Методические указания для обучающихся по специальности 29.02.04 «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий» по дисциплине «История стилей в костюме».
методическая разработка

Спивакова Елена Владимировна

Методические указания предназначены для обучающихся по специальности 29.02.04 «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий» по дисциплине «История стилей в костюме». В результате освоения учебной дисциплины ОП 05 История стилей в костюме обучающийся должен обладать предусмотренными ФГОС СПО по специальности 28.02.04 Конструирование моделирование и технология швейных изделий 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_ukazaniya_k_istorii_st.v_kostyume.docx49.86 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ  

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ВОЛЬСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ  РАБОТ

по учебной дисциплине

ОП.05. «История стилей в костюме»

Специальность 29.02.04  «Конструирование, моделирование и технологияшвейных изделий»

Вольск

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методические указания предназначены для обучающихся по специальности 28.02.04 «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий» по дисциплине «История стилей в костюме». В результате освоения учебной дисциплины ОП 05 История стилей в костюме обучающийся должен обладать предусмотренными ФГОС СПО по специальности 28.02.04 Конструирование моделирование и технология швейных изделий следующими умениями и знаниями:

  • уметь ориентироваться в исторических эпохах и стилях;
  • уметь проводить анализ исторических объектов;
  • знать основные характерные черты различных периодов развития предметного мира;
  • знать современное состояние моды в различных областях швейного производства.

Освоение содержания учебной дисциплины обеспечивает формирование общих и профессиональных компетенций

Общие компетенции

(в соответствии с ФГОС СПО по специальности)

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.        Использовать        информационно-коммуникационные        технологии        в        профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Профессиональные компетенции

ПК 1.1. Создавать эскизы новых видов и стилей швейных изделий по описанию или с применением творческого источника.

             Методические указания содержат задания, перечень вопросов подлежащих выполнениюпоучебной дисциплине «Материаловедение» и методические рекомендации по выполнению.

             Методические указания содержат задания к практическим работам, порядок их выполнения, рекомендации, перечень контрольных вопросов по каждой практической работе. Приведен список основной и дополнительной литературы, рекомендуемой для подготовки к практическим работам.

Составители:

Преподаватель специальных дисциплин ГАПОУ СО ВТК Спивакова Е.В.

СОДЕРЖАНИЕ

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

2.ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

3.УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

 4.КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

5.ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Практическое занятие №1 Костюм Древнего Египта. Анализ и зарисовки костюма Древнего Египта.

Практическое занятие №2  Костюм Древней Греции. Выполнение копии костюма Древней Греции

Практическое занятие №3  Разработка коллекции моделей одежды на основе костюмов Древнего мира.

Практическое занятие №4  Костюм Индии. Анализ и выполнение копии индийского костюма.

Практическое занятие №5  Костюм Китая. Анализ и выполнение копии китайского костюма.

Практическое занятие №6  Костюм Японии. Разработка коллекции моделей одежды на основе костюмов Японии.

Практическое занятие №7  Костюм романского и готического стилей (XI–XIV вв.) Анализ и выполнение копии костюмов романского и готического стилей.

Практическое занятие №8  Анализ и выполнение копии костюмов романского и готического стилей.

Практическое занятие №9  Русский народный костюм. Выполнение эскиза современной коллекции моделей одежды в фольклорном стиле, основанном на русском народном костюме (не менее 3-5 моделей)

Практическое занятие №10  Костюм народов России. Выполнение эскиза современной коллекции моделей одежды в фольклорном стиле, основанном на национальном костюме народов России.

Практическая работа №1.

Тема: Костюм Древнего Египта. Анализ и зарисовки костюма Древнего Египта.

Цель работы: Научиться проводить анализ характерных особенностей костюма и обуви Древнего Египта

Теоретическая часть.

 За 5 тыс. лет до Р.Х. в Азии и долине Нила уже существовали художники, строители, воздвигавшие дворцы, ученые, мастера, изготовлявшие разные льняные и шерстяные материи. Уже и тогда жители Египта и других стран, лежавших по течению Тигра и Евфрата, носили одежды, изготовление которых требовало немалой техники. Такие вещи как мужское и женское платье, плащ, панталоны, пояс, шляпа, башмаки, веер, опахало и даже зонтик, приобрели особый, вполне определившийся характер за много тысяч лет до нашего времени. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на памятники Древнего Востока. Эти основные формы остались неприкосновенными на протяжении веков культурного развития, несмотря на постоянное стремление народов к новизне, поэтому между одеждой прошлого и настоящего существует постоянная, живая связь, обусловленная необходимостью, во-первых, защищаться от влияния климата, во-вторых, украшать свое тело. (Ф. Коммиссаржевский, «История костюма»)

Ход работы:

1-изучите особенности костюма и обуви Древнего Египта;

2-проанализируйте иллюстрации костюма и обуви Древнего Египта;

3-нарисуйте 2 эскиза моделей костюма Древнего Египта.

Вопросы для обсуждения

1-какой декор применялся в костюме Древнего Египта?;

2-каке цвета были популярны в Древнем Египте?;

3-из каких материалов шилась одежда Древнего Египта?.

Графическая работа

Нарисовать одежду древнего египтянина ( мужской и женский) и украсить ее орнаментом.

Количество: не менее 2-х эскизов, формат А-4. 

Методические указания:

1. Прочитайте  краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы.

2. Составить письменный анализ

3.  Ответить письменно на вопросы к работе.

4.Выполнить графическую часть на листах формата А4.

Материалы: тушь, гуашь, мягкий карандаш, черная гелевая  ручка, листы формата А-4

Отчет по практической работе №1

После выполнения задания, работа анализируется и оценивается. Недостатки в моделях дорабатываются, устраняются возможные недостатки.

Выполненные рисунки разместить в альбом образцов по практическим работам.

Практическая работа №2.

Тема: Костюм Древней Греции. Выполнение копии костюма Древней Греции

Цель: Закрепление знаний по истории костюма Древней Греции.

Теоретическая часть.

Культура Греции, развивавшаяся в соприкосновении с более развитым Востоком, в области костюма не избежала влияния своего старшего соседа, но потом было найдено свое решение, только Элладе подходящее и только в ней возможное. Эта идея создания костюма формировалась соответственно образу жизни людей, тяготела к соединению со скульптурой, реагировала на гимнастические упражнения и военные действия. Наконец, она получила философское подтверждение в теоретическом определении как «союз пользы, блага и эстетической ценности». Украшение, приносящее пользу – по Платону, совершенное по производству – Аристотель, точное по своему назначению – Сократ. Культ здорового тела и физических упражнений, законы гармонии и ритма, музыкальности и поэтичность требовали соответствующего одеяния. Ремесло Эллады быстро достигает уровня искусства, становится им, воспитывая вкус и прививая любовь к прекрасному. (Р.В. Захаржевская, «История костюма»)

Ход работы:

1-просмотрите презентацию по теме занятия;

2-изучите особенности костюма и обуви древней Греции;

3-проанализируйте иллюстрации костюма и обуви древней Греции;

4-нарисуйте 2 эскиза моделей костюма древней Греции.

Вопросы для обсуждения

1-какие прически были в моде Древней Греции?;

2-какие цвета были популярны в Древней Греции ?;

3-из каких материалов шилась одежда Древней Греции ?.

Графическая работа.

Нарисовать костюм древнего грека ( мужской и женский)

Количество: не менее 2-х эскизов, формат А-4. 

Методические указания:

1. Прочитайте  краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы.

2. Составить письменный анализ

3.  Ответить письменно на вопросы к работе.

4.Выполнить графическую часть на листах формата А4.

Материалы: тушь, гуашь, мягкий карандаш, черная гелевая  ручка, листы формата А-4.

Отчет по практической работе №2

После выполнения задания, работа анализируется и оценивается. Недостатки в моделях дорабатываются, устраняются возможные недостатки.

Выполненные рисунки разместить в альбом образцов по практическим работам.

Практическая работа №3.

Тема: Разработка коллекции моделей одежды на основе костюмов Древнего мира

Цель урока: 

1.Закрепление знания о составных частях костюмов Древнего мира, их характерных особенностях для стилизации современного костюма

 2.Выполнение анализа средств формообразования и форм костюма Древнего мира. Осуществление поиска новых творческих идей для разработки эскизов моделей современной одежды на основе изученного материала.

Теоретическая часть.

Военизированный характер римского рабовладельческого государства в течение нескольких веков превратил небольшой город-государство Рим в могущественную мировую державу, под властью которой находилась территория современной Европы, Малой Азии, Египта. Захватнические войны, резкая классовая дифференциация, богатство и роскошь на одном полюсе, нищета и бесправие на другом придают римскому обществу облик, в котором утрачиваются черты сходства с античной Грецией. Римское искусство условно делят на искусство периода Республики (IV- I вв. до н. э.) и искусство периода Империи (I-V вв. н. э.). В период Республики Рим завоевал Грецию (II в. до н. э.), и с этого времени культура и искусство римлян испытывают большое влияние культуры и искусства Греции Национальной одеждой граждан Римской империи считалась тога - ткань эллипсовидной формы, складывающаяся вдвое и сложными манипуляциями окутывающая фигуру. Сложность ее одевания заставила прибегать к предварительным операциям укладывания ее на манекене. Потеряв связь с движениями тела, лишившись своей первостепенной роли украшения его, тога получила значение самостоятельного драпированного куска ткани, безотносительного к форме тела, под нею скрытого (Р.В. Захаржевская, «История костюма»)

Ход работы:

1-просмотрите презентацию по теме занятия;

2-Повторить теоретический материал Древнего Египта, Древней Греции

3-повторите особенности костюма и обуви древнего Мира;

4-проанализируйте иллюстрации костюма и обуви древнего Мира;

5- Разработайте  коллекцию моделей одежды на основе костюмов Древнего мира

Вопросы для обсуждения

1. какие прически были в моде Древней Греции?;

2.каке цвета были популярны в Древнем Египте?;

3.из каких материалов шилась одежда Древней Греции ?.

4.из каких материалов шилась одежда Древнего Египта?.

Графическая работа

Разработать и зарисовать коллекцию моделей одежды на основе  исторического костюма (мужской и женской) одной из стран Древнего мира: Древней Греции, Древнего Египта, Древнего Рима

Количество: не менее 2-х эскизов, формат А-4. 

Методические указания:

1. Прочитайте  краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы.

2. Составить письменный анализ

3.  Ответить письменно на вопросы к работе.

4.Выполнить графическую часть на листах формата А4.

Материалы: тушь, гуашь, мягкий карандаш, черная гелевая  ручка, листы формата А-4.

Отчет по практической работе №3

После выполнения задания, работа анализируется и оценивается. Недостатки в моделях дорабатываются, устраняются возможные недостатки.

Выполненные рисунки разместить в альбом образцов по практическим работам.

Практическая работа№4.

Тема: Костюм Индии. Анализ и выполнение копии индийского костюма.

Цель: Закрепление знаний по истории костюма Индии.

Теоретическая часть.

Культура Индии была сложена из различных эпох истории, обычаев, традиций и идей, как захватчиков, так и иммигрантов. Индия является местом рождения религиозных систем, таких, как индуизм, джайнизм, буддизм и сикхизм, которые оказывают серьезное влияние не только на Индию, но и весь мир. После Исламского вторжения и последующего иностранного господства с десятого века, на культуру Индии сильно повлияли персидская, арабская и тюркская культуры. Точной даты появления причудливой индийской одежды назвать нельзя. Но в соответствии с историческими данными древние индийцы просто прикладывали одежду к телу, это были своеобразные шали. Либо же они наматывали лоскуты вокруг тела, которые в последствие стали величаться сари. Мужчины же обматывали ткань на бедра, эта повязка величалась дхоти. Также в древности мужчины предпочитали ношение тюрбанов. 15 В те времена формы такого национального костюма были немного смягчены под непосредственным влиянием греческой культуры. Потом же в структуру индийского костюма вмешались монголы, а затем и персы. Именно эти народности привнесли некие изменение в национальную одежду этой территории. Теперь мы видим наличие подлинно индийских ангарки и пенджабской чоги. А сари слывет неотъемлемым элементом индианок вместе с причудливым лифчиком-чоли. Особенным дополнением образа этой народности стали прически, часто они слыли своими странными формами. В это время и преображались тюрбаны, которые разнились своими формами. А в результате того, что в Индию попала туника, было произведено ее разделение на длинную юбку короткую кофточку. Такая кофточка (чоли) часто имела шнуровку на спине, а ее края не сходились полностью. А вот между этой кофточкой и юбкой оставался обнаженный живот, он был виден даже при надевании сари. Также значимо и появление моды на штаны, которые в Индии носят с гордостью оба пола.

Ход работы:

1-изучите особенности костюма и обуви Индии ;

2-проанализируйте иллюстрации костюма и обуви Индии ;

3-нарисуйте 2 эскиза моделей костюма Индии;

4-дополните костюм украшениями.

Вопросы для обсуждения

1-какую роль играли украшения в Индии?;

2- какие цвета были популярны в Индии?;

3-из каких материалов шилась одежда Индии.

Графическая работа.

Нарисовать женский и мужской костюм Индии.

Количество: не менее 2-х эскизов, формат А-4. 

Методические указания:

1. Прочитайте  краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы.

2. Составить письменный анализ

3.  Ответить письменно на вопросы к работе.

4.Выполнить графическую часть на листах формата А4.

Материалы: тушь, гуашь, мягкий карандаш, черная гелевая  ручка, листы формата А-4.

Отчет по практической работе №4

После выполнения задания, работа анализируется и оценивается. Недостатки в моделях дорабатываются, устраняются возможные недостатки.

Выполненные рисунки разместить в альбом образцов по практическим работам.

Практическая работа№5

Тема: Костюм Китая. Анализ и выполнение копии китайского костюма.

Цель: Закрепление знаний по теме костюм Китая

Теоретическая часть.

Китай является одной из древнейших восточных цивилизаций. Искусство средневекового Китая складывалось в обстановке постоянного вторжения кочевых племен, которые привносили в его высокоразвитую культуру элементы своей «первобытной» культуры. В эпоху Тан (VII -X вв.) Китай вступил в полосу высокого расцвета. Средневековая архитектура Китая была связана с буддизмом, проникшим из Индии. Это пагоды - высокие, с многоярусными крышами культовые сооружения с массивными стенами и небольшой площадью застройки. Интересна так называемая светская живопись Китая, в которой отражена жизнь императора и придворных. Жанровые сценки, изображения цветов, пейзажи выполнялись на шелке, на котором также ткались картины, многоцветные и сложные по узору, с использованием техники кэсы - «резаный» шелк. «Резаный», потому что на границах цветовых силуэтов получались просветы. Это была долгая и кропотливая работа. Для скульптуры Китая характерны многочисленные изображения Будды. Однако в Китае, называемом «поднебесным», был и культ поклонения небу. Поэтому в сюжетах и орнаменте встречаются изображения облаков, дождя, молний - символов единения двух главных начал: неба и земли. Символика очень распространена в Китае. Объятый пламенем дракон, плывущий в волнах или облаках, был повелителем дождя и символом слияния двух начал, а значит, символом начала жизни; персик был символом долголетия; орхидея означала ученость, пион - богатство. В эпоху Сун (X - XIII вв.) продолжали развиваться ремесла, существовавшие с древних времен: изготовление шелка, производство керамики и фарфора. Китай считается родиной шелка. На протяжении многих столетий секреты его производства тщательно скрывались от европейцев. Высокоразвитая культура Китая оказала значительное влияние на культуру Японии и других соседних стран. Плечевые одежды китайцев были многослойными и по крою и виду напоминали халат с очень широкими цельнокроеными прямыми рукавами и различной формы бортами. Халат, который в древности был нижней нательной одеждой, в средневековом Китае стал самой популярной верхней одеждой. Халат запахивался слева направо. Ширина рукавов иногда достигала таких размеров, что они свисали до пола. Умение носить одежды с такими рукавами ценилось высоко и означало хорошее воспитание. Рукава иногда подвязывали, так как они мешали работать. Поясной одеждой мужчин были штаны, женщин - штаны и юбки. Однако иногда в роли штанов и у мужчин, и у женщин выступала несшитая юбка, надетая поверх халата (Э.Б. Плаксина «История костюма. Стили и направления»

Ход работы:

1-изучите особенности костюма и обуви Китая ;

2-проанализируйте иллюстрации костюма и обуви Китая;

3-нарисуйте 2 эскиза моделей костюма Китая ;

4-дополните костюм аксессуарами.

Вопросы для обсуждения

1-какой орнамент был популярен в Китае?;

2-какую роль играли аксессуары в костюме Китая?;

3- из каких материалов шилась одежда Китая.

Графическая работа.

Выполнение копии  женского и мужского костюма Китая.

Количество: не менее 2-х эскизов, формат А-4. 

Методические указания:

1. Прочитайте  краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы.

2. Составить письменный анализ

3.  Ответить письменно на вопросы к работе.

4.Выполнить графическую часть на листах формата А4.

Материалы: тушь, гуашь, мягкий карандаш, черная гелевая  ручка, листы формата А-4.

Отчет по практической работе №5

После выполнения задания, работа анализируется и оценивается. Недостатки в моделях дорабатываются, устраняются возможные недостатки.

Выполненные рисунки разместить в альбом образцов по практическим работам.

Практическая работа №6

 Тема: Костюм Японии. Разработка коллекции моделей одежды на основе костюмов Японии.

Цель:Выявление характерных черт японского традиционного костюма для их использования при создании нового образа

Теоретическая часть.

Одной из особенностей японской культуры является её долгое развитие в период полной изоляции страны (политика сакоку) от всего остального мира в период правления сёгунатаТокугавы, длившейся до середины XIX века - начала периода Мэйдзи. Культура такой страны, как Япония (Japan) не просто многообразна. Главным её выражением стала чайная церемония. Все, что имеет к ней отношение, также было строго регламентировано и постепенно возведено в ранг высокого искусства. Самобытная керамика и тончайший фарфор, живопись тушью (суми-э), каллиграфия, а позднее и полихромная живопись, икебана (икэбана), лаковые изделия, веера и зонтики, архитектура, садовое искусство и искусство оформления внутренних помещений, выращивание карликовых деревьев в кадках (бонсай), изготовление и уникальная полихромная роспись текстильных изделий - словом все то, что сегодня однозначно ассоциируется с Японией. Национальная одежда японцев состоит из длинного халата прямого покроя, известного под названием кимоно, которое получило широкое распространение в Японии в XVII–XIX вв. Термин кимоно ведет свое происхождение от выражения киру моно – «надеваемая вещь».

Ход работы:

1-изучите особенности костюма и обуви Японии ;

2-проанализируйте иллюстрации костюма и обуви Японии ;

3-нарисуйте 2 эскиза моделей костюма Японии ;

4-защита творческих проектов.

Вопросы для обсуждения

1-перечислите предметы мужского костюма;

2- перечислите предметы женского костюма;

3-Какая цветовая гамма была популярна в Японии?.

Графическая работа.

Разработать коллекции мужских и женских моделей одежды на основе костюмов Японии.

Количество: не менее 2-х эскизов, формат А-4. 

Методические указания:

1. Прочитайте  краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы.

2. Составить письменный анализ

3.  Ответить письменно на вопросы к работе.

4.Выполнить графическую часть на листах формата А4.


Материалы: тушь, гуашь, мягкий карандаш, черная гелевая  ручка, листы формата А-4.

Отчет по практической работе №6

После выполнения задания, работа анализируется и оценивается. Недостатки в моделях дорабатываются, устраняются возможные недостатки.

Выполненные рисунки разместить в альбом образцов по практическим работам.

Практическая работа № 7

Тема: Костюм романского стиля (XI–XIV вв.) Анализ и выполнение копии костюмов романского стиля.

Цель:Закрепление знания о составных частях костюмов романского стиля ,его характерные особенности.

Теоретическая часть.

Вконце 10 в. на границе двух эпох – раннего и развитого феодализма – в искусстве впервые возник единый общеевропейский стиль – романский. Термин«романский стиль» (от лат. romanus – римский) условен и возник в начале 19 в. по аналогии с понятием «романские языки» (в основе которых лежит латынь – язык древних римлян).

Влияние церкви ослабевает, возникает стремление подчеркнуть фигуру. Костюм в основном накладной. В одежде, как минимум, три шва: два боковых и один на спинке, чем достигается большее прилегание лифа. С помощью клиньев расширяют одежду. В местах членения одежду отделывали каймой.

Камиза – мужская нижняя туника.Котт – мужская верхняя туника.Шоссы – мужские штаны по типу трико, плотно облегающие ногу из эла-

стичного сукна или шелка; штанины не сшивались.

Блио – мужская и женская верхняя туника с длинными рукавами, с отрезной заниженной линией талией, длиной от колена до середины икры.

Сюрко – мужская верхняя туника без рукавов, обычно контрастная по цвету с котт.

Нарамник – мужская верхняя одежда в виде прямоугольного или овального куска ткани, перегнутого пополам по линии плеч; не сшитый по бокам, с вырезом горловины; длина различна.

Туники – женская одежда: нижняя – длинная с узкими длинными рукавами; верхняя – более короткая с короткими широкими рукавами или без них.

Плащ-мантия – женский плащ длинный, полукруглый, на тканевой или меховой подкладке (горностай, бобер).

Материалы. Гладкокрашеный лен, шерсть, сукно, шелк, кожа, мех. Нижняя одежда – из шелка и льна, верхняя – из шерсти, меха. Цвета одежды знати яркие: пурпурные, синие, зеленый; простых людей – коричневые, серые.

Головные уборы. У мужчин – колпаки, шляпы из велюра, фетра, войлока. У женщин – покрывала, платки, повязки. Поверх повязки одевался обруч или венец.

Обувь. Мягкие башмаки без твердой подошвы черного цвета; позднее – цветная.

Прическа. У женщин – длинные распущенные волосы или косы; у мужчин – короткие стрижки, бороды.

Косметика запрещена церковью. Женщины пользовались восточными маслами, пудрой, помадой.

Украшения. Фибулы, пояса, кольца.

Ход работы:

1-изучите особенности костюма и обуви романского стиля ;

2-проанализируйте иллюстрации костюма и обуви романского стиля ;

3-нарисуйте 2 эскиза моделей костюма романского стиля ;

4-дополните костюм аксессуарами.

Вопросы для обсуждения

1- Дайте характеристику мужского костюма романского стиля.

2- Какова роль головных уборов, обуви, украшений, дополнений в женском костюме романского стиля?

Графическая работа.

Выполнение копии мужского и женского костюма романского стиля.

Количество: не менее 2-х эскизов, формат А-4. 

Методические указания:

1. Прочитайте  краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы.

2. Составить письменный анализ

3.  Ответить письменно на вопросы к работе.

4.Выполнить графическую часть на листах формата А4.

Материалы: тушь, гуашь, мягкий карандаш, черная гелевая  ручка, листы формата А-4

Отчет по практической работе №7

После выполнения задания, работа анализируется и оценивается. Недостатки в моделях дорабатываются, устраняются возможные недостатки.

Выполненные рисунки разместить в альбом образцов по практическим работам.

Практическая работа №8

Тема: Костюм готического стиля (XI–XIV вв.) Анализ и выполнение копии костюмов готического стиля

Цель: Закрепление знаний костюмаготического стиля.

Теоретическая часть.

Готический стиль – второй общеевропейский художественный стиль. Термин«готика» (от итал. gotico – готский) возник в эпоху итальянского Возрождения в 16 в. по названию германского племени готов (готы – «варварские» германские племена), разрушивших античный Рим. Термин «готический» был равносилен «варварскому» в противовес «античному», «римскому».

Готический стиль сформировался во Франции в 12 в., затем перешел в Англию, в 13 в. был принят в Германии и распространился по всей Европе.

В период позднего Средневековья вводится понятие чертеж, что явилось важным моментом и в развитии костюма. В костюме два основных силуэта – очень облегающий вследствие сложного кроя и очень свободный. Характерная черта силуэта – вытянутые готические пропорции. Сложный крой достигался применением муляжного моделирования. После наколки выполняли раскрой и пошив, что и обусловило появление съемного рукава, клиньев, вытачек, воротников.

Камиза – мужская нижняя одежда, длинная, с длинными рукавами.

Блио – мужской кафтан с узким лифом, отрезной талией и пышной юб-

кой.

Штаны-чулки – мужская нижняя поясная одежда;шоссы – верхняя поясная одежда.

Котарди – мужская короткая куртка прилегающего силуэта, длиной до середины бедра, с рукавами различной формы, с застегивающимся вокруг бедер декоративным поясом.

Пурпуэн – мужская туника с отрезной баской из трапециевидных клиньев в стиле «мипарти».

Жакет – короткая распашная мужская одежда своротником-стойкой,туго стянутый на талии, ниже талии – расходившийся веером срукавами-жиго.

Нарамник – мужской плащ из согнутого пополам куска ткани, с вырезом для головы, не сшитый по бокам.

Сюрко – мужской или женский длинный нарамник, сшитый по боковым срезам, с открытыми проймами или с ложными рукавами; по вырезу и проймам украшался мехом.

Упелянд – длинный распашной мужской или женской плащ с застежкой до талии или накладной, иногда с поясом; ширина понизу – до 7 м. Рукава расширенные книзу до 3 м.

Роб – мужская накладная одежда своротником-стойкойили капюшоном, с небольшим надрезом сзади или спереди у горловины, с поясом.

Камиза – женское нижнее платье, узкое, длинное с длинными рукавами.Котт – женское верхнее платье с узким глухим лифом, который шнуро-

вался сбоку или сзади.

Постепенно крой одежды меняется так, что к первой половине 14 в. котт и сюрко плотно облегают тело. На животе под котт прикрепляют стеганые подушечки – босы; сзади на юбке – шлейф. В модеS-образныйсилуэт.

Материалы. Тонкое, эластичное сукно итальянского или фламандского производства; лен, шелк, парча, бархат. Цвета – красный, зеленый, синий, бе-

24

лый, желтый; повседневные платья – серые, черные, фиолетовые. Лоскутная мода «мипарти» – деление одежды на части, окрашенные в разные цвета.

Головные уборы. У мужчин – капюшон;шаперон – в виде капюшона с длинным хвостом;бонне – колпак в форме усеченного конуса; чепец. У женщин – покрывала,горж – платок, сшитый в виде трубы, расширенной по концам и с разрезом сзади;эннен (генин)– высокий конусообразный колпак; рогатые чепцы и др.

Обувь. Башмаки, полусапоги с заостренным, а позднее с клювообразным носом (длиной до 50 см).

Прическа. У мужчин – стрижки «под скобу», «под кружок», «под Христа» и т. У женщин прическе не придавалось большого значения, т.к. она спрятана под головным убором.

Украшения на головных уборах, пряжки, броши, перья; бубенчики на одежде.

К концу 14 в. относится появление нового социального явления – моды, которые получили название бургундских мод. Основные черты:

•увлечение новой идеей особенно в местах ее зарождения;

•ажиотажное стремление к подражанию;

•частая смена форм костюма.

Для Бургундии более всего были характерны тесные узкие одежды, высо-

кие шляпы, колокольчики, отделка краев одежды зубчиками, фестонами – экре-виссами.

Ход работы:

1-изучите особенности костюма и обуви готического стиля ;

2-проанализируйте иллюстрации костюма и обуви готического стиля ;

3-нарисуйте 2 эскиза моделей костюма готического стиля ;

4-дополните костюм аксессуарами.

Вопросы для обсуждения

1- Дайте характеристику мужского костюма готического стиля.

2- Какие материалы использовались в период раннего и позднего Средневековья? Модная цветовая гамма?

3- Какова роль головных уборов, обуви, украшений, дополнений в женском костюме готического стиля?

Графическая работа.

Выполнение копии мужского и женского костюма готического стиля.

Количество: не менее 2-х эскизов, формат А-4. 

Методические указания:

1. Прочитайте  краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы.

2. Составить письменный анализ

3.  Ответить письменно на вопросы к работе.

4.Выполнить графическую часть на листах формата А4.

Материалы: тушь, гуашь, мягкий карандаш, черная гелевая  ручка, листы формата А-4.

Отчет по практической работе №8

После выполнения задания, работа анализируется и оценивается. Недостатки в моделях дорабатываются, устраняются возможные недостатки.

Выполненные рисунки разместить в альбом образцов по практическим работам.

Практическая работа № 9

 Тема: Русский народный костюм. Выполнение эскиза современной коллекции моделей одежды в фольклорном стиле, основанном на русском народном костюме (не менее 3-5 моделей)  

Цель:Ознакомление обучающихся с русским народным костюмом;

 способствование формированию познавательного интереса к народной культуре;

Теоретическая часть.

История развития русской одежды, начиная с одежды древних славян, населявших берега Черного моря, а затем во время переселения народов, передвинувшихся к северу, и кончая одеждой предпетровского времени (XVII века), делится на четыре главных периода: скифо-сарматский, норманнский, византийский и монгольский (татарский). В начале последнего одежда на Руси приобрела тот вид, из которого стал развиваться окончательно установившийся в XVII веке русский наряд. В царствование Петра I он был вытеснен западноевропейским костюмом. Перемены в русской одежде в течение этих четырех периодов совершались крайне медленно и отражались только на высших классах населения. «Мода» не коснулась таких основных частей русской одежды, как шапка, штаны и рубаха из двух кусков с ластовицами под мышками. При описании старой русской одежды только в очень редких случаях можно пользоваться русскими памятниками и рисунками, потому что русские люди не носили тех условных одежд, в которых они изображались древними живописцами и иллюстраторами, а русская письменность, бывшая в руках церковных книжников, до XVII века пренебрегала всем светским и мало интересовалась одеждой и бытом русских людей. Поэтому приходится прибегать к иностранным источникам, описаниям и гравюрам. Само собой разумеется, что при этом нужно отличать действительность от вымысла, ибо русская одежда казалась иностранцам смешной и странной, и они очень часто в своих описаниях и на гравюрах утрировали те ее части, которые казались им нелепыми («История костюма, составленная Наталией Будур»). В многоликом современном предметном мире произведения народного искусства особенно радуют глаз своей рукотворностью, праздничностью. Наша культура окрашена внимательным обращением к его богатым традициям. Они широко используются в творчестве современных народных мастеров и профессиональных художников. На их основе сложились различные художественные промыслы. Черты национального своеобразия, вековые традиции и мастерство ярко проявляются в народном костюме - наиболее массовом виде народного творчества. Искусство вышивки, узорного ткачества, кружевоплетения, низания и другие виды прикладного искусства нашли органическое воплощение в украшении костюма. Традиционный костюм как целостный гармоничный ансамбль, наделенный утилитарными и эстетическими функциями, уходит из повседневного крестьянского быта. Сельский житель, окруженный новой предметной средой, предпочитает носить модную городскую одежду. Лишь в отдельных местностях сохраняются в быту предметы традиционной одежды, незаменимые в определенных климатических условиях. (Л.В. Ефимова «Русский народный костюм»).

Ход работы:

1-изучите особенности русского народного костюма;

2-проанализируйте иллюстрации русского народного костюма;

3-нарисуйте 2 эскиза моделей русского народного костюма.

Вопросы для обсуждения

1-какой декор применялся в русском народном костюме?;

2-какие цвета были популярны в русском народном костюме?;

3-из каких материалов шился русский народный костюм?.

4-назовите виды обуви в русском костюме по сословиям.

Графическая работа.

Выполнение эскиза современной коллекции моделей одежды в фольклорном стиле, основанном на русском народном костюме (не менее 3-5 моделей)  

формат А-4. 

Методические указания:

1. Прочитайте  краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы.

2. Составить письменный анализ

3.  Ответить письменно на вопросы к работе.

4.Выполнить графическую часть на листах формата А4.

Материалы: тушь, гуашь, мягкий карандаш, черная гелевая  ручка, листы формата А-4.

Отчет по практической работе №9

После выполнения задания, работа анализируется и оценивается. Недостатки в моделях дорабатываются, устраняются возможные недостатки.

Выполненные рисунки разместить в альбом образцов по практическим работам.

Практическая работа №10

Тема: Костюм народов России. Выполнение эскиза современной коллекции моделей одежды в фольклорном стиле, основанном на национальном костюме народов России.

Цель:Разработать технический эскиз  современной модели одежды, передавая  в нем художественные достоинства модели;

Составить анализ модели с акцентированием элементов  русского народного костюма

 

Теоретическая часть.

Сибирь и Север образуют историко-этнографическую область России, занимающую огромное пространство от Уральских гор на западе до Чукотки, Камчатки и острова Сахалин на востоке. На Севере живут небольшие группы народов, так называемые малые народы Севера. Самые многочисленные из них ненцы (34,2 тыс. чел.) и эвенки (299 тыс. чел.); затем идут чукчи, ханты, манси, коряки и др. Некоторые из них очень малочисленны, например эскимосы (1,7 тыс. чел.). Наиболее многочисленными народами, населяющими Сибирь, являются буряты, живущие в Забайкалье, и якуты. Традиционная одежда народов Сибири и Севера тесно связана с природой и их хозяйственной деятельностью. Суровые условия жизни способствовали появлению особых видов одежды, которые максимально приспособлены к жизни в тех районах. Выбор материала для одежды обусловлен родом занятий: оленеводы шьют одежду из шкур оленей, охотники - из шкур добываемых ими животных или птиц; народы, живущие в бассейне крупных рек, выделывают кожу рыб; скотоводы - овчину; охотники на морского зверя обрабатывают шкуры и кишки морских животных. Покрой одежды также зависит от природных условий и хозяйственной деятельности. Всю одежду можно разделить на две группы: глухого покроя, надевающуюся через голову, и распашную, имеющую спереди разрез. Одежда глухого покроя характерна для народов, занимающихся охотой на морского зверя, а также оленеводством (Э.Б. Плаксина «История костюма. Стили и направления»

Ход работы:

1-изучите особенности костюма и обуви народов СССР;

2-проанализируйте иллюстрации костюма и обуви народов СССР;

3-нарисуйте 2 эскиза моделей костюма народов Кавказа;

4-дополните костюм национальным декором.

Вопросы для обсуждения

1-назовите характерные особенности форм ,элементов костюма славянских народов;

2- назовите характерные особенности форм ,элементов костюма народов Прибалтики;

3-характерные особенности форм ,элементов костюма народов Кавказа;

4-характерные особенности форм ,элементов костюма народов Средней Азии

Графическая работа.

Выполнение эскиза современной коллекции моделей одежды в фольклорном стиле, основанном на национальном костюме народов России (не менее 3-5 моделей)  

формат А-4. 

Методические указания:

1. Прочитайте  краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы.

2. Составить письменный анализ

3.  Ответить письменно на вопросы к работе.

4.Выполнить графическую часть на листах формата А4.

Материалы: тушь, гуашь, мягкий карандаш, черная гелевая  ручка, листы формата А-4.

Отчет по практической работе №10

После выполнения задания, работа анализируется и оценивается. Недостатки в моделях дорабатываются, устраняются возможные недостатки.

Выполненные рисунки разместить в альбом образцов по практическим работам.

УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Подготовка к практическим работам заключается в аудиторном и/или самостоятельном изучении теоретического материала по рекомендуемой литературе, предусмотренной рабочей программой. Для эффективного выполнения заданий студент должен знать теоретический материал и уметь применять эти знания для приобретения практических навыков при выполнении практической работы. В конце занятия преподаватель выставляет оценку, которая складывается из результатов наблюдения за выполнением практической части работы, проверки отчета, беседы в ходе работы или после нее, либо оценка выставляется после проверки письменной части работы. Оценки за выполнение практических занятий выставляются по пятибалльной системе.

Условия и порядок выполнения работы:

  1. Прочитать методические рекомендации по выполнению практической работы.

3. Ответить на  контрольные вопросы, необходимые для выполнения заданий.

4. Изучить содержание заданий и начать выполнение.

5. Работу выполнить в тетрадях для практических работ, если это заполнение таблиц или оформление конфекционных карт.  Отчет оформлять надлежащим образом.

6. Консультацию по выполнению работы можно получить у преподавателя.

7. Работа оценивается в целом, по итогам выполнения работы выставляется оценка.

Защита проводится путем индивидуальной беседы или выполнения зачетного задания. Работа считается выполненной, если она соответствует критериям, указанным в пояснительной записке к практической работе.

Пропущенные практические работы выполняются в дополнительное (консультационное) время.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

В результате выполнения практических заданий по ОП.05 История стилей в костюме осуществляется проверка следующих умений и знаний:

 У1 ориентироваться в исторических эпохах и стилях

 У2 проводить анализ исторических объектов;

 З1 основные характерные черты различных периодов развития предметного мира;

 З2 современное состояние моды в различных областях швейного производства.

  1. При оценке теоретической и практической части используются следующие критерии:

Результат выполнения работы

Показатели оценки результата

«5»

Задание сдано в срок с соблюдением всех требований

Задание выполнено правильно. Творческий, индивидуальный подход к составлению задания безошибочен.

Представленные работы по качеству и количеству   выполнены на высоком уровне.

Корректное грамотное оформление

«4»

Задание сдано в срок. С соблюдением всех требований.

Задание выполнено правильно. При творческом, индивидуальном и методологическом  подходе допущены ошибки.

Представленные работы по качеству и количеству не достаточно проработаны  

Оформление имеет незначительные ошибки

«3»

Задание сдано без соблюдения срока. Не все требования к выполнению работы выполнены.

Задание выполнено, но допускались грубые ошибки.

Качество и количество представленных работ на низком уровне

Не правильное оформление или совсем отсутствует

«2»

Задание не сделано или допущены грубые ошибки, влияющие на качество выполненной работы и отражающие полное непонимания темы

Критерии оценки:

Максимальный показатель оценивания соответствует 5 б.

                 до 25  баллов - «2» (неудовлетворительно)

от  26    -   до 35 баллов – «3» (удовлетворительно)

от  36   –   до 45 баллов - «4» (хорошо)

от  46  -     до 50 баллов - «5» (отлично)

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основные источники:

  1. Плаксина Э.Б., Михайловская Л.А., Попов В.П. История костюма. Стили и направления [Текст]: Учеб. пособие для студ. учрежд. сред. проф. образования/ Э.Б. Плаксина, Л.А. Михайловская, В.П. Попов; Под ред. Э.Б. Плаксиной. – М: ИРПО: Издательский центр «Академия, 2003. – 224 с.: ил.
  2. Захаржевская Р.В. История костюма [Текст]: От античности до современности/ Р.В. Захаржевская. - М.: РИПОЛ классик, 2006. – 288 с.: ил.

Дополнительные источники:

  1. Е.И. Рачицкая, В.И. Сидоренко Моделирование и художественное оформление одежды – Ростов н/Д.Изд. «Феникс»,2002.-608с.
  2. Ермилова В.В., Ермилова Д.Ю. Моделирование и художественное оформление одежды [Текст]: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. Образования/ В.В. Ермилова, Д.Ю. Ермилова. - М.: Академия, 2000. – 184 с.: ил.

3. Комиссаржевский Ф.Ф. История костюма [Текст]: Уникальные материалы по истории костюма с древнейших времён / Ф.Ф. Комиссаржевский. - М.: Астрель: АСТ: Люкс, 2005. – 336 с.: ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ВНЕАУДИТОРНЫХ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОДБ.01. РУССКИЙ ЯЗЫК ОБУЧАЮЩИМСЯ ПО ПРОФЕССИИ "КОНСТРУИРОВАНИЕ, МОДЕЛИРОВАНИЕ И ТЕХНОЛОГИЯ ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ"

Методические рекомендации разработаны в помощь обучающимся по профессии  29.02.04. Конструирование, моделирование и технология швейных изделий на базе основного общего образования с  получен...

Методические указания для обучающихся по специальности 29.02.04 «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий» по дисциплине «Материаловедение».

Методические указания к практическим работам предназначены для обучающихся по специальности 29.02.04 конструирование, моделирование и технология швейных изделий, изучающих ОП 03 «Материаловедени...

Методические указания для обучающихся по специальности 29.02.04 «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий» по ПМ.01 Моделирование швейных изделий

Методические указания по выполнению практических работ адресованы  студентам очной формы обучения  по специальности 29. 02. 04  «Конструирование, моделирование и технология...

Рабочая программа по учебной дисциплине ОП.04 Спецрисунок и художественная графика по специальности 29.02.04 Конструирование,моделирование и технология швейных изделий

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной   профессиональной образовательной программы- программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС СПО...

Рабочая программа ПМ.02 Конструирование швейных изделий 29.02.04 Конструирование,моделирование и технология швейных изделий

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности  среднего профессионального образования29.02.04 Конструировани...