Статья "развитие ключевых компетенций на уроках ОБЖ"
статья по обж на тему

Хохрина Ольга Викторовна

 

  Современный человек на протяжении своей жизни находится в различных средах: социальной, производственной, местной (городской, сельской, бытовой, природной и др.).

  Человек и среда его обитания образуют систему, состоящую из множества взаимодействующих элементов, имеющую упорядоченность в определенных границах и обладающую определенными свойствами. Такое взаимодействие определяется множеством факторов и оказывает влияние, как на самого человека, так и на соответствующую среду его обитания. Это влияние может быть, с одной стороны, положительным, с другой стороны – одновременно и отрицательным (негативным).

  Негативные воздействия факторов природной среды проявляются главным образом в чрезвычайных ситуациях. Эти ситуации могут быть как следствием природных, стихийных бедствий, так и производственной деятельности человека.

  В последнее время очевидна тенденция к ухудшению состояния здоровья населения и высокая смертность в России. Это связано с событиями, происходящими в нашей стране, с увеличением частоты проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасных ситуаций социального характера и отсутствием навыков разумного поведения в повседневной жизни и различных опасных и чрезвычайных ситуациях.

  Одной из основных проблем любого развитого государства является создание гарантий безопасного проживания  и деятельности населения на всей территории, как в мирное, так и в  военное время. Организация  защиты населения от чрезвычайных ситуаций является составной частью общегосударственных социальных и оборонных мероприятий, что требует от структур государственной власти энергичных мер по созданию эффективной системы защиты граждан, действующей на всех уровнях.

   В деле защиты населения в опасных чрезвычайных ситуациях возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку обучающихся по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности.

   Наиболее полно и целенаправленно в современной школе этому учит специальный курс «Основы безопасности жизнедеятельности». Он призван формировать у детей сознательное и ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих, способствовать приобретению навыка, сохранять жизнь и здоровье в повседневности, в неблагоприятных и опасных условиях, умению оказывать само- и взаимопомощь путем освоения ключевых компетенций.

 

Поэтому цель моей работы:

формирование  ключевых компетенций для приобретения учащимися навыка сохранения  жизни и здоровья.

 

Ведь вопрос о ключевых компетенциях стал предметом обсуждения во всем мире. Особенно актуальна эта проблема, звучит сейчас в связи с модернизацией Российского образования. В «Концепции модернизации российского образования» зафиксировано положение о том, что «…общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, учений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество образования».

   Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций.

 Доктор педагогических наук, академик Международной педагогической академии г. Москвы  Хуторской Андрей Викторович даёт своё понимание сегодняшнего термина компетенция – отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере.                Компетентность – совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере.

   Компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В связи с этим меняется, точнее, по иному определяется система методов обучения.

  Компетенции для ученика – это образ его будущего, ориентир для освоения. Но в период обучения у него формируются те или иные составляющие этих «взрослых» компетенций, и чтобы не только готовиться к будущему, но и жить в настоящем, он осваивает эти компетенции с образовательной точки зрения. Образовательные компетенции относятся не ко всем видам деятельности, в которых участвует человек, например, взрослый специалист, а только к тем, которые включены в состав общеобразовательных областей и учебных предметов. Такие компетенции отражают предметно-деятельностную составляющую общего образования и призваны обеспечивать комплексное достижение его целей.

Определены следующие группы ключевых компетенций:

  • Ценностно-смысловые
  • Общекультурные
  • Учебно-познавательные
  • Информационные
  • Коммуникативные
  • Компетенции личностного самосовершенствования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_rabota3.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №32

Администрации «город Южно-Сахалинск»


693022, Сахалинская обл., г.Южно-Сахалинск, п/р-он. Ново- Александровск,

пер. Железнодорожный 12А, тел./факс: 797-580

«Развитие ключевые компетенции

на уроках ОБЖ

как необходимое условие, способствующее приобретению навыка сохранения жизни и здоровья».

Учитель высшей категории

Хохрина Ольга Викторовна

МБОУ СОШ №32

Г. Южно-Сахалинска

  Современный человек на протяжении своей жизни находится в различных средах: социальной, производственной, местной (городской, сельской, бытовой, природной и др.).

  Человек и среда его обитания образуют систему, состоящую из множества взаимодействующих элементов, имеющую упорядоченность в определенных границах и обладающую определенными свойствами. Такое взаимодействие определяется множеством факторов и оказывает влияние, как на самого человека, так и на соответствующую среду его обитания. Это влияние может быть, с одной стороны, положительным, с другой стороны – одновременно и отрицательным (негативным).

