Статья Развитие общих компетенций на уроках учебной практики по специальности «29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий»
статья

Учебная практика является обязательной частью основной профессиональной подготовки.

Целью практики обучающихся является развитие практических навыков и умений, а также формирование компетенций обучающихся в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_statya.docx16.71 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

Развитие общих компетенций на уроках учебной практики по профессии

«Художник по костюму»

Формирование общих и профессиональных компетенций является основой реализации федеральных государственных стандартов нового поколения для учреждений начального и среднего профессионального образования.

Под компетенцией в ФГОС понимается способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области.

Понятие «компетенция» относится к области умений, а не знаний. Компетенция – это общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря обучению. Компетенция не сводится ни к знаниям, ни к навыкам; быть компетентным – не означает быть ученым или образованным. Необходимо различать компетенцию и умение. Умение – это действие в специфической ситуации, компетенция – это характеристика, которую можно извлечь из наблюдений за действиями, за умениями. Таким образом, умения представляются как компетенция в действии. Компетенция – это то, что порождает умение, действие.

Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения. Внедрение компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования. По мнению современных педагогов, само приобретение жизненно важных компетенций дает человеку возможность ориентироваться в современном обществе, формирует способность личности быстро реагировать на запросы времени.

Учебная практика является обязательной частью основной профессиональной подготовки. Целью практики обучающихся является развитие практических навыков и умений, а также формирование компетенций обучающихся в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. Практика направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения обучающимися профессиональной деятельностью в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускника и формирование общекультурных компетенций.

Учебная практика направлена на формирование у обучающихся следующих общих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5.  Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.  Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Для освоения этих компетенций в структуру образовательной программы включены модули обучения, направленные на формирование готовности к выполнению набора конкретных трудовых функций и универсальных учебных действий.

Необходимо подчеркнуть, что каждый модуль предусматривает формирование как профессиональных, так и общих компетенций, включающих в себя определенный уровень готовности к принятию решений, использованию интерпретации информации и т.д.

С первого дня занятий учебной практики с обучающимися и студентами проводится ежедневное инструктирование на вводном инструктаже. Обучающиеся и студенты приучаются к порядку, у них формируются необходимые в будущей самостоятельной деятельности аккуратность, организованность, собранность, дисциплина труда. 

Учитывая индивидуальные особенности каждого обучающегося и студента, производиться показ приёмов работы, при необходимости осуществляется повтор показа приёмов работы (может быть и неоднократный повтор - в зависимости от того, каковы особенности восприятия данного показа у обучающихся и студентов), а также, применяются различные технологии и методы обучения.

На уроках учебной практики у студентов формируются умения и навыки на основе тех знаний, которые они получают в процессе теоретического обучения. Студенты на учебной практике получают возможность реализовать свои профессиональные знания и умения, применять неординарные решения, творчески подходить к изготовлению и декорированию изделий, а также, учатся устанавливать правильные взаимоотношения в коллективной работе.

    Обладая данными компетенциями, обучающиеся смогут свободно и самостоятельно выбирать цели и средства различных видов деятельности, управлять своей деятельностью, одновременно совершенствуя и развивая свои способности к ее осуществлению.

Конечная цель формирования общих компетенций – выпуск специалиста, способного адаптироваться в социальном мире. Но как помочь студенту стать компетентным? Как их формировать? Какие критерии определят степень их сформированности? Наверное, такие вопросы задает себе каждый думающий и ищущий ответы педагог.

Результата, определенного ФГОС можно добиться лишь при использовании новых инновационных технологий, которые направлены на необходимость мыслительной деятельности и коммуникативности, где преподаватель выступает как сценарист, режиссер, партнер. Общие компетенции формируются лишь в опыте собственной деятельности, поэтому считается правильным организовывать урок учебной практики таким образом, чтобы студент оказывался в ситуациях, способствующих их становлению, чтобы его познавательная активность мотивировала выработку личностного знания.

В заключении можно сказать, что мастер производственного обучения, проводя работу по формированию ключевых компетенций на своих уроках, должен, прежде всего, начинать с себя. Современный педагог должен обладать большим жизненным опытом, научными знаниями, быть инициативной и творческой личностью. Это необходимо, чтобы выработать достаточно высокую компетентность в передаче знаний обучающимся, которые могли бы применить полученные знания в жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ВНЕАУДИТОРНЫХ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОДБ.01. РУССКИЙ ЯЗЫК ОБУЧАЮЩИМСЯ ПО ПРОФЕССИИ "КОНСТРУИРОВАНИЕ, МОДЕЛИРОВАНИЕ И ТЕХНОЛОГИЯ ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ"

Методические рекомендации разработаны в помощь обучающимся по профессии  29.02.04. Конструирование, моделирование и технология швейных изделий на базе основного общего образования с  получен...

Методические указания для обучающихся по специальности 29.02.04 «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий» по дисциплине «История стилей в костюме».

Методические указания предназначены для обучающихся по специальности 29.02.04 «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий» по дисциплине «История стилей в костюме&ra...

Методические указания для обучающихся по специальности 29.02.04 «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий» по дисциплине «Материаловедение».

Методические указания к практическим работам предназначены для обучающихся по специальности 29.02.04 конструирование, моделирование и технология швейных изделий, изучающих ОП 03 «Материаловедени...

Методические указания для обучающихся по специальности 29.02.04 «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий» по ПМ.01 Моделирование швейных изделий

Методические указания по выполнению практических работ адресованы  студентам очной формы обучения  по специальности 29. 02. 04  «Конструирование, моделирование и технология...

Рабочая программа по учебной дисциплине ОП.04 Спецрисунок и художественная графика по специальности 29.02.04 Конструирование,моделирование и технология швейных изделий

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной   профессиональной образовательной программы- программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС СПО...

Рабочая программа ПМ.02 Конструирование швейных изделий 29.02.04 Конструирование,моделирование и технология швейных изделий

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности  среднего профессионального образования29.02.04 Конструировани...