выступление по ОРКСЭ
статья (5 класс)

Стругалёва Марина Петровна

доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_po_orkse.docx31.12 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Использование технологии критического мышления

на уроках ОРКСЭ»

Цель: осмыслить возможности использования технологии развития критического мышления (ТРКМ) в организации активной и эффективной деятельности при реализации курса  ОРКСЭ

Методические задачи:

Познакомиться с технологией развития критического мышления (ТРКМ)

Приобрести практический опыт использования некоторых приемов ТРКМ на уроках ОРКСЭ

Наметить пути использования ТРКМ в собственной педагогической деятельности.

Материалы и оборудование, подготовка к занятию: столы и стулья расставлены для работы в 3 группах по 6 человек. На столах лежат :фломастеры, заготовки для заполнения кластера, воздушный шарик текст

Оборудование: Переносная доска, ноутбук, мультимедийный проектор, экран, слайд-фильм занятия, созданный на основе программы Power Point

                        Умеющие мыслить умеют задавать вопросы.

Э. Кинг

Ход мастер-класса

  1. Организационный момент.

- Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать всех, кто собрался сегодня на нашем мероприятии и присутствует на мастер-классе. Когда вы заходили в класс вы выбрали цветной снежинку. Те, кто выбрал зеленую -  того ждёт успех на занятии, голубую предпочли те, кто захотел общения с коллегами, желтую - те, кто будет самым активным, а фиолетовую – самым настойчивым. Прошу до конца мастер-класса не потерять её.

          Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской  этики»  объединил нас сегодня на мероприятии. Поэтому в начале мастер-класса предлагаю вам составить синквейн (пятистишье):

Курск ОРКСЭ

Нравственный, полезный

Учит, наставляет, помогает

Много подготовки к уроку.

Внутренний мир.

  1.  Мотивация

В своей педагогической практике наблюдаю, что у многих детей возникают проблемы в общении, трудно ребятам высказывать своё мнение, разобраться в своём внутреннем мире,  низкий уровень воспитанности, нет мотивации к осознанному нравственному поведению. Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации  во всех субъектах Российской Федерации проводится система мероприятий внедрения комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики».

Целью курса ОРКСЭ – является  формирование, у школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России. Курс играет важную роль в расширении кругозора учащегося, в процессе формирования порядочного гражданин

Курс ОРКСЭ выдержан в духе новых образовательных стандартов второго поколения

     Патриарх Кирилл говорил: «Школа обязана не только осуществлять передачу научных знаний, но и уделять должное внимание формированию мировоззрения, позитивной ценностной ориентации обучающихся, приданию обучению, труду, жизни нравственного измерения».

Я веду модуль «Основы светской этике». По окончанию изучения данного курса наблюдается положительная динамика: учащиеся умеют работать в группе, слушать и слышать друг друга, уважают мнение других, из большого объёма информации умеют выделять главное.

  1. Теоретическая часть.

Данный курс новый, много вопросов, очень важно делиться опытом друг с другом, обсуждать возникающие проблемы. При подготовке к учебным занятиям я поняла, что очень важно найти ту струнку души ребёнка, чтобы вызвать не только интерес к предмету, но и побудить душевные размышления и сопереживания. Значит, традиционного преподавания предмета будет недостаточно.  Переход к использованию современных образовательных технологий в преподавании курса требует овладения интерактивными методами обучения и овладения культурой работы и использования ПК, информационными технологиями, работа с интерактивной доской.

      При подготовке урока использую такие технологии, как:    проблемное и интерактивное обучение; технология познавательного конфликта; проектной и исследовательской деятельности; технология критического мышления.  

На уроках осуществляю свою деятельность по следующим направлениям:

  • приобретение и использование учащимися знаний, полученных в повседневной жизни в ходе своего или на основе чужого опыта;
  •  развитие познавательного интереса, творческих способностей, стремления к самостоятельному приобретению знаний, основываясь на жизненных интересах и потребностях своего ребёнка;
  • воспитание толерантности, уважения к истории и культуре своего народа и народов мира.

     Для наиболее полного формирования активного, творческого, самостоятельного, духовнообогащённого, высоконравственного человека помогает мне в работе методы и приёмы технологии критического мышления.  

