человечества. Прошлое представляет собой сложнейшее переплетение событий, человеческих судеб, культур – настоящий исторически...