Разработка тематики и содержания самостоятельных внеаудиторных работ по специальности «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий»
статья

Наталья Анатольевна Казакевич

Предварительный просмотр:

Разработка тематики и содержания самостоятельных внеаудиторных работ по специальности «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий»

Казакевич Н.А.,

преподаватель первой категории СПб ГБПОУ «РКТК»

Требования работодателей к современному специалисту, а также Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования ориентированы, прежде всего, на умения самостоятельной деятельности и творческий подход к специальности. Профессиональный рост специалиста, его социальная  востребованность, как никогда, зависят от умения проявлять  инициативу, решать нестандартную задачу, от способности к планированию и прогнозированию самостоятельных действий. Стратегическим направлением повышения качества образования в этих условиях является оптимизация системы управления учебной работой студентов, в том числе и их самостоятельной работой.

Самостоятельная работа студентов – это не что иное, как моделирование их будущей профессиональной деятельности, в которой не будет преподавателей, но будут руководители, как правило, оценивающие самостоятельность как одно из самых востребованных профессиональных качеств. Это некая универсальная компетенция, которая применима к любой профессиональной деятельности.

       Самостоятельная работа студентов является одной из основных форм внеаудиторной работы при реализации учебных планов и программ, и представляет собой логическое продолжение аудиторных занятий.

         Многие студенты испытывают большие затруднения, связанные с отсутствием навыков анализа, конспектирования, работы с первоисточниками; умения четко и ясно излагать свои мысли, планировать свое время, учитывать индивидуальные особенности своей умственной деятельности и физиологические возможности, незнанием общих правил ее организации. Так же большой проблемой для эффективного выполнения внеаудиторной самостоятельной работы является отсутствие позитивной мотивации.

         Источником развития интереса может являться сам процесс самостоятельной работы и методически грамотная организация познавательной деятельности, а также интересная неординарная, постановка задания и тематика внеуадиторной самостоятельной работы.

      Содержание самостоятельной работы студентов должно дополнять и усиливать работу, направленную на формирование общих и профессиональных компетенций, способствовать самостоятельному установлению связи материала различных дисциплин с практикой.

      В тематике и содержании самостоятельных работ следует учесть факторы, способствующие активизации самостоятельной работы студентов, такие как творческая направленность деятельности студентов, осознанность студентом полезности выполняемой работы, участие в конкурсах профессионального мастерства.

     Чтобы развить положительное отношение студентов к самостоятельной работе, следует на каждом её этапе разъяснять цели, задачи её проведения, контролировать их понимание студентами, знакомить студентов с алгоритмами, требованиями, предъявляемыми к выполнению заданий, дать определенный объем технических сведений для эффективной внеуадиторной работы.

     При разработке тем для внеаудиторной самостоятельной работы рекомендуется использовать следующие типы самостоятельной работы:

- воспроизводящая (репродуктивная), предполагающая алгоритмическую деятельность по образцу в аналогичной ситуации;

- реконструктивная, связанная с использованием накопленных знаний и известного способа действия в частично измененной ситуации;

- эвристическая (частично-поисковая), которая заключается в накоплении нового опыта деятельности и применении его в нестандартной ситуации;

- творческая, направленная на развитие способностей студентов к исследовательской деятельности.

        Так же при разработке тем в зависимости от уровня усвоения материала целесообразно воспользоваться «Конструктором познавательных заданий для ВСР

Ознакомительный

Репродуктивный

Продуктивный

Знакомство

Понимание

Применение

Анализ

Синтез

Оценка

Назовите основные части ….

Объясните

причины того, что…

Изобразите

информацию о … графически

Раскройте особенности…

Предложите новый (иной) вариант…

Ранжируйте … и обоснуйте

Сгруппируйте  вместе все …

Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для того, чтобы….

Предложите способ, позволяющий…

Проанализируй те структуру… с точки зрения…

Разработайте план, позволяющий (препятствующий)…

Определит е, какое из решений оптимально для …. С точки

Составьте список понятий,  касающихся …

Покажите связи, которые на ваш взгляд, существуют между. и …

Сделайте эскиз рисунка (схемы), который показывает …

Составьте перечень основных свойств…, характеризующих … с точки зрения….

Найдите необычный способ, позволяющий …

 Оцените значимость для …

Расположите в определенном  порядке….

Постройте прогноз развития…..

Сравните … и ….., а затем обоснуйте

Постройте классификацию … на основании …

Придумайте игру, которая….

Определит е возможны е критерии оценки …

Изложите в форме текста  (реферата)…

Прокомментируйте положение о том что ….

Проведите (спланируйте) эксперимент, подтверждающий, что

Найдите в тексте (модели, схеме и т.п.) то, что …

Предложите новую (свою) классификацию …

Выскажите

критические суждения о …

Вспомните  и напишите…

Изложите иначе (переформулируй те) идею о том, что  

Проведите презентацию

Сравните точки зрения … и … на

Опишите возможный (наиболее вероятный) сценарий развития

Оцените возможно сти для ….

Прочитайте  самостоятельно ….

Приведите пример того, что (как, где) …

Рассчитайте на основании данных о …

Выявите принципы, лежащие в основе …

Изложите в форме … свое мнение (понимание) …

Проведите экспертиз у состояния

         

      Перед выполнением внеаудиторной самостоятельной работы следует проводить инструктаж по выполнению задания, для того, чтобы помочь студентам осмыслить содержание задания. требования учебной задачи.

      Инструктаж должен включать цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа необходимо предупреждать студентов о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания, обращать внимание на те конечные результаты, к которым должны прийти студенты.

      Эффективность внеаудиторной работы во многом зависит и от ясности критериев оценки. Во-первых, оценка должна чётко отражать связь затрат с результатом. Во-вторых, она должна носить сравнительный характер, тем самым, отражая конкурентность учебного процесса.

      Ниже представлена таблица систематизации видов самостоятельной деятельности применяемые в профессиональном цикле специальности 29.02.04 «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий».

Виды внеаудиторных самостоятельных работ

Виды ВСР

Направленность ВСР

Дисциплины специальности

29.02.04

Примеры тематики ВСР

Характер

деятельности

студентов

Доклады и сообщения

закрепление и систематизация знаний

все дисциплины +ПМ

    Составление доклада:

Международные стандарты серии ИСО 9000:2000 (Е), их назначение и сфера применения.

    Подготовка сообщения по теме «Влияние расцветки на раскрой тканей и назначение одежды из них»

   Подготовка сообщения на основе Интернет - ресурсов по теме: «Методы конструирования одежды».

поисковый;

творческий

Графические работы

формирование практических умений

«Инженерная графика»

«Основы конструирование швейных изделий»

    Выполнение букв, цифр и надписей чертежным шрифтом (выполнение титульного листа альбома графических работ студента (формат А4)

    Вычерчивание лекальных кривых: линий горловины и проймы спинки и переда (по образцу)

    Нанесение размеров на готовом чертеже детали (по индивидуальным заданиям)

репродуктивныйтворческий

Составление тематических кроссвордов и таблиц

закрепление и систематизация знаний

«Материаловедение» +ПМ02

   Составление кроссворда по теме «Состав, строение и свойства тканей»

   Составление сводной таблицы абсолютных значений размерных признаков для конкретной фигуры на основе ГОСТа (не менее 5 фигур)

репродуктивныйпоисковый;

творческий

Опорные конспекты

приобретение новых знаний и закреление

«Метрология, стандартизация и подтверждение качества»

   Составление опорного конспекта по темам:

измерения, используемые в международной системе СИ,     приведение   несистемных величины измерений прошлых лет в соответствие с действующими стандартами и международной системой единиц СИ.

репродуктивныйпоисковый;

творческий

Словари терминов и понятий

приобретение новых знаний

все дисциплины +ПМ

    Составление словаря понятий по теме: Мужской русский народный костюм.

Создание каталога форм (деталей одежды)

репродуктивныйпоисковый;

Презентации

приобретение новых знаний

формирование практических умений

все дисциплины +ПМ

   Выполнение презентации по теме: Анализ творчества художника модельера (по выбору студента).

   Подготовка презентации по теме: Влияние рода деятельности на вид мужской верхней одежды

   Подготовка презентации на тему «Проблема выбора: химические или натуральные волокна»

поисковый;

творческий

Учебно-исследовательские работы

приобретение новых знаний

ПМ01»Основы художественного оформления швейных изделий»

   Поиск и отбор материала по теме: Моделирование изделий сложных форм методом наколки.

   Курсовые работы

поисковый;

творческий

Анализ

формирование практических умений

«Мировая художественная культура»

«Спецрисунок»

   Проведите анализ перспективных архитектурных построений на примере рисунков и фотографий залов и галерей Эрмитажа.

   Проанализировать живописное произведение с точки зрения принципов цветовых гармоний.

репродуктивныйпоисковый творческий

 Творческие задания

формирование практических умений

все дисциплины +ПМ

Выполнение зарисовок различных видов мужской одежды в Российском этнографическом музее

Выполнение фор-эскизов исторических костюмов с передачей силуэтных характеристик в технике «кисть-пятно»

Выполнение зарисовок схем ткацких переплетений

Рисование растительных или зооморфных мотивов (цветок, бабочка) кистевым приемом

поисковый;

творческий

 Задачи и упражнения

формирование практических умений

все дисциплины +ПМ

Расчет нормы амортизации, амортизационных  отчислений  и физического износа оборудования на швейных предприятиях различными методами;

Составление технологической схемы разделения труда

Выполнение раскладки лекал на ткани с рисунком в клетку (раппорт рисунка определяется вариантом задания)

Выполнение образцов карманов по заданию преподавателя

репродуктивныйпоисковый;

творческий

Больше всего студентам нравятся самостоятельные работы на составление кроссвордов и словарей терминов и понятий. Составляя их, студенты работают с учебной литературой по выбранной ими специальности, соревнуются в количественном и качественном поиске профессиональной лексики.

Студенты с интересом выполняют задания творческого характера, создают портфолио, что повышает мотивацию к изучению дисциплины в целом.

            На основании вышеизложенного материала, можно сделать следующие выводы, что тематика внеаудиторных самостоятельных работ должна быть, прежде всего, направлена на формирование компетенций, значительная часть интересна студентам! Содержание самостоятельных внеаудиторных работ должно включать в себя алгоритм и критерии оценивания.

.     Каждое внеаудиторное задание должно стать логическим звеном в системе заданий для самостоятельной работы, главный итог которой – формирование всех очерченных программой умений и знаний, создание условий для формирования общих и профессиональных компетенций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ВНЕАУДИТОРНЫХ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОДБ.01. РУССКИЙ ЯЗЫК ОБУЧАЮЩИМСЯ ПО ПРОФЕССИИ "КОНСТРУИРОВАНИЕ, МОДЕЛИРОВАНИЕ И ТЕХНОЛОГИЯ ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ"

Методические рекомендации разработаны в помощь обучающимся по профессии  29.02.04. Конструирование, моделирование и технология швейных изделий на базе основного общего образования с  получен...

Методические указания для обучающихся по специальности 29.02.04 «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий» по дисциплине «История стилей в костюме».

Методические указания предназначены для обучающихся по специальности 29.02.04 «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий» по дисциплине «История стилей в костюме&ra...

Методические указания для обучающихся по специальности 29.02.04 «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий» по дисциплине «Материаловедение».

Методические указания к практическим работам предназначены для обучающихся по специальности 29.02.04 конструирование, моделирование и технология швейных изделий, изучающих ОП 03 «Материаловедени...

Методические указания для обучающихся по специальности 29.02.04 «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий» по ПМ.01 Моделирование швейных изделий

Методические указания по выполнению практических работ адресованы  студентам очной формы обучения  по специальности 29. 02. 04  «Конструирование, моделирование и технология...

Рабочая программа по учебной дисциплине ОП.04 Спецрисунок и художественная графика по специальности 29.02.04 Конструирование,моделирование и технология швейных изделий

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной   профессиональной образовательной программы- программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС СПО...

Рабочая программа ПМ.02 Конструирование швейных изделий 29.02.04 Конструирование,моделирование и технология швейных изделий

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности  среднего профессионального образования29.02.04 Конструировани...