  Основной принцип мастер-класса: «Я знаю, я могу показать и научить вас, как это делать» Мне хотелось бы рассказать и показать, как использовать приёмы критического мышления на уроках светской этике.

Данная технология, в отличие от традиционной, меняются роли педагогов и обучающихся. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Роль учителя в основном координирующая.

Применение технологии критического мышления дает возможность вырабатывать у учащихся  надпредметные умения:

  • умение работать в группе;
  • умение графически оформить текстовый материал;
  •  умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию;
  • умение распределить информацию по степени новизны и значимости; умение обобщить полученные знания;
  •  формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.

Использую такие письменные приёмы, как:

  • Приём «Написание эссе» (эссе – письменные размышления на заданную тему, соотнести свои мысли и чувства)
  • «Составление телеграммы» (научит отбирать наиболее важную информацию из прочитанного и представлять ее в сжатом, лаконичном виде)
  • «Стихотворение по алгоритму» (синквейна, хокку, диаманты - развивают поэтические способности учеников)
  • Прием «Нарисуйте счастье» (приемы  психорисунка дают возможность выразить понимание абстрактных понятий, внутренний мир через зрительные образы. Можно дать задание нарисовать совесть, месть, добро, зло и затем объяснить свои рисунки)
  • Прием «Письмо по кругу» (предполагает групповую форму работы.  Детям нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовывать свое мнение с членами группы.).

Один из приёмов технологии критического мышления – кластера.

Кластер - это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

Составить кластер можно в виде схемы. Например, тема «Добро и зло», кластер может выглядеть так: (слайд) Ребята могут не только в виде схемы систематизировать, но и проявить свои творческие способности, создав какой-нибудь образ.

  1. Практическая часть.

Предлагаю вам обыграть фрагмент урока  из модуля «Основы светской этике» по теме: «Семья – самое ценное в жизни человека» с использованием кластера. Послушайте китайскую притчу.

ЛАДНАЯ СЕМЬЯ (китайская притча)

Жила-была на свете семья. Не простая семья. Более 100 человек насчитывалось в ней. Мало ли таких семей? Да, не мало. Но это семья была особая. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки. И решил он проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его порадовалась: чистота и порядок, красота и мир. Хорошо детям, спокойно старикам.

Удивился владыка и решил узнать, как добилась всего этого семья. Пришел он к старейшине. «Расскажи»,- говорит. Долго писал что-то на бумаге старейшина. А, когда написал, протянул владыке. Всего 3 слова были написаны на бумаге: «ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ» А в конце листа: « СТО РАЗ ЛЮБОВЬ, СТО РАЗ ПРОЩЕНИЕ, СТО РАЗ ТЕРПЕНИЕ».

-И все?

-Да, - отвечал старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.- И подумав, добавил: "И мира тоже".

Предлагаю для кластера взять образ дома, где строительство крепкой семьи начнётся с фундамента. Ключевое слово – СЕМЬЯ. По кирпичикам будем строить крепкую, дружную семью. Какие кирпичи нам понадобятся (любовь, прощение, уважение, терпение, радость, помощь) Закрываем крышей (защита) и через трубу выгоняет всё то, что может её разрушить.

Составление кластера можно использовать в конце урока, в течение всего урока строить дом счастливый семейный дом.

Предлагаю поработать самостоятельно. Теперь каждая группа попробует составить кластер по другой теме. Предлагаю посмотреть видеоролик.  Определиться с темой самостоятельно. В помощь вам на столах лежат учебники. Затем на заготовленных образах (снежинка, осенний листок, дерево) записать ключевое слово темы в центре, а от него написать какие понятия, сочетания  ребята получать на уроке,  работая над данной темой. Представить ваш кластер.

Время для работы 7 минут

Считаю, что внедрения курса «Основы религиозных культур и светской этике» является основой духовно-нравственного воспитания учащихся на примере разработки фрагментов уроков.

  1. Рефлексия.

 - Заходя в класс, вы брали снежинки разного цвета. Давайте украсим своими снежинками нашу ель. Сделайте для себя вывод от работы на мастер-классе. Если вы с пользой провели время на мастер-классе, приклейте  снежинку на светлую половину веточки. Если многое было уже знакомо вам – на тёмную. В конце мастер-класса попрошу вас подарить мне подарок в виде ваших пожеланий. Напишите свои пожелания на воздушном шарике.