  Негативные воздействия факторов природной среды проявляются главным образом в чрезвычайных ситуациях. Эти ситуации могут быть как следствием природных, стихийных бедствий, так и производственной деятельности человека.

  В последнее время очевидна тенденция к ухудшению состояния здоровья населения и высокая смертность в России. Это связано с событиями, происходящими в нашей стране, с увеличением частоты проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасных ситуаций социального характера и отсутствием навыков разумного поведения в повседневной жизни и различных опасных и чрезвычайных ситуациях.

  Одной из основных проблем любого развитого государства является создание гарантий безопасного проживания  и деятельности населения на всей территории, как в мирное, так и в  военное время. Организация  защиты населения от чрезвычайных ситуаций является составной частью общегосударственных социальных и оборонных мероприятий, что требует от структур государственной власти энергичных мер по созданию эффективной системы защиты граждан, действующей на всех уровнях.

   В деле защиты населения в опасных чрезвычайных ситуациях возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку обучающихся по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности.

   Наиболее полно и целенаправленно в современной школе этому учит специальный курс «Основы безопасности жизнедеятельности». Он призван формировать у детей сознательное и ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих, способствовать приобретению навыка, сохранять жизнь и здоровье в повседневности, в неблагоприятных и опасных условиях, умению оказывать само- и взаимопомощь путем освоения ключевых компетенций.

 

Поэтому цель моей работы:

формирование  ключевых компетенций для приобретения учащимися навыка сохранения  жизни и здоровья.

Ведь вопрос о ключевых компетенциях стал предметом обсуждения во всем мире. Особенно актуальна эта проблема, звучит сейчас в связи с модернизацией Российского образования. В «Концепции модернизации российского образования» зафиксировано положение о том, что «…общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, учений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество образования».

   Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций.

 Доктор педагогических наук, академик Международной педагогической академии г. Москвы  Хуторской Андрей Викторович даёт своё понимание сегодняшнего термина компетенция – отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере.                Компетентность – совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере.

   Компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В связи с этим меняется, точнее, по иному определяется система методов обучения.

  Компетенции для ученика – это образ его будущего, ориентир для освоения. Но в период обучения у него формируются те или иные составляющие этих «взрослых» компетенций, и чтобы не только готовиться к будущему, но и жить в настоящем, он осваивает эти компетенции с образовательной точки зрения. Образовательные компетенции относятся не ко всем видам деятельности, в которых участвует человек, например, взрослый специалист, а только к тем, которые включены в состав общеобразовательных областей и учебных предметов. Такие компетенции отражают предметно-деятельностную составляющую общего образования и призваны обеспечивать комплексное достижение его целей.

Определены следующие группы ключевых компетенций:

  1. Ценностно-смысловые
  2. Общекультурные
  3. Учебно-познавательные
  4. Информационные
  5. Коммуникативные
  6. Компетенции личностного самосовершенствования.

  Преподавая второй год, курс ОБЖ,  я пришла к выводу, что при его изучении одним из важных структурных элементов каждого урока и всего процесса обучения в целом является формирование ценностно-смысловых, информационных, природоведческих и здоровьесберегающих  компетенций. Они всегда находится в зоне пристального внимания учителя.

Ценностно-смысловые включают

  1. ценностное отношение к здоровью и человеческой жизни, проявлять свою гражданскую позицию; (9 класс  - раздел «Здоровый образ жизни», 10 класс - раздел «ЗОЖ и его составляющие»),
  2. владение способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций; (10 класс - раздел «Криминогенные ситуации»).
  3. умение принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять свои действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок (11 класс – раздел «Оказание первой медицинской помощи»)
  4. умение оценивать свое поведение, черты своего характера, свое физическое и эмоциональное состояние.

Информационные компетенции:

  1. владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определениями, энциклопедиями, каталогами, словарями, CD-Rom, Интернет;
  2. самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения определённых задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её;
  3. ориентировать в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое; уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ;
  4. владеть навыками использования информационных устройств; компьютера, телевизора, магнитофона, телефона, мобильного телефона, пейджера, факса, принтера, модема, копира;
  5. применять для решения задач информационные и телекоммуникационные технологи: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет.

Природоведческие и здоровьесберегающие компетенции дают возможность:

  1. иметь опыт ориентации в природной и экологической среде (в лесу,  в поле, на водоёмах и т.д.);
  2. знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях: под дождем, градом, при сильном ветре, во время грозы, наводнения, пожара, при встрече с опасными животными, насекомыми;
  3. позитивно относиться к своему здоровью; владеть способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля;
  4. владеть и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности, владеть способами оказания первой медицинской помощи;
  5. владеть элементами психологической грамотности, половой культуры и поведения;
  6. иметь многообразие двигательного опыта  и умение использовать его в массовых формах соревновательной деятельности, в организации активного отдыха и досуга;
  7.  уметь подбирать индивидуальные средства и методы для развития своих физических качеств.

 Так как целью обучения становится не процесс передачи знаний, а достижение учащимися определенного результата, то содержание материала внутри предмета подбираю под планируемый результат. Акцент делаю на обучение через практику продуктивной работы учащихся в малых группах, развитие  самостоятельности  учащихся и личной ответственности за принятие решений.

Для формирования ключевых компетенций применяю следующие методы:

- анализ конкретной ситуации,

- ролевые,  деловые  и дидактические игр,

- проектную деятельность,

- дискуссии,

- групповую  работу,

- проблемное обучение.

Метод анализа конкретных ситуаций:

При обучении вопросам личной безопасности информирую учащихся о потенциальных опасностях любого вида деятельности, и учу анализировать причины происшествий и несчастий.

При организации ситуативного обучения учащиеся подбирают статьи из газет, журналов и сети Интернет о различных чрезвычайных ситуациях, происшествиях.

Затем оценивают случившееся, дают характеристики, определяют масштаб последствия.

Анализ ситуаций (АКТ) позволяет учащимся приобретать знания, обогащаться опытом безопасной деятельности, который на горьком опыте других учит избегать ошибок и неверных решений в различных, в том числе и экстремальных ситуациях.

Например: ЧС землетрясение:

  1. ознакомила учащихся с ситуацией;
  2. предложила несколько вариантов ответа выхода из данной ситуации;
  3. провожу дискуссию о возможных способах разрешения и выбора оптимального правильного ответа с помощью вопросов:
  1. как вы оцениваете то, что произошло в предложенной мной ситуации? Насколько она типична? Приходилось, ли вам сталкиваться с подобными явлениями?
  2. какие ошибки и кем были допущены в данной ситуации? Какова причина этих ошибок?
  3. какие нормы, правила, законы нарушены? Какими нормативными актами должны руководствоваться участники данной ситуации?
  4. какие решения, действия, шаги предприняли бы вы в данных обстоятельствах, если бы оказались непосредственными участниками описываемых событий? Обоснуйте свои действия с точки зрения закона, нравственных норм, элементарной логики и здравого смысла. Определите минимум знаний, которые необходимы для оптимального поведения в данной ситуации.
  5. Предложите систему мероприятий, которые предупредили бы возникновение подобных ситуаций. Обоснуйте своё предложение.
  6. Что полезного для себя вы извлекли из анализа ситуации?
    Изменились ли какие-то ваши мнения и суждения?

При организации данного метода учащиеся приобретают и пополняют знания за счет анализа ошибок (нарушений) других людей, попадавших в различные экстремальные ситуации.

На уроках применяю деловые, ролевые и дидактические игры,  но при этом учитываю возрастную особенность учащихся.

Большое предпочтение отдаю деловой игре - игровой имитационной модели, воссоздающей условия, содержание, динамику той или иной деятельности. Это один из наиболее эффективных методов активизации обучения. Деловая игра предполагает воспроизведение реальной действительности.

На первом этапе в развернутых и точных формулировках раскрывается тема игры.

На втором формулируются  цель и конкретные учебные задачи.    

На третьем дается характеристика исходной обстановки игрового комплекса, определяющая район игры, ее условия (правила), используемый наглядный материал, характер размещения участников в аудитории, временные границы проведения.

Например: деловая игра «Знание спасает жизнь»

Класс разбивается на несколько групп, каждой выдаётся задание и указывается место занятия:

Задание 1. На первом этаже в фойе школы произошел пожар, и огонь распространяется. Возможные травмы при пожаре. Ваши действия?

Задание  2. В субботний день в первой половине, пришло известие «Наводнение». Возможные травмы при наводнении.  Ваши действия?

Задание 3. Во время коллективного выезда автобус попал в ДТП. Возможные травмы при ДТП. Ваши действия?

Задание 4. На зимних каникулах вы едете кататься с друзьями на пруд. Возможные травмы при этом.  Ваши действия?

     Подводя итог игры, я не только даю общую оценку действиям участников и каждого в отдельности, но и подробно по шагам разбираю  весь ее ход, акцентирую внимание, как на удачных, так и на неудачных решениях. По окончанию занятия каждый ученик получает памятку – алгоритм правильного действия.

Развитию творческих способностей учащихся, расширению словарного запаса, развитию логического мышления способствую применение на уроках метода проектной деятельности. Это метод помогает ориентировать учащихся на осознание о понимание проблем безопасности, рациональный отбор информации по созданию безопасных условий деятельности, аргументировать применяемых решений по устранению причин, реализующих опасности в качестве негативных последствий. Работая над проектом учащиеся вырабатывают определённые навыки и приобретают опыт в области моего предмета.

Метод проектов – это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащихся, развития их интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания нового продукта под контролем учителя, обладающего объективной и субъективной новизной, имеющего практическую значимость.

Опыт применения метода проектов даёт возможность выделить два уровня тем для проектирования:

  1. Тематические – это, как правило, индивидуальные проблемные занятия, сравнительно небольшие по объёму и включающие во все возможные варианты решения, вновь полученные знания;
  2. Игровые – это, как правило, объёмные проблемные задания для состоящих из несколько учеников, выполняемые на протяжении длительного периода времени.

  Тематика проектных заданий охватывает широкий круг вопросов школьной программы ОБЖ.

  Важным моментом в проектной деятельности является подбор объектов для проектирования. При этом необходимо учитывать: индивидуальные особенности учащихся, учебно-материальную базу.

 Например, «Классификация взрывчатых веществ». Класс разбивается по командам, раздаётся задание (мощность и форма ВВ; чувствительность назначение ВВ; состав и изготовление ВВ) и определяется время выполнения.

  После происходит защита проектов. Подводя итог, даю общую оценку не только каждой команде, но и всей выполненной  работе.  Основные определения конспектируем в тетрадь,  по окончанию командам  выдаются дипломы или грамоты.

 

 Глубоко понять проблему, повысить интерес, реализовать потребности в общении и самостоятельности, прочувствовать знания и сформировать активную внутреннюю позицию позволяет дискуссия. Кроме перечисленных возможностей дискуссия характеризуется следующим:

 -  способствует анализу собственного жизненного опыта, прояснению собственной позиции и умению её защищать;

 - создать возможность для проявления инициативы;

 - выявлять многообразие подходов, точек зрения по какому – либо вопросу, что обеспечивает его всестороннее видение;

 - обучает навыкам понимания мнений и поиска определённой степени согласия с ними, привлекая знания из различных наук.

  Дискуссия предполагает наличие разных точек зрения, противоречий. Её использую  в тех случаях, когда ученики обладают определенной степенью зрелости и самостоятельностью мышления, умеют аргументировать и доказывать свою точку зрения, т.е. учитываю возрастную особенность учащихся.              
 Например, при изучении ЗОЖ: дискуссия «Наркотики: миф или реальность».

В практике обучения использую также проблемный подход к организации процессов усвоения, называемый проблемным обучением. Сущность его сводится к тому, что на занятии преднамеренно создается ситуация познавательного затруднения - проблемная ситуация.  Проблемные ситуации позволяют постепенно вырабатывать у учащихся внимание к объекту обучения, стремление овладеть предметом, несмотря на имеющиеся трудности. Проблемное обучение ориентировано на поисковое усвоение знаний, умений и навыков. Применяется преимущественно с целью развития навыков творческой учебно-познавательной и практической деятельности, оно способствует более осмысленному и самостоятельному овладению знаниями.

На  уроках ОБЖ и  внеклассные  мероприятия использую  конкурсные программы. В её основе лежит принцип соревновательности, состязательности. Цель -  сравнение уровней мастерства участников, поскольку они являются мощным стимулом к развитию человека, к совершенствованию его навыков.

Содержанием для организации конкурсов по ОБЖ служит тематика по курсу, которая зависит от календарного срока изучения материала, возрастных особенностей учащихся.

  Также использую и нестандартные формы занятий: пресс-конференции, КВН, аукционы, акции, экскурсии, викторины, военные месячники, конкурсные программы, выставки творческих работ учащихся.

   В этой работе мне очень помогает сотрудничество с:

 - Сахалинским областным отделением Всероссийского добровольного пожарного общества:

 -    Территориальным отделом Государственного пожарного  общества г. Южно-Сахалинска;

 -    ОГИБДД г. Южно-Сахалинска;

 -      Музеем пожарной безопасности при п\ч №1 г. Южно-Сахалинска.

 -      ГБО (центром психологической помощи семье и детям);

 -      СМИ

 -      МБОУ СОШ №12.

 Такая целенаправленная, непрерывная, системная работа в целом воспитывает у учащихся безопасное поведение в повседневной жизни, в неблагоприятных условиях и способствует росту КЗ.

 

  Систематическая работа по формированию ключевых компетенций даёт:

- позитивную динамику уровня обученности школьников;

- рост мотивации к изучению предмета;

- активизация самостоятельной деятельности обучающихся в

  образовательном процессе;

- развитие творческих способностей обучающихся;

- активное участие школьников в конкурсах и соревнованиях.

Соответственно уже имеем небольшие достижения:

  1. 2009-2011гг. - Благодарственные письма от Территориального отдела надзорной деятельности г. Южно-Сахалинска; Сахалинского областного отделения ВДПО; Департамента образования Сахалинской области;
  2. 2009 г. – второе место в Дальневосточных региональных соревнованиях «Инспектор и его команда»
  3. 2009-2010гг. – Диплом, первое место в городском смотре-конкурсе дружин юных пожарных «Горячие сердца»
  4. 2009-2010гг. – Диплом, лауреата в номинации «Вокальное искусство» в фестивале «Мы танцуем и поём в безопасности живём»
  5. 2009 г. - Второе место в областном конкурсе «Лучший кабинет ОБЖ»
  6. 2011 г. – Диплом первое место в городском смотре-конкурсе дружин юных пожарных «Горячие сердца»
  7. Март 2011г. – на каналах: Первый и ОРТ неоднократно транслировался фрагмент бинарного урока по теме «Землетрясение».  

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Дахин, А. Компетенции и компетентность: сколько их у российского школьника [Текст] / А. Дахин // Народное образование. – 2007г
  2. Емельянов В.М., Коханов В.Н., Некрасов П.А. Защита населения в чрезвычайных ситуациях. М.: Академический проспект. 2003.
  3. Иванова Т. В. Компетентностный подход к разработке стандартов для 11-летней школы: анализ, проблемы, выводы [Текст] / Т. В. Иванова //
  4. Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Вестник военной информации. - 2000. - № 2.
  5. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. - М.: Аркти, 2003. – 42 с.
  6. Ступницкая М.А. Проектная деятельность как средство повышения учебного мотива и развития информационных и коммуникативных навыков учащихся / Материалы городской научно-практической конференции «Комплексный подход к сохранению и укреплению здоровья школьников». М., 2004 г. – 104 с.
  7. Стратегия модернизации содержания общего образования [Текст]: материалы для разработки документов по обновлению общего образования. –  М.: Минобразования, 2001. – 72 с.
  8. Хуторской, А. В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций [Электронный ресурс] / А. В. Хуторской // Эйдос : интернет-журнал. – 2005. – Ст. 1212. – Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm.

Хохрина Ольга Викторовна  учитель ОБЖ  МБОУ СОШ №32


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад Формирование ключевых компетенций на уроках физики

В данной работе автор рассказывает о формировании ключевых компетенций при обучении физики в средней общеобразовательной школе.Цель учебно-воспитательной системы школы - формирование целостной личност...

доклад Формирование ключевых компетенций на уроках математики

В данном докладе раскрыты основные вопросы математики, показывающие связь теории с практикой,указаны основные компетенции, задачи,умения,навыки при изучении математики....

Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка

Выступление на педагогической конференции на тему: "Компетентностный подход к образованию"...

Формирование ключевых компетенций на уроках информатики.

О  развитии ключевых компетенциях на уроках информатики....

Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка

Описание системы работы учителя-филолога, основанной на технологии встречных усилий...

Формирование ключевых компетенций на уроках немецкого языка

В докладе сообщается о главной цели изучения немецкого языка - о коммуникативной компетенции....

Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы

Формирование ключевых компетенций обучающихсяна уроках русского языка и литературы         Современный этап развития методики преподавания русского языка и лите...