Бинарный урок

При конструировании современного урока все чаще используются различные формы и методы организации обучения.

Потому современный урок, сохранив присущие ему признаки, в то же время рассматривается не только как вариативная, но и как постоянно развивающаяся форма. Главное же направление этого развития видится в стремлении добиться того, чтобы урок стал результатом творчества не только педагога, но и учащихся.

Одним из направлений в достижении этой задачи может являться проведение бинарных уроков.

Слово «бинарный» происходит от латинского слова «bis».

Бинарный урок это нетрадиционная форма обучения. В её структуре органически сочетаются личности учителя и педагога-специалиста, их взаимодействие друг с другом, а также с учащимися.

Методика бинарного урока отличается от методики традиционного тем, что учитель и педагог  - специалист одновременно ведут урок по какой-либо завершающей теме.

Известно, что при проведении традиционных уроков по различным предметам восприятие учащимися новой информации по каждой учебной дисциплине не складывается в целостную систему. В результате школьники не могут оперативно применять знания одного предмета при изучении другого, а также продуктивно использовать их при  решении проблем комплексного характера.  В случае же одновременного рассмотрения программного материала в рамках двух учебных предметов получаемая информация приобретает практическое значение, а усвоение новых знаний идёт как бы путём их наложения на базовые знания и навыки.

Бинарный урок позволяет выявить связь различных предметов, делает обучение целостным и системным. Проведение бинарных уроков требует от педагогов особенной тщательной подготовки. Таки уроки  могут быть успешными только при условии слаженной творческой работы обоих учителей.

Что может дать бинарный урок? Естественно качество закрепления изученного материала, лучшую усвояемость учебных элементов, повышение интереса к предметам и многое другое, что зависит от непосредственно поставленных целей конкретного занятия.

Таким образом, бинарная технология урока позволяет перенести теорию в практику, а формирование умений и навыков поднять на уровень осмысленной, учебной  деятельности. При этом достигается единый подход к рассмотрению возникающих проблем и единства требований к учащимся в процессе их учебной деятельности.

Под влиянием интереса, вызванного общением треугольника «учителя - педагога-.специалиста – учащихся», активнее протекает восприятие учебного материала, острее становится наблюдение, активизируется эмоциональная и логическая память, интенсивнее работает воображение. Бинарный урок воспитывает у учащихся умение пользоваться теоретическими знаниями в разнообразных вариантах, в нестандартных ситуациях.

Бинарные уроки, без сомнения, оживляют образовательный процесс, развивают познавательный интерес школьников, способствуют развитию личности ребенка, дают возможность повысить мотивацию обучения.

Бинарная модель обучения - важное средство реализации внутрипредметных и межпредметных связей, она так же является интегрированным средством обучения, помогающим разрешать многие задачи, а также организовать коррекционное сопровождение учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальные проблемы и необходимость создания УМК для преподавания курса ОРКСЭ. Выступление 16 февраля 2015 г.

В сообщении раскрываются проблемы, с которыми столкнулся учитель в преподавании курса ОРКСЭ....

Выступление на родительском собрании по выбору модуля курса ОРКСЭ- 2014 г.

Выступление на родительском собрании по выбору модуля курса ОРКСЭ....

Возможности библиотеки в сопровождении курса ОРКСЭ. Выступление на семинаре руководителей школьных библиотек

Презентация к выступлению на семинаре руоводителей школьных библиотек раскрывает возможности взаимодействия учитея ОРКСЭ и школьной библиотеки...

Выступление на родительском собрании по выбру модуля ОРКСЭ 16 марта 2017 года.

Выступление на родительском собрании по выбору модуля ОРКСЭ....

Выступление на родительском собрании (3 класс) предмет ОРКСЭ

Выступление на родительском собрании (3 класс)предмет ОРКСЭ...

Выступление на семинаре учителей, ведущих курс ОРКСЭ "Методы оценивания на уроках ОРКСЭ"

Несмотря на отсутствие традиционной балльной системы оценки на уроках ОРКСЭ, учителю доступны другие методы оценки уровня успеваемости, степени глубины полученных знаний и навыков, а также успешности